Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

    Повышение педагогического мастерства в школе динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых:

- государственная  политика в сфере образования,  законодательные акты и документы;

- уровень  педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально - деятельностных показателей;  
- морально-психологический климат в коллективе школы, материально-технические возможности организации методической работы;  
- изучение внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;  
- конкретная ситуация в коллективе школы: в отношениях между учителями, учителями и учениками, учителями и руководителями.  
    Условия непрерывного совершенствования педагогического мастерства, заключающиеся в следующем:

- на первой ступени определяется уровень подготовленности и индивидуально-психологические особенности преподавателей с целью обеспечения действенности повышения их педагогического мастерства;

- на второй ступени организуются педагогические семинары, мастерские, где происходит обучение самообразованию, умениям  проектирования универсальных педагогических технологий; выявление информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности преподавателя, а также раскрытие его творческого потенциала;

- на третьей ступени повышение педагогического мастерства связано с самостоятельной работой преподавателя в условиях информационной методической среды.

   Критерии оценки качества методической работы рассматриваются в трудах А.М. Моисеева, М.М. Поташника, В.М. Лизинского.

   Критерии Оптимальности конечных результатов методической работы в школе по А.М. Моисееву [36]:

- результативность (по итогам работы);

- рациональность (экономичность затрат времени на оптимизацию обучения и воспитания учащихся);

- рост удовлетворённости педагогов своим трудом (создание творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы), что стимулирует оптимальность результативности целей и задач методической работы.

   М.М. Поташник [34] уточняет определение критериев результативности, рациональности, стимулирующей роли методической деятельности методической службы. Для определения критериев результативности составляется перечень умений по направлению (проблеме). К перечню прикладывается способ самооценки и внешней оценки, например: «не владею», «знаю, как это делать», «владею свободно» и т.п. Критерий результативности определяется по уменьшению числа педагогов, не владеющих необходимыми знаниями и умениями по конкретной проблеме.

   Критерий рациональности расходов времени, потраченного на учёбу. Определяются группы учителей, осваивающие необходимые теорию вопроса и технологию деятельности:

а) группа самообразования;

б) группа, осваивающая необходимую тему в системе мероприятий, организованных методической службой;

в) группа, требующая повышенного внимания органов образования (тут составляются планы освоения темы с указанием сроков, проводятся собеседования, зачёты или используются другие формы контроля).

   Критерий стимулирующей роли методической деятельности определяется по степени добровольного участия педагогов в этой работе.

   Критерии оценки результатов методической работы в школе по В.М. Лизинскому [25] :

- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

- положительный  психолого – педагогический климат;

- высокая  заинтересованность педагогов в  творчестве и инновациях;

- овладения  современными методами обучения и воспитания;

- хорошо  организованный процесс обучения  и воспитания;

- положительная  динамика качества обучения и  воспитания учащихся;

- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;

- своевременное  распространение передового педагогического опыта;

- постоянное  внимание администрации к деятельности  педагогов, наличие системы стимулирования  педагогической деятельности;

- качественно  организованная система повышения квалификация педагогов.

     По мнению Л.П. Ильенко для оценки уровня педагогического мастерства педагогов можно использовать следующую карту[16]: 
 
 

Таблица 1

Карта

оценки  уровня профессионального  мастерства педагогов 
 

Вопросы для изучения Да Нет Частично Итог  наблюдения
1 Использование педагогами современных программ        
2 Использование педагогами современных  технологий      
3 Использование педагогами разнообразных форм организации  работы с воспитанниками      
4 Участие педагогов  в методической работе школы      
5 Участие педагогов  в открытых мероприятиях      
 
 

По показателю сформированности компонентов самоанализа  В.М. Лизинский  полагает, что можно определить уровни профессиональной самостоятельности педагогов.

Таблица 2

Критерии  уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты  самоанализа Уровни  и показатели
низкий средний высокий
самоконтроль Спонтанный  контроль, когда все определяется с помощью интуиции Осознанный  отбор, сравнение, сопоставление необходимых  фактов, 

явлений

Установление  ассоциаций с ранее изученными и  знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик
Самодиагностика Невладение  навыками проведения диагностики Умение определять 

проблему  и причины их возникновения

Выявление проблем  и определение их приоритетности, а также причины возникновения
Осознание затруднений слабо выражена осознанность затруднений Осознание результатов  деятельности Предвидение возможных  последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей
Самооценка Слабо развитые навыки самооценки Комбинирование  ранее используемых методов и  нахождение причин их возникновения Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда
 

Для определения  удовлетворённости педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов М.М. Поташник предлагает провести такое анкетирование.

Таблица 3

 
 
           Вопросы                          анкеты
Количество

педагогов

  чел.

Чел. %
1. Удовлетворённость педагогов собственной деятельностью    
2. Заинтересованность  педагогов в творчестве и инновациях    
3. Желание педагогов овладеть современными методами обучения и воспитания    
4. Удовлетворённость педагогов созданием творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы    
7. Удовлетворены разработанной системой организации методической работы по повышению педагогического мастерства    
 

Изучить психологический климат коллектива можно через диагностические методы изучения психологического климата коллектива. (Приложение 1,2)

   Исходя из критериев оценки методической работы  вышеизложенных авторов, определены основные критерии методической работы в школе по повышению педагогического мастерства педагогов:

- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

- положительный психолого – педагогический климат;

- удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения  

  педагогического  мастерства педагогов;

- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;

- наличие  системы стимулирования педагогической деятельности; 

      
 
 

Выводы  по первой главе. 

    Проведенный анализ литературы по теме исследования позволил сформулировать ряд положений, которые составили  основу разработки новых решений проблемы.

      1.Уточнена сущность понятий: «организация методической работы».

М.М. Поташник считает, что Организация методической работы в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и педагогического  мастерства каждого учителя.

     Методическая работа в школе проводится в индивидуальной и коллективной форме, которая различается между собой используемыми приемами, будучи одинаково направленными на повышение педагогического мастерства педагога и педагогического коллектива в целом.

    Индивидуальная форма методической работы в школе заключается в самостоятельной работе педагога над повышением теоретического уровня своих знаний, совершенствования педагогического мастерства. К таким формам относятся: изучение литературы, выступление, посещение уроков, выступления, обобщение опыта, самообразование.

     Целью коллективных форм методической работы в школе является повышение мастерства всех учителей в процессе целенаправленно спланированных и реализованных мер. Одной из самых распространенных коллективных форм методической работы в школе педсовет, совещания, методические объединения, семинары, конференции, консультации.   

   Рассмотрели методическую работу   Шарьинской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида, которая направлена на повышение качества педагогической деятельности. 

    2. Вслед за В.П. Симоновым мы считаем, что   Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

   К основным принципам системного  подхода относятся: целостность,

  иерархичность строения, структуризация, множественность.

    По мнению А.М. Моисеева системный подход к организации методической работы предполагает: - показ места и роли методической работы в системе образования школы,  частью которой она является; показ связей и отношений в структуре методической службы с социокультурной средой; отражение в системе методической работы ее целевого предназначения - повышение качества подготовки педагога в соответствии с требованиями социального заказа;

Информация о работе Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес