Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа
Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………
Повышение педагогического мастерства в школе динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых:
- государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;
- уровень
педагогической культуры педагогов, их
методическая грамотность, выявленная
в процессе диагностических измерений
личностных и профессионально - деятельностных
показателей;
- морально-психологический климат в коллективе
школы, материально-технические возможности
организации методической работы;
- изучение внутришкольного педагогического
опыта, инновационная открытость и активность
учителей, уровень профессиональной готовности
руководителей школы к осуществлению
методической работы;
- конкретная ситуация в коллективе школы:
в отношениях между учителями, учителями
и учениками, учителями и руководителями.
Условия непрерывного совершенствования
педагогического мастерства, заключающиеся
в следующем:
- на первой ступени определяется уровень подготовленности и индивидуально-психологические особенности преподавателей с целью обеспечения действенности повышения их педагогического мастерства;
- на второй ступени организуются педагогические семинары, мастерские, где происходит обучение самообразованию, умениям проектирования универсальных педагогических технологий; выявление информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности преподавателя, а также раскрытие его творческого потенциала;
- на третьей ступени повышение педагогического мастерства связано с самостоятельной работой преподавателя в условиях информационной методической среды.
Критерии оценки качества методической работы рассматриваются в трудах А.М. Моисеева, М.М. Поташника, В.М. Лизинского.
Критерии Оптимальности конечных результатов методической работы в школе по А.М. Моисееву [36]:
- результативность (по итогам работы);
- рациональность (экономичность затрат времени на оптимизацию обучения и воспитания учащихся);
- рост удовлетворённости педагогов своим трудом (создание творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы), что стимулирует оптимальность результативности целей и задач методической работы.
М.М. Поташник [34] уточняет определение критериев результативности, рациональности, стимулирующей роли методической деятельности методической службы. Для определения критериев результативности составляется перечень умений по направлению (проблеме). К перечню прикладывается способ самооценки и внешней оценки, например: «не владею», «знаю, как это делать», «владею свободно» и т.п. Критерий результативности определяется по уменьшению числа педагогов, не владеющих необходимыми знаниями и умениями по конкретной проблеме.
Критерий рациональности расходов времени, потраченного на учёбу. Определяются группы учителей, осваивающие необходимые теорию вопроса и технологию деятельности:
а) группа самообразования;
б) группа, осваивающая необходимую тему в системе мероприятий, организованных методической службой;
в) группа, требующая повышенного внимания органов образования (тут составляются планы освоения темы с указанием сроков, проводятся собеседования, зачёты или используются другие формы контроля).
Критерий стимулирующей роли методической деятельности определяется по степени добровольного участия педагогов в этой работе.
Критерии оценки результатов методической работы в школе по В.М. Лизинскому [25] :
- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- положительный
психолого – педагогический
- высокая
заинтересованность педагогов
- овладения современными методами обучения и воспитания;
- хорошо
организованный процесс
- положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;
- своевременное распространение передового педагогического опыта;
- постоянное
внимание администрации к
- качественно организованная система повышения квалификация педагогов.
По мнению Л.П. Ильенко для оценки
уровня педагогического мастерства педагогов
можно использовать следующую карту[16]:
Таблица 1
Карта
оценки
уровня профессионального
мастерства педагогов
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | Итог наблюдения |
1 | Использование педагогами современных программ | ||||
2 | Использование педагогами современных технологий | ||||
3 | Использование педагогами разнообразных форм организации работы с воспитанниками | ||||
4 | Участие педагогов в методической работе школы | ||||
5 | Участие педагогов в открытых мероприятиях |
По показателю сформированности компонентов самоанализа В.М. Лизинский полагает, что можно определить уровни профессиональной самостоятельности педагогов.
Таблица 2
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
Компоненты самоанализа | Уровни и показатели | ||
низкий | средний | высокий | |
самоконтроль | Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции | Осознанный
отбор, сравнение, сопоставление необходимых
фактов, явлений |
Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик |
Самодиагностика | Невладение навыками проведения диагностики | Умение определять проблему и причины их возникновения |
Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения |
Осознание затруднений | слабо выражена осознанность затруднений | Осознание результатов деятельности | Предвидение возможных
последствий принимаемых |
Самооценка | Слабо развитые навыки самооценки | Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения | Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда |
Для определения удовлетворённости педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов М.М. Поташник предлагает провести такое анкетирование.
Таблица 3
№ |
Вопросы анкеты |
Количество
педагогов чел. | |
Чел. | % | ||
1. | Удовлетворённость
педагогов собственной |
||
2. | Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях | ||
3. | Желание педагогов овладеть современными методами обучения и воспитания | ||
4. | Удовлетворённость педагогов созданием творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы | ||
7. | Удовлетворены разработанной системой организации методической работы по повышению педагогического мастерства |
Изучить психологический климат коллектива можно через диагностические методы изучения психологического климата коллектива. (Приложение 1,2)
Исходя из критериев оценки методической работы вышеизложенных авторов, определены основные критерии методической работы в школе по повышению педагогического мастерства педагогов:
- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- положительный психолого – педагогический климат;
- удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения
педагогического мастерства педагогов;
- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;
- наличие
системы стимулирования педагогической
деятельности;
Выводы
по первой главе.
Проведенный анализ литературы по теме исследования позволил сформулировать ряд положений, которые составили основу разработки новых решений проблемы.
1.Уточнена сущность понятий: «организация методической работы».
М.М. Поташник считает, что Организация методической работы в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и педагогического мастерства каждого учителя.
Методическая работа в школе проводится в индивидуальной и коллективной форме, которая различается между собой используемыми приемами, будучи одинаково направленными на повышение педагогического мастерства педагога и педагогического коллектива в целом.
Индивидуальная форма методической работы в школе заключается в самостоятельной работе педагога над повышением теоретического уровня своих знаний, совершенствования педагогического мастерства. К таким формам относятся: изучение литературы, выступление, посещение уроков, выступления, обобщение опыта, самообразование.
Целью коллективных форм методической работы в школе является повышение мастерства всех учителей в процессе целенаправленно спланированных и реализованных мер. Одной из самых распространенных коллективных форм методической работы в школе педсовет, совещания, методические объединения, семинары, конференции, консультации.
Рассмотрели методическую работу
Шарьинской специальной (коррекционной)
школы - интерната VIII вида, которая направлена
на повышение качества педагогической
деятельности.
2. Вслед за В.П. Симоновым мы считаем, что Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
К основным принципам
иерархичность строения, структуризация, множественность.
По мнению А.М. Моисеева системный подход к организации методической работы предполагает: - показ места и роли методической работы в системе образования школы, частью которой она является; показ связей и отношений в структуре методической службы с социокультурной средой; отражение в системе методической работы ее целевого предназначения - повышение качества подготовки педагога в соответствии с требованиями социального заказа;