Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

педсовет, совещания, методические объединения, семинары, конференции, консультации.  [26]     

Рис. 1. Формы организации методической работы

 Формы организации методической работы в школе изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов.

Основными формами методической работы являются:

     1.Методический совет, где происходит повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого педагога. Входят опытные учителя, руководит работой методического совета завуч. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогического мастерства педагогов. Определяет вопросы для рассмотрения на методических

объединениях, разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов

в школе.

      2.Предметное методическое объединение учителей.  Включает учителей-предметников. Состав - 4-5 преподавателей одного предмета.

Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы:

а) по повышению  уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний;

б) внедрение  передового педагогического опыта  и достижений педагогической науки;

в) обсуждают  наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников.

г) рассматривают  результаты работы по ним;

д) разрабатывают  и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают  их эффективность и результативность;

е) подготовка тематики и виды творческих, контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ.

Работа  методического объединения проводится по специальному плану:

- общая  характеристика педагогической деятельности педагогов данного предмета;

- качества  знаний учащихся;

- формируются  цели и задачи на новый учебный  год;

- определяются  основные организационно-педагогические  мероприятия;

   Схематично это можно изобразить  так:

Рис. 2. План методического объединения. 

 3. Единый методический день в школе. Проводится для всех педагогических работников школы один раз в четверть и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть. В канун проведения единого методического дня выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание  включает:

- проведение  открытых уроков и внеклассных  занятий, их развернутый анализ  и обсуждение;

- обзор  новой методической литературы;

- подведение  итогов методического дня в  форме заседания круглого стола  пресс-конференции с выступлениями  отдельных учителей об итогах  работы над методическими темами, выступлениями руководителей школы  с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.

     4.Проблемные семинары и практикумы. Сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность учителей.

Содержанием работы проблемных семинаров могут  стать современные педагогические теории.

Практические  занятия в системе методической работы в последние годы приобретают  все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно - деятельностные игры, различного рода тренинги.

    Необходимо квалифицированное руководство, серьезной подготовительной работы для организации проблемных семинаров и практикумов.

       5. Школа передового опыта. Реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества.

   Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы проходит на добровольных началах.

   Ценность этой работы состоит в ее двухсторонней эффективности. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя-мастера. 

   6.Школа молодого учителя. В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога. 

   7.Проблемные (инновационные) группы. Большое признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Могут возникать по инициативе руководителей школы, ученых-педагогов, так и самих учителей. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение передового опыта, так и опыта за ее пределами.

   При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе школы. 

8.Деятельность  педколлектива по  избранной научно-методической теме.

 В этой работе сохраняется очень много формализма. Одна из причин такого положения дел заключается в случайном выборе темы. Одной из причин неудачи в организации этой работы является нежелание педагогов обращаться к изучению теоретических основ и передового опыта по исследуемой проблеме. Отсюда, как правило, расходование сил, времени, потеря интереса к работе. 

   9.Педагогическое самообразование учителя.  Самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического опыта, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогическая деятельность.  [16]

    Методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей педагогов и представлять собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение педагогического мастерства, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

    

1.2. Системный подход  к организации  методической работы  в школе  в  теории образовательного менеджмента.

      

 Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

 Система - нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определенной связи частей. (Ожегов)

  В.П. Симонов считает, что   Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

  В.П. Галенко в своих исследованиях отмечает, что  Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.  [12]

    Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Определим черты системного подхода:

     • Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

     • Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.

     • Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. [17]

     С учётом сказанного определим понятие  системного подхода:

     Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

     Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

     Далее рассмотрим основные принципы системного подхода [27] и приведём примеры их отражения в методической работы школы:

  1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как

 единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

         Например, установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы педагога и этапами проектирования. Учебная техника направляется не столько на обеспечение способов трансляции знаний, сколько на создание условий для самостоятельной работы педагога. Владение психолого-педагогическими знаниями о творческом характере человеческой индивидуальности, запрет на вмешательство в психику, непосредственное

изменение ее природой заданных качеств. Жесткое  управление здесь неуместно и  малоэффективно. Гораздо важнее создать  условия для проявления каждым познавательной и творческой активности на основе технически обеспеченных

возможностей  и саморегуляции деятельности, которые  запускают механизмы

самообразования и самовоспитания педагога.

  2.Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух)

элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

       Например, директор (заместитель директора по учебной части, заместитель директора по воспитательной работы) руководители методических объединений.

      3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

       Например, структура методического совета, структура методического объединения.

Рис. 3. Структура методической службы

Рис. 4. Структура методической работы

<

Информация о работе Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес