Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается

потребитель, выбирая тот или иной товар.


Ведь перед каждым потребителем стоят три вопроса:


1.Что купить?


2.Сколько стоит?


3.Хватит ли денег, что бы осуществить покупку?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….3


ГЛАВА 1. Риск и неопределенность.


1. Понятие, классификация и виды рисков……………………………...5


2. Понятие неопределенности………………………………….……..…9


ГЛАВА 2. Теория поведения потребителя.


1. Модель поведения потребителя…………………………….….……..11


2.2Факторы, определяющие поведение потребителя…………….…….14


ГЛАВА 3. Полезность как основа выбора потребителя……………………..……24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……28

Работа состоит из  1 файл

поведение потребителя в условиях неопределенности и риска.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

   увеличивается, но в меньшей  степени, так как каждая дополнительная  единица

   блага добавляет уменьшающуюся  величину полезности. 

   Закон убывающей предельной полезности  состоит в том, что с увеличением

   количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. 

   Принципом убывающей предельной  полезности руководствуется потребитель,

   выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему  наибольшую

   полезность при данной цене  блага и при данном доходе потребителя. 

   Таким образом, мы можем кратко  сформулировать некоторые принципы  поведения

   потребителя на рынке, то есть  модель его поведения. 

   - выбирая блага для потребления,  покупатель руководствуется своими

   предпочтениями; 

   - поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает

   определенные цели и руководствуется  личным интересом, то есть действует  в

   рамках разумного эгоизма; 

   - потребитель стремится максимизировать  совокупную полезность, другими

   словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему

   наибольшую общую величину полезности; 

   - на выбор потребителя и его  субъективные оценки полезности  покупаемых

   благ влияет закон убывающей  предельной полезности; 

   - при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его

   доходом; данное ограничение называется  бюджетным ограничением. 

   Модель поведения потребителя  представляет собой связанные  между собой

   общие принципы поведения потребителя  на рынке, включающие в себя, прежде

   всего, максимизацию совокупной  полезности, закон убывающей предельной

   полезности и бюджетное ограничение. 

   Изложенная выше модель поведения  потребителя является простейшей  моделью.

   Некоторые положения этой модели  слишком абстрактны. Например, трудно

   представить, что, съев два  беляша, мы мысленно определили  количество

   полученного удовлетворения; более  того, мы вряд ли думали о  максимизации

   полезности в данном случае. Тем  не менее, эта упрощенная модель  поведения

   потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении

   покупателей на рынке, в том  числе и то, от чего зависит  спрос на товары. 

   2.2  Факторы, определяющие поведение  потребителя. 

   Но на выбор потребителя влияют  не только бюджетное ограничение  и кривые

   безразличия, но и другие факторы: 

   +---------------------------------------------------------------------+

   |             |             | Личностные   |             |            |

   |             |             |              |             |           |

   |             |             | Возраст и    |             |            |

   |             | Социальные  |              | Психологич. |            |

   | Культурные  |             | этап         |             |            |

   |             | Референтные |              | Мотивация   |            |

   | Культура    |             | жизненного   |             |            |

   |             | группы      |              | Восприятие  |            |

   | Субкультура |             | цикла семьи  |            | ПОКУПАТЕЛЬ |

   |             | Семья       |              | Усвоение    |            |

   | Социальный  |             | Работа       |             |            |

   |             | Роли и      |              | Убеждения и |            |

   | класс       |             | Экон. усл.   |             |            |

   |             | статус      |              | отношения   |            |

   |             |             | Тип личности |             |            |

   |             |             |              |             |            |

   |             |             | Стиль жизни  |             |            |

   +---------------------------------------------------------------------+ 

   Культурные факторы 

   Самое сильное влияние на поведение  потребителя оказывают культурные

   факторы, особенно общий его  уровень, принадлежность к определенной

   субкультуре и социальному классу. 

   Культура 

   Культура - определяющий фактор потребностей  и поведения человека, который

   с детства усваивает в семье и через другие общественные институты

   определенный набор ценностей,  стереотипов восприятия и поведения. 

   Субкультура 

   Каждая культура состоит из  более мелких субкультур, которые  дают человеку

   возможность более полного отождествления  и тесного общения с себе

   подобными. Субкультуры формируются  на национальной, религиозной , расовой

   или региональной основе, многие  из них образуют важные сегменты  рынка, что

   должны учитывать производители  при разработке продукции и  планирования

   маркетинговых программ. 

   Социальные классы 

   Практически каждое современное  общество подразделяется на социальные  слои.

   Одно из наиболее жестких разделений  такого рода - касты, членам которых

   предписаны определенные роли, а  переход из касты в касту  не допускается.

   Гораздо менее жестко разделение  общества на социальные классы. 

   Социальные классы - построенные  в строгой иерархии, относительно

   однородные, стабильные общественные  группы, объединенные едиными

   ценностями, интересами и поведением. 

   К критериям разделения общества  на классы относят не только  доход, но и

   работу, образование и место жительства. Представители различных социальных

   классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и  многими

   другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса

   относят: 

    1. склонность его представителей  к более или менее одинаковому  поведению; 

    2. наличие определенного социального  статуса; 

    3. образование, род деятельности  и уровень доходов; 

    4. возможность перехода из класса в класс. 

   Представители социальных классов  имеют определенные общие предпочтения  в

   выборе различных товаров и  торговых марок, включая одежду, домашнюю

   мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, использую

   данное обстоятельство, фокусируют  свое внимание на удовлетворении

   потребностей какого-то одного  класса. 

   Социальные факторы 

   Кроме культурных на потребительское  поведение оказывают влияние  такие

   социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы. 

   Референтные группы 

   Референтные группы - группы, которые  оказывают (при личном контакте)

   прямое или косвенное влияние  на отношение человека к чему(кому)-либо  и его

   поведение. Группы, оказывающие прямое  влияние на человека, называются

   группами членства. 

   Группы членства могут быть  первичными  (семья, друзья, соседи, все те

   общности, взаимодействие с членами  которых носит постоянный и  неформальный

   характер) и вторичными группами  (профессиональные коллективы, религиозные

   и профсоюзные объединения, построенные  скорее на формальной основе,

   общение с членами которых  носит периодический характер). 

   Референтные группы оказывают  влияние на индивида по крайней  мере в трех

   направлениях: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения

   и стиля жизни; оказывают влияние  на отношение индивида к жизни  и его

   представление о самом себе; могут  воздействовать на выбор индивидом

   конкретных товаров и торговых  марок. 

   Семья 

   Семья - важнейшее социальное объединение потребителей-покупателей. Члены

   семьи составляют самую влиятельную  первостепенную референтную группу.

   Различают два типа семей: наставляющая  и порожденная. 

   Наставляющая семья состоит из  родителей индивида и его родственников. В

   ней он получает религиозные  наставления, здесь определяются  его жизненные

   цели, чувства самоценности и  любви, в ней формируется его  позиция по

   политическим и экономическим  проблемам. В то же время  влияние наставляющей

   семьи носит косвенный характер. Прямое влияние на поведение покупателя

Информация о работе Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска