Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа
Целью дипломной работы – проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию его деятельности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы работы автотранспортных предприятий;
оценить технико-экономических показатели работы автотранспортного предприятия;
провести анализ по труду и заработной плате, себестоимости транспортных услуг, а также исследовать рентабельность предприятия;
разработать на основе полученных результатов деятельности предприятия мероприятия по повышению эффективности его работы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАСНПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…..
8
1.1 Содержание, цель и задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………….
8
1.2 Роль, задачи, информационное обеспечение и организация проведения анализа в управлении АТО…………………………...
12
1.3 Анализ деятельности автотранспортных предприятий……….….. 23
1.4 Методика увеличения резервов грузооборота…………………….. 28
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЯНЫЧАР-СТРОЙ»………………………………………………………
32
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………… 32
2.2 Основные технико-эксплуатационные показатели подвижного состава фирмы………………………………………………………
39
2.3 Оценка показателей по труду и заработной плате……………….. 45
2.4 Анализ себестоимости………………………………..……………... 47
2.5 Анализ прибыли и рентабельности………………………………… 52
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………..
56
3.1 Факторный анализ грузооборота и выявление резервов…………. 56
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий на основе выявленных резервов роста…………………………………………
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………... 73
Продолжение
таблицы 3.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. | Автомобили дни нахождения машин в хозяйстве | 1 007 | 1 095 | +88 | 1080 |
5. | В том числе: | ||||
5.1. | В ремонте | 110 | 184 | 74 | 130 |
5.1. | В работе | 897 | 911 | 14 | 950 |
6 | Отработано одной машиной за год, дней | 270 | 262 | 8 | 277 |
7 | Коэффициент технической готовности машин | 0,74 | 0,76 | +0,02 | 0,76 |
8 | Коэффициент использования машин в работе | 0,78 | 0,79 | +0,01 | 0,8 |
9 | Время нахождения машин, ч: | ||||
9.1 | в наряде | 8 724 | 8 799 | +75 | 8900 |
9.2 | в пробеге | 6460 | 6495,3 | +317,26 | 6600 |
10 | Коэффициент использования рабочего времени (стр. 9.2/стр. 9.1) | 0,74 | 0,738 | -0,03 | 0,74 |
11 | Общий пробег машин, тыс. км | 198 | 220 | +22,00 | 240 |
12 | в том числе с грузом, тыс. км | 127 | 130 | +3,00 | 155 |
13 | Коэффициент использования пробега (стр. 12/стр. 11) | 0,64 | 0,59 | -0,05 | 0,646 |
14 | Объем грузооборота, тыс. т/км | 1015 | 1 170 | +155 | 1250 |
15 | Средняя загруженность машины, т | 7,2 | 7,5 | +0,3 | 7,6 |
16 | Коэффициент использования грузоподъемности машин (стр. 15/стр. 2) | 0,82 | 0,85 | +0,03 | 0,86 |
17 | Средняя техническая скорость движения, км/ч (стр. 11/стр. 9.2) | 28 | 28,3 | +0,30 | 28,4 |
18 | Объем перевезенных грузов, тыс. т. | 2,3 | 2,5 | +0,2 | 2,8 |
19 | Среднее расстояние перевозки грузов, км | 437,5 | 468,0 | +30,50 | 468 |
Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота выполняется способом абсолютных разниц:
Поскольку количество машин за 2004-2005 г. не изменилось, то изменения грузооборота за счет изменения количества автомобилей отсутствует:
за счет изменения количества отработанных дней в средне одной машиной за год (Д):
за
счет изменения средней
за
счет изменения использования
за счет изменения среднетехнической скорости движения (СК):
за счет изменения коэффициента использования пробега (Кп):
за
счет изменения средней
за счет изменения коэффициента грузоподъемности:
Таким образом, неиспользованными резервами увеличения объема грузооборота на анализируемом предприятии являются сверхплановые целодневные и внутрисменные простои автомашин, сверхплановые холостые пробега, а также снижение коэффициента использования пробега. Сверхплановые дневные простои составили в среднем 25 дней на один автомобиль или 75 дней по всему автопарку . В результате объем грузооборота уменьшился на 17,6 тыс.т/км, однако, эти простои связаны, в основном, не с погрузочно-разгрузочными работами, а с закрытием переправы и вынужденным простоем в г. Якутске.
Большие неиспользованные возможности увеличения объема грузооборота в ООО «Янычар-строй» связаны с внутрисменными простоями машин. Сверхплановые простои составили 17,6 ч. , в связи с чем объем грузооборота был недовыполнен на 1,59 тыс. т/км. Эти простои связаны, в основном, с вынужденными ремонтными работами в пути. Недостаточно рационально использовались машины во время пробега, так порожние рейсы составили 11 тыс. км , что привело к уменьшению объема грузооборота на 46 тыс. т/км. Общая сумма неиспользованных резервов увеличения объема грузооборота составила 65,2 тыс. т/км (17,6+1,59+46) или 6% к его величине грузооборота 2005 г. Это свидетельствует о том, что в 2005 г. по сравнению с 2004 г. машины используются недостаточно полно и данному предприятию нужно более рационально использовать имеющийся парк автомашин.
Как видно из результатов проведенного анализа, основными источниками резервов увеличения объема грузооборота являются сокращение целодневных машин, холостых пробегов, повышение коэффициента использования грузоподъемности. Кроме того, приобретение новых, а также усовершенствование имеющихся машин приведет к росту их количества, увеличению грузоподъемности и скорости движения. Эти факторы также следует брать в расчет при определении величины резервов объема грузооборота.
Для
подсчета резервов увеличения объема
грузооборота за счет сокращения целодневных
простоев машин определяются умножением
фактической среднедневной
ООО «Янычар-строй» имеет возможность сократить целодневные простои за счет заключения дополнительных договоров по перевозке грузов в черте г. Якутска на период закрытия переправы на 15 дней, а весь автопарк – 45 дней , что фактической среднедневной выработке позволит увеличить объем работ на 33 тыс. т/км. Кроме того, на период закрытия переправы в мае и декабре, необходимо предварительно заключать контракты, находить новых клиентов для работы автомашин по г. Якутску.
Существенным резервом увеличения объема грузооборота является сокращение холостых пробегов автомашин. Для определения его величины необходимо возможный прирост коэффициента использования пробега умножить на ожидаемый общий пробег автопарка и фактическую среднюю загруженность одного автомобиля:
К сожалению, в настоящее время ООО «Янычар-строй» не имеет достаточно финансовых ресурсов для обновления своего автопарка, чистая прибыль по итогам 2005 г. составила 460 тыс. руб., в 2006 г. фирма имела значительные убытки и еще более длительные простои с связи с проливными дождями и временным закрытием трассы Якутск-Нерюнгри. Эти так называемые форс-мажорные обстоятельства имеют наибольшее влияние в работе всех автотранспортных предприятий РС (Я). Кроме этого, дополнительные резервы можно изыскать при увеличении плана перевозок грузов за счет строгого лимитирования выдачи и усиления контроля за расходом топлива и смазочных материалов, повышения коэффициент использования пробега и выхода на линию подвижного состава.
3.2 Оценка эффективности работы предприятия по выявленным резервам
Проведенный
ранее анализ производственно деятельности
в ООО «Янычар-строй» позволил выявить,
что предприятие имеет
Для
улучшения хозяйственной
Анализ производственно деятельности ООО «Янычар-строй» позволяет выработать программу, которая позволит повысить эффективность работы предприятия. Цель любого предприятия – увеличение объема оказываемых работ и повышение рентабельности.
Цели по уровню расширения объема выполняемых работ представляют собой меру влияния, которое ООО «Янычар-строй» планирует оказать на рынок автотранспортных услуг г. Якутска. Это конкретная величина, к которой активно должна стремиться фирма. Эти цели могут быть заданы как объем продаж в физическом выражении или как доля рынка. Например, достичь к концу 2007 г. объема выручки – 7 млн. руб. Финансовая цель может быть сформулирована так: получить по окончании 2007 г. чистую прибыль в размере 700 тыс. руб. На рис. 3.1 представлено дерево целей предприятия ООО «Янычар-строй». Видно, что, воздействую на производственные факторы, можно достичь поставленных целей.
Рисунок 3.2 - Дерево целей предприятия.
Сокращение целодневных простоев и сокращение холостых пробегов автомашин возможно за счет заключения дополнительных договоров по перевозке грузов в пределах г. Якутска и пригорода, в результате увеличиться объем перевозимых грузов на 12% и достигнет 2,8 тыс. т вместо 2,5 тыс. т в настоящее время, кроме того, возможно увеличить грузооборот за счет вскрытых резервов на 65,2 тыс. т/км или на 6% к объему 2005 г.
Увеличение объема перевозимых грузов и, соотвественно, увеличение грузооброта приведет к увеличению основных показателей. Поскольку целью работы является оценка эффективности работы после введения мероприятий, то предлагается оценивать эффективность производства по двум основным показателям: 1) увеличению рентабельности (как основой показатель, отражающий эффективность работы); 2) повышение объема продаж.
Первоначально при проведении всех вышеприведенных мероприятий выручка возрастет незначительно. Будем производить расчеты исходя из того, что объем выручки от реализации составляет 7 000 тыс. руб.
Следовательно, если выручка продаж в 2005 г. составила 5 391 тыс. руб., то по итогам возможной стратегии доход составит 7 млн. руб. Возможная отдача эффективности планирования по выбранным направлениям стратегии приведена в табл. 3.2.
Из табл. 3.2 видно что выручка предприятия выросла на 2 632 тыс. руб. и составит 7 000 тыс. руб. по итогам предлагаемых мероприятий. Рост затрат связан с ростом закупочных материалов, который неизбежен в связи с ростом объема работ, причем в затраты включены проценты по кредиту.
Таблица 3.2 – Оценка эффективности предлагаемых предприятий
Показатели | По итогам
2005 г. |
В результате проведения мероприятий | Эффект |
Выручка, тыс. руб. | 5 391 | 7 000 | 1 609 |
Затраты, тыс. руб. | 4735 | 5500 | 765 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 656 | 1500 | 844 |
Налог на доходы (6%), тыс. руб. | 161,7 | 420 | 258 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 494 | 1080 | 586 |
Рентабельность общая, % | 10 | 19,6 | 10 |
Чистая прибыль составила 494 тыс. руб., по итогам возможной стратегии чистая прибыль будет 1 080 тыс. руб. Рентабельность всего предприятия составит 19,6% вместо 10% в 2005 г. Данные показывают, что поставленная генеральная цель - увеличение выручки от реализации работ, услуг и доведение ее до 7 000 тыс. руб. реально выполнима при сохранении стабильной работы и выполнения сокращения холостых пробегов, а также целодневных простоев, что позволяет сделать вывод о практической ценности предлагаемых результатов.