Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
Таблица 21 "Относительные коэффициенты цены продукции"
Предприятие – конкурент | Относительный показатель | |
Обобщенный показатель | ||
Пекарня «Риат – Хлеб» | 0,9891 | 1,0092 |
Пекарня «Рабочий поселок» | 0,9982 | 1 |
Хлебокомбинат № 2 | 0,9982 | 1 |
Хлебокомбинат № 3 | 1,0163 | 0,9821 |
Хлебокомбинат № 4 | 0,9891 | 1,0092 |
Пекарня на ж/д вокзале | 1,0163 | 0,9821 |
Пекарня ч/п Круглов АМ | 1,0073 | 0,991 |
Пекарня ч/п Жданов АМ | 0,9982 | 1 |
Пекарня в санатории п. Ломы | 0,9982 | 1 |
Из приведенной
таблицы видно, что большими сравнительными
преимуществами по цене обладают хлебокомбинат
№ 3 и пекарня на ж/ вокзале. Пекарни частных
предпринимателей проигрывают, а хлебокомбинаты
№№ 2, 3 и пекарня в Ломах держит одинаковый
уровень цен.
Анализ конкурентов предприятия будет неполным, если не проанализировать их с точки зрения потребителей (заказчиков) на разных рынках. Покупательские предпочтения, так сказать. Проведем этот анализ по методу весовых оценок. Типовой набор оцениваемых параметров уже давно сложился на практике. Это канал распределения (способ доставки), цена, качество продукции, разнообразие ассортимента и своевременность (график) доставки. Далее следует оценить (покупателем) вес этих показателей на различных рынках. Это было сделано силами ООО "Ива - Контакт" в конце 1999 года различными средствами для различных рынков. Например, на рынке потребителей предлагалось заполнить небольшую анкету. В «награду» за потраченное время потребитель получал скидку, ну скажем 5 копеек с единицы. На рынке промежуточных продавцов и госучреждений данные были получены путем бесед с лицами, ответственными за закупки.
Опрос участников основного (77%) сектора распределения (промежуточных продавцов) показал, что для покупателя наиболее важными являются (в порядке убывания) 1:
Таблица 22. Вес показателей, по мнению продавцов
Показатель | Значимость показателя (%%) |
Канал распределения (способ доставки) | 40 |
Цена продукции | 20 |
Качество продукции | 20 |
Ассортимент | 15 |
Своевременность доставки и удобный график | 5 |
Для
других участников рынка результаты
опросов распределились следующим образом:
Показатель | Значимость показателя (%%) |
Потребительский рынок | |
Канал распределения (способ доставки) | 5 |
Цена продукции | 10 |
Качество продукции | 40 |
Ассортимент | 40 |
Своевременность доставки и удобный график | 5 |
Рынок производителей | |
Канал распределения (способ доставки) | 40 |
Цена продукции | 20 |
Качество продукции | 20 |
Ассортимент | 5 |
Своевременность доставки и удобный график | 15 |
Рынок государственных учреждений | |
Канал распределения (способ доставки) | 20 |
Цена продукции | 40 |
Качество продукции | 5 |
Ассортимент | 5 |
Своевременность доставки и удобный график | 30 |
Как видно из Таблица 22 вес одних и тех же показателей на разных рынках сильно различается. Например, показатель «цена» на рынке госучреждений имеет вес 40% это и понятно. Потребителями на этом рынке выступают предприятия целиком или в большей степени, зависящие от городского бюджета. Следовательно, условие экономии на всем и всяком для этих предприятий выступает основным. А вот на рынке потребителей цена этого показателя 10%. И здесь можно проследить логическую цепочку. Ну пойдете вы в другой магазин из – за 5 – 10 копеек? А вот из - за плесени на корке пойдут, и разница в оценке показателя «качество» на рынке потребителей это подтверждает: 40%. Тогда как для рынка госучреждений этот показатель незначителен, и составил 5%.
Откуда взялись сами оценки, да еще по конкретным предприятиям? Действительно, получить такую информацию официально в условиях конкуренции практически невозможно. Уполномоченные на то органы (горстатуправление, например) сбором подобной информации не занимаются и вряд – ли скоро будут. Практически сбором подобного рода информации каждая фирма занимается самостоятельно. А если информация есть, то ее можно и получить, хотя – бы частично. Например, можно украсть (не надо бояться этого слова, по крайней мере в этом контексте. Не в совершенном мире живем и способы «хитрого» получения информации уже не удивляют никого), можно попросить «вспомнить» первоисточник, можно работника конкурирующей организации. Иногда сами делятся.
Так или иначе, информация по состоянию на конец 1999 года была получена и занесена в таблицу приложения № 3.
Выведем
обобщенный показатель из приложения
в таблицу. Опираться будем на
сводный показатель по всем четырем
рынкам, который представляет из себя
сумму всех показателей по рынкам. Для
исключения влияния зависимости «неучастия»
конкурента на каком-то рынке полученный
результат делится на количество рынков,
обслуживаемых данным конкурентом. Чем
выше сумма, тем выше оценка конкурента.
Таблица 23 "Сводные показатели потребительских предпочтений"
Конкурент | Рынки | Сводный показатель по рынкам | |||
Промеж. продавцов | потребителей | производителей | Гос. учреждений | ||
ООО "Ива-Контакт" | 91 | 95 | 93 | 93 | 93 |
«Риат» | 90 | 82 | 92 | 88 | |
«Рабочий поселок» | 82 | 92 | 87 | ||
Хлебокомбинат № 2 | 79 | 91 | 86 | 85 | |
Хлебокомбинат № 3 | 82 | 93 | 89 | 88 | 88 |
Хлебокомбинат № 4 | 84 | 95 | 89 | 88 | 89 |
ж/д вокзал | 37 | 33 | 100 | 57 | |
Амосов ММ | 65 | 65 | |||
Круглов АМ | 91 | 90 | 91 | 91 | |
Жданов АВ | 47 | 47 | |||
Ломы | 43 | 90 | 67 |
Теперь
рассчитаем общий относительный
показатель цены и качества продукции.
Расчет произведем как деление относительного
показателя качества (Jкач) на относительный
показатель цена (Jцен) продукции. Соотнесем
полученный результат с сводным показателем
потребительских предпочтений (Jпп), получив
таким образом картину положения ООО "Ива-Контакт"
на шкале конкурентоспособности товара.
Таблица 24 "Сводная таблица относительных показателей качества и цены"
Конкурент | Отн.показатель качества (Jкач) | Отн.показатель цены (Jцен) | Произ.оттн.показател Jкач/ Jцен | Сводн.показатель потр.предп. (Jпп) |
«Риат» | 1,2 | 1,0092 | 1,189 | 88 |
«Рабочий поселок» | 1,15 | 1 | 1,15 | 87 |
Хлебокомбинат № 2 | 1,22 | 1 | 1,22 | 85 |
Хлебокомбинат № 3 | 1,22 | 0,9821 | 1,242 | 88 |
Хлебокомбинат № 4 | 1,22 | 1,0092 | 1,21 | 89 |
ж/д вокзал | 2,11 | 0,9821 | 2,01 | 57 |
Амосов ММ | 2 | 0,991 | 1,99 | 65 |
Круглов АМ | 1,15 | 0,991 | 1,13 | 91 |
Жданов АВ | 2 | 1 | 2 | 47 |
Ломы | 1,52 | 1 | 1,52 | 67 |
Как
видно из Таблица
24 основными
конкурентами предприятию ООО "Ива-Контакт"
по товару являются хлебокомбинат № 2
и пекарня в поселке Ломы. Главным образом
из-за преимуществ в цене товара. В тоже
время предприятие имеет преимущества
в потребительских предпочтениях перед
данными конкурентами. Следует отметить,
что пекарня в Ломах выступает главным
образом на рынке государственных учреждений
и обслуживает санаторий. Большой отрыв
хлебокомбината № 2 вызывает опасения
так как этот конкурент действует на всех
рынках.
Для
анализа финансовых результатов
деятельности конкурентов следует
в большей мере провести анализ структуры
затрат исключительно по данным калькуляций
себестоимости продукции и
Анализ проведем по пяти конкурентам из всей выбранной группы конкурентов, а именно:
Результаты анализа затрат (на основе калькуляций себестоимости продукции), выручки на основе удовлетворенных потребностей рынка и соответствующего финансового результата приведем в таблице:
Таблица 25 «Анализ структуры затрат конкурентов (руб.на кг.)»
Наименование показателя | Ива – Контакт | Конкуренты | ||||
х/з № 4 | Риат | Круглов АМ | Рабочий поселок | ж/д вокзал | ||
Сырье и материалы | 4,03 | 3,75 | 4,00 | 4,05 | 4,05 | 4,45 |
Топливо и энергия | 0,27 | 0,01 | 0,02 | 0,30 | 0,29 | 0,29 |
Эксплуатация оборудования | 0,22 | 0,10 | 0,30 | 0,22 | 0,20 | 0,25 |
Заработная плата и соц.отчисления | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 |
Транспортные расходы | 0,29 | 0,15 | 0,15 | 0,25 | 0,30 | нет |
Прочие | 0,27 | 0,75 | 0,50 | 0,27 | 0,32 | 0,52 |
ИТОГО затрат | 5,37 | 5,06 | 5,27 | 5,39 | 5,46 | 5,81 |
Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы