Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145

Работа состоит из  7 файлов

Для курсовой.xls

— 229.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.doc

— 71.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.xls

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Сам курсовик Main_10.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)

Таблица 28  Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды.

Вероятность

Воздействие

Высокая Средняя Низкая
Сильное Изменение правил сертификации продукции Сбои в поставках  продукции;

Рост темпов инфляции;

Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны  конкурентов;

Скачки  курсов валют

Умеренное Снижение уровня жизни населения;

Рост  налогов и пошлин

Изменение покупательских предпочтений;

Ужесточение законодательства

Появление принципиально нового товара;

Появление новых концернов

Слабое Изменение уровня цен;

Рост  безработицы

Появление новых  фирм на рынке;

Усиление  конкуренции

Национализация  бизнеса;

Ухудшение политической обстановки

 
     Взвешенная  оценка воздействия фактора на организацию  определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку:

            Таблица 29. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды.

Факторы среды Вес Оценка* Взвешенная оценка
Макроэкономические 4   3,47
Экономические 1   -2,16
    Рост темпов инфляции
0,25 -8 -2
    Скачки курсов валют
0,17 -7 -1,19
    Рост налогов  и пошлин
0,12 -7 -0,84
    Снижение налогов  и пошлин
0,17 7 1,19
    Рост безработицы
0,06 -4 -0,24
    Снижение безработицы
0,23 4 0,92
Политико-правовые 1   -4,12
    Изменение правил сертификации продукции
0,33 -10 -3,3
    Ужесточение законодательства
0,20 -6 -1,2
    Ухудшение политической обстановки
0,15 -1 -0,15
    Уменьшение  императивных норм законодательства
0,17 4 0,68
    Национализация  бизнеса
0,15 -1 -0,15
Социально-культурные 1   2,69
    Снижение уровня жизни населения
0,33 -7 -2,31
    Улучшение уровня жизни населения
0,33 10 3,3
    Изменения отношения  к своему здоровью
0,34 5 1,7
Научно-технические 1   7,06
    Совершенствование технологии производства
0,18 3 0,54
    Изменение рекламных  технологий
0,32 9 2,88
    Развитие информационной отрасли
0,32 8 2,56
    Совершенствование менеджмента
0,18 6 1,08
Ближайшее окружение 4   -14,28
Отрасль 1   -1,45
    Снижение цен  на сырье и готовую продукцию
0,25 6 1,5
    Усиление конкуренции
0,25 -3 -0,75
    Изменение уровня цен
0,30 -4 -1,2
    Появление новых  концернов
0,20 -5 -1
Товары 1   -7,2
    Появление товаров-субститутов
0,6 -8 -4,8
    Появление принципиально нового товара
0,4 -6 -2,4
Поставщики 1   -0,88
    Сбои в поставках  продукции
0,35 -9 -3,15
    Появление новых  поставщиков
0,24 9 2,16
    Появление новых  фирм на рынке
0,06 -2 -0,12
    Разорение и  уход фирм-продавцов
0,12 7 0,84
    Неудачное поведение  конкурентов
0,07 5 0,35
    Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны  конкурентов
0,16 -6 -0,96
Покупатели 1   -4,75
    Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных  предпринимателей
0,25 2 0,5
    Изменение покупательских предпочтений
0,75 -7 -5,25
Итого: 8   -10,81
  *Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10

     По  итогам данной таблицы видно, что  на фирму ООО "Ива - Контакт" факторы  ближайшего окружения оказывают  сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное  влияние на данную организацию оказывают  в основном только факторы макросреды.

Для получения  более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в  порядке убывания их степени воздействия  в Таблица 30.

Таблица 30. Внешние возможности и угрозы.

№ п/п Возможности Угрозы
1 Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
2 Изменение рекламных  технологий Появление товаров-субститутов
3 Развитие информационной отрасли Изменение правил сертификации продукции
4 Появление новых поставщиков Сбои в поставках  сырья
5 Изменения отношения  людей к своему здоровью Появление принципиально  нового товара
6 Снижение цен  на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
7 Снижение налогов  и пошлин Рост темпов инфляции
8 Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
9 Снижение безработицы Изменение уровня цен
10 Разорение и  уход фирм-продавцов Скачки курсов валют
11 Уменьшение  императивных норм законодательства Появление новых  производителей
12 Совершенствование технологии производства Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны  конкурентов
13 Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных  предпринимателей Рост налогов  и пошлин
14 Неудачное поведение  конкурентов Усиление конкуренции
15   Рост безработицы
16   Ухудшение политической обстановки
17   Национализация  бизнеса
18   Появление новых  фирм на рынке

     Таким образом становится очевидно, какие  из определенных внешних факторов имеют  наибольшее положительное или отрицательное  влияние на компанию. 
 

2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 
 
 

      Во  всем многообразии факторов внешней  и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые  поддаются управлению со стороны  руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

      В стратегическом управлении наиболее часто  используется метод анализа среды  организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии. [11]

      В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (см. Таблица 31).

      Для фирмы ООО "Ива - Контакт" после  проведенного анализа наиболее значимыми  и вероятными оказались возможности  расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления  по продаже сопутствующих товаров.

После позиционирования угроз было выявлено, что:

      • к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей;
      • к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение обязательных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.
 

Таблица 31. Матрица SWOT-анализа.

  Возможности: Угрозы:
 
  1. Улучшение уровня жизни населения
  2. Изменение рекламных технологий
  3. Развитие информационной отрасли
  4. Появление новых поставщиков
  5. Изменения отношения людей к своему здоровью
  6. Снижение цен на сырье
  7. Снижение налогов и пошлин
  8. Совершенствование менеджмента
  9. Снижение безработицы
  10. Разорение и уход фирм-производителей
  11. Уменьшение императивных норм законодательства
  12. Совершенствование технологии производства
  13. Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей
  14. Неудачное поведение конкурентов
  1. Изменение покупательских предпочтений
  2. Появление товаров-субститутов
  3. Изменение правил сертификации продукции
  4. Сбои в поставках сырья
  5. Появление  нового товара
  6. Снижение уровня жизни населения
  7. Рост темпов инфляции
  8. Ужесточение законодательства
  9. Изменение уровня цен
  10. Скачки курсов валют
  11. Появление новых концернов
  12. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
  13. Рост налогов и пошлин
  14. Усиление конкуренции
  15. Рост безработицы
  16. Ухудшение политической обстановки
  17. Национализация бизнеса
  18. Появление новых фирм на рынке
Сильные стороны: «Сила и возможности» «Сила и угрозы»
  1. Достоверный мониторинг рынка
  2. Отлаженная сбытовая сеть
  3. Широкий ассортимент продукции
  4. Высокий контроль качества
  5. Высокая рентабельность
  6. Рост оборотных средств
  7. Высокая квалификация персонала
  8. Хорошая мотивация персонала
  9. Достаточная известность
  • выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств;
  • достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;
  • квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка;
  • четкая стратегия позволит использовать все возможности.
    • усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;
    • появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
    • известность защитит от товаров-субститутов и добавит преимуществ в конкуренции;
    • достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.
Слабые  стороны: «Слабость и возможность» «Слабость и  угрозы»
  1. Сбои в снабжении
  1. Недостатки в рекламной политике
    1. Средний уровень цен
  1. Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)
    1. Не полная загруженность производственных мощностей
    2. Неучастие персонала в принятии управленческих решений
    3. Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
  • плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг;
  • неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;
  • снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.
  • появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;
  • неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;
  • непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;
  • неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании.
 

      Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых  возможностей и максимально возможную  защиту от угроз.

      Таки  образом, рассмотрев возможности фирмы  ООО "Ива - Контакт", ее слабые и  сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными  принципами выработки стратегии, можно  определить стратегию фирмы, при  этом опираясь на цели организации.

     Так как фирма работает на устоявшемся  рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет  комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ  и предусматривающая более глубокое проникновение на рынок, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом:

     Сначала минимизировать издержки и тем самым  укрепить свою конкурентную позицию, при  этом освоить продажу в уже  имеющихся магазинах сопутствующих  товаров (бакалея, кондитерские изделия, целлофановые пакеты), затем выйти на новые рынки, заключив договора с производителями и государственными учреждениями, затем закрепиться в них, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий.

     Следует так же разработать схемы стимулирования покупателей на рынке промежуточных продавцов с целью укрупнения партий продаваемой продукции. Например путем введения гибкой политики отпускных цен в зависимости от размера партий и времени доставки. Это же позволит снизить и транспортные расходы. 

     Давайте рассмотрим подробнее возможные  направления совершенствования  маркетинговой политики и возможные, связанные с ними, изменения в  отношении показателей финансового  состояния предприятия.

  В отношении маркетинговой политики выделим четыре направления работы: это совершенствование товарной, ценовой, сбытовой политик и маркетинговое продвижение товара (коммуникации).

      Товарная  политика предприятия.

      Одним из возможных направлений действий предприятия в этом направлении  является создание нового товара. В хлебопекарном деле трудно придумать чего либо новое. Тысячи лет люди выпекают хлеб и казалось что все уже придумано. Но вот вопрос, а все из придуманного продается или более менее доступно потребителю? Какой ассортимент мы видим каждый день на прилавках магазинов и какая потребность в «другом» неосвоенном ассортименте? Например в последнее время люди больше стали заботиться о своем здоровье. Это видно по все более большим продажам (и рекламе, соответственно) таких продуктов как натуральные соки, минеральная вода, фильтры для очистки воды водопроводной и так далее. На сегодняшний день на рынке города Иваново только хлебокомбинат № 4 выпускает продукцию, позиционированную как «вкусный и здоровый хлеб» - это ржаной хлеб с морской капустой. Спрос на данный вид продукции растет с каждым днем. Например в том магазине где я постоянно покупаю хлеб мне говорят что заказываю его, но не всегда привозят, значит есть спрос но не хватает предложения. По своим качествам он заметно превосходит обычный ржаной «Дарницкий» - и хранится дольше да и вкусовые качества у него лучше. А вот цена выше на 30 коп за буханку (4-80 против 4-50) это на 35% выше, хотя себестоимость его выпуска ненамного больше обычного ржаного. Второй вариант это выпуск так называемого «национального» хлеба. В городе проживает большая община выходцев с Кавказа и Средней Азии, точных данных нет, они не регистрируются, но по некоторым данным около 30 тысяч человек 2. В этих странах традиционным хлебным ассортиментом являются лепешки или лаваш. В городе очень мало точек реализующих этот вид продукции.

      Давайте посчитаем что нам даст выпуск этих видов продукции, скажем в доле 25-30% от общего ассортимента, выпускаемого предприятием.

      Если  мы уверены, что сможем реализовать 400 килограммов в день хлеба с добавление полезных ингредиентов (таких как морская капуста или зерно проросшей пшеницы) и 300 килограммов лаваша то результат будет следующим:

      По  хлебу из ржано-обдирной муки со «здоровой  начинкой»
    1. Вес одной  буханки 700 граммов
    2. Количество буханок за день 300/0,7=430 штук
    3. Себестоимость одной буханки 3 рубля 95 копеек
    4. Себестоимость добавок 15 копеек на буханку
    5. Продажная цена буханки без добавок 4 рубля 10 копеек оптовая, 4 рубля 50 копеек розничная
    6. Продажная цена буханки с добавками 4 рубля 45 копеек оптовая, 4 рубля 80 копеек розничная
    7. Рентабельность выпуска одной буханки без добавок для оптовой продажи 3,7% или 15 копеек за буханку
    8. Рентабельность выпуска одной буханки без добавок для розничной продажи 12% или 47 копеек за буханку
    9. Рентабельность выпуска одной буханки с добавками для оптовой продажи 8,5% или 35 копеек за буханку
    10. Рентабельность выпуска одной буханки с добавками для розничной продажи 17% или 70 копеек за буханку
    11. Разница в рентабельности по реализации объема 430 штук для оптовой торговли (430*35)-(430*15)=86 рублей в день или 30960 рублей в год!
 

   Учитывая, что затраты предприятия на разработку и освоение новой продукции, а  так же сертификацию составят примерно 7-8 тысяч рублей, то уже в первом году предприятие получит дополнительно порядка 20 тысяч рублей прибыли.  Уже только ввод в производство одного нового вида продукции улучшит показатели рентабельности следующим образом:

    1. Коэффициент рентабельности использования всего капитала (-5450+20000)/(1254430+1094032+386448+367207)/2=0,09 по сравнению с –0,036 в 2001 году сулит явное преимущество. Нормативной считается величина более 0,1.
    2. Коэффициент рентабельности использования собственных средств (-5450+20000)/151300=0,1 по сравнению с –0,036 в 2001 году. Нормативной считается величина более 0,2.
    3. Коэффициент рентабельности продаж (-5450+20000)/2814065=0,05 по сравнению с –0,002 в 2001 году. Нормативной считается величина более 0,3
    4. Коэффициент рентабельности по текущим затратам (-5450+20000)/(2761125+34650+10100)=0,05 по сравнению с –0,002 в 2001 году. Нормативной считается величина более 0,4

Титульный лист.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы