Комплекс маркетинга на примере ОАО «Лидсельмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование комплекса маркетинга на предприятии и разработка предложений по совершенствованию комплекса маркетинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы комплекса маркетинга 7
2 Анализ комплекса маркетинга на ОАО «Лидсельмаш» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лидсельмаш» и его продукции 14
2.2 Анализ комплекса маркетинга на ОАО «Лидсельмаш» 19
2.2.1 Анализ продукции ОАО «Лидсельмаш» и рынков сбыта 19
2.2.2 Анализ ценовой политики ОАО «Лидсельмаш» 18
2.2.3 Анализ рынков сбыта ОАО «Лидсельмаш» 20
2.2.4 Анализ и разработка концепции продаж отдельных групп продукции ОАО «Лидсельмаш» 24
2.2.5 Анализ продвижения продукции ОАО «Лидсельмаш» как важного элемента комплекса маркетинга предприятия 32
3 Разработка предложений по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «Лидсельмаш» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение А 48
Приложение Б 52
Приложение В 54
Приложение Г 56
Приложение Д 57
Приложение Е 61
Приложение Ж 65

Работа состоит из  1 файл

конечный вариант Комплекс маркетинга 100723.docx

— 215.10 Кб (Скачать документ)

 Примечание. Источник: собственная  разработка по данным приложения Б-В.

 

Как видно из данных таблицы 2.1, в 2010 году по сравнению с 2009 годом объем выручки от реализации продукции повысился на 38,8%, себестоимость реализованной продукции выросла на 31,2%, прибыль от реализации повысилась на 30,5% и составила 12223 млн. руб. Кроме того, на 87 % увеличился размер прибыли от операционных доходов и расходов, а размер убытка от внереализационных доходов и расходов сократился на 35,5 %. В итоге общий размер прибыли на конец 2010 года составил 11187 млн. руб.,  что на 65,8 % выше уровня 2009 года. На увеличение совокупной прибыли повлияли такие факторы, как рост прибыли от реализации продукции и снижение убытка от внереализационных доходов и расходов.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем выручки от реализации продукции вырос на 20,2%, себестоимость реализованной продукции выросла на 10,5 %, прибыль от реализации продукции повысилась на 136,8% и составила 28 938 млн. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом размер прибыли от операционных доходов и расходов вырос более чем в 3,5 раза, а размер убытка от внереализационных доходов и расходов увеличился  на            34,1 %. В итоге общий размер прибыли по итогам работы за 2011 год составил 29733 млн. руб.,  что на 165,8 % выше уровня 2010 года. Следует отметить, что в 2011 году незначительный рост себестоимости реализованной продукции            (10 %) сопровождался более высокими темпами роста выручки от реализации, прибыли от реализации и др. показателей, что явилось положительным моментом деятельности организации и позволило получить достаточно высокий размер прибыли.  Также за исследуемый период произошел рост размера чистой прибыли. В 2010 году ее размер увеличился на 73,5 % по сравнению с 2009 годом, в 2011 году – на 224,1 % по сравнению с 2010 годом.

Данные факты свидетельствует  о повышении эффективности деятельности организации и достижении достаточно высоких финансовых показателей  работы.

Проведем  анализ себестоимости продукции  ОАО «Лидсельмаш». Рассмотрим динамику себестоимости продукции за 2010-2011 гг. (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Структура затрат ОАО «Лидсельмаш» за 2010-2011 гг.

Элемент затрат

Сумма, млн. руб.

Структура затрат, %

2010 г.

2011 г.

Отклонение,

млн. руб.

Тем роста, %

2010 г.

2011 г.

Отклонение,

%

Материальные затраты

104337,6

113975,7

9638,1

109,2

84,36

83,38

-0,98

Заработная плата

9355,2

11117,1

1761,9

118,8

7,56

8,13

0,57

Отчисления в фонд социальной защиты

3661,8

4242,5

580,7

115,9

2,96

3,10

0,14

Амортизация основных средств

1780,9

1837,6

56,7

103,2

1,44

1,34

-0,10

Прочие расходы

4540,5

5522,1

981,6

121,6

3,67

4,04

0,37

Полная себестоимость,

в том числе

123676

136695

13019

110,5

100,00

100,00

0,00

переменные расходы

91893

100399

8506

109,3

74,30

73,45

-0,85

постоянные расходы

31783

36296

4513

114,2

25,70

26,55

0,85


Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

 

Анализируя элементы затрат, следует  отметить, что себестоимость продукции  ОАО «Лидсельмаш» в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 13019 млн. руб. или 10,5 %. Рост себестоимости в 2011 году в большей степени обусловлен увеличением материальных затрат  (на 9638,1 млн. руб. или 9,2%). Расходы на заработную плату возросли на 1761,9 млн. руб. или 18,8 % и соответственно за счет этого возросли отчисления на социальные нужды на 580,7  млн. руб. или 15,9 %.

Из данных таблицы 2.2 хорошо видно, что из пяти элементов затрат  самую высокую долю занимают материальные затраты. Их удельный вес в полной себестоимости в 2011 г. составил 83,4 % и уменьшился по сравнению с 2010 г. на  0,98 %. 

Элемент «Амортизация основных средств» занимает наименьший удельный вес в  структуре себестоимости: в 2010 г. 1,44% и в 2011 г. 1,34 %.  В 2010 г. сумма амортизационных отчислений составляла 1780,9 млн. руб., а в 2011 г. ее размер вырос в динамике на 56,7 млн. руб. и составил 1837,6 млн. руб.

Сумма прочих расходов за 2011 год выросла на 981,6 млн. руб., а удельный вес увеличился на 0,37 %.

Далее проведем анализ показателей финансовой устойчивости ОАО «Лидсельмаш» (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Анализ показателей финансовой устойчивости ОАО «Лидсельмаш» за  2011 г.

Показатели

На начало периода

На конец периода

Отклонение, +,-

Нор-матив

1. Коэффициент собственности

(Соотношение собственного  и заемного капитала)

2,00

2,46

0,46

-

2. Коэффициент финансового левериджа  (Отношение заемного капитала  к собственному)

0,50

0,41

-0,09

<=0,06

3. Коэффициент финансовой независимости  (автономии) (Доля собственного капитала  в валюте баланса)

0,50

0,59

0,09

>=0,5

4. Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами (Отношение  собственных оборотных средств  к общей сумме оборотных активов)

0,23

0,12

-0,11

> 0,1

5. Коэффициент обеспеченности обязательств  активами (Отношение обязательств  предприятия к валюте баланса)

0,50

0,41

-0,09

<=0,5


Примечание - Источник: собственная  разработка по данным приложения Д.

 

На основании анализа данных таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы.

Коэффициент левериджа (норма<=0,06) составил 0,50 и 0,41 на начало и на конец  2011 г. соответственно, что говорит об уменьшении доли заемного капитала предприятия по отношению к собственному.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами (норма > 0,1) составил 0,23 на начало 2011 г. и 0,12 на конец 2011 г., что характеризует снижение у предприятия размера оборотного капитала, необходимого для обеспечения финансовой устойчивости.

Коэффициент финансовой независимости (автономии) (норма >=0,5) составил на конец  2011 г. 0,59 и увеличился с начала года на 0,09 пункта, что свидетельствует об усилении  независимости предприятия от заемных источников средств.

Коэффициент обеспечения обязательств активами (норма<=0,5), характеризующий  долю долга в общей сумме капитала, равен 0,5 и 0,41 на начало и на конец  2011 г. соответственно, что говорит о снижении зависимости ОАО «Лидсельмаш» от условий, выдвигаемых кредиторами, а, следовательно, о повышении финансовой устойчивости предприятия.

Оценка платежеспособности предприятия также осуществляется на основе характеристики ликвидности  оборотных активов. Рассчитает коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности  ОАО «Лидсельмаш» за 2011 г. (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 - Расчет показателей ликвидности за  2011 г.

Показатели

На начало периода

На конец периода

Отклонения

1. Коэффициент текущей ликвидности  (Ктл) (отношение суммы текущих  активов к сумме краткосрочных  обязательств)

1,30

2,39

1,09

2. Коэффициент промежуточной ликвидности  (Кпл) (отношение суммы денежных  средств, краткосрочных финансовых  вложений и дебиторской задолженности  к сумме краткосрочных обязательств)

0,57

1,26

0,69

3. Коэффициент абсолютной ликвидности  (Кал) (отношение суммы денежных  средств к сумме краткосрочных  обязательств)

0,14

0,29

0,15


Примечание - Источник: собственная  разработка по данным приложения Д.

 

Нормальное  значение коэффициента абсолютной ликвидности  колеблется в пределах 0,2 - 0,3. Коэффициент  абсолютной ликвидности по предприятию  составил 0,14 и 0,29 на начало и на конец  2011 г. соответственно. Невысокий данного коэффициента свидетельствует о достаточно рациональной структуре капитала.

Коэффициент текущей ликвидности учитывает  возможность реализации всех активов  организации, если такая необходимость  наступит. Кроме денежных средств, финансовых вложений и дебиторской задолженности, сюда входят: запасы сырья, готовая  продукция  и прочие активы организации. Коэффициент текущей ликвидности  исследуемого предприятия на начало 2011 г. составил 1,3, на конец года – 2,39.  Рассматривая коэффициент текущей ликвидности, можно сделать вывод, что на 1 рубль обязательств предприятия приходится 1,3 рубля активов на начало года и 2,39 рубля - на конец 2011 г.

Таким образом, оценивая финансово-экономическое  состояние ОАО «Лидсельмаш», можно  заключить, что оно достаточно устойчивое.

На основании  всего выше изложенного можно  сделать вывод о том, что за исследуемый период 2009-2011 гг. ОАО «Лидсельмаш»  повысило  эффективность своей деятельности и достигло высоких финансовых показателей работы. Оценивая финансово-экономическое состояние ОАО «Лидсельмаш», можно заключить, что оно достаточно устойчивое.

 

 

2.2 Анализ комплекса маркетинга на  ОАО «Лидсельмаш»

2.2.1 Анализ продукции ОАО «Лидсельмаш» и рынков сбыта

 

Исходя из перечня выпускаемой  организацией продукции (более 45 наименований навесной и прицепной техники, зерноочистительно-сушильное оборудование, оборудование для хранения зерна, стальные радиаторы водяного отопления, масса всевозможных изделий по размещенным заказам), ОАО «Лидсельмаш» удовлетворяет нужды широкого ряда потенциальных пользователей сельскохозяйственной, коммунальной, лесохозяйственной и другой техники, как на внутреннем рынке, так и за его пределами.

Для успешной реализации стратегии продаж ОАО  «Лидсельмаш»  постоянно проводит анализ рынков сбыта и определяет направления работы на каждом из них, исходя из номенклатуры выпускаемых  машин и оборудования.

Анализируя структуру продаж на протяжении последних лет можно  сделать вывод, что основными  потребителями продукции ОАО "Лидсельмаш" являются субъекты хозяйствования Республики Беларусь и стран СНГ, на долю которых приходится более 90 % общего объема продаж (приложение Е).

Значительное увеличение объемов  продаж в Республику Беларусь связанно с участием предприятия в республиканских  программах поставки оборудования. Осуществление  централизованной поставки сельхозмашин и оборудования в рамках республиканских  программ на протяжении последних пяти лет, необходимо считать как одной  из мер государственной поддержки  предприятия, конечной целью которой  служит переоснащение ОАО "Лидсельмаш", укрепление его позиций, как одного из ведущих сельхозпроизводителей  республики ориентированных на экспортные поставки продукции, приносящих валютные ресурсы республике.  Кроме  того, для успешного функционирования любого предприятия сельскохозяйственного  машиностроения не достаточно наращивания  объемов внутриреспубликанских  продаж. Практически все материалы  и значительную долю комплектующих  приходится приобретать по импорту.

Номенклатуру производимой ОАО "Лидсельмаш" продукции можно разделить на три наиболее значимые группы:

1. Сельскохозяйственные прицепные  и навесные машины и оборудование, коммунальная техника, машины  и оборудование лесохозяйственного  назначения, а также запасные  части к ним.

2. Зерноочистительно-сушильное оборудование  и емкости для хранения зерна,  а также оборудование для приготовления  семян.

3. Стальные радиаторы водяного  отопления.

Для любого хозяйствующего субъекта важной задачей  является обеспечение необходимого объема производства и реализации продукции, что приводит к получению запланированных  конечных результатов: получению прибыли  и обеспечению необходимого уровня рентабельности.

В таблицах 2.5-2.6 представлена номенклатура и детальная структура выпускаемой продукции ОАО «Лидсельмаш» за 2009 -2011 гг.

 

 

Таблица 2.5 - Номенклатура выпускаемой продукции ОАО «Лидсельмаш» в 2009-2011 гг.

 

Основные виды продукции   

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение, млн. руб.

Темп роста, %

Кол-во

Млн.руб.

Кол-во

Млн.руб.

Кол-во

Млн.руб.

2010 г. по отн.  2009 г.

2011 г. по отн.  2010 г.

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

Продукция промышленности

(в фактических ценах)

-

178208

-

198030

-

221899

19822

23869

111,1

112,1

в.т.ч. Основные виды ПП

                   

Картофелекопатели

479

3278

405

3204

350

2866

-74

-338

97,7

89,5

Картофелесажалки

336

2380

210

2286

240

2169

-94

-117

96,1

94,9

Плуги тракторные

365

309

340

337

350

406

28

69

109,1

120,5

Косилки

506

8640

450

7522

350

3611

-1118

-3911

87,1

48

Сеялки

143

1666

95

1103

105

1167

-563

64

66,2

105,8

Бороны дисковые

163

2328

90

1319

70

923

-1009

-396

56,7

70

Разбрасыватель минер. удобрений

125

220

150

297

150

311

77

14

135

104,7

Пресс-подборщики

332

7059

320

6622

350

7363

-437

741

93,8

111,2

Ворошитель-вспушиватель

155

7755

21

1022

-

-

-6733

-

13,2

-

Зерносушильные комплексы

81

93476

83

88138

70

75138

-5338

-13000

94,3

85,3

Зернохранилища силосного типа (тыс.тн.)

91,7

16757

177,5

34174

200

58333

17417

24159

203,9

170,7

Планировщик полей

500

9976

500

9216

500

9216

-760

-

92,4

100

Оборудование уборочное тракторное

56

188

15

49

70

315

-139

266

26,1

642,9

Грабли тракторные

197

10451

351

18322

150

7826

7871

-10496

175,3

42,7

Радиаторы отопительные

-

-

70000

11953

180000

32674

-

20721

-

273,4

Прочие виды

-

13725

-

12466

-

19581

-1259

7115

90,8

157,1

в т.ч. запчасти к сельхозмашинам

-

4925

-

8112

-

9002

3187

890

164,7

111

Информация о работе Комплекс маркетинга на примере ОАО «Лидсельмаш»