Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование комплекса маркетинга на предприятии и разработка предложений по совершенствованию комплекса маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы комплекса маркетинга 7
2 Анализ комплекса маркетинга на ОАО «Лидсельмаш» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лидсельмаш» и его продукции 14
2.2 Анализ комплекса маркетинга на ОАО «Лидсельмаш» 19
2.2.1 Анализ продукции ОАО «Лидсельмаш» и рынков сбыта 19
2.2.2 Анализ ценовой политики ОАО «Лидсельмаш» 18
2.2.3 Анализ рынков сбыта ОАО «Лидсельмаш» 20
2.2.4 Анализ и разработка концепции продаж отдельных групп продукции ОАО «Лидсельмаш» 24
2.2.5 Анализ продвижения продукции ОАО «Лидсельмаш» как важного элемента комплекса маркетинга предприятия 32
3 Разработка предложений по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «Лидсельмаш» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение А 48
Приложение Б 52
Приложение В 54
Приложение Г 56
Приложение Д 57
Приложение Е 61
Приложение Ж 65
Примечание. Источник: собственная
разработка по данным
Как видно из данных таблицы 2.1, в 2010 году по сравнению с 2009 годом объем выручки от реализации продукции повысился на 38,8%, себестоимость реализованной продукции выросла на 31,2%, прибыль от реализации повысилась на 30,5% и составила 12223 млн. руб. Кроме того, на 87 % увеличился размер прибыли от операционных доходов и расходов, а размер убытка от внереализационных доходов и расходов сократился на 35,5 %. В итоге общий размер прибыли на конец 2010 года составил 11187 млн. руб., что на 65,8 % выше уровня 2009 года. На увеличение совокупной прибыли повлияли такие факторы, как рост прибыли от реализации продукции и снижение убытка от внереализационных доходов и расходов.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем выручки от реализации продукции вырос на 20,2%, себестоимость реализованной продукции выросла на 10,5 %, прибыль от реализации продукции повысилась на 136,8% и составила 28 938 млн. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом размер прибыли от операционных доходов и расходов вырос более чем в 3,5 раза, а размер убытка от внереализационных доходов и расходов увеличился на 34,1 %. В итоге общий размер прибыли по итогам работы за 2011 год составил 29733 млн. руб., что на 165,8 % выше уровня 2010 года. Следует отметить, что в 2011 году незначительный рост себестоимости реализованной продукции (10 %) сопровождался более высокими темпами роста выручки от реализации, прибыли от реализации и др. показателей, что явилось положительным моментом деятельности организации и позволило получить достаточно высокий размер прибыли. Также за исследуемый период произошел рост размера чистой прибыли. В 2010 году ее размер увеличился на 73,5 % по сравнению с 2009 годом, в 2011 году – на 224,1 % по сравнению с 2010 годом.
Данные факты свидетельствует
о повышении эффективности
Проведем анализ себестоимости продукции ОАО «Лидсельмаш». Рассмотрим динамику себестоимости продукции за 2010-2011 гг. (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Структура затрат ОАО «Лидсельмаш» за 2010-2011 гг.
Элемент затрат |
Сумма, млн. руб. |
Структура затрат, % | |||||
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, млн. руб. |
Тем роста, % |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, % | |
Материальные затраты |
104337,6 |
113975,7 |
9638,1 |
109,2 |
84,36 |
83,38 |
-0,98 |
Заработная плата |
9355,2 |
11117,1 |
1761,9 |
118,8 |
7,56 |
8,13 |
0,57 |
Отчисления в фонд социальной защиты |
3661,8 |
4242,5 |
580,7 |
115,9 |
2,96 |
3,10 |
0,14 |
Амортизация основных средств |
1780,9 |
1837,6 |
56,7 |
103,2 |
1,44 |
1,34 |
-0,10 |
Прочие расходы |
4540,5 |
5522,1 |
981,6 |
121,6 |
3,67 |
4,04 |
0,37 |
Полная себестоимость, в том числе |
123676 |
136695 |
13019 |
110,5 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
переменные расходы |
91893 |
100399 |
8506 |
109,3 |
74,30 |
73,45 |
-0,85 |
постоянные расходы |
31783 |
36296 |
4513 |
114,2 |
25,70 |
26,55 |
0,85 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.
Анализируя элементы затрат, следует отметить, что себестоимость продукции ОАО «Лидсельмаш» в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 13019 млн. руб. или 10,5 %. Рост себестоимости в 2011 году в большей степени обусловлен увеличением материальных затрат (на 9638,1 млн. руб. или 9,2%). Расходы на заработную плату возросли на 1761,9 млн. руб. или 18,8 % и соответственно за счет этого возросли отчисления на социальные нужды на 580,7 млн. руб. или 15,9 %.
Из данных таблицы 2.2 хорошо видно, что из пяти элементов затрат самую высокую долю занимают материальные затраты. Их удельный вес в полной себестоимости в 2011 г. составил 83,4 % и уменьшился по сравнению с 2010 г. на 0,98 %.
Элемент «Амортизация основных средств» занимает наименьший удельный вес в структуре себестоимости: в 2010 г. 1,44% и в 2011 г. 1,34 %. В 2010 г. сумма амортизационных отчислений составляла 1780,9 млн. руб., а в 2011 г. ее размер вырос в динамике на 56,7 млн. руб. и составил 1837,6 млн. руб.
Сумма прочих расходов за 2011 год выросла на 981,6 млн. руб., а удельный вес увеличился на 0,37 %.
Далее проведем анализ показателей финансовой устойчивости ОАО «Лидсельмаш» (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Анализ показателей финансовой устойчивости ОАО «Лидсельмаш» за 2011 г.
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
Отклонение, +,- |
Нор-матив |
1. Коэффициент собственности (Соотношение собственного и заемного капитала) |
2,00 |
2,46 |
0,46 |
- |
2. Коэффициент финансового |
0,50 |
0,41 |
-0,09 |
<=0,06 |
3. Коэффициент финансовой |
0,50 |
0,59 |
0,09 |
>=0,5 |
4. Коэффициент обеспеченности |
0,23 |
0,12 |
-0,11 |
> 0,1 |
5. Коэффициент обеспеченности |
0,50 |
0,41 |
-0,09 |
<=0,5 |
Примечание - Источник: собственная разработка по данным приложения Д.
На основании анализа данных таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы.
Коэффициент левериджа (норма<=0,06) составил 0,50 и 0,41 на начало и на конец 2011 г. соответственно, что говорит об уменьшении доли заемного капитала предприятия по отношению к собственному.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами (норма > 0,1) составил 0,23 на начало 2011 г. и 0,12 на конец 2011 г., что характеризует снижение у предприятия размера оборотного капитала, необходимого для обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициент финансовой независимости (автономии) (норма >=0,5) составил на конец 2011 г. 0,59 и увеличился с начала года на 0,09 пункта, что свидетельствует об усилении независимости предприятия от заемных источников средств.
Коэффициент обеспечения обязательств активами (норма<=0,5), характеризующий долю долга в общей сумме капитала, равен 0,5 и 0,41 на начало и на конец 2011 г. соответственно, что говорит о снижении зависимости ОАО «Лидсельмаш» от условий, выдвигаемых кредиторами, а, следовательно, о повышении финансовой устойчивости предприятия.
Оценка платежеспособности
предприятия также
Таблица 2.4 - Расчет показателей ликвидности за 2011 г.
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
Отклонения |
1. Коэффициент текущей |
1,30 |
2,39 |
1,09 |
2. Коэффициент промежуточной |
0,57 |
1,26 |
0,69 |
3. Коэффициент абсолютной |
0,14 |
0,29 |
0,15 |
Примечание - Источник: собственная разработка по данным приложения Д.
Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности колеблется в пределах 0,2 - 0,3. Коэффициент абсолютной ликвидности по предприятию составил 0,14 и 0,29 на начало и на конец 2011 г. соответственно. Невысокий данного коэффициента свидетельствует о достаточно рациональной структуре капитала.
Коэффициент
текущей ликвидности учитывает
возможность реализации всех активов
организации, если такая необходимость
наступит. Кроме денежных средств, финансовых
вложений и дебиторской задолженности,
сюда входят: запасы сырья, готовая
продукция и прочие активы организации.
Коэффициент текущей
Таким образом, оценивая финансово-экономическое состояние ОАО «Лидсельмаш», можно заключить, что оно достаточно устойчивое.
На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что за исследуемый период 2009-2011 гг. ОАО «Лидсельмаш» повысило эффективность своей деятельности и достигло высоких финансовых показателей работы. Оценивая финансово-экономическое состояние ОАО «Лидсельмаш», можно заключить, что оно достаточно устойчивое.
Исходя из перечня выпускаемой организацией продукции (более 45 наименований навесной и прицепной техники, зерноочистительно-сушильное оборудование, оборудование для хранения зерна, стальные радиаторы водяного отопления, масса всевозможных изделий по размещенным заказам), ОАО «Лидсельмаш» удовлетворяет нужды широкого ряда потенциальных пользователей сельскохозяйственной, коммунальной, лесохозяйственной и другой техники, как на внутреннем рынке, так и за его пределами.
Для успешной реализации стратегии продаж ОАО «Лидсельмаш» постоянно проводит анализ рынков сбыта и определяет направления работы на каждом из них, исходя из номенклатуры выпускаемых машин и оборудования.
Анализируя структуру продаж на
протяжении последних лет можно
сделать вывод, что основными
потребителями продукции ОАО "Л
Значительное увеличение объемов
продаж в Республику Беларусь связанно
с участием предприятия в республиканских
программах поставки оборудования. Осуществление
централизованной поставки сельхозмашин
и оборудования в рамках республиканских
программ на протяжении последних пяти
лет, необходимо считать как одной
из мер государственной поддержки
предприятия, конечной целью которой
служит переоснащение ОАО "Лидсельмаш",
укрепление его позиций, как одного
из ведущих сельхозпроизводителей
республики ориентированных на экспортные
поставки продукции, приносящих валютные
ресурсы республике. Кроме того,
для успешного функционирования
любого предприятия
Номенклатуру производимой ОАО "Лидсельмаш" продукции можно разделить на три наиболее значимые группы:
1. Сельскохозяйственные
2. Зерноочистительно-сушильное
3. Стальные радиаторы водяного отопления.
Для любого хозяйствующего субъекта важной задачей является обеспечение необходимого объема производства и реализации продукции, что приводит к получению запланированных конечных результатов: получению прибыли и обеспечению необходимого уровня рентабельности.
В таблицах 2.5-2.6 представлена номенклатура и детальная структура выпускаемой продукции ОАО «Лидсельмаш» за 2009 -2011 гг.
Таблица 2.5 - Номенклатура выпускаемой продукции ОАО «Лидсельмаш» в 2009-2011 гг.
Основные виды продукции |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение, млн. руб. |
Темп роста, % | |||||
Кол-во |
Млн.руб. |
Кол-во |
Млн.руб. |
Кол-во |
Млн.руб. |
2010 г. по отн. 2009 г. |
2011 г. по отн. 2010 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |
Продукция промышленности (в фактических ценах) |
- |
178208 |
- |
198030 |
- |
221899 |
19822 |
23869 |
111,1 |
112,1 |
в.т.ч. Основные виды ПП |
||||||||||
Картофелекопатели |
479 |
3278 |
405 |
3204 |
350 |
2866 |
-74 |
-338 |
97,7 |
89,5 |
Картофелесажалки |
336 |
2380 |
210 |
2286 |
240 |
2169 |
-94 |
-117 |
96,1 |
94,9 |
Плуги тракторные |
365 |
309 |
340 |
337 |
350 |
406 |
28 |
69 |
109,1 |
120,5 |
Косилки |
506 |
8640 |
450 |
7522 |
350 |
3611 |
-1118 |
-3911 |
87,1 |
48 |
Сеялки |
143 |
1666 |
95 |
1103 |
105 |
1167 |
-563 |
64 |
66,2 |
105,8 |
Бороны дисковые |
163 |
2328 |
90 |
1319 |
70 |
923 |
-1009 |
-396 |
56,7 |
70 |
Разбрасыватель минер. удобрений |
125 |
220 |
150 |
297 |
150 |
311 |
77 |
14 |
135 |
104,7 |
Пресс-подборщики |
332 |
7059 |
320 |
6622 |
350 |
7363 |
-437 |
741 |
93,8 |
111,2 |
Ворошитель-вспушиватель |
155 |
7755 |
21 |
1022 |
- |
- |
-6733 |
- |
13,2 |
- |
Зерносушильные комплексы |
81 |
93476 |
83 |
88138 |
70 |
75138 |
-5338 |
-13000 |
94,3 |
85,3 |
Зернохранилища силосного типа (тыс.тн.) |
91,7 |
16757 |
177,5 |
34174 |
200 |
58333 |
17417 |
24159 |
203,9 |
170,7 |
Планировщик полей |
500 |
9976 |
500 |
9216 |
500 |
9216 |
-760 |
- |
92,4 |
100 |
Оборудование уборочное |
56 |
188 |
15 |
49 |
70 |
315 |
-139 |
266 |
26,1 |
642,9 |
Грабли тракторные |
197 |
10451 |
351 |
18322 |
150 |
7826 |
7871 |
-10496 |
175,3 |
42,7 |
Радиаторы отопительные |
- |
- |
70000 |
11953 |
180000 |
32674 |
- |
20721 |
- |
273,4 |
Прочие виды |
- |
13725 |
- |
12466 |
- |
19581 |
-1259 |
7115 |
90,8 |
157,1 |
в т.ч. запчасти к сельхозмашинам |
- |
4925 |
- |
8112 |
- |
9002 |
3187 |
890 |
164,7 |
111 |
Информация о работе Комплекс маркетинга на примере ОАО «Лидсельмаш»