Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:21, курс лекций
Маркетинговая среда фирмы -совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. маркетинговую среду можно разделить на 2 части: -внешняя среда маркетинга;-внутренняя среда маркетинга.Факторы внешней среды подразделяются на:-микросреду;-макросреду.
Основные виды маркетинга и сферы их применения.
Маркетинговая деятельность всегда ориентирует производство на максимальное удовлетворение спроса. Задачи предприятия, которое стремится осуществлять эффективную деятельность,- привлечь максимальное количество покупателей и получить максимально возможную прибыль в процессе своего функционирования ,т.е. научиться управлять рыночным спросом и оказывать на него влияние. В зависимости от характера и особенностей существующего или желаемого спроса различают основные виды маркетинга:
конверсионный. Данный вид маркетинга возникает при негативном спросе, в результате которого по ряду причин (пропаганда, общественная идея, и т.д.) ряд покупателей отказывается от потребления каких-то видов продукцию.
Главной задачей маркетинга на данном этапе становления проведение мероприятий по установлению спроса;
стимулирующий. Появление данного вида маркетинга сопутствует отсутствующий спрос, который возникает в том случае, если покупатель равнодушен к товару. Такая ситуация возможна, если товар достаточно новый и покупатель плохо о нем осведомлен или вовсе не знает о его существовании. Задача маркетинга в данной ситуации – стимулировать и актуализировать спрос, распространить максимальное количество информации о товаре. Достижение желаемого результата возможно при проведении рекламных акций и кампаний с целью осведомления потребителей о товаре и его свойствах;
развивающий, который возникает при потенциальном спросе, т.е. когда у потребителя есть спрос на товары, которых нет в продаже и в проекте. Задача маркетинга- превратить потенциальный спрос в реальный, т.е. имеет место маркетинга ,который развивается. Здесь будут актуальны действия по исследованию рынка ,проведению НИОКР и разработке нового вида товара, а также оптимизация каналов товародвижения;
ремаркетинг, который появляется, если спрос на продукцию есть, но он снижается, и если не применять меры, то он пропадет. Это относится к товарам, которые уже устарели, имеют другие более современные и качественные аналоги. Задача маркетинга – обновить спрос, стимулировать потребителей;
синхромаркетинг необходим тогда, когда спрос на товары и услуги достаточный, но он колеблется. Задача маркетинга – стабилизировать, выровнять спрос, чего можно достичь с помощью регулирования цен, рекламы, запасов;
вспомогательный маркетинг применяется
в самых благоприятных случаях,
когда спрос соответствует
демаркетинг необходим при непомерном спросе, т.е. когда, какие-то товары сильно востребованы на рынке, потребители испытывает сильную потребность в их использовании или удовлетворены ими недостаточно. Задача маркетинга заключается в разработке методов, которые уменьшают спрос. Это может быть регулирование цен, прекращение стимулирования сбыта и др.;
противомаркетинг возникает при иррациональном спросе, т. е. когда спрос на товары нерационален, щекотлив с точки зрения хозяйства (алкоголь, сигареты и др.). Задача маркетинга в этом случае- разработать мероприятия, которые ликвидируют спрос или хотя бы уменьшат его.
Национальные модели маркетинга: американская, японская, скандинавская и российская
Американская модель маркетинга – это целенаправленная комплексная деятельность компании или фирмы ,основанная на широком изучении потребностей личности, реального и потенциального потребителя, его мотивация, интересов и стимулов покупки.
Американская модель состоит из следующих этапов:
-научно-технические и
- разработка технологий систем маркетингового управления;
- организация производства
Американский маркетинг предельно индивидуализирован. Главное в нем –это личный коммерческий успех, а время – деньги.
Японская модель маркетинга – это в основном американская модель со следующими национальными особенностями; тесное сотрудничество частных фирм и компаний с правительственными органами, острая конкуренция на внутреннем рынке, участие в маркетинге все работников предприятия, семейный характер маркетинга.(эти же черты являются особенностью данной модели).
Успехи японских товаров на мировом рынке -результат эффективности японской модели маркетинга, способствовавшей быстрому росту японской промышленности и торговли, а также развтитию и совершенствованию японского общества в целом.
Скандинавская социально-этическая
модель – это развитие и использование
маркетинговой деятельности в условиях
социально-ориентированного предпринимательства
,направленная на объединение и гармонию
интересов производителя и
Скандинавская модель маркетинга
появилась в 60-70 годах поскольку
эти страны, небольшие по территории
и бурно развивающиеся в
Экономическая и этническая ответственность маркетинга проявляется в создании безотходных технологий, уничтожении или восстановлении использованных продуктов и упаковок.
Российская модель - система рыночного управления экономикой ,развивающаяся на трех уровнях: в макроэкономической среде – обеспечивать регулирование пропорций между производителем, потребителем и потребностями с тем, чтобы определить на этой основе приоритетные направления экономической и социальной политики, включая экономическую и экологическую безопасность в государства;
региональном –маркетинг призван обеспечивать развитие региональных и межрегиональных рынков, способных удовлетворять потребности как данного региона, так и страны в целом, на основе свободного эквивалентного обмена;
микроэкономической среде- это маркетинг отдельных фирм и предприятий, как крупных, так мелких и средних. Это должен быть маркетинг, обращенный непосредственно к каждому конкретному покупателю, т.е. интегрировать свою товарную стратегию с удовлетворением потребностей и интересов человека.
Российская национальная модель маркетинга должна опираться в своем развитии на постоянное изучение и творческое усвоение мирового практического опыта в области теории и практики рыночного управления.
Функции и направления маркетинговой деятельности.
Аналитическая функция состоит из :изучение внешней среды, внутренней среды и структуры предприятия, изучение конкурентов, исследование рынка потребителей с целью его сегментации, Данная функция является основополагающей, потому что с анализа рынка и потребителя начинается и завершается процесс планирования и управления маркетингом.
Производственная функция состоит из :организации разработки постановки на производство новых товаров, разработки новых технологий производства и сбыта, организации материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг. Производственная функция имеет созидательный характер и направлена на принятие решений , в соответствии с выполненной аналитической функцией, по разработке и постановке на производство товаров рыночной новизны, которые будут приняты рынком и востребованы потребителем.
Сбытовая функция или функция продаж предполагает организацию системы товародвижения, продажного и после продажного сервиса, системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) , а также проведение целенаправленной ценовой политики и стратегии.
Функция управления и контроля маркетинга
состоит из организации стратегического и оперативного планирования, информационного обеспечения управления маркетингом, организация системы маркетинговая контроля. Планирование и управление – важнейшие функции маркетинга, направленные на организацию прибыльной деятельности фирмы и предприятия с минимальным риском и обеспечение пропорциональности деятельности в рамках достижения долговременных стратегических целей.
Принципы и методы маркетинга.
Принципы маркетинга – это основные исходные положения теории и практики маркетинга, направленные на формирование убеждений и взглядов всех участников маркетингового процесса.
принцип – нацелленность фирм или предприятий на четко сформулированный коммерческий результат , захват намеченной доли рынка, долговременные усилия и цели, на основании которых определяются основные компоненты маркетинговой деятельности: сроки, ресурсы и эффективность.
принцип-концентрация исследовательских, сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.
принцип – направленность предприятия на долговременный результат работы , для него необходимо создание и расширение долговременного « горизонта» видения и целей , что проявляется в усилии внимания к прогнозным исследованиям и разработке на их основе товаров с возросшей нормой потребительской стоимости , предложение которых на рынке дает высокий коммерческий результат.
принцип – применение
стратегии и тактики
Методы маркетинга- анализ внешней (по отношению к предприятию ) среды, в которую входят не только рынок , но и политические , социальные , культурные и иные условия анализ потребителей, как реальных , так и потенциальных , изучение существующих и планирование будущих товаров, планирование товародвижения и сбыта, обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), обеспечение ценовой политики, удовлетворение технических и социальных норм страны, для которой производит товары предприятие, управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой.
Основные методы маркетинга:
анализ внешней среды предприятия.
анализ потребителей.
анализ существующих товаров.
Планирование товародвижения и сбыта.
Планирование и разработка новых товаров и товарного ассортимента.
Планирование ценовой политики.
Планирование качества и стандартизации товара.
Управление маркетинговой деятельностью предприятия.
Направления маркетинговых исследований.
Исследование рынка - систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах.
Исследование конкурентов – исследование, предполагающее получение необходимых для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также нахождения возможности сотрудничества и кооперации с ними.
Исследование потребителей
– позволяет выявить
Исследование фирменной
структуры рынка – это исследов
Исследование товара- это определение соответствия технико-экономическим показателей и качества товара, обращающегося на рынке, запросом и требования покупателей, анализ их конкурентоспособности.
Исследование цены –определение такого уровня и соотношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах.
Исследование товародвижения и продаж – это исследование преследует цель определить наиболее эффективные пути , способы и средства доведения товара до потребителей и его реализации.