Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:21, курс лекций
Маркетинговая среда фирмы -совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. маркетинговую среду можно разделить на 2 части: -внешняя среда маркетинга;-внутренняя среда маркетинга.Факторы внешней среды подразделяются на:-микросреду;-макросреду.
Потребительские рынки
Для маркетолога рынок – это совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Поэтому целью исследования рынка является изучение потребностей и спроса потребителей, оценка их покупательских возможностей. Один из главных аспектов изучения рынка - изучение поведения потребителей. Покупательское поведение потребителей сводится к конечному потреблению товаров и услуг для удовлетворения определенных потребностей. Потребительское поведение – совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов. Типология потребителей – классификация потребителей по факторам, устанавливающим определенные зависимости с целью выявления групп потребителей с различными выраженными требованиями к потребительским свойствам товара.
Предметом исследования являются характеристики потребителя, включая культурные, социальные, личностные, психологические факторы и процесс принятия решения о покупке.
Удовлетворение нужд и потребностей людей - основная цель маркетинга. Поведение потребителей как область маркетинга изучает процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения и распоряжения отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний.
Основным вопросом маркетинга для каждой фирмы является вопрос, как реагируют покупатели на различные свойства товара, его цену, рекламу и др. Следует различать три вида объекта внимания фирмы.
Покупатели - это лица, непосредственно осуществляющие покупку. Потребители - понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность. Потребители - лица или организации, потребляющие, использующие продукт производства, деятельности, включая и свой собственный продукт. Клиенты - лица, пользующиеся товарами и услугами предприятия, постоянные покупатели и заказчики.
Овладеть умением понимать и управлять поведением потребителя, “узнать покупателя” не так просто. Потребитель нередко говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в магазине, покупает нечто совершенно другое. Потребитель, став покупателем, просто не осознает побудительных мотивов такой покупки, может передумать в последнюю минуту. А значит, маркетологи должны изучать стереотипы поведения целевого потребителя, его нужды, предпочтения, восприятие им товара, его маршруты от магазина к магазину и т.д.
Правильное понимание
покупателей предоставляет фирм
· улучшить взаимоотношения с потенциальными покупателями;
· прогнозировать их потребности;
· выявить товары, пользующиеся наибольшим спросом;
· приобрести доверие покупателей за счет понимания их запросов;
· выработать соответствующую стратегию маркетинга.
Для коммерческого успеха с помощью маркетинга чрезвычайно важно:
· выяснить потребности конечного потребителя;
· понять, чем руководствуется потребитель, принимая решение о покупке (например, что для него важнее: качество товара или цена);
выявить конкретного покупателя товара и того, кто· принимает окончательное решение о покупке (это необходимо для того, чтобы проникнуться логикой покупателя, определить источники информации, используемые при покупке и т.д.);
· установить, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении товара;
· знать, что понравится клиенту как человеку, как покупателю, как потребителю;
· создать систему работы с потребителем.
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Рост компаний и рынков лишил многих менеджеров по маркетингу непосредственного контакта с покупателями. Сегодня менеджер, который стремится лучше узнать своих покупателей, должен ответить на семь вопросов:
Кто образует рынок?
Что они покупают?
Почему?
Кто участвует в процессе покупки? Организации, отдельные
потребители
Как покупают? Операции
Когда? Причины
Где? Торговые точки
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами. Субъекты рынка сочли целесообразным обособить различные группыпотребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп.
С точки зрения маркетинга потребителей можно разделить на две группы:
1) конечные потребители - это отдельные покупатели, приобретающие товары для личного (семейного, домашнего) использования;
2) предприятия-потребители - это
оптовые покупатели, приобретающие
товары для использования в
процессе дальнейшего
Поведение этих двух групп потребителей может отличаться, что объясняется:
· различными целями приобретения товара;
· способами принятия решений о покупке;
· источниками информации, используемыми при принятии покупательских решений;
· частотой совершения покупок;
· мотивацией;
· неодинаковым уровнем знания о товарах;
· требованиями к послепродажному сервису.
Таким образом, существуют потребительский
рынок и рынок товаров
Потребительский рынок - отдельные лица, семьи и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Основные этапы исследования
Центральное место в маркетинговой деятельности занимает исследование рынка. Ведь именно на рынке наиболее четко оказываются спрос на те или другие товары, интересы и потребности потребителей. Изучение их является главным заданием для каждого предпринимателя.
На рынке всегда присутствуют четыре "хозяина": спрос, предложение, цена, конкуренция. Однако ни один из них не поддается строгому планированию. Например, спрос как представленную на рынке потребность в товарах нельзя планировать хотя бы потому, что он включает в себя не только материально-стоимостные, но и духовные принципы. Спрос формируется под воздействием большого количества факторов, часть которых не может быть измерена на стадии разработки плана (мода, психологические, эстетичные, социальные факторы). Он происходит от человека, в поведении которого на рынке очень много субъективного, непредвиденного.
Цена также не подвластна административному влиянию. Она зависит от стоимости и полезности товара, спроса и предложения. Так же и предложение товаров нельзя четко установить, поскольку оно определяется поставками продукции и нормативными запасами.
Если поставки продукции можно спланировать (хотя наша практика свидетельствует, что планы поставок часто не выполняются), то товарные запасы лишь нормируются, потому что они прямо зависят от спроса, а именно спрос - величина, точно не определенная.
Все это свидетельствует о том, что на длительный (плановый) период в полной мере предусмотреть элементы рынка невозможно. Рынок нужно изучать постоянно и оперативно реагировать на его конъюнктуру.
Следовательно, маркетинговое исследование рынка означает в первую очередь определение объективных экономических тенденций его развития: спроса, предложения, цены, состояния конкуренции и тому подобное. Это положение имеет большое значение. Оно предостерегает от избыточного волюнтаризма, который наблюдался у нас на протяжении длительного периода и проявлялся в многочисленных попытках отменить действую законов экономики, административными командами устанавливать цену, определять объем предложения товаров и тому подобное.
Исследование в отрасли
1. Обоснование необходимости
2. Анализ факторов, которые обусловили потребность у информации, и формулировки проблемы.
3. Четкая формулировка целые исследования.
4. Определение необходимых
5. Сбор данных: а) составление плана выборочного обследования (при использовании выборочного метода); бы) сбор данных из второстепенных источников информации - публикации в прессе и отчетность предприятия, а также из первичных источников - на местах путем личных интервью, опрос по телефону и рассылка по почте анкет.
6. Систематизация и анализ данных.
7. Интерпретация результатов
и формулировка выводов и
8. Подготовка отчета о результатах исследования.
9. Анализ принятых на основе исследования мероприятий.
К началу составления
плана исследования необходимо
выучить главные аспекты
План должен включать временный график
реализации программы исследований.
Для этого важно предусмотреть и оплату за коммерческую информацию, расходы на проведение опроса потребителей, россыпь почтовых анкет, командировки и телефонные разговоры, связанные с сбором необходимых данных. В плане следует указать способы и методы сбора каждого отдельного вида информации.
Сбор данных является наиболее трудоемким и дорогим этапом исследования маркетинга и требует особенной пунктуальности. Акцент должен быть сделан на изучение опубликованных материалов, отчетов и других доступных и сравнительно дешевых источников. Если этих данных недостаточно, можно воспользоваться коммерческой информацией территориальных органов снабжения и специальных кооперативов, однако стоимость полученной таким образом информации значительно выше. Непосредственный опрос потребителей (личные интервью) - самый дорогой метод сбора данных. Он может быть заменен более дешевым - россыпью анкет и опросом по телефону. Последние два метода дают, однако, менее точную информацию. Потому выбор методов сбора информации должен быть обоснований, с одной стороны, с точки зрения расходов, из другого - полезности, достоверности полученных данных.
Следующий этап исследования маркетинга заключается в анализе, оценке и интерпретации собранных данных с целью получения как можно более результативной информации. Здесь можно выделить, во-первых, получение соответствующих средних данных и дисперсии (смещение); во-вторых, составление комбинационных таблиц для выяснения самых сложных взаимосвязей; в-третьих, вычисление коэффициента корреляции и корреляционных отношений (степени тесноты связи между показателями и факторами); в-четвертых, проведение многовариантного анализа данных с использованием таких статистических методов, как регрессивный, корреляционный и факторный анализы и т.д. Аналитическая работа очень трудоемка, и для ее выполнения необходимо использовать вычислительную технику.
Общие методы исследования рынка
На основе полученных данных делаются выводы относительно основных тенденций рыночной сбалансированности и прогноз последующих перспектив сбыта. При этом целесообразно воспользоваться опытом западных фирм. Да, американские ученые рекомендуют три основных метода анализа ситуации на рынке.
В соответствии с первым методом окончательную оценку ситуации на рынке делает назначенное правлением компании "жюри". Оно руководствуется базой данных, которую предоставляет управляющий сбытом. Управляющий, в свою очередь, получает их от агентов по сбыту, сопоставляет со статистическими данными по рынку в целом и на этой основе делает оценку темпов изменения спроса на продукцию, которую передает "жюри". Второй метод связан с использованием привлеченных со стороны специалистов-консультантов для внесения корректив в начальную оценку сбытового отдела компании. Эмпирический прогноз здесь совмещается с научным, в итоге отрабатывается окончательная оценка будущей ситуации на рынке. Третий метод применяется при условии относительно ограниченного числа заказчиков. Он заключается в опросе непосредственно заказчика с целью выявления его потребностей, претензий и вкусов. Например, одна из оптовых компаний США по сбыту растворителей пластмасс ежегодно опрашивает 500 заказчиков, причем к опрашивающему письму добавляется небольшой подарок (калькулятор и тому подобное) для стимулирования заинтересованности адресата. Через неделю компания направляет напоминание с благодарностью за ответ, которую еще не послали, и просит в случае занятости ответить на вопрос по телефону. Получив таким образом 200 письменных ответов, другие она обеспечивает через телефонные звонки и визитки.
В целом группы и специалисты отдела исследования маркетинга должны проводить работу за такими направлениями:
1) исследование рынка;
2) анализ и прогнозирование сбыта;
3) исследование товара;