Рисунок 1.2. – Соотношение мужчин и женщин
на предприятии.
Источник: Собственная
разработка на основе материалов предприятия
Списочная численность
работников в среднем за период (без
лиц, находящихся в отпусках по беременности
и родам и по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет) в декабре
2010 года составила 13204 человек и по сравнению
с декабрем 2009 года увеличилась на
403 чел.
Среднесписочная численность
работников (в сопоставимых условиях)
составила:
за 2010 год - 12780 чел., что
на 481 чел. или 3,9 % больше, чем за 2009 год;
в декабре 2010 года - 12998 чел.,
что на 281 чел. или 2,2 % больше, чем
в декабре 2009 года.
Среднесписочная численность
работников ППП составила:
за 2010 год - 12075 чел., что
на 493 чел. это на 4,3 % больше, чем за 2009 год;
в декабре 2010 года - 12279 чел.,
что на 300 чел. или на 2,5 % больше, чем
в декабре 2009 года.
Структура кадров комбината,
характеризующая соотношение различных
категорий работников представлена
на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Кадровая структура ОАО
«Белшина»
Источник: Собственная
разработка на основе материалов предприятия
Из рисунка можно сделать выводы, что руководители
занимают небольшой процент в общей численности
– 6%, специалисты и служащие – 9%. Относительно
большую долю занимают работники непромышленной
группы, это обусловлено наличием большого
количества объектов непромышленной сферы,
в том числе социальной.
Все работники предприятия
обладают высокой квалификацией
для выполнения своих профессиональных
обязанностей. Для работников организуются курсы повышения квалификации и каждые
3 года проходит проверки профессиональных
знаний.
- УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Организационная структура
службы маркетинга, ее основные функции
Исследованиями рынка
и конкурентов на ОАО «Белшина»
занимается бюро маркетинговых исследований.
Бюро маркетинговых исследований является
структурным подразделением отдела по
изучению рынка и продвижению продукции
и подчиняется непосредственно начальнику
отдела по изучению рынка и продвижению
продукции. Возглавляет бюро МИ начальник
бюро, который назначается на должность
и освобождается от занимаемой должности
приказом генерального директора ОАО
«Белшина» по представлению начальника
ОИРиПП.
Функциями бюро маркетинговых
исследований являются:
- план маркетинговых исследований, выбор методов проведения исследований;
- проведение маркетинговых исследований конъюнктуры рынков сбыта шинной продукции с выявлением новых потребителей;
- создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включающего информацию о внешней и внутренней среде;
- мониторинг и диагностика потенциальных рынков сбыта, включая финансовое состояние и платежеспособность потенциальных покупателей;
- оценка рынков сбыта продукции, производимой предприятием (емкость рынка, уровень цен на продукцию);
- определение удельного веса продукции основных конкурентов на рынке шин с разделением рынков сбыта по географическому признаку;
- исследование потребительских свойств производимой продукции, сбор и анализ информации об удовлетворенности потребителей;
- сбор информации об изменении требований потребителей, подготовка и предоставление в техническую службу предприятия информации о разработке новых видов продукции;
- определение конкурентоспособности продукции, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин её неконкурентоспособности, представление информации о неконкурентоспособности продукции в техническую службу предприятия;
- анализ тенденций развития первичного рынка сбыта на основе исследований и прогнозов развития автомобилестроительной отрасли;
- разработка предложений по проведению рекламных акций на сегментах рынков сбыта;
- разработка предложений по участию в выставочных мероприятиях;
- анализ отношения потребителей к предлагаемой им продукции, к товарному знаку, к предприятию и его посредникам;
- анкетирование потребителей продукции предприятия;
- мониторинг удовлетворенности потребителей.
Бюро маркетинговых
исследований сотрудничает с агентством DISCOVERY Research Group, закупает у них
всю необходимую информацию по РФ и ее
регионам. Основное направление деятельности
агентства – проведение маркетинговых
исследований полного цикла в Москве и
регионах России, а также выполнение отдельных
видов работ на разных этапах реализации
исследовательского проекта. Кроме того,
агентство разрабатывает и реализует
PR-кампании, направленные на коррекцию
имиджевых характеристик компании заказчика
или его продукции.
Также DISCOVERY Research Group в интересах
заказчика проводит конкурентную разведку
с привлечением соответствующих ресурсов.
Рис. 2.1 – Структура службы маркетинга
на ОАО «Белшина»
Источник: Собственная
разработка на основе материалов предприятия
Положение об отделе маркетинга
на ОАО «Белшина»
Задачами службы маркетинга являются:
- исследование и анализ конъюнктуры рынков сбыта;
- оценка конкурентоспособности шинной продукции по результатам сравнительных характеристик ее потребительских свойств и требований, предъявляемых к ней покупателями;
- разработка маркетинговой стратегии предприятия на основе анализа маркетинговой информации;
- исследование и анализ конъюнктуры рынков сырья для шинной промышленности;
- исследование и анализ конъюнктуры рынков материалов, оборудования и запасных частей, используемых на предприятии;
- организация рекламной кампании.
Рассмотрим подробнее
предложенную структуру, а также функции групп,
функциональные обязанности сотрудников
и связь с другими подразделениями предприятия.
Возглавляет отдел маркетинга начальник
отдела. Ему подчиняются заместитель начальника
отдела и 2 основных бюро: бюро маркетинговых
исследований и бюро по развитию активных
продаж.
Функциями бюро маркетинговых
исследований являются:
- разработка плана маркетинговых исследований, выбор методов проведения исследований;
- проведение маркетинговых исследований конъюнктуры рынков сбыта шинной продукции с выявлением новых потребителей;
- создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включающего информацию о внешней и внутренней среде;
- мониторинг и диагностика потенциальных рынков сбыта, включая финансовое состояние и платежеспособность потенциальных покупателей;
- оценка рынков сбыта продукции, производимой предприятием (емкость рынка, уровень цен на продукцию);
- определение удельного веса продукции основных конкурентов на рынке шин с разделением рынков сбыта по географическому признаку;
- исследование потребительских свойств производимой продукции, сбор и анализ информации об удовлетворенности потребителей;
- сбор информации об изменении требований потребителей, подготовка и предоставление в техническую службу предприятия информации о разработке новых видов продукции;
- определение конкурентоспособности продукции. Выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин её неконкурентоспособности. Представление информации о неконкурентоспособности продукции в техническую службу предприятия;
- анализ тенденций развития первичного рынка сбыта на основе исследований и прогнозов развития автомобилестроительной отрасли;
- разработка предложений по проведению рекламных акций на сегментах рынков сбыта;
- разработка предложений по участию в выставочных мероприятиях;
- анализ отношения потребителей к предлагаемой им продукции, к товарному знаку, к предприятию и его посредникам;
- анкетирование потребителей продукции предприятия;
- мониторинг удовлетворенности потребителей.
Функции бюро по развитию активных продаж:
- разработка плана маркетинга предприятия;
- разработка маркетинговой стратегии предприятия на основе анализа маркетинговой информации о внешней и внутренней среде;
- анализ товарного ассортимента предприятия, оставление матрицы BCG, построение рейтинга продукции предприятия по уровню приносимого дохода от ее производства и реализации;
- анализ эффективности внешнеторговой деятельности. Определение факторов, повлиявших на эффективность экспорта предприятия, и степени этого влияния;
- составление балансов спроса и предложения продукции предприятия на долгосрочный и краткосрочный периоды;
- формирование планов продаж на долгосрочный период по рынкам сбыта;
- осуществление анализа внешней и внутренней среды, возможностей и рисков;
- анализ структуры каналов сбыта предприятия, определение числа уровней каналов распределения при доведении продукции предприятия до конечного потребителя;
- мониторинг клиентской базы, составление аналитических отчетов по данным мониторинга;
- оформление отчетов по выполнению мероприятий Программы качества;
- определение динамики цен на продукцию предприятия и аналогичную продукцию конкурентов, тенденций их изменения;
- расчет оптимального соотношения показателей «цена» и «количество», определение соотношения между ценами на продукцию и затратами на ее производство, определение динамики данного соотношения;
- разработка предложений по ценовой стратегии предприятия на основе аналитических данных;
- ведение работы по поддержанию документации системы менеджмента качества в области маркетинговой деятельности предприятия в надлежащем состоянии;
- составление отчета о степени удовлетворенности потребителей.
К функциям бюро рекламы
относятся:
- сбор информации о проведенных выставках, ярмарках, выставках-продажах по интересующей предприятие тематике;
- сбор информации о планируемых выставках, ярмарках, выставках-продажах;
- планирование участия предприятия в выставках, ярмарках;
- планирование и последующий анализ затрат предприятия на участие в запланированных выставках, ярмарках;
- подготовка необходимых рекламных, информационных материалов и документов (заявок, договоров и пр.) для участия предприятия в выставках, ярмарках;
- составление перечня продукции, отбор и оформление образцов продукции предприятия для предоставления ее потребителям;
- разработка планов создания и оформления различных стендов с продукцией предприятия, информацией о ней и предприятии;
- определение оптимального состава работников, участие которых необходимо в выставках, ярмарках;
- оформление необходимых приглашений, установленных пропусков на выставки для деловых партнеров предприятия, обеспечение их необходимой рекламной и иной информацией;
- организация отправки на выставки, ярмарки рекламных и информационных материалов, оборудования и образцов продукции. Подготовка и направление специалистов предприятия для участия в выставках, ярмарках;
- проведение в ходе ярмарок, выставок-продаж показа продукции, демонстрации преимуществ продукции, выпускаемой предприятием, и ее конкурентоспособности на рынке;
- проведение в ходе выставок, ярмарок эффективных рекламных акций в целях привлечения наибольшего количества потенциальных потребителей продукции предприятия;
- проведение анализа эффективности участия предприятия в выставках, разработка мероприятий по предупреждению в дальнейшем выявленных недостатков;
- осуществление рекламной деятельности с целью обеспечения осведомленности о продукции предприятия, информирования потребителей о свойствах продукции и ее преимуществах, о предприятии и его имидже;
- разработка рекламной стратегии предприятия, основанной на перспективных направлениях дальнейшего организационного развития, инновационной и инвестиционной деятельности и учете тенденций развития рекламно-информационной деятельности в мире;
- планирование и осуществление деятельности по проведению рекламных кампаний:
- определение целей и задач рекламной кампании;
- определение типов конкретных носителей рекламы (газеты, журналы, рекламные ролики, сувенирная продукция и др.) и их оптимальное сочетание в ходе рекламной кампании;
- выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, их текстового, цветового и музыкального оформления;
- прогнозирование сроков действенности рекламы, ее результатов;
- определение затрат, необходимых для проведения каждой рекламной кампании;
- разработка эскизов, макетов, буклетов, рекламных листовок и пр. и подготовка их для утверждения генеральным директором предприятия;
- обеспечение при разработке рекламных материалов соблюдения норм общественной морали, правил конкурентной борьбы, законодательства РБ в области рекламной деятельности;
- разработка фирменного стиля предприятия, подготовка образцов сувенирных и рекламных продуктов полиграфического и промышленного изготовления (блокнотов, календарей, канцелярских принадлежностей и др. с логотипами предприятия) для распределения их среди работников ОАО «Белшина», вступающих в деловые отношения с контрагентами;
- разработка проектов, согласование условий с заинтересованными подразделениями и заключение договоров на рекламирование продукции или услуг предприятия со сторонними организациями в случаях полномасштабной рекламы в средствах массовой информации;
- установление связей с деловыми партнерами предприятия и расширение внешних связей в целях совершенствования рекламной деятельности;
- сбор, накопление и систематизация информации о рекламной деятельности предприятий-конкурентов;
- анализ влияния проводимых рекламных мероприятий на изменение спроса на производимую предприятием продукцию;
- разработка и выполнение планов бренда на производимую продукцию.
Взаимодействие службы
маркетинга с другими структурными подразделениями
ОАО «Белшина»
Взаимоотношения бюро маркетинговых
исследований с другими подразделениями
предприятия:
1. С бюро маркетингового планирования
и анализа:
Представляет:
- данные об объемах производства и продаж шинных заводов – конкурентов, их доле на рынке;
- данные об уровне рыночных цен на шинную продукцию, действующих системах скидок и других мерах стимулирования продаж;
- оценку емкости внешнего и внутреннего рынков шинной продукции, состояние спроса на продукцию и прогноз его развития.
Получает:
2. С финансовым управлением:
Получает:
- сведения о текущих курсах валют;
- реквизиты счетов предприятия.
3. С бюро рекламы:
Получает:
- утвержденный план выставочных мероприятий;
- утвержденный план рекламной кампании.
Представляет:
- рекомендации по проведению рекламных акций на рынках сбыта;
- рекомендации по выставочной деятельности.
4. С производственным управлением:
Получает:
- сведения о производственных мощностях на отдельные размеры шин.
5. С экономическим управлением:
Получает:
- минимальные и действующие цены на шины;
- план производства на планируемый период;
- проекты цен на новые модели продукции.
Представляет:
- сведения о рыночных ценах на продукцию, планируемую к освоению, и возможных объемах её реализации;
- результаты маркетинговых исследований отпускных цен на аналогичную продукцию предприятий конкурентов.
6. С управлением реализации продукции:
Получает:
- отчеты о реализации продукции по регионам и конечным потребителям;
- план продаж ОАО «Белшина» на планируемый период;
- данные об остатках готовой продукции на складах;
- информацию об отказах от продукции.
Представляет:
- состояние и прогнозы развития спроса на шинную продукцию на внешнем и внутреннем рынках сбыта;
- перечни требований, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;
- рекомендации по созданию собственной дилерской или агентской сети;
- предложения по заключению договоров с потенциальными потребителями (торговыми организациями).
7. С управлением проектирования и конструирования
шин:
Получает:
- сведения о снятии с производства устаревшей продукции;
- технические характеристики, описание преимуществ, результаты испытаний и другие данные по вновь разработанным шинам.
Представляет:
- предложения и рекомендации по разработке и освоению новых моделей шин;
- рекомендации по совершенствованию дизайна шин, обеспечивающих улучшение их эстетического вида;
- рекомендации по снятию с производства устаревших или не имеющих сбыта моделей;
- результаты регулярного мониторинга инновационных разработок, появляющихся на рынке.
8. С отделом реализации в дальнее зарубежье:
Получает:
- отчеты о реализации продукции по странам и конечным потребителям за отчетный месяц по отделу;
- поступившие от потребителя заявки на приобретение продукции.
Представляет:
- состояние и прогнозы развития спроса на продукцию на внешнем и внутреннем рынке.
9. С управлением охраны труда и окружающей
среды:
Получает:
- сведения о производственном травматизме и его последствиях.
Представляет:
- информацию об имевшем место травматическом случае за подписью руководителя отдела.
10. С техническим управлением:
Получает:
- техническую документацию (ТУ, ГОСТы, правила эксплуатации и др.) на шины;
- сведения об особенностях технологии.
- С отделом контроллинга и прогноза
Получает:
- бизнес-план предприятия на планируемый период;
- отчет о выполнении основных технико-экономических показателей предприятия за отчетный период.
11. С управлением бухгалтерского учета
и отчетности:
Получает:
- нормативы на командировочные расходы.
Представляет:
- акты выполненных работ (услуг) по заключенным договорам на маркетинговые исследования.
12. С управлением организации труда и заработной
платы:
Получает:
- утвержденное штатное расписание;
- графики и режимы работы;
- должностные инструкции служащих и положение о бюро МИ.