Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:45, дипломная работа
Цель данной работы - совершенствование системы управления затратами на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
2) провести анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами, рассмотреть методы оценки эффективности затрат предприятия;
3) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на предприятии: рассмотреть организационные основы создания системы внутреннего контроля и регулирования затрат; оценить обеспеченность информационной базой внутреннего контроля затрат; разработать рекомендации по внутреннему контролю и регулированию затрат.
Объект исследования: система управления затратами ТД "Иваново".
Предмет исследования: анализ и совершенствование системы управления затратами ТД "Иваново".
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАТРАТ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.2 СИСТЕМЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.3 МЕСТО КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТД "ИВАНОВО"
2.1 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ ТД "ИВАНОВО"
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ТД "ИВАНОВО"
2.3 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТ И ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ ТД "ИВАНОВО"
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТД "ИВАНОВО"
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАТРАТ ТД "ИВАНОВО"
3.2 ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗОЙ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ ТД"ИВАНОВО"
3.3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАТРАТ "ИВАНОВО"
4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ТД "ИВАНОВО"
4.2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТД "ИВАНОВО"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Запас
финансовой прочности:
ВД
- ВДкр = 17891 - 963,6 = 16927,4 тысяч рублей
Зфп = (17891 - 963,6) / 17891 = 94,6процента.
Согласно произведенным расчетам, порог рентабельности, или критическая величина валового дохода составляет 963,6 тысяч рублей, а запас финансовой прочности 16927,4 тысяч рублей или 94,6процента.
Это означает, что предприятие может выдержать снижение валового дохода на 94,6процента без угрозы для своего финансового положения. При дальнейшем уменьшении валового дохода предприятия будет убыточно.
Изучение состава и структуры издержек обращения предприятия является одним из этапов анализа затрат фирмы.
В ходе анализа, в первую очередь, исследуются статьи, занимающие наибольший удельный вес в общей величине затрат. Анализ издержек в разрезе отдельных статей проведем за два смежных периода (2004 - 2005 гг.) в таблице 7. Данные таблицы 7 показывают, что в отчетном периоде наибольший удельный вес в составе издержек обращения занимают затраты, связанные с оплатой труда работников предприятия: 44,0процента - в 2004 г., 44,6процента - в 2005 г.
Как видно из расчетов, в отчетном году доля затрат по заработной плате увеличивается на 0,6 процентных пункта. В абсолютном выражении расходы на заработную плату увеличились на 47 тысяч рублей или на 3,6процента.
Таблица 7 - Данные для анализа издержек в разрезе отдельных статей
Статьи издержек | Период | Изменения показателя | ||
2004 г. | 2005 г. | в тысяч рублей | в процента | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Амортизационные отчисления | 52 | 52 | 0,0 | 0,0 |
Затраты на рекламу | 115 | 129 | 1,4 | 12,2 |
Заработная плата | 1305 | 1352 | 4,7 | 3,6 |
Аренда, телефон | 780 | 794 | 1,4 | 1,8 |
Соц. отчисления | 339 | 351,5 | 12,5 | 8,5 |
Сверхнормативные затраты | 234 | 251 | 1,7 | 7,3 |
Прочие затраты | 278 | 237 | -4,1 | -14,7 |
Итого издержки | 2964 | 3032 | 6,8 | 2,3 |
Таблица 8 - Данные для анализа структуры издержек обращения, процента
Статьи издержек | Период | Изменение показателя | |
2004 г. | 2005 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Амортизационные отчисления | 1,7 | 1,7 | 0,0 |
Затраты на рекламу | 3,9 | 4,3 | 0,4 |
Заработная плата | 44,0 | 44,6 | 0,6 |
Аренда, телефон | 26,3 | 26,2 | -0,1 |
Соц. отчисления | 6,7 | 7,2 | 0,5 |
Сверхнормативные затраты | 7,9 | 8,3 | 0,4 |
Прочие затраты | 9,5 | 7,7 | -1,8 |
Итого издержки | 100,0 | 100,0 | 0,0 |
Аналогичная ситуация наблюдается по затратам на аренду и услуги связи (телефон). По сравнению с прошлым годом, данная статья затрат предприятия увеличилась на 1,8 процента и составила 794 тысяч рублей Доля затрат по аренде складских и торговых помещений, а также коммунальные услуги составили в 2005 г. 26,2 процента, что на 0,1 процента меньше прошлого года.
Следует отметить, что в отчетном периоде уровень таких статей издержек обращения.
Для стабильной и эффективной работы на рынке предприятию необходимо добиться более глубокого внедрения, путем укрепления уже существующих связей и попытки привлечь новых покупателей, клиентов.
Предприятию следует заняться стимулированием сбыта товаров посредствам рекламы своей продукции. Затраты на рекламу в отчетном периоде возросли на 12,2 процента или 14 тысяч рублей.
В общей величине издержек обращения затраты на рекламу занимают 4,3процента, что на 0,4 процентных пункта выше уровня прошлого года.
Данные таблицы 8 показывает, что наблюдается рост доли затрат по отчислениям во внебюджетные фонды (6,7процента в 2004 г до 7,2 процента в 2005 г.).
Рассмотрим систему и процесс управления затратами на предприятии.
Для проведения анализа выделим основные статьи затрат предприятия и покажем, кто отвечает за их образование.
Как видно из рис.4, наибольшую долю в статьях затрат занимают расходы на заработную плату (44 процента), аренду, телефон (26,3 процента), сверхнормативные затраты (7,9 процента).
Рисунок
4 - Структура затрат предприятия
Процесс формирования затрат на предприятии можно описать следующим образом. Подразделения предприятия предоставляют в финансовый отдел предварительные потребности, которые рассчитываются в бухгалтерии предприятия и доводятся контрольные показатели для каждого подразделения, в соответствии с которыми и формируется проект бюджета предприятия в целом. В дальнейшем при рассмотрении и согласовании бюджета во все планы верхнего и нижнего уровня вносятся соответствующие коррективы.
Рассмотрим систему планирования затрат на предприятии.
Содержание плана издержек обращения состоит в определении величины расходов предприятиями для осуществления ими нормального торгового процесса. В основе плана издержек обращения лежат:
запланированный объем и структура товарооборота;
задания по приросту сети;
изменение в организационной структуре, ставках, тарифах и других условиях расчета.
Планирование издержек обращения неразрывно связано с планами валовых доходов, прибыли, расчетом потребности оборотных средств и банковских кредитов и т.д.
При разработке плана издержек обращения делается несколько вариантов расчета, в основу которых кладутся прогрессивные нормативы. При этом следует выбрать оптимальный вариант. Оптимальным называется такое решение, которое в данных хозяйственных условиях является наиболее эффективным.
Критерием при разработке различных вариантов плана издержек обращения являются экономическая обоснованность объема и состава оборота, экономия живого и овеществленного труда в процесс обращения товаров, которая находит свое выражение в сокращении затрат в процентах к общему объему товарооборота.
План по издержкам обращения торгового предприятия представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень, а также сумма и уровень расходов по каждой статье издержек обращения. Смету, как и другие плановые показатели, составляют исходя из хозяйственной целесообразности и необходимость улучшения обслуживания населения, облегчения выполнения утвержденного товарооборота и плана прибыли.
При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда.
Расчет плановой величины издержек обращения должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия. Следовательно, правильное планирование затрат на предприятии имеет ключевое значение в системе управления издержками фирмы.
При планировании затрат на предприятии может использоваться метод прямого счета и аналитический метод.
Предприятие планирует издержки обращения прямым счетом, то есть подсчитывает расходы в соответствии с грузооборотом, численностью работников, договорами по аренде и содержанию помещения и т.д., а также в соответствии с установленными нормами, тарифами, ставками и другими показателями.
Так, по элементам затрат рассчитываются расходы на транспортирование товаров, содержание основных фондов, хранение и подготовку товаров к продаже, расходы и потери по таре, прочие расходы.
По сметам планируются расходы на текущий ремонт, администрацию, управленческие расходы.
На основе численности работников и средней заработной платы исчисляется фонд заработной платы, а на основе численности работников и норм износа определяются расходы по износу спецодежды.
Ряд статей рассчитывается в процентах от товарооборота:
отчисления на подготовку кадров;
расходы на рекламу;
расходы на охрану труда.
План по издержкам на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базового уровня затрат используются отчетные данные за истекшее время (обычно за 9 месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).
Исчисление оптимального размера издержек становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования затрат в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить валовой доход с общей суммы затрат, подразделяемых на переменные, постоянные.
Величина
затрат при наличии постоянных и переменных
затрат представляется зависимостью (26):
И = П + Пер * Х (26)
где И - величина издержек обращения;
П - абсолютная сумма постоянных расходов;
Пер - удельные переменные затраты на единицу товаров;
Х - объем продаж товаров.
Исходя из имеющейся информации о величине затрат предприятия определим размер затрат при увеличении объема продаж на 10процента.
Так,
в 2005 г. объем продаж составил 26443 тысяч
рублей, переменные затраты - 2186 тысяч
рублей (удельные затраты - 0,826 тысяч рублей),
а постоянные - 846 тысяч рублей Таким образом,
суммарные затраты составляют:
И
= П + Пер * Х = 846 + 0,826 * 26443 = 3032 тысяч рублей
Если в 2006 г. объем продаж предприятия увеличится на 10процента, что составит 29087,3 тысяч рублей (26443 * 1,1), то переменные затраты возрастут также на 10процента и будут равны 2404,6 тысяч рублей (2186 * 1,1).
Постоянные затраты при этом остаются неизменными, то есть 846 тысяч рублей В этом случае суммарные затраты составят 3250,6 тысяч рублей (2404,6 + 846).
Кроме того, при планировании издержек обращения по основным статьям расходов можно использовать метод среднего уровня затрат.
Базовым показателем расчета в этом случае является средний уровень расходов по статье затрат по отношению к товарообороту.
Информация о работе Теоретические основы управления затратами предприятия