Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
ситуация во многих регионах напряжена.
К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни.
Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.
Определенное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.
Социально-психологические причины безнадзорности (они часто выступают как следствие социально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.
Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма
и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются
на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством.
Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате чего без одного родителя остаются около 1300 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей — 32, убегают из дома—237. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих [12,c.89].
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Можно выделить следующие
факторы семейного
1) социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
2) медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3) социально-демографические
факторы (неполные и
4) социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и
паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи,
приверженных к субкультуре преступного мира) [13,c.54].
Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.
Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина — отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам.
Научным коллективом Московского государственного социального университета в 1995 году проводилось социологическое исследование проблем детской беспризорности. Исследование проводилось в Москве и Московской области, объектом исследования стали дети в детских домах и приемнике-распределителе в возрасте от 7 до 15 лет.
Основная масса обследованных бездомных детей (82,5%) находятся в возрасте 10-15 лет, причем в основном это мальчики (около 80%). В возрасте 16-18 лет— 12,5%. Наименьшее число детей — в возрасте до 10 лет.
Из бездомных детей, попавших в обследование 67,3% проживали в полных семьях. Дети из неполных семей составили 23,7%, причем в основном это семьи с матерью. С отцом проживает каждый 5-й ребенок из неполных семей.
У достаточно большой части детей (почти 25%) родители или один из родителей — безработные; 80% девочек, попавших в обследование, оказались из неполных семей или семей безработных.
Таким образом, большинство беспризорных детей проживало в бедности и нищете. Плюс к этому плохие отношения с родителями, жестокое обращение. Все это побудило их бежать. Большинство детей убегало из дома несколько раз. Наиболее часто бегут дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74% [13,c.143].
Семейное неблагополучие — основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами ряска безнадзорности становятся безработица родителей и миграционные процессы. Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему безнадзорности и беспризорности детей из семей беженцев.
Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальные
факторы и медико-
педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.
Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.
Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность
попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью. По данным Государственной Думы, 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находятся в зоне социального риска; 160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в колониях.
Сотрудники МВД считают подростков наиболее криминально активной частью населения. По данным исследования, проведенного Международным детским фондом ЮНИСЕФ, каждое пятое преступление в России совершается подростком; 85 % преступных группировок и банд включают в себя детей. В России каждый четвертый беспризорный подросток уже совершил уголовно наказуемое преступление. На 100 тысяч
детей приходится 2300 преступлений. Милицейская статистика свидетельствует: ежегодно детьми и подростками совершается 300 тысяч преступлений.
Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального
поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%[14,c.91].
В реальной жизни
социально-экономические, социально-психологические
и психологические причины
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемы детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества. Против ребенка действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, которых остается все меньше. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая была в России в 20-е годы.
Фактически беспризорные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Эти тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
В настоящее время такие
проблемы, как беспризорность и
безнадзорность несовершеннолетних, рост детской преступности, требуют пристального внимания общества. Разрушение государственной системы
общественного воспитания и организации досуга детей в условиях рыночных отношений, а также кризисное состояние института семьи — усложнение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функций семьи, приводят к формированию девиантного поведения детей. Соответственно, одними из первоочередных задач становятся выявление и предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков, социально-психологическая поддержка семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Психологические причины развития поведенческих отклонений часто неразрывно связаны с нарушением внешних условий социализации, нередко — с психическим неблагополучием ребенка. Так, Д.И. Фельдштейн, приводя данные изучения жизненного пути несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в республиканской спецшколе Душанбе, делает вывод, что в основе «нравственной деформации их личности» лежали именно недостатки их семейного и школьного воспитания.
Исследователи отклоняющегося поведения детей и подростков выделяют как внешние факторы влияния — социальную экологию (отношения в семье, отношения со сверстниками, условия проживания), так и внутренние — возможное психиатрическое неблагополучие ребенка, искажающее регуляцию его поведения. При этом роль семейного неблагополучия определяется более значимой в причинности отклоняющегося поведения.
Своевременное выявление психологического неблагополучия, которое
Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте