Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)

в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск, взаимовыручка.

В подростковом возрасте могут происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость  от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируют в напряжённость, с которой трудно справиться.

Подростковый  возраст – период отчаянных попыток  «пройти через всё». При этом подросток  в большей части начинает свой подход с

табуированных или невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. В  этот период происходит объективное  изменение социального положения. Потеря идентичности самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом

– основное содержание отроческих переживаний.  

 

                                                                                                                 30

Неудовлетворённость может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет                                                                                                                               

тяжёлые чувства  подростка.

Многие подростки  переживают кризис во внешних проявлениях  негативизма – бессмысленном  противодействии другому, немотивированном противостоянии.

В этом возрасте частота противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.

Специалисты в  области детской психологии констатируют, что беспризорных и безнадзорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях [24,c.71].

Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других,    

агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность  и пр. Данные признаки ведут к  деградации личности, которой сопутствует  ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорных подростков относят к группе социального  риска.

Есть ещё  одно объяснение, почему безнадзорный подросток 

                                                                                                                             31

принадлежит к  этой группе. Дело в том, что он не только опасен для 

общества и  окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит ли она  от «вожака», под   

чьим началом  он существует, или от представителя  государственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи.

Однако прежде чем рассматривать политику государства  в отношении безнадзорных детей  в социально-правовом аспекте необходимо выделить основные причины этого явления. Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.

В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской безнадзорности определён следующим образом: «Детская безнадзорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».

Подобной точкой зрения придерживаются и большинство  правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами, как:

- экономический  кризис;

- безработица;

- обнищание  широких слоёв населения чьё  большинство живет за чертой  бедности;

- повсеместное  ослабление семейных устоев;

- утрата старшим  и младшим поколениями моральных  ценностей;

                                                                                                                32

- пьянство и  алкоголизм, наркомания;

- распространение  среди детей и взрослых психических  заболеваний.

Все эти факторы  служат благоприятными условиями для                          возникновения наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.

Так, по мнению начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Г.И. Климантовой и заместителя начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления аппарата Совета Федерации Т.А.Федотовской основные проблемы роста безнадзорности кроются в социально-политических преобразованиях, приведших к ломке общественной морали, обесцениванию института семьи на общегосударственном уровне. В статье,

посвящённой профилактике детской безнадзорности, они пишут: «Основной причиной возникновения роста безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребёнок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются её нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности [20,c. 234].

Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую

                                                                                                                 33

потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит  то, к чему стремится. Если к вышеизложенному  добавить, что современный ребёнок  живёт и развивается на фоне сильнейшего  антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров.

Следует отметить, что к причинам происхождения  подростковой безнадзорности современные  исследователи в области социологии и детской психологии относят  на сегодняшний день не только экономические  и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.

Так, Е.Г. Слуцкий  выделяет три основные категории  причин развития детской безнадзорности: социально-экономические, социально-психологические  и медико-психологические причины.

К социально-экономическим  он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это

экономический кризис, голод, безработица, эпидемии, интенсивные 

миграционные  процессы в связи с военными конфликтами  или природными катаклизмами.

Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Медико-психологические  причины он увязывает с увеличением  числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты  асоциального поведения (т.е. наличие  генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов.

Интересное  исследование структуры детской  беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены  на пять

                                                                                                                                34

групп.

В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная  миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа

составляет 4-5 процентов  от общей массы беспризорных детей.

Вторая группа беспризорных детей формируется  из несовершеннолетних, оставшихся без  родителей либо иного попечения  в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т.п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8-9 процентов от всех беспризорных.

Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5процентов.

Четвёртая, самая  многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие  из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.

Последняя, пятая  группа несовершеннолетних мигрантов  состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под специально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов[20,c.276].

Подтверждает  данные исследования и структура  безнадзорных,

приведённая в  работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей

классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх

                                                                                                                              35

основных категорий:

- дети, потерявшие  семью и родителей из-за их  смерти, лишения родительских прав;

- дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;

- беглецы из  дома, семьи, детского интернатного  учреждения.                                                                                                           

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети  

подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье  асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

Другая категория  детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучных семьях.

В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная 

семья в России на сегодняшний момент становится всё более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим алкоголизмом,        

наркоманией. В  подобных семьях всё подчинено непреодолимому

                                                                                                                

                                                                                                                 36

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте