Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
приводит к социальной дезадаптации и отклонениям в поведении ребенка, — важная и насущная задача сегодня. Еще в 1968 г. А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и А. А. Смирновым была опубликована статья, актуальность которой сохраняется по сей день. В статье указывалась задача преодоления как количественного тестового подхода к диагностике, так и упрощенного, с интуитивно-эмпирической трактовкой результатов, в ней
также были сформулированы методологические принципы психологической диагностики. Поиск решения этих задач продолжается и в настоящее время[15,c.76].
1.3.Особенности
подросткового возраста и
Подростковый возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. Период трудный для самого подростка и для окружающих его людей. Парадоксально, но самые серьезные решения в своей жизни человек принимает именно в том возрасте, когда его собственный опыт минимален; если принятое решение в дальнейшем оценивается личностью как неудачное, связанное с этим разочарование может крайне неблагоприятно сказываться на ее поведении.
В подростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего ещё не завершено. И это отражается на характере его действий и поступков, свойственных детскому и подростковому возрасту, а именно жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, беспощадность в конфликтных ситуациях.
Всем подросткам присущи такие особенности, как недостаток социального опыта, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию, противоречивость и неустойчивость в поведении и во взглядах, подверженность посторонним влияниям. Им свойственно желание оказаться взрослыми, и поэтому путем неправомерных поступков они демонстрируют свою «взрослость» [16,c.74].
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность
устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в воспитательно-профилактической деятельности.
Формирование смысла жизни подростков является одним из эффективных направлений социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения. Экзистенциальный вакуум и слабая ценностная регуляция - благоприятные предпосылки для проявления отклоняющегося поведения подростков. «Своеобразный характер сформировавшейся таким образом системы личностных ценностей, бедность внутреннего мира и узость кругозора порождают ощущение внутренней «пустоты», ориентацию на человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом» [17, с. 85]. Относясь безвольно и безоценочно к предлагаемым групповым нормам, подросток часто попадает в молодежные формирования асоциальной и антисоциальной направленности.
Позитивные для формирования смысла жизни приобретения подросткового возраста:
- формирование
чувства социальной
-наличие потребности
в проявлении собственной
-формирование сознательного отношения к собственной личности, обращение сознания внутрь себя, появление рефлексии;
- наличие потребности в освоении социального пространства, стремление к включению в различные виды деятельности, к познанию нового и ранее неизвестного;
- появление абстрактного мышления;
-предпосылки
к формированию постконвенциаль
- выработка
жизненной философии, системы ценностей,
осознание
сложных философских проблем, в том числе и проблемы смысла жизни;
- стремление
к независимости и
- постановка задач будущего.
В то же время существуют особенности возрастного периода, затрудняющие взаимодействие подростка с социумом. К ним относятся:
-некоторые физиологические особенности: повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, быстро протекающие изменения в организме;
- завышенные притязания, переходящие в дерзость;
-размытость границ реального и возможного, частая переоценка своих возможностей;
- недостаточная
самостоятельность и
-зависимость от мнения группы сверстников;
- неадекватность представлений о достоинствах и недостатках.
Одной из основных причин, выгоняющих детей на улицу является, прежде всего, неблагополучная семья, неблагополучие которой проявляется в двух наиболее распространенных формах: конфликтности и асоциальном
образе жизни.
Конфликтные семьи
нуждами и потребностями детей. Сексуальная распущенность, эмоциональная тупость, грубый эгоцентризм и жестокость родителей, антисанитария и безалаберность в быту, низкий нравственный, культурный и экономический уровень таких семей свидетельствуют об их несостоятельности как института воспитания и социализации детей. Асоциальная семья не только не спасает детей от внешних угроз, но и сама становится источником повышенной опасности. Многие воспитанники социально-реабилитационных учреждений испытали побои, издевательства, голод и сексуальное насилие. У детей, испытавших, жестокое обращение со
стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости многообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самоуважение, криминальное, сексуальное поведение. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические вещества, дети попадают в разряд «созависимых»[18,c.356].
Повседневные испытания, которые претерпевает ребенок, превышают предел его адаптационных возможностей, ведут к хроническому и психическому перенапряжению, отчуждению детей и тоже нередко выгоняют их на улицу, а в худшем случае приводят к суициду, потому что такая жизнь теряет какой-либо смысл, ради чего стоит жить и бороться. Бегство из дома ведет ребенка к бродяжничеству, к жизни в асоциальной
уличной среде. Он утрачивает родительское попечение, становится беспризорным, не имеет постоянного места жительства, соответствующих
возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Очевидно, что дети, оказавшиеся в подобном положении, бесправны. Их бесправие усугубляется, если они, сбежав от насилия в семье, попадают в руки жестоких взрослых, которые
используют их в воровских делах, вовлекают в половые связи, приобщают к проституции. Позитивный статус сына (дочери) заменяется другим статусом, асоциальным: беспризорник, вор, попрошайка, проститутка и т. п.
Выдавливание ребенка, живущего в неблагополучной семье, из школьного воспитательного пространства приводит ребенка на улицу с совершенно иным статусным набором, который направлен на совершенно другие цели и «ценности». Любой социальный статус ребенка вносит свой вклад в его развитие, но особое место в наборе статусных позиций развивающейся личности занимает статус члена семьи и ученика школы, так
как семья и школа - самые значимые институты социализации детей. Если ребенок (подросток) утратил попечение со стороны безответственных родителей и потерял связь со школой, то это чревато не только отставанием в психическом развитии и деградацией, происходит также деформация, а затем и утрата его позитивного социального статуса. Нарушение социального статуса приводит к прямой дискриминации беспризорных детей и подростков. Их не допускают к участию в большинстве социальных мероприятий и препятствуют поступлению в заведения, предназначенные для других детей. Они оказываются на положении отверженных большинством членов общества, а иногда имеет место и активное противодействие созданию учреждений для детей улиц со стороны местного населения. Детям улиц непросто получить образование, медицинскую помощь, доступ к местам отдыха и ресурсам профессионального обучения. Обычно они не получают необходимых прививок, поэтому у них слабое здоровье. У них нет возможности овладеть навыками, необходимыми для устройства на работу, не хватает средств для поддержания личной гигиены.
В целом большинство членов общества считает детей улиц источником неприятностей, хулиганами, аморальными типами, наркоманами и алкоголиками, не спорными на какие-либо хорошие поступки и отношения.
Все они представляются гражданам потенциальными преступниками. Отсюда и столь негативное отношение, которое не позволяет обществу понять необходимость оказания помощи этим детям [23,c.118].
Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают неадекватны. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается, жизнь реализуется в ситуации потери
смысла.
Для того, чтобы понять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные дети, необходимо рассмотреть психологические особенности личности данной категории несовершеннолетних и выделить основные причины этого явления.
Отрочество, подростковый возраст в период жизни человека от детства до юности. В этот самый короткий период происходит формирование личности через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он приобретает чувства взрослости.
В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.
Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия,
память, речь, мышления и старается предать им глубину и блеск. Моральные ценности, качество личности – самостоятельность, смелость, воля также становятся для них объектом самовоспитания. Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, - и в первую очередь это относится к семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – противостоять любым предложениям, суждениям, чувствах тех, на кого направлено отчуждение.
Отрочество – это период, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей
Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте