Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.
Особое место
среди обстоятельств, способствующих
бегству ребёнка на улицу, занимают
психические заболевания, во-первых,
родителей, во-вторых, самого ребёнка.
Что же касается детей, то по информации
независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних в РФ
страдают психическими расстройствами.
Усугубляется положение и ростом числа
умственно отсталых детей. Не случайно
в качестве психобиологических предпосылок
асоциального поведения несовершеннолетних
выделяются такие неблагоприятные особенности
психики детей и подростков, как нервно-психическая
патология, акцентуации характера, а также
отставание в
умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов.
Общая вышесказанное, можно выделить следующие причины безпризорности:
- экономические
(экономический кризис; безработица;
обнищание широких слоёв
- социальные (повсеместное ослабление семейных устоев; утрата
старшим и младшим
поколениями моральных
- психологические
(ранимость детской психики,
- медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);
- политические (открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России);
- социально-правовые
(не достаточно чётко
профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);
- рост криминализации
общества (распространённость новых
для России видов
Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в современной России.
Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1. Описание этапов и методов исследования
Этапы исследования
Практическая работа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го класса школы №5 п.Октябрьского. В исследовании приняли участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.
На первом (подготовительном)
этапе был осуществлен
На втором
(экспериментальном) этапе
1 Тест-опросник родительского отношения к детям
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А.Гурко направлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.
На заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения к детям
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
Цель данной методики: выявить взаимоотношения родителей к детям.
Опросник состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или “неправильных” утверждений.
2. Опросник Т.А.Гурко. Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным слоям социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида к окружающему и отражается на поведении к данным слоям общества. Данный опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».
3. В следующем задании нужно было выявить факторы подростковой беспризорности.
2.2. Исследование
причин подростковой
Для исследования причин подростковой беспризорности были применены следующие методики:
1. Тест-опросник
родительского отношения к
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А.Гурко
Рассмотрим данные диагностики, полученные с применением данных методик.
В результате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мы выявили следующие результаты. Данные представлены в таблице 1
Шкалы |
Показатель |
Конфликтные отношения |
35% |
Нет заинтересованности родителей в дальнейших планах ребенка |
25 % |
Нет взаимопонимания подростка с родителями |
40% |
Принятие ребенка младше реального возраста |
23 % |
Нет контроля над поведением подростка |
27% |
Из таблицы 1 видно, что у 35% респондентов выражено конфликтное отношение к своему ребенку. Родитель не воспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не принимает интересы ребенка и меньшее время проводит с ним.
25 % респондентов не заинтересованы в дальнейших планах и делах своего ребенка.
40% испытуемых не ощущают себя со своим ребенком, как с единым целым , не удовлетворяют все потребности подростка, не ограждают его от трудностей и неприятностей. Такие родители не находятся в переживании за ребенком, тем самым дают ребенку свободу.
23 % испытуемых видят своего ребенка младше реального возраста. Все то, чем занимается ребенок родители не принимают всерьез, видя их детьми. Ребенок предстает неуспешным и неприспособленным.
27% респондентов не контролируют поведение ребенка.
Рисунок 1. Взаимоотношения родителей к детям.
Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания с детьми, 35% родителей имеют конфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23% родителей не принимают всерьез чем занимается ребенок.
2. В результате проведения (Тест-Опросника Т.А.Гурко) мы выявили, что у подростков обнаружены проблемы во взаимоотношениях с родителями (рис. 2).
Рисунок 2. Соотношение результатов ответа.
Анализ результатов исследования показал, что в подростковом возрасте социализация семьи снижается, подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно без советов и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, а у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого мы отмечаем, что подростки 9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и
рассказывают о своих переживаниях.
3.Рассмотрим
выявленные факторы
Факторы подростковой
№ |
Деструктивные семьи( семьи с алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи) |
Семейные кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места работы членом семьи) |
Психолого-педагогическая
несостоятельность родителей( физическое насилие со стороны родителей, деструктивные стили взаимодействия с детьми, низкий общекультурный и образовательный уровень) |
Социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми) |
Конфликтные взаимоотношения подростков с родителями |
1 |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
4 |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
5 |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
6 |
_ |
_ |
_ |
+ |
_ |
7 |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
8 |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
9 |
+ |
_ |
+ |
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
_ |
_ |
+ |
Из таблицы 2 мы видим следующие факторы семейного неблагополучия , ведущие к беспризорности подростков: деструктивные семьи (80%),семейные кризисы (40%), психолого-педагогическая
несостоятельность родителей (50%), социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростков с родителями (90%).Гипотеза подтверждается, что наиболее значимыми факторами подростковой беспризорности являются: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическая несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
Подводя итоги исследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низком уровне, и в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами с родителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектр интеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, низкий волевой контроль поведения, безответственность, которые являются основой возникновения социальной дезадаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации, обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов , агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.
Одна из задач нашего исследования заключалась в проведении теоретического анализа литературы по теме исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста).
У подростков со склонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, отсутствует способность решать абстрактные задачи, они выполняют предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем.
Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте