Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)

влечению к  алкоголю, когда забота о детях  только мешает и озлобляет. В таких  случаях ребёнок как бы отторгается  от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.

Особое место  среди обстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики детей и подростков, как нервно-психическая патология, акцентуации характера, а также отставание в                                                                                                              

умственном  развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов.

Общая вышесказанное, можно выделить следующие причины безпризорности:

- экономические  (экономический кризис; безработица;  обнищание широких слоёв населения,  чье большинство живёт за чертой  бедности; голод; эпидемии);

- социальные (повсеместное  ослабление семейных устоев; утрата 

старшим и младшим  поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение с  детьми, физические наказания, сексуальные  домогательства со стороны взрослых);

- психологические  (ранимость детской психики, стремление  ребёнка к независимости, дефекты  воспитания, социопатии);

 

                                                                                                                     37

- медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);

- политические (открытость границ России для  стран, ранее входивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России);

- социально-правовые (не достаточно чётко проработанный  механизм 

профилактики  детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);

- рост криминализации  общества (распространённость новых  для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками  и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).

Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой  беспризорности и безнадзорности в современной России.

Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью»  цивилизованного общества. Это ещё  и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.

 

 

 

 

                                                                                                           38

                                                                                                    

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1. Описание этапов и методов исследования

 Этапы исследования

Практическая  работа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го класса школы №5  п.Октябрьского. В  исследовании приняли участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.

На первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ  по проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.

 На втором (экспериментальном) этапе была  осуществлена программа эмпирического  исследования, включавшая в себя реализацию следующих методик:

1 Тест-опросник родительского  отношения к детям

(А.Я. Варга,  В.В. Столин)

2. Опросник Т.А.Гурко направлен на  изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.

На заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. Тест-опросник родительского отношения к детям

(А.Я. Варга,  В.В. Столин)

Цель данной методики: выявить  взаимоотношения  родителей к детям.

                                   

                                                                                                                                 39

Опросник  состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или “неправильных” утверждений.

2. Опросник Т.А.Гурко. Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным слоям  социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида к окружающему и отражается на поведении к  данным слоям общества. Данный опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».

3. В следующем задании нужно было выявить факторы подростковой беспризорности.

2.2. Исследование  причин подростковой беспризорности  в России

Для исследования причин подростковой беспризорности  были применены следующие методики:

1. Тест-опросник  родительского отношения к детям

(А.Я. Варга,  В.В. Столин)

2. Опросник Т.А.Гурко

Рассмотрим  данные диагностики, полученные с применением  данных методик.

В результате проведения Теста-опросника  родительского  отношения к детям, мы выявили следующие результаты. Данные представлены в таблице 1

Шкалы

Показатель 

 Конфликтные отношения подростков  с родителями 

35%

 Нет заинтересованности родителей в дальнейших планах ребенка

25 %

 Нет взаимопонимания подростка с родителями

40%

Принятие ребенка  младше реального возраста

23 %

Нет контроля над  поведением подростка

27%


                                                                                                                                 40

Из таблицы 1 видно, что у  35% респондентов  выражено конфликтное  отношение к своему ребенку. Родитель не воспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не  принимает  интересы ребенка и меньшее  время проводит с ним.

25 %  респондентов  не  заинтересованы в дальнейших планах и делах своего ребенка.

40%  испытуемых не ощущают себя со своим ребенком, как с единым целым ,  не удовлетворяют все потребности подростка, не ограждают его от трудностей  и неприятностей. Такие родители не находятся в переживании за ребенком, тем самым  дают ребенку свободу.

23 %  испытуемых  видят своего ребенка младше  реального возраста. Все то, чем занимается ребенок родители не принимают всерьез, видя их детьми.  Ребенок предстает неуспешным и неприспособленным.

27%  респондентов  не контролируют поведение ребенка.

                         

                                    Показатели взаимоотношений   

Рисунок 1. Взаимоотношения родителей к детям.

                                                                                                                       41

Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания с детьми,  35% родителей имеют конфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23%  родителей не  принимают всерьез чем занимается ребенок.

2. В результате  проведения  (Тест-Опросника   Т.А.Гурко) мы выявили, что у подростков обнаружены проблемы  во взаимоотношениях с родителями (рис. 2).

 

Рисунок 2. Соотношение результатов ответа.

Анализ результатов  исследования показал, что в  подростковом возрасте социализация семьи снижается, подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно без советов  и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, а у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого мы отмечаем, что подростки  9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и

                                                                                                                                 42

рассказывают  о своих переживаниях.

3.Рассмотрим  выявленные факторы подростковой  беспризорности. Данные представлены  в таблице 2.

                             Факторы подростковой беспризорности

 

 

 

          №

 

Деструктивные семьи( семьи  с  алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи)

 

Семейные кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места работы членом семьи)

 

Психолого-педагогическая несостоятельность родителей(эмоционально

физическое насилие  со стороны родителей,

деструктивные стили  взаимодействия с детьми, низкий общекультурный и образовательный уровень)

 

Социально-демографические  факторы (неполные и многодетные  семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми)

 

Конфликтные взаимоотношения  подростков с родителями

1

+

_

+

_

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

_

+

+

4

+

_

_

+

+

5

_

+

+

_

+

6

_

_

_

+

_

7

+

_

_

+

+

8

+

_

+

_

+

9

+

_

+

+

+

10

+

+

_

_

+


 

Из  таблицы 2 мы видим следующие факторы семейного неблагополучия , ведущие к беспризорности подростков: деструктивные семьи (80%),семейные кризисы (40%), психолого-педагогическая

                                                                                                                       43

несостоятельность родителей (50%), социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростков с родителями (90%).Гипотеза подтверждается, что наиболее значимыми факторами подростковой беспризорности являются: деструктивные семьи,  семейные кризисы, психолого-педагогическая несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями. 

        Подводя итоги исследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низком уровне, и  в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами с родителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектр интеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, низкий волевой контроль поведения, безответственность, которые являются основой возникновения  социальной дезадаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 44

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации, обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны  следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов , агрессивное отстаивание своих прав  на  самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся  к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.

Одна из задач  нашего исследования заключалась в проведении теоретического  анализа литературы  по теме исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста).

У подростков со склонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, отсутствует способность решать абстрактные задачи, они выполняют предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем.

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте