Кардинальные изменения в структуре
личности ребенка, вступающего в подростковый
возраст, определяются качественным сдвигом
в развитии самосознания, благодаря чему
нарушается прежнее отношение между ребенком
и средой. Центральным и специфическим
новообразованием в личности подростка
является возникновение у него представления
о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости);
действенная сторона этого представления
проявляется в стремлении быть и считаться
взрослым. Своеобразие этой особенности
заключается в том, что подросток отвергает
свою принадлежность к детям, но у него
еще нет ощущения подлинной, полноценной
взрослости, хотя есть стремление к ней
и потребность в признании его взрослости
окружающими.
Чувство взрослости может возникать
в результате осознания и оценки
сдвигов в физическом развитии и половом
созревании, которые очень ощутимы для
подростка и делают его более взрослым
объективно и в собственном представлении.
Другие источники чувства взрослости
- социальные. Чувство взрослости может
рождаться в условиях, когда в отношениях
со взрослыми подросток объективно не
занимает положения ребенка, участвует
в труде, имеет серьезные обязанности.
Ранняя самостоятельность и доверие окружающих
делают ребенка взрослым не только в социальном,
но и субъективном плане. Множество подобных
примеров было в годы Великой Отечественной
войны. (Этот возможный путь возникновения
чувства взрослости, причем задолго до
начала полового созревания, зафиксирован
Н.А. Некрасовым в образе мужичка с ноготок.)
Чувство взрослости формируется у подростка
и тогда, когда к нему относятся как к равному
товарищи, которых он считает намного
старше себя. Ощущение собственной взрослости
может рождаться и в результате установления
сходства по одному или нескольким параметрам
между собой и человеком, которого подросток
считает взрослым (в знаниях, умениях,
в силе, ловкости, смелости). Ощущение собственной
взрослости может возникнуть до начала
полового созревания? Существующая в настоящее
время акселерация физического развития
и полового созревания создает условия
для более раннего, чем в прежние годы,
сдвига в представлении ребенка о степени
собственной взрослости, означающего
вступление в подростковый возраст.
Это новообразование самосознания
является стержневой особенностью
личности, ее структурным центром, так
как выражает новую жизненную позицию
подростка по отношению к людям и миру,
определяет специфическое направление
и содержание его социальной активности,
систему новых стремлений, переживаний
и аффективных реакции. Специфическая
социальная активность подростка заключается
в большой восприимчивости к усвоению
норм, ценностей и способов поведения,
которые существуют в мире взрослых и
в их отношениях. Это имеет далеко идущие
последствия потому, что взрослые и дети
представляют две разные группы и имеют
разные обязанности, права и привилегии.
Во множестве норм, правил, ограничений
и в особой "морали послушания", которая
существует для детей, зафиксирована их
несамостоятельность, неравноправное
и зависимое положение в мире взрослых.
Для ребенка многое из доступного взрослым
еще запретно. В детстве ребенок овладевает
нормами и требованиями, которые общество
предъявляет к детям. Эти нормы и требования
качественно меняются при переходе в группу
взрослых. Возникновение у подростка представления
о себе как о человеке, уже перешагнувшем
границы детства, определяет его переориентацию
с одних норм и ценностей на другие - с
детских на взрослые. Равнение подростка
на взрослых проявляется в стремлении
походить на них внешне, приобщиться к
некоторым сторонам их жизни и деятельности,
приобрести их качества, умения, права
и привилегии, причем прежде всего те,
в которых наиболее зримо проявляется
отличие взрослых и их преимущества по
сравнению с детьми.
§ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ПОДРОСТКА И ВЗРОСЛОГО
Становление
нового типа взаимоотношений. Претензии
подростка на новые права прежде всего
распространяются на всю сферу отношений
со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться
требованиям, которые раньше охотно выполнял;
он обижается и протестует, когда ограничивают
его самостоятельность и вообще, как "маленького",
опекают, направляют, контролируют, требуют
послушания, наказывают, не считаются
с его интересами, отношениями, мнением
и т.п. У подростка появляется обостренное
чувство собственного достоинства, он
осознает себя человеком, которого нельзя
подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность.
Существовавший в детстве тип отношений
со взрослыми (отражающий неравноправное
положение ребенка в мире взрослых) становится
для него неприемлемым, не соответствующим
его представлению об уровне собственной
взрослости. Права взрослых он ограничивает,
а свои расширяет и претендует на уважение
его личности и человеческого достоинства,
на доверие и расширение самостоятельности,
т.е. на известное равноправие со взрослыми
и старается добиться признания ими этого.
Разные формы протеста и неподчинения
подростка - средство изменить прежний
тип отношений со взрослыми на новый, специфический
для общения взрослых. Возникновение у
подростка ощущения собственной взрослости
и потребности в ее признании окружающими
рождает совершенно новую проблему - проблему
прав взрослого и подростка в отношениях
друг с другом.
Важность и особое место подросткового
периода определяются тем, что
именно в этом периоде происходит
переход от характерного для детства
типа отношений взрослого и ребенка к
качественно новому, специфическому для
общения взрослых людей. Этот переход
существует как процесс становления новых
способов социального взаимодействия
подростка и взрослого. Старые способы
постепенно вытесняются новыми, но они
одновременно и сосуществуют. Это создает
большие трудности и для взрослых, и для
подростка. Новые нормы, опосредующие
поведение подростка, его самооценку и
оценку отношения взрослых к нему, являются
основой формирующегося этического мировоззрения.
Благополучная форма перехода
к новому типу отношений возможна,
если взрослый сам проявляет
инициативу или, учитывая требования
подростка, перестраивает свое
отношение к нему. Условие этого
- отсутствие у взрослого отношения
к подростку еще как к ребенку. Однако
ряд существенных моментов благоприятствует
сохранению прежнего отношения, а именно:
неизменность общественного положения
подростка: он был и остается "учеником",
"школьником"; 2) его полная материальная
зависимость от родителей, которые наряду
с учителями выступают в роли воспитателей;
3) привычка взрослого направлять и контролировать
ребенка, которую ломать трудно (даже при
сознании необходимости); 4) сохранение
у подростка, особенно вначале, детских
черт в облике и поведении, отсутствие
у него умения действовать самостоятельно.
Все это позволяет взрослому относиться
к подростку еще как к ребенку, который
должен подчиняться и слушаться, и оправдывает
ненужность и нецелесообразность расширения
его прав и самостоятельности. Однако
такое отношение взрослого противоречит
не только стремлениям подростка, но и
задаче воспитания детей в этом возрасте
как переходном от детства к взрослости.
Развитие социальной взрослости подростка
общественно необходимо для подготовки
к будущей жизни. Это - процесс сложный,
он требует времени и возможен, если подросток
начнет жить в системе норм и требований,
существующих для взрослых, что связано
с необходимым и обязательным увеличением
самостоятельности, расширением обязанностей
и прав. Только в таких обстоятельствах
подросток может научиться "по-взрослому"
действовать, думать, выполнять разного
рода задачи, общаться с людьми. Именно
поэтому задача воспитания подростка
требует смены прежнего типа отношений
со взрослыми на новый.
Причины конфликта подростка и взрослого.
В начале подросткового периода складывается
ситуация, чреватая возникновением противоречий,
если у взрослого сохраняется отношение
к подростку еще как к ребенку. Это отношение,
с одной стороны, вступает в противоречие
с задачами воспитания и препятствует
развитию социальной взрослости подростка,
а с другой стороны, оно вступает в противоречие
с представлением подростка о степени
собственной взрослости и его претензиями
на новые права. Именно это противоречие
является источником конфликтов и трудностей,
которые возникают в отношениях взрослого
и подростка из-за расхождения их представлений
о характере прав и меры самостоятельности
подростка.
Если взрослый не изменяет
отношения к подростку, то подросток
сам становится инициатором перехода
к новому типу отношений. Сопротивление
взрослого вызывает у подростка ответное
сопротивление в виде разных форм непослушания
и протеста. Существование этих противоположных
тенденций и сопротивление друг другу
порождают столкновения, которые при неизменности
отношения взрослого становятся систематическими,
а негативизм подростка - все более упорным.
При сохранении такой ситуации ломка прежних
отношений может затянуться на весь подростковый
период и иметь форму хронического конфликта.
Разными формами неподчинения и протеста
подросток ломает прежние, "детские"
отношения со взрослым и навязывает ему
новый тип - "взрослых"- отношений,
которым принадлежит будущее. Конфликт
может продолжаться до тех пор, пока взрослый
не изменит отношения к подростку. Конфликтные
отношения благоприятствуют развитию
приспособительных форм поведения и эмансипации
подростка. Появляется отчужденность,
убеждение в несправедливости взрослого,
которое питается представлением о том,
что взрослый его не понимает и понять
не может. На этой основе может возникнуть
уже сознательное неприятие требований,
оценок, взглядов взрослого, и он вообще
может потерять возможность влиять на
подростка в ответственный период становления
моральных и социальных установок личности.
Конфликт является следствием неумения
или нежелания взрослого найти подростку
новое место рядом с собой. Проблема самостоятельности
и равноправия подростка в отношениях
со взрослым - самая сложная и острая в
их общении и в воспитании подростка вообще.
Необходимо найти такую степень самостоятельности,
которая соответствовала бы возможностям
подростка, общественным требованиям
к нему и позволяла взрослому направлять
его, влиять на него.
Специфические трудности в общении
взрослого и подростка могут
отсутствовать, если отношения между ними
строятся по определенному типу отношений
взрослых - дружеских - или имеют форму
содержательного сотрудничества с характерными
для них нормами взаимного уважения, помощи
и доверия. В процессе сотрудничества
складываются новые способы социального
взаимодействия подростка и взрослого,
моральноэтическое содержание которых
отвечает задаче развития социальной
взрослости подростка и его новым требованиям
к характеру взаимоотношений со взрослыми.
Именно сотрудничество позволяет взрослому
поставить подростка в новое положение
- своего помощника и товарища в разных
делах и занятиях, а самому стать для него
образцом и другом. Именно такие отношения
субъективно необходимы подростку и объективно
необходимы для его воспитания.
Благополучие в личных отношениях взрослого
и подростка, контакт и понимание между
ними совершенно необходимы потому, что
в период перехода ребенка из младшего
школьного возраста в подростковый создаются
условия для возникновения сложных отношений
между двумя системами общения ребенка
- со взрослыми и товарищами. Причина этого
- принципиально разное положение ребенка
в этих двух системах. В первой (со взрослыми)
он занимает неравноправное положение,
которое зафиксировано в "морали послушания"
для детей. Во второй (с товарищами-сверстниками)
он находится в положении принципиального
равенства, которое, с одной стороны, тождественно
положению взрослых и будущему положению
ребенка в их мире, а с другой стороны,
оно является источником элементов сотрудничества
детей в разных видах деятельности. Ж.
Пиаже показал, как в процессе игровой
деятельности развивается кооперация
детей, при которой индивид рассматривает
себя равным другим, а это ведет к взаимному
контролю, достижению согласованности,
т.е. к выработке и соблюдению норм коллегиальности.
Именно это послужило основанием для важного
вывода Пиаже: когда ребенок кооперируется
с себе подобными - он уже взрослый. В исследованиях
советских психологов было установлено,
что, во-первых, уже в III-IV классах соблюдение
норм товарищества (помощь, верность, уважение)
служит критерием в оценке качеств товарища
и друга; во-вторых, существует прямая
зависимость между расширением и углублением
содержательных контактов детей и ростом
их требований к отношениям (увеличивается
значимость норм равенства и верности
и увеличивается количество ситуаций,
на которые они распространяются). Чрезвычайно
важно, что все эти нормы являются очень
существенными нормами взаимоотношений
взрослых. Именно поэтому общение ребенка
со сверстниками, товарищами выполняет
специфическую функцию: в практике этих
отношений усваивается мораль взрослых
(а тем самым и развивается социально-моральная
взрослость ребенка), причем центральное
содержание этой морали - нормы равенства,
верности и коллегиальности - антагонистично
нормам "морали послушания" в отношениях
ребенка и взрослого.
Таким
образом, к началу подросткового
возраста отношения ребенка со
сверстниками и особенно с
друзьями уже строятся на некоторых
важных нормах взрослой "морали
равенства", а основой его отношений
со взрослыми продолжает оставаться особая
детская "мораль послушания". Этот
парадокс содержит в себе возможность
важных последствий: 1) сотрудничество
как оптимальный для развития личности
подростка тип общения может интенсивнее
развиваться в отношениях с товарищами;
2) именно общение с товарищами, а не со
взрослыми может приносить подростку
большее удовлетворение, стать субъективно
более необходимым и значимым, играть
ведущую роль в развитии социально-моральной
взрослости и формировании личности; 3)
уже усвоенные подростком нормы морали
взрослых могут, во-первых, столкнуться
и вступить в противоречие с нормами "морали
послушания", во-вторых, одержать над
ними победу именно потому, что детская
мораль стала для подростка неприемлемой.
В этом
лежит ключ к правильному пониманию
столь распространенной в зарубежной
психологии проблемы "автономной
детской морали" и ее столкновения
с моралью общества взрослых.
Квалификация "автономной детской
морали" как антисоциальной и
потому вступающей в противоречие
с моралью взрослых - ложный тезис: "автономная
детская мораль" в своей сущности- это
мораль товарищеских и дружеских отношений
взрослых, и именно поэтому она в высшей
степени социальна. Вступает же она в противоречие
не с "моралью взрослых", а с моралью,
созданной ими для детей. Ситуация школьно-учебных
отношений подростка со взрослыми и товарищами
постоянно и в высшей степени чревата
возможностью столкновения этих двух
моралей именно в силу их несовместимости
в данных обстоятельствах. Когда взрослый
оказывается в роли носителя и выразителя
требований "морали послушания",
он становится неприемлемым для подростка
именно потому, что для подростка неприемлема
сама мораль, а не данный, конкретный взрослый.
Именно поэтому подростки бывают грубы
с незнакомыми взрослыми, которые делают
ребятам замечания о несоответствии их
поступков правилам поведения для детей.
Система
воспитания А.С. Макаренко - пример
классического решения труднейших
социально-моральных проблем подросткового
возраста. Успех этой системы в огромной
степени обусловлен тем, что Макаренко
строил отношения взрослых и подростков
именно на нормах морали взрослых социалистического
общества и нашел организационные формы,
жизни коллектива, основанные на нормах
демократического централизма. Нормы
уважения, равенства, взаимной помощи
и доверия наиболее ярко воплощены у Макаренко
в коллективных обсуждениях разных вопросов.
Во время этих обсуждений взрослые и ребята
были в равном положении, а когда принималось
решение, оно было законом для всех. Нарушать
его не имели права и взрослые. Никакой
проблемы "двух моралей" не существовало
и существовать не могло, поскольку мораль
была единой для всех. Именно в этих условиях
коллектив приобретает огромную силу
и становится воспитателем каждого его
члена. В сотрудничестве подростков друг
с другом и со взрослыми у Макаренко, во-первых,
определялись цели, задачи и позиция коллектива
в разных вопросах, во-вторых, протекала
вся практическая деятельность и конкретные
отношения. Самостоятельность подростков
существовала в виде коллективной и личной
общественно полезной деятельности, результаты
которой были в одинаковой мере необходимы
всем и каждому. Именно это обеспечивало
интенсивное развитие социально-моральной
взрослости подростков в общественно
правильном направлении.