Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Овладевая
материалом по гуманитарным
Распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков - установка на запоминание материала (а не понимание) и привычка все заучивать путем неоднократного повторения. Это приносит огромный вред. Однако именно в подростковом периоде развитие памяти идет в направлении ее интеллектуализации. При сравнительном изучении мнемической деятельности младших школьников (II класс) и подростков (V и VIII классы) были выделены следующие линии, по которым происходит перестройка этой деятельности: 1) увеличивается, запас приемов опосредствованного запоминания и количество случаев их использования; 2) возрастает число детей, применяющих эти приемы; 3) применение мнемических приемов становится все более сознательным, намеренным, целенаправленным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения.
Две
крайние группы учащихся - хорошо
запоминающие и плохо
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка. Установка на дословное запоминание материала - серьезный тормоз для развития речи и, в частности, для умения сформулировать и выразить мысль своими словами.
Существует тесная связь между умением подростка правильно работать над учебным материалом, развитием интеллекта и познавательных интересов. Их развитие имеет огромное значение для формирования перспективы на будущее. Однако у значительной группы подростков существует разбросанность или неопределенность в интересах, неустойчивость в профессиональных намерениях, но характер этой неустойчивости часто иной, чем у младших школьников.
Отношение
к будущей профессии.
Ребята
собирают информацию об
Приближающееся окончание восьмилетки стимулирует размышления старших подростков о своем будущем. Одних привлекает окончание десятилетки, а других - получение среднего специального образования.
§ 9. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Социально-регуляторная функция самосознания. Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток встает в новое отношение к окружающей действительности, осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки. По своему содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь (по определению Выготского).
Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых, прежде всего учителя и родителей. О собственных особенностях ребенок специально не размышляет. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью детей подросткового возраста. Потребность осознать свои недостатки и особенности возникает из необходимости ответить на предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Знание себя выступает как условие этого. Социально-регуляторная функция размышлений о себе отчетливо проявляется в том, что подросток сначала обращен на свои недостатки и испытывает потребность их устранить, а позже - на особенности личности в целом и старается отдать себе отчет в собственных возможностях, достоинствах. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста; у многих недовольство собой возрастает. Размышления подростка о себе имеют преднамеренный характер, становятся самостоятельным внутренним процессом, расцениваются им как необходимые и как нечто новое по сравнению с младшим школьным возрастом.
Важнейший стимул в возникновении у подростка размышлений о себе- его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга. Часто он начинает думать о себе в процессе размышлений о взаимоотношениях с кем-то из товарищей, об особенностях привлекательного сверстника. Очень важно, что именно сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется. При такой ориентации создаются оптимальные условия для продуктивности процесса сравнения, а тем самым и для осознания и оценки собственных особенностей, для самовоспитания, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником (чем со взрослым) и видеть собственные недостатки и успехи. Взрослый - это образец, практически трудно досягаемый, его качества проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, часто отсутствующих у подростка, а сверстник - это мерка, которая позволяет подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого он может прямо равняться.
К началу
подросткового возраста дети
лучше и правильнее осознают
и оценивают собственные
Именно
в такой ситуации, т.е. при завышенной
самооценке учащегося или при
занижений его возможностей
Возможен третий вариант, когда учитель недооценивает подростка с завышенной самооценкой. Такая ситуация в особенности чревата возникновением аффекта. У подростка появляется комплекс специфических особенностей - обидчивость, подозрительность, недоверчивость, нередко агрессивность и всегда - чрезвычайно повышенная чуткость к любым оценочным суждениям. На первые, но повторяющиеся неуспехи подросток, как правило, реагирует аффективно, а хронические неудачи снижают уровень его притязаний в учении, порождают неуверенность в себе. От характера самооценки зависит стремление подростка к самовоспитанию. При переоценке потребность в усовершенствовании себя не является для личности настоятельной.
С возрастом
самооценка подростков
Подростки
оценивают других полнее и
правильнее, чем себя. Знание особенностей
товарища тем глубже, чем ближе
отношения с ним и
Проблемы взаимоотношений чрезвычайно интересуют подростка, однако было обнаружено, что учащиеся IV-VIII классов плохо умеют оценивать отношение товарищей к себе. В среднем адекватные оценки составляют 25-40%. Чаще всего ошибаются подростки, имеющие "экстремальный статус", а имеющие средний социометрический статус ошибаются реже. Весьма неадекватно оценивается отношение со стороны другого пола. Однако неумение оценивать свое положение в группе столь же присуще старшим школьникам и студентам. Иногда подростки более правильно определяют свое положение, чем старшие школьники.
Подросток
очень общителен, контактен,
Самовоспитание.
Младшие подростки часто не
умеют видеть себя со стороны,
управлять своим поведением. Для
старших подростков характерно
стремление овладеть своими
У подростков
появляется отношение к
Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте