В подростковом периоде знания,
их объем и глубина становятся
существенным критерием в оценке
взрослого, товарища, себя. В связи
с этим у многих подростков в VII-VIII
классах возникает стремление повысить
общий уровень культуры и приобрести знания
из сферы искусства - литературы, музыки,
живописи, театра. Нередко источником
такого стремления бывает общение с товарищами,
большая осведомленность которых делает
общение с ними интересным и раскрывает
подростку глаза на собственную необразованность.
Сначала деятельность подростков по самосовершенствованию
эпизодическая, разно-направленная, неорганизованная,
но у некоторых она уже в VIII классе приобретает
черты, свойственные юношескому возрасту.
Не у всех подростков приобретение
знаний превращается в субъективно
необходимую для настоящего и
будущего деятельность. Несмотря
на это, любознательность и
любопытство -- особенности подростка.
Он открыт к восприятию нового, интересного,
значительного, как губка, впитывает он
разные сведения, но преимущественная
направленность любознательности может
быть разной. Содержание, которое взрослые
по тем или иным причинам закрывают от
подростка, вызывает повышенный интерес.
Запрет разжигает любопытство и активность.
Роль искусства в развитии
личности подростка. Особая функция
в развитии взрослости подростка
принадлежит художественной литературе,
кино и телевидению. Увлечение
кино характерно для подростков,
а книга становится субъективно необходимой
для подавляющего большинства их. Показательна
динамика читательских интересов: на смену
произведениям для детей приходит литература,
читаемая и взрослыми, а потом и книги
только для взрослых, романы. В таком же
направлении развивается интерес к кинофильмам
и произведениям театрального искусства.
Книга и фильм не только объективно, но
и субъективно выступают как средство
познания жизни и людей. То и другое является
своеобразным способом вхождения в разные
стороны жизни и проблемы человеческих
отношений.
Любимый герой подростка - это
человек активный, стремящийся к
цели, преодолевающий серьезные,
почти непреодолимые препятствия
и выходящий победителем. Подростка
увлекают сюжеты, где показана
борьба с силами природы, различными
трудностями, со злом в разных формах его
проявления. С возрастом подростка все
больше интересуют проблемы человеческих
отношений, возможностей, любви. Именно
книги и фильмы позволяют подростку узнать
о сложности отношений и чувств, об их
месте в жизни человека. Они раздвигают
границы его жизни. Для подростков характерны
сопереживание героям, воображаемое вхождение
в разные ситуации, подстановка себя на
место героя, изменение обстоятельств
в направлении привлекательного исхода,
домысливание ненаписанного.
Содержание произведения является
для подростка предметом активного
действия, которое насыщено процессом
сравнения героев друг с другом
и себя с ними. Через сравнение
с героями подросток познает
себя, некоторые персонажи становятся
для него образцами. В результате сопоставления
поступков формируются критерии оценки
разных качеств. Такое действование во
внутреннем плане с содержанием произведения
является средством этического и эмоционального
развития подростка. Благодаря книгам
и кино он в особой форме и особым способом
приобщается к жизни взрослых - осваивает
опыт человеческих отношений и чувств,
в данный момент ему недоступный. Мысленное
освоение опережает практическое. Это
очень важно для развития подростка.
Мысленное
освоение разных сторон действительности
продолжается и существует в
мечтах. В них подросток создает
для собственного действования
новые воображаемые жизненные,
положения на основе чего-то
поразившего в увиденном, прочитанном,
услышанном. Воображаемое может переплетаться
с обстоятельствами и отношениями, существующими
сегодня, или быть в отрыве от них. Часто
подросток устремляется в будущее представлением
о себе как уже о взрослом. Создание образа
собственной взрослости и действование
в этом образе - характерная особенность
мечтаний в этом возрасте. Они касаются
внешнего облика, разных качеств, профессии,
отношений в дружбе и любви. Такие мечтания
в целом - это поиск удовлетворяющего способа
жизни в настоящем и будущем и образа собственной
личности как совокупности качеств, привлекающих
подростка в других людях. Он "проигрывает"
в воображении разные варианты, а в целом
мечтает о жизни интересной и содержательной,
деятельности общественно полезной и
творческой, о возможности проявить себя
и заслужить признание и уважение, о верной
дружбе и настоящей любви. Его фантазия
подчас не знает границ, а нереальность
воображаемого не является препятствием
для развертывания одной ситуации за другой.
Все подростки очень любят мечтать. Стремление
воплотить мечту в действительность реализуется
в появлении и развертывании самовоспитания
и самообразования, но может проявляться
и очень специфически - в побегах из дома
на большие стройки, в Заполярье, в мореходные
училища и т.п. Таким своеобразным способом
подросток приближает будущее, стремится
войти в него сегодня, почувствовать себя
самостоятельным, избавиться от опеки,
увидеть мир своими глазами, участвовать
в труде взрослых, приносить пользу.
Таким образом, подростки разными
путями входят в мир взрослых
и усваивают его ценности. Развитие взрослости
может происходить однобоко или сразу
в нескольких направлениях, в разном темпе,
разными способами: в практике определенным
образом построенных отношений, через
подражание и прямое заимствование, самовоспитание
и самообразование, усвоение знаний о
взрослых и их жизни. Все эти процессы
объективно выполняют одинаковую функцию:
внутри каждого происходит усвоение тех
или иных норм, ценностей, общественных
требований, способов поведения и становление
личных ценностей, которые определяют
направление и содержание деятельности,
критерии оценок и самооценки. У подростка
начинает складываться, намечаться определенная
система личных ценностей. Это проявляется
в том, что разные занятия имеют для него
неодинаковый личный смысл - от первостепенного
до нулевого, а одно и то же занятие у разных
подростков имеет разное назначение. Например,
для одного спорт является средством самовоспитания,
для другого - средством общения, а для
третьего - отдыхом, развлечением, занятием
от нечего делать.
Помогать подростку осваивать
ценности мира взрослых, вводить
его в этом мир должны прежде
всего непосредственные воспитатели
- родители и учителя. Иначе
подросток проникнет в этот
мир без их помощи. Помогут
товарищи, друзья, другие взрослые, и при
этом очень велика вероятность, что развитие
разных сторон взрослости не будет происходить
под преимущественным влиянием родителей
и учителей. Именно вследствие этого у
воспитателей могут возникать новые проблемы
и трудности в отношениях с подростком
в VII-VIII классах из-за расхождения во взглядах
по разным вопросам. Заявление взрослого,
что подросток еще не имеет права на собственную
точку зрения,- наихудший выход, всегда
глубоко обижающий подростка. Его ошибочный
взгляд надо разбивать аргументами, так
как под его апломбом часто скрывается
неустойчивое мнение, желание понять,
разобраться. Разговор с подростком требует
от взрослого умения выслушать, спокойствия,
выдержки, внутренней мобилизации. К спорам
необходимо относиться серьезно. Они являются
средством этического развития подростка.
§ 7. ОБЩЕНИЕ
ПОДРОСТКА С ТОВАРИЩАМИ
Положение
принципиального равенства детей-сверстников
делает эту сферу отношений особенно
привлекательной для ребят: оно
соответствует этическому содержанию
возникающего у подростка чувства собственной
взрослости. Происходящие в начале подросткового
возраста специфические сдвиги в развитии
определяют принципиальное сходство у
подростков новых потребностей, стремлений,
переживаний, требований к отношениям
со взрослыми и товарищами. Это способствует
развитию отношений со сверстниками вглубь.
У подростка формируются ценности, которые
больше понятны и близки сверстнику, чем
взрослым. Общение с последними уже не
может целиком заменить общения со сверстниками.
Общение со сверстниками в жизни подростка.
Отношения подростка с одноклассниками
сложнее, многообразнее и содержательнее,
чем у младшего школьника. Именно в подростковом
периоде происходит становление различных
по степени близости отношений, которые
подростками четко различаются: могут
быть просто товарищи, близкие товарищи,
личный друг. Общение с ними все больше
выходит за пределы учебной деятельности
и школы, захватывает новые интересы, занятия,
области отношений и выделяется в самостоятельную
и очень важную для подростка сферу жизни.
Она насыщена разнообразными событиями
и происшествиями, борьбой и столкновениями,
победами и поражениями, открытиями, разочарованиями,
огорчениями и радостями, что в совокупности
и составляет настоящую жизнь подростка,
в которой он действует и размышляет, которой
уделяет много времени и душевных сил.
Общение с товарищами приобретает для
подростка очень большую ценность, причем
нередко столь высокую, что отодвигает
на второй план учение, значительно уменьшает
привлекательность общения с родными.
Обычно первой чувствует это мать, которая
замечает, что сын (или дочь) отходит от
нее, живет уже какой-то своей жизнью, не
рассказывает об этом, рвется из дома к
товарищам. Для подростка отношения со
сверстниками выделяются в сферу его собственных,
личных отношений, в которых он действует
самостоятельно. Он считает, что имеет
право на это, защищает свое право и именно
поэтому нетактичное вмешательство взрослых
вызывает обиду, протест. Чем более неблагополучны
отношения подростка и взрослых, тем большее
место в его жизни занимает общение с товарищами
и тем сильнее их влияние на него.
У подростка
очень ярко проявляется, с одной
стороны, стремление к общению
и совместной деятельности со
сверстниками, желание жить коллективной
жизнью, иметь близких товарищей,
друга, с другой - не менее сильное желание
быть принятым, признанным, уважаемым
товарищами. Это становится важнейшей
потребностью. Неблагополучие в отношениях
с одноклассниками, отсутствие близких
товарищей, друга или разрушение дружбы
порождают тяжелые переживания, расцениваются
как личная драма. Самая неприятная для
подростка ситуация - это искреннее осуждение
коллектива, товарищей, а самое тяжелое
наказание - открытый или негласный бойкот,
нежелание общаться. Переживание одиночества
тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие
в отношениях с одноклассниками толкает
его на поиск товарищей и друзей за пределами
школы. Как правило, он их находит. Эти
факты хорошо известны по их печальным
последствиям.
Стремление
подростка привлечь к себе
внимание товарищей, заинтересовать
их и вызвать симпатию может
проявляться по-разному: это могут
быть демонстрация собственных
качеств как прямым способом,
так и путем нарушения требований
взрослых, паясничанье, кривлянье.
Среди мотивов нарушения подростками
правил общественного поведения наибольший
процент составляют мотивы, связанные
с неудовлетворенностью занимаемым среди
сверстников положением.
Младший
подросток в нашей стране -
общественник по складу личности. Ребятам
импонирует коллективный способ жизни
и деятельности, они тянутся к общественной
работе, любят ее, она имеет очень большое
воспитательное значение в этом возрасте
и к тому же создает содержательную основу
для общения подростков, позволяет им
проявить самостоятельность, активность,
инициативу. В любом мероприятии они предпочитают
быть деятелями, а не созерцателями.
Требования
к отношению товарищей. Взаимоотношения
подростков, как личные, так и
межгрупповые, часто складываются
независимо от отношений со взрослыми
и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти
взаимоотношения имеют свое содержание
и логику развития. Высокий социометрический
статус подростка в классе обеспечивается:
1) наличием положительных качеств личности,
ценимых классом; 2) совпадением ценностей
подростка с ценностями класса, 3) адекватной
и даже немного заниженной самооценкой
по особенно ценимым товарищами качествам.
У непопулярных и отверженных классом
подростков самооценка часто ошибочна,
в большинстве случаев - завышена. Характер
самооценки подростка - важный момент
для развития отношений с товарищами.
В подростковом возрасте, по сравнению
с младшим школьным, увеличиваются две
крайние группы детей (популярные и изолированные)
и возрастает стабильность положения
ребенка в коллективе.
Если
в младших классах положение
в коллективе зависит в основном
от успеваемости, поведения и
общественной активности, т.е. от
того, как ребенок выполняет требования
взрослых, то для подростков наиболее
важными становятся другие достоинства
- качества товарища и друга, сообразительность
и знания (а не только успеваемость), смелость,
умение владеть собой. В разных классах
(и группах подростков) существует разная
иерархия в степени ценности этих достоинств,
но одно из них всегда стоит на первом
месте - товарищеские качества. Чтобы снискать
не просто популярность, а подлинное уважение
и признание у подростков, необходимо
прежде всего быть хорошим товарищем.
В связи с этим в начале подросткового
периода нередко происходят изменения
в группе ранее популярных ребят: во-первых,
исчезают прежние авторитеты и появляются
новые, а во-вторых, часто наблюдается
несовпадение актива класса с группой
наиболее уважаемых и авторитетных подростков,
так как у многих учителей существует
тенденция создавать актив из хорошо успевающих
и дисциплинированных учащихся без учета
их товарищеских качеств. Наличие малоавторитетного
для одноклассников актива - одна из важных
причин трудностей в создании коллектива
и в организации пионерской работы. Вторая
не менее важная причина этого - сохранение
у учителя так называемого авторитарного
стиля руководства и воспитание у актива
таких же способов общения с одноклассниками,
что абсолютно неприемлемо для подростков,
потому что к отношению взрослых и товарищей
предъявляется ими одно и то же основное
требование - уважение личности и человеческого
достоинства.
Это
требование является стержнем "кодекса
товарищества" подростков, нормы
которого постепенно складываются
и оформляются в играх и
других занятиях и заимствуются из
отношений взрослых. Существенную роль
в раскрытии и конкретизации этих норм
играют книги и кинофильмы. Важнейшие
нормы "кодекса товарищества" подростков
- уважение, равенство, верность, помощь
товарищу, честность. В среде подростков
поступки каждого по отношению к товарищу,
группе, классу не остаются незамеченными
и оцениваются как соответствующие или
не соответствующие этим нормам. Поэтому
подростки дружно осуждают "измены"
товарищу и группе, нарушение договоренности,
Отказ в помощи, эгоизм и жадность, стремление
к первенству и командованию, зазнайство
и выпячивание собственных достоинств,
нежелание считаться с мнением товарища,
унижение его достоинства словом, силой,
хитростью, в глаза и за глаза, прямо и
косвенно. Такие особенности поведения
порождают обиды, столкновения, конфликты.
Осуждается и отсутствие у товарища самоуважения,
собственного мнения, неумение отстоять
его и дать отпор обидчику, а "подлизы",
подхалимы, лицемеры и вообще приспособленцы
разного рода вызывают антипатию. Качества,
противоположные перечисленным, составляют
основу формирующегося у подростка этического
идеала, который определяет требования
к качествам товарища и нормы взаимоотношений
с ним.