Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Скачать документ)

          Очень  важно, что эти нормы и требования  совпадают с важнейшими нормами отношений взрослых - товарищеских, дружеских, с отношениями подлинного сотрудничества. Благодаря совпадению морально-этического содержания "кодекса товарищества" подростков с нормами соответствующих отношений взрослых общение со сверстниками является особой школой развития социально-моральной взрослости подростка. Это общение является практикой по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах морали взрослых. Именно в практике отношений с товарищами эта мораль усваивается прежде всего. В сфере общения со сверстниками существуют оптимальные условия для развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости.

          Заинтересованность  подростка в уважении и признании  сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.

          Дружба  в жизни подростка. Важная роль  в развитии личности и социально-моральной  взрослости подростка принадлежит  особому роду отношений - отношений  с близкими товарищами и другом. С каждым годом они становятся ему более необходимыми. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением, авторитетом, выделяются продвинутостью в чем-то. Привлекать может разное: ярко выраженные качества хорошего товарища, немалые знания, многосторонняя умелость, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида и манеры поведения, опыт в отношениях романтического характера, самостоятельность в отношениях со взрослыми. Следует отметить, что нередко класс младших подростков будоражат ребята, обладающие признаками внешней взрослости (среди них обычно бывают переростки и второгодники). В представлении одноклассников такие ребята - уже взрослые по сравнению с остальными, и именно поэтому они вызывают повышенный интерес к себе. Одни их осуждают, другие начинают равняться на них, подражать, стараются установить с ними тесный контакт. Это - прямой сигнал для интенсивной воспитательной работы в классе. Необходимо немедленно развенчать эрзацы взрослости и создать правильное представление о ее содержании, об основах подлинного уважения и авторитета. Возможности для этого большие, так как часто подростка одновременно привлекают ребята очень разные, с противоположными интересами, и более или менее длительное время круг общения бывает широким, но неустойчивым: устанавливаются довольно тесные, но временные отношения - идет поиск близкого товарища; во всех случаях апробируется взаимная привлекательность общения и совместимость двоякого рода - по интересам и степени удовлетворенности характером личных отношений.

          Значительный  разрыв в уровне развития тех  или иных особенностей подростков  может препятствовать возникновению  дружбы, так как более развитому  общение может быть неинтересно,  но, с другой стороны, именно  более взрослый занимает ведущее положение в отношениях, задает тон в занятиях.

          Для  сближения ребят большое значение  имеет общность в интересах  и любимых занятиях, интересность  общения и разговоров. Содержательной  основой общения могут стать  любимые занятия. Ребята стремятся к сотрудничеству в разных делах, поручения каждого часто выполняются вместе. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника и сам старается приобщить его к собственным занятиям. Нередко общение с товарищем бывает настолько привлекательно, что вместе с ним подросток начинает заниматься делом, которое раньше его не интересовало и сейчас тоже не интересует. Однако со временем он может заинтересоваться им по существу. Поэтому общение с товарищами - источник возникновения новых интересов. Умение хорошо работать вместе подростки очень ценят.

          Достоинства  понравившегося сверстника часто  заставляют подростка впервые  серьезно задуматься о себе, увидеть  и осознать отсутствие у себя  тех качеств, которые ему импонируют  и ценятся товарищами. Появляется желание быть таким же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка. Он ему или просто подражает, или начинает развивать в себе определенные качества: начинает усиленно читать или развивать физическую силу и смелость, или умение сдерживать себя и всегда выполнять обещанное и т.д.

          Большое  место в общении близких товарищей  занимают разговоры. Они пронизывают  различные занятия, прогулки, мешают  вместе готовить уроки, потому  что, по мнению подростков, "самое  интересное - разговаривать!" В некоторых случаях именно разговоры заполняют все время, когда подростки бывают вместе, и ничто другое их, по существу, не связывает. Такая дружба возникает впервые в подростковом возрасте. Ребята обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения; разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению - о планах, мечтах и их воплощении в жизнь, о совместных замыслах, о романтических симпатиях, причем "тайны" подростков касаются именно этих вопросов, а также более интимных, связанных с половым созреванием.

          Расширение  и углубление содержания, которое  осознается как важное и личное, рождает острую потребность в  друге, с которым можно поделиться  и посоветоваться, найти у него поддержку и помощь. Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям - требования взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну. Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Найти настоящего друга и быть для него тоже единственным другом - мечта каждого подростка, мальчика и девочки. Они чрезвычайно ревниво относятся к симпатии друга или близкого товарища к некоторым ребятам, старательно охраняют дружбу от проникновения в нее кого-то другого. Однако у каждого члена дружащей пары обычно есть еще более или менее близкие товарищи, которые составляют круг преимущественного общения подростка. Это является основой возникновения и существования в классе групп. В подростковом возрасте между ними могут возникать сложные и напряженные отношения.

          Идеал  дружбы подростков - "всегда все вместе, все пополам!" Под этим разумеется не только абсолютное соблюдение "кодекса товарищества" и дополнительных требований к дружеским отношениям, но и вхождение одного во все стороны жизни другого, содействование, сотрудничество во всем. Подросток стремится к общности жизни с товарищем-другом. С возрастом все важнее становится "родство душ" - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение в личных ценностях, стремлениях, точках зрения по важным вопросам. Становлению такой дружбы сопутствуют обсуждения всевозможных жизненных, этических, эстетических проблем и споры - нередко долгие, очень эмоциональные. Они важны для этического развития, так как каждый не только учится доказывать и защищать правильность собственного мнения, но и видеть его ошибочность. В процессе споров и в последующих размышлениях у подростка складывается точка зрения, которая осознается как собственная, личная, т.е. формируются убеждения. Наряду с этим у друзей складывается общность во взглядах по разным вопросам, что составляет основу внутренней близости. Отношения поднимаются на новый, более высокий уровень развития, когда у подростков появляются общие и одновременно значимые для каждого цели и задачи, связанные с подготовкой к избранной профессии, самовоспитанием, самообразованием. Друзья начинают общими усилиями воплощать их в жизнь: вместе овладевать знаниями, умениями, развивать разные качества, помогать друг другу. Это самый ценный для развития личности тип дружбы. Противоложный тип дружбы основан на стремлении подростков к внешней взрослости, на подражании взрослым в манере проводить время, развлекаться.

          Настоящая  дружба редко возникает сразу.  Обычно ей предшествует поиск,  неудачи, временные отношения.  На основе такого опыта складывается  и оттачивается личный идеал друга и дружбы. Возникают отношения легче, чем укрепляются и углубляются. Для этого недостаточно симпатии и совпадения интересов. Необходимо, чтобы каждый соблюдал нормы "кодекса товарищества" и требования к дружбе. Именно это бывает трудно, особенно вначале, так как к отношению товарища подросток уже предъявляет большие и определенные требования, а к себе - еще не все и не всегда; недостатки другого видит, а свои - нет. Отсюда возникают обиды, столкновения, конфликты, временные разлады, возможен даже разрыв отношений. Подростки дорожат дружбой, при этом они очень требовательны и обидчивы. Превращение близкого товарища в друга - это очень интимный процесс. Он связан с осознанием подростком собственной удовлетворенности от общения со сверстником и превращением этого общения в необходимость, потребность, которую удовлетворить в настоящее время не может никто другой. Именно поэтому дружба подростков эмоциональна, насыщена множеством переживаний относительно характера личных отношений.

          Отношения  с близким товарищем, другом являются предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться и отдать себе отчет в том, что в этих отношениях и в товарище ему нравится, а что - нет, сравнивает его отношение к себе и свое к нему, выделяет поступки, которые обижают, старается понять их причины. Размышляя, подросток сравнивает товарища с собой. В процессе таких размышлений и оценок складывается представление о причинах недовольства отношениями и о том, кто именно виноват и что делать дальше, например простить "измену" или перестать дружить из-за этого. Подростки очень активно действуют по отношению друг к другу на всех этапах развития отношений, строят их в том или другом направлении.

          Их общение  имеет характер особой деятельности, предметом которой является другой человек - товарищ, а содержанием этой деятельности - построение взаимоотношений и действование в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные поступки, видеть их этическое содержание, оценивать его; обогащаются представления о личности товарища и собственной личности, а также изменяются оценки и самооценки. В результате таких размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища.

          Стремление  воздействовать на другого человека - новая и очень важная особенность  подростка. В этом ярко проявляется  его социальная активность, новый характер социального взаимодействия со сверстниками. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки воспитывают друг друга, так как каждый предъявляет другому целую систему определенных требований к отношению и поведению и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания выступает такое сильное средство, как отказ от общения. Большое значение общения с близкими товарищами и другом для развития личности определяется тем, что это общение является практикой в овладении нормами особого типа отношений - личных, которые специфичны именно для взрослых людей. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.

          Особенности  отношений мальчиков и девочек. Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом периоде. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим - интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. В физическом развитии и половом созревании девочки обгоняют мальчиков. В V-VI классах некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может быть предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обогнала своих одноклассников в росте.

          Вначале  интерес к другому полу имеет  у многих мальчиков разлитой  характер и проявляется специфическим  для младшего подростка способом - в "задирании" девочек, которые  нередко жалуются на мальчиков, но мотивы таких действий понимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношения изменяются: теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, "презрением" к другому полу. Поведение характеризуется амбивалентностью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, особенностям их развития.

          В VI-VII классах многих, особенно девочек,  занимает вопрос о том, кто  кому нравится. Хотя о собственном  отношении подростки обычно рассказывают  только другу или близкому  товарищу, но знают об этом, как  правило, многие одноклассники: они наблюдательны, обмениваются новостями.

          В V-VI классах дружба между мальчиками  и девочками возникает редко,  а в VII-VIII-чаще, и взаимная привязанность  может быть очень эмоциональной,  занимать большое место в жизни.  Безответная симпатия уже нередко бывает источником сильных переживаний. Романтические отношения могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содержательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать свидания, прогулки, посещение кино, катка, парка и т.п. В VII - VIII классах появляется тенденция к образованию смешанных компаний.

          Интерес  к сверстникам противоположного  пола имеет немалое значение  для развития личности подростка.  Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования.

          Таким  образом, в подростковом возрасте  общение с товарищами оказывает  огромное, часто решающее влияние  на формирование личности подростка.  Товарищи становятся образцами  для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в орбиту педагогического воздействия должны входить не только деловые взаимоотношения подростков, но и отношения с близкими товарищами, друзьями.

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте