Очень
важно, что эти нормы и требования
совпадают с важнейшими нормами
отношений взрослых - товарищеских, дружеских,
с отношениями подлинного сотрудничества.
Благодаря совпадению морально-этического
содержания "кодекса товарищества"
подростков с нормами соответствующих
отношений взрослых общение со сверстниками
является особой школой развития социально-моральной
взрослости подростка. Это общение является
практикой по овладению новыми способами
социального взаимодействия в коллективе,
которые основаны на нормах морали взрослых.
Именно в практике отношений с товарищами
эта мораль усваивается прежде всего.
В сфере общения со сверстниками существуют
оптимальные условия для развития и укрепления
у подростка ощущения собственной взрослости.
Заинтересованность
подростка в уважении и признании
сверстников делает его чутким
к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства
и обиды товарищей заставляют его задуматься
о причинах этого, обращают его внимание
на себя, помогают увидеть и осознать собственные
недостатки, а потребность в хорошем отношении
и уважаемом положении вызывает желание
исправить недостатки и быть на высоте
предъявляемых требований. В подростковом
возрасте интенсивно развивается очень
важная для общения особенность - умение
ориентироваться на требования сверстников,
учитывать их. Это необходимо для благополучия
в отношениях. Отсутствие такого умения
расценивается старшими подростками как
инфантилизм. Первопричиной неблагополучия
в отношениях нередко бывает завышенная
самооценка подростка, которая делает
его невосприимчивым к критике и требованиям
товарищей. Именно поэтому он становится
для них неприемлемым.
Дружба
в жизни подростка. Важная роль
в развитии личности и социально-моральной
взрослости подростка принадлежит
особому роду отношений - отношений
с близкими товарищами и другом.
С каждым годом они становятся ему
более необходимыми. Подростки стремятся
к общению и дружбе с одноклассниками,
которые пользуются уважением, авторитетом,
выделяются продвинутостью в чем-то. Привлекать
может разное: ярко выраженные качества
хорошего товарища, немалые знания, многосторонняя
умелость, смелость, спортивные достижения,
взрослость внешнего вида и манеры поведения,
опыт в отношениях романтического характера,
самостоятельность в отношениях со взрослыми.
Следует отметить, что нередко класс младших
подростков будоражат ребята, обладающие
признаками внешней взрослости (среди
них обычно бывают переростки и второгодники).
В представлении одноклассников такие
ребята - уже взрослые по сравнению с остальными,
и именно поэтому они вызывают повышенный
интерес к себе. Одни их осуждают, другие
начинают равняться на них, подражать,
стараются установить с ними тесный контакт.
Это - прямой сигнал для интенсивной воспитательной
работы в классе. Необходимо немедленно
развенчать эрзацы взрослости и создать
правильное представление о ее содержании,
об основах подлинного уважения и авторитета.
Возможности для этого большие, так как
часто подростка одновременно привлекают
ребята очень разные, с противоположными
интересами, и более или менее длительное
время круг общения бывает широким, но
неустойчивым: устанавливаются довольно
тесные, но временные отношения - идет
поиск близкого товарища; во всех случаях
апробируется взаимная привлекательность
общения и совместимость двоякого рода
- по интересам и степени удовлетворенности
характером личных отношений.
Значительный
разрыв в уровне развития тех
или иных особенностей подростков
может препятствовать возникновению
дружбы, так как более развитому
общение может быть неинтересно,
но, с другой стороны, именно
более взрослый занимает ведущее
положение в отношениях, задает тон в занятиях.
Для
сближения ребят большое значение
имеет общность в интересах
и любимых занятиях, интересность
общения и разговоров. Содержательной
основой общения могут стать
любимые занятия. Ребята стремятся
к сотрудничеству в разных делах, поручения
каждого часто выполняются вместе. Подросток
легко заражается интересами симпатичного
ему сверстника и сам старается приобщить
его к собственным занятиям. Нередко общение
с товарищем бывает настолько привлекательно,
что вместе с ним подросток начинает заниматься
делом, которое раньше его не интересовало
и сейчас тоже не интересует. Однако со
временем он может заинтересоваться им
по существу. Поэтому общение с товарищами
- источник возникновения новых интересов.
Умение хорошо работать вместе подростки
очень ценят.
Достоинства
понравившегося сверстника часто
заставляют подростка впервые
серьезно задуматься о себе, увидеть
и осознать отсутствие у себя
тех качеств, которые ему импонируют
и ценятся товарищами. Появляется
желание быть таким же и даже лучше. Товарищ
становится образцом для подростка. Он
ему или просто подражает, или начинает
развивать в себе определенные качества:
начинает усиленно читать или развивать
физическую силу и смелость, или умение
сдерживать себя и всегда выполнять обещанное
и т.д.
Большое
место в общении близких товарищей
занимают разговоры. Они пронизывают
различные занятия, прогулки, мешают
вместе готовить уроки, потому
что, по мнению подростков, "самое
интересное - разговаривать!" В некоторых
случаях именно разговоры заполняют все
время, когда подростки бывают вместе,
и ничто другое их, по существу, не связывает.
Такая дружба возникает впервые в подростковом
возрасте. Ребята обмениваются интересующей
их информацией, обсуждают события из
жизни класса, поступки одноклассников,
взаимоотношения; разговаривают о сугубо
личных вопросах, которые не подлежат
разглашению - о планах, мечтах и их воплощении
в жизнь, о совместных замыслах, о романтических
симпатиях, причем "тайны" подростков
касаются именно этих вопросов, а также
более интимных, связанных с половым созреванием.
Расширение
и углубление содержания, которое
осознается как важное и личное,
рождает острую потребность в
друге, с которым можно поделиться
и посоветоваться, найти у него поддержку
и помощь. Поэтому возникают особые требования
к дружеским отношениям - требования взаимной
откровенности и понимания, чуткости и
отзывчивости, сопереживания и умения
хранить тайну. Общение, в котором каждый
раскрывает другому самое важное и сокровенное,
свой внутренний мир, обогащает обоих,
позволяет лучше понять и осознать то,
что происходит в собственной душе. Найти
настоящего друга и быть для него тоже
единственным другом - мечта каждого подростка,
мальчика и девочки. Они чрезвычайно ревниво
относятся к симпатии друга или близкого
товарища к некоторым ребятам, старательно
охраняют дружбу от проникновения в нее
кого-то другого. Однако у каждого члена
дружащей пары обычно есть еще более или
менее близкие товарищи, которые составляют
круг преимущественного общения подростка.
Это является основой возникновения и
существования в классе групп. В подростковом
возрасте между ними могут возникать сложные
и напряженные отношения.
Идеал
дружбы подростков - "всегда все
вместе, все пополам!" Под этим разумеется
не только абсолютное соблюдение "кодекса
товарищества" и дополнительных требований
к дружеским отношениям, но и вхождение
одного во все стороны жизни другого, содействование,
сотрудничество во всем. Подросток стремится
к общности жизни с товарищем-другом. С
возрастом все важнее становится "родство
душ" - общность внутренней жизни, взаимное
понимание, совпадение в личных ценностях,
стремлениях, точках зрения по важным
вопросам. Становлению такой дружбы сопутствуют
обсуждения всевозможных жизненных, этических,
эстетических проблем и споры - нередко
долгие, очень эмоциональные. Они важны
для этического развития, так как каждый
не только учится доказывать и защищать
правильность собственного мнения, но
и видеть его ошибочность. В процессе споров
и в последующих размышлениях у подростка
складывается точка зрения, которая осознается
как собственная, личная, т.е. формируются
убеждения. Наряду с этим у друзей складывается
общность во взглядах по разным вопросам,
что составляет основу внутренней близости.
Отношения поднимаются на новый, более
высокий уровень развития, когда у подростков
появляются общие и одновременно значимые
для каждого цели и задачи, связанные с
подготовкой к избранной профессии, самовоспитанием,
самообразованием. Друзья начинают общими
усилиями воплощать их в жизнь: вместе
овладевать знаниями, умениями, развивать
разные качества, помогать друг другу.
Это самый ценный для развития личности
тип дружбы. Противоложный тип дружбы
основан на стремлении подростков к внешней
взрослости, на подражании взрослым в
манере проводить время, развлекаться.
Настоящая
дружба редко возникает сразу.
Обычно ей предшествует поиск,
неудачи, временные отношения.
На основе такого опыта складывается
и оттачивается личный идеал
друга и дружбы. Возникают отношения легче,
чем укрепляются и углубляются. Для этого
недостаточно симпатии и совпадения интересов.
Необходимо, чтобы каждый соблюдал нормы
"кодекса товарищества" и требования
к дружбе. Именно это бывает трудно, особенно
вначале, так как к отношению товарища
подросток уже предъявляет большие и определенные
требования, а к себе - еще не все и не всегда;
недостатки другого видит, а свои - нет.
Отсюда возникают обиды, столкновения,
конфликты, временные разлады, возможен
даже разрыв отношений. Подростки дорожат
дружбой, при этом они очень требовательны
и обидчивы. Превращение близкого товарища
в друга - это очень интимный процесс. Он
связан с осознанием подростком собственной
удовлетворенности от общения со сверстником
и превращением этого общения в необходимость,
потребность, которую удовлетворить в
настоящее время не может никто другой.
Именно поэтому дружба подростков эмоциональна,
насыщена множеством переживаний относительно
характера личных отношений.
Отношения
с близким товарищем, другом являются
предметом особых размышлений подростка.
Он старается разобраться и отдать себе
отчет в том, что в этих отношениях и в
товарище ему нравится, а что - нет, сравнивает
его отношение к себе и свое к нему, выделяет
поступки, которые обижают, старается
понять их причины. Размышляя, подросток
сравнивает товарища с собой. В процессе
таких размышлений и оценок складывается
представление о причинах недовольства
отношениями и о том, кто именно виноват
и что делать дальше, например простить
"измену" или перестать дружить из-за
этого. Подростки очень активно действуют
по отношению друг к другу на всех этапах
развития отношений, строят их в том или
другом направлении.
Их общение
имеет характер особой деятельности,
предметом которой является другой
человек - товарищ, а содержанием этой
деятельности - построение взаимоотношений
и действование в них. Внутри этой деятельности
происходит познание подростком другого
человека и самого себя и развиваются
средства такого познания: умение сравнивать,
анализировать и обобщать поступки товарища
и собственные поступки, видеть их этическое
содержание, оценивать его; обогащаются
представления о личности товарища и собственной
личности, а также изменяются оценки и
самооценки. В результате таких размышлений
возникает активность, направленная на
исправление не только собственных недостатков,
но и недостатков товарища.
Стремление
воздействовать на другого человека
- новая и очень важная особенность
подростка. В этом ярко проявляется
его социальная активность, новый
характер социального взаимодействия
со сверстниками. Специфика отношений
с друзьями и близкими товарищами заключается
в том, что подростки воспитывают друг
друга, так как каждый предъявляет другому
целую систему определенных требований
к отношению и поведению и следит за их
выполнением, а если они не выполняются,
то в качестве наказания выступает такое
сильное средство, как отказ от общения.
Большое значение общения с близкими товарищами
и другом для развития личности определяется
тем, что это общение является практикой
в овладении нормами особого типа отношений
- личных, которые специфичны именно для
взрослых людей. Овладение нормами дружбы
составляет важнейшее приобретение ребенка
в подростковом возрасте.
Особенности
отношений мальчиков и девочек. Отношения
между мальчиками и девочками претерпевают
существенные изменения в подростковом
периоде. Появляется интерес друг к другу,
желание нравиться, а в связи с этим - интерес
к собственной внешности, забота о привлекательности.
В физическом развитии и половом созревании
девочки обгоняют мальчиков. В V-VI классах
некоторые девочки выше и крупнее мальчиков.
Низкорослость может быть предметом неприятных
переживаний мальчика, источником чувства
неполноценности. Подобные переживания
могут быть и у девочки, которая обогнала
своих одноклассников в росте.
Вначале
интерес к другому полу имеет
у многих мальчиков разлитой
характер и проявляется специфическим
для младшего подростка способом
- в "задирании" девочек, которые
нередко жалуются на мальчиков, но
мотивы таких действий понимают правильно
и поэтому серьезно не обижаются. Позже
отношения изменяются: теряется непосредственность,
появляется скованность, робость, стеснительность.
У одних это проявляется прямо, у других
все скрыто под напускным равнодушием,
"презрением" к другому полу. Поведение
характеризуется амбивалентностью: интерес
друг к другу сосуществует с обособленностью
мальчиков и девочек. Однако они с большим
любопытством относятся к возникающим
отношениям, особенностям их развития.
В VI-VII
классах многих, особенно девочек,
занимает вопрос о том, кто
кому нравится. Хотя о собственном
отношении подростки обычно рассказывают
только другу или близкому
товарищу, но знают об этом, как
правило, многие одноклассники:
они наблюдательны, обмениваются новостями.
В V-VI
классах дружба между мальчиками
и девочками возникает редко,
а в VII-VIII-чаще, и взаимная привязанность
может быть очень эмоциональной,
занимать большое место в жизни.
Безответная симпатия уже нередко
бывает источником сильных переживаний.
Романтические отношения могут развиваться
по типу товарищеских, когда есть какая-то
содержательная основа в виде общих занятий
или увлечений, а при отсутствии этого
основное место могут занимать свидания,
прогулки, посещение кино, катка, парка
и т.п. В VII - VIII классах появляется тенденция
к образованию смешанных компаний.
Интерес
к сверстникам противоположного
пола имеет немалое значение
для развития личности подростка.
Усиленное внимание к объекту
симпатии проявляется в развитии избирательной
наблюдательности: появляется склонность
замечать тонкие изменения в поведении
симпатичного сверстника, в его поступках,
реакциях, внутренних состояниях, настроениях,
переживаниях. Появляется также внимание
к собственным психическим состояниям,
возникающим в результате общения с представителем
другого пола. Романтическая симпатия
мобилизует возможности личности, вызывает
желание быть лучше, побуждает сделать
приятное, помочь, защитить. Этот интерес
становится одним из мотивов самосовершенствования.
Таким
образом, в подростковом возрасте
общение с товарищами оказывает
огромное, часто решающее влияние
на формирование личности подростка.
Товарищи становятся образцами
для него, ребята активно воздействуют
друг на друга, воспитывают друг друга.
Поэтому в орбиту педагогического воздействия
должны входить не только деловые взаимоотношения
подростков, но и отношения с близкими
товарищами, друзьями.