Источник
огромного личного авторитета
Макаренко - в уважении личности
и коллектива. Через систему перспективных
целей он стремился сделать
жизнь ребят сегодня, завтра
и в будущем общественно полезной,
интересной, радостной и верил в желание
и умение подростков помочь ему в этом.
Их настоящее было устремлено в будущее,
а необходимая для будущего социальная
взрослость формировалась в настоящем
через "взрослые" способы социального
взаимодействия подростков с людьми и
на основе социально-моральных ценностей,
специфических для советского общества.
Система воспитания Макаренко, неправомерно
названная одним американским психологом
авторитарной, является по ее принципиальному
существу демократической не только благодаря
высоким целям, но и этическому стержню
- уважению личности. Это - главное, что
нужно подростку.
Воспитание
личности в коллективе, через
коллектив и для коллектива - обязательное
и необходимое условие развития
социально-моральной взрослости
подростка в общественно правильном
и ценном направлении. Чем богаче коллективные
связи подростка и шире его сотрудничество
со сверстниками и взрослыми в разных
видах общественно полезной деятельности,
тем большее количество социально значимых
ценностей он будет усваивать, тем богаче
будет его личность.
Огромная
роль в коммунистическом воспитании
подростков принадлежит пионерской
организации. Сила ее воспитательного
воздействия во многом зависит
от того, насколько успешно решены
две основные проблемы: 1) содержания
деятельности для подростков и 2) построения
взаимоотношений, с одной стороны, взрослых
и подростков, а с другой - их собственных
взаимоотношений, а также с комсомольцами
и октябрятами. Задача организации коллективной
жизни состоит в том, чтобы приобщать подростков
к жизни страны и народа, создавать у них
разнообразный опыт общественно полезной
деятельности и коллективных способов
работы с более старшими и более младшими
по возрасту ребятами.
§ 6. НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВЗРОСЛОСТИ
И ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Существование различных направлений
в развитии взрослости определяется
различием в характере образцов,
на которые подросток ориентируется
в приобретении черт взрослости. Ориентация
на определенные образцы во многом
определяет содержание формирующихся
жизненных ценностей, общее направление
в формировании личности подростка.
Подражание
внешним проявлениям взрослости.
Привлекательными для подростка
могут стать внешние проявления
взрослости. В этих проявлениях
наиболее зримо выступают отличительные
черты внешнего облика и манеры поведения
взрослых и их преимущества по сравнению
с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями.
Это - курение, игра в карты, употребление
вина, специфический лексикон, взрослая
мода в одежде, прическах, косметика, украшения,
приемы кокетства, способы отдыха, развлечений,
ухаживания и т.п. Сигарета в руке мальчишки
делает его взрослым в собственных глазах
и, как ему кажется, в представлении окружающих.
Приобретение подобных признаков мужской
или женской взрослости для подростка
- средство проявления, утверждения и демонстрации
собственной взрослости. Она приобретается
путем подражания. Это самый легкий способ
достижения взрослости, видной всем. Именно
поэтому такая форма ее часто появляется
у подростков в первую очередь. Она очень
распространена, отличается стойкостью
и плохо поддается развенчанию.
Забота
о собственной привлекательности,
стремление подогнать свой облик
под образцы моды могут отнимать
очень много времени, особенно
у девочек. Некоторые подростки
уже в V-VI классах начинают с помощью товарищей
учиться модным танцам. Для них становится
важным, чтобы форма проявления симпатии
была не "детской", а "взрослой"
- назначались свидания, оказывались в
традиционной форме знаки внимания, устраивались
вечеринки с танцами и вином. В таких ситуациях
подростки нередко "начале испытывают
неловкость: им не о чем разговаривать,
они не знают, как себя вести, но соблюдение
определенной формы поведения, отношений
и развлечений имеет само по себе первостепенное
значение. В целом ребята нередко ориентируются
на студентов, подражают увиденному в
кино, по телевидению, на улице. Усваивается
то, что представляется популярным ("все
так делают", "это модно"), и соответствующие
этому образцы, становятся критериями
оценки и самооценки. Степень увлеченности
модами, танцами, свиданиями и вечеринками
может быть разной. Достаточно часто это
становится существенным содержанием
жизни определенной группы подростков,
особенно в VII-VIII классах. Однако интерес
к собственной внешности и другому полу
может проявляться иначе - без копирования
взрослых.
Часто
конкретными образцами становятся
более взрослые одноклассники
или другие ребята. Нередко именно
они приобщают подростков к
более или менее запретным
сторонам взрослой жизни, становятся
для них своеобразными "учителями"
и "просветителями". Очень опасно,
когда основой общения старших подростков
(VII-VIII классы) становится подражание (особому
стилю "веселой, легкой" жизни, который
юристы называют "низкой культуры и
досуга" (выпивки, игра в карты, посещение
танцплощадок, бесцельное хождение по
улицам и т.п.). При этом учение обычно уже
не занимает существенного места в жизни
подростка, познавательные интересы утрачиваются
и складывается специфическая установка
"весело провести время" с соответствующими
ей жизненными ценностями. Необходимость
в деньгах для такого времяпрепровождения
может стать причиной правонарушений.
По существующим данным, 80-90% несовершеннолетних
правонарушителей обнаруживают "низкую
культуру досуга". Такое направление
в развитии взрослости является крайне
неблагополучным.
Ориентация
на качества "настоящего мужчины".
Другое направление в развитии
взрослости связано с активной
ориентацией мальчиков-подростков
на определенное содержание мужского
идеала, именуемого качествами "настоящего
мужчины": это, с одной стороны, сила,
воля, смелость, мужество, выносливость,
а с другой - верность дружбе и товарищам.
Значительная часть мальчиков
уже в V-VI классах начинает развивать
у себя силу и волевые качества
различными упражнениями. Средством самовоспитания
становятся занятия спортом. Семи- и восьмиклассников
особенно привлекает бокс как спорт мужественных.
На первом этапе стремление подростка
овладеть собственным поведением выливается
в попытки преодолеть нежелание что-то
делать и преодолеть страх в ситуациях,
его порождающих. Первое, как правило,
приводит к составлению режима, второе
- к различного рода испытаниям своей силы,
воли, смелости и тренировочным упражнениям
для их развития (подчас опасным для здоровья
и жизни). Закономерные вначале неудачи
могут охладить пыл подростка, породить
неверие в возможность преодолеть свои
недостатки. В это время подросток особенно
нуждается в помощи взрослых, которые
должны помочь ему выделить конкретные
задачи, найти правильные средства их
осуществления и способы, позволяющие
превратить эпизодические действия в
постоянные. В VII-VIII классах некоторые
подростки самостоятельно переходят на
этот более высокий уровень самовоспитания.
Оно превращается в организованную и ежедневную
деятельность с усложняющимися задачами.
В подростковом возрасте у
большинства мальчиков качества
мужественности становятся существенными
критериями оценки взрослого,
товарища, себя и превращаются
в специфическую категорию личных
ценностей, которые определяют устойчивый
круг интересов.
Взрослый как образец в деятельности.
Развитие ценной по содержанию
социально-моральной взрослости
происходит в условиях сотрудничества
взрослого с подростком в разных
видах деятельности, когда подросток
ориентируется на взрослого как на образец
(в качестве выполнения обязанностей и
в овладении умениями) и занимает позицию
его помощника. Образцом для подростка
может быть отец, мать, учитель, любой взрослый.
Нередко это наблюдается в семьях, которые
переживают разные трудности. Здесь помощь
подростка становится необходимой, от
нее зависит многое в жизни семьи. Обычно
на его плечи ложится значительная часть
хозяйственных забот, присмотр за младшими
детьми. По отношению к ним он фактически
занимает положение взрослого. В таких
обстоятельствах, которые могут дополняться
конфликтами между родителями, подросток
уже в значительной степени живет по нормам
жизни взрослых.
Участие в труде рядом и
наравне со взрослыми, при большом
доверии с их стороны, формирует
у подростка чувство ответственности,
самостоятельность и сноровку в выполнении
разных дел и обязанностей, умение думать
и заботиться о других людях, чуткость
и внимательность. Оптимальные условия
для формирования этих качеств создаются
тогда, когда подросток занимает позицию
опоры и защитника матери. Благополучие
близких людей, забота о них становятся
для него чрезвычайно важными, приобретают
характер жизненной ценности.
Следует отметить, что многие
мальчишки-подростки стремятся овладеть
теми или иными "взрослыми" умениями
- научиться столярничать, слесарничать,
работать на станке, водить автомашину,
мотоцикл, трактор, фотографировать, стрелять
из ружья, охотиться, ориентироваться
по компасу и т.д. Начало подросткового
возраста - самое благоприятное время
для обучения таким умениям. Для этого
необходимо включать подростка в соответствующие
занятия взрослых на правах помощника.
Сами подростки стремятся к этому, и чем
серьезнее содержание занятий и обучение,
тем с большей готовностью они подключаются
к работе. Доверие взрослых импонирует
подростку, и он старается оправдать его.
Привлекательность работы в кружках и
на уроках труда определяется тем, в какой
мере ребята учатся новому, продвигаются
вперед, видят результаты своего труда,
его общественную и личную пользу. У девочек
тоже существует готовность овладеть
некоторыми "женскими" умениями (шить,
вязать, готовить и т.д.).
Развитие взрослости в учебно-познавательной
деятельности. Важное направление
в развитии взрослости связано
с развитием содержательных интересов
и становлением планов на будущее. Оно
вырастает из стремления подростка что-то
знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует
возникновение самостоятельной учебно-познавательной
деятельности, содержание которой выходит
за пределы школьной программы. Такая
деятельность и отношение к знаниям могут
существовать вне связи с профессиональными
намерениями и касаться науки, техники,
искусства, одной или нескольких отраслей
знания. Увлечение может иметь характер
страсти, когда" любимым занятиям, чтению
отдается значительная часть не только
свободного времени, но и времени, необходимого
для подготовки уроков. Интересующие журналы
и книги, нужные материалы и инструменты
разыскиваются и приобретаются разными
способами. Подростки начинают систематически
посещать библиотеку, ходить на выставки
и в музеи, детально изучают определенную
часть экспозиции. Устанавливаются содержательные
контакты с товарищами (на основе совпадения
интересов). Ребята обсуждают различные
вопросы, обмениваются книгами, материалами,
помогают советом и делом в разных трудностях.
В такой ситуации подросток обращается
и к справочникам, книгам, стараясь самостоятельно
найти причину неудачи. Это очень важный
момент в развитии содержательного интереса
и продуктивной деятельности: необходимость
в новых определенных знаниях удовлетворяется
самостоятельно, т.е. путем самообразования.
Нередко самостоятельная деятельность
подростка содержит элементы творчества,
его увлекает процесс создания нового
и вообще сам процесс познания. При этом
интеллектуальное развитие идет интенсивно,
знания имеют глубокий характер, обширны
по объему.
Именно в подростковом возрасте
происходит становление доминирующей
направленности познавательных
интересов. В каждом классе
есть свои специалисты в разных отраслях
знаний, к которым одноклассники обращаются
за консультациями, просят быть арбитрами
в споре. Значительный объем знаний у таких
подростков - результат самостоятельной
работы. Они относятся к знаниям и процессу
познания как лично значимым и необходимым.
Уже у некоторых пятиклассников существуют
элементы самообразования. Обычно это
дети, чьи родители уделяли и уделяют большое
внимание развитию познавательных интересов
и содержательным занятиям сына или дочери.
Нередко именно в таких условиях
уже в младшем школьном возрасте или в
начале подросткового складываются определенные
профессиональные намерения (которые
существенно не меняются вплоть до окончания
школы), а с V-VI классов начинается деятельность
по подготовке себя к будущему. В некоторых
случаях своеобразно сочетаются игра,
элементы самовоспитания и самообразования:
мечта об определенной профессии, с одной
стороны, воплощается в содержании любимых
ролевых игр и в выбираемых ролях, а с другой
- определяет круг интересов и является
стимулом в приобретении определенных
знаний, умений, качеств. Например, мечта
одного шестиклассника о морской профессии
нашла свое отражение, с одной стороны,
в увлечении играми с военным содержанием,
с другой - в появлении интереса к книгам
о море, мореходах и героико-патриотического
содержания, в стремлении приобрести необходимые
моряку качества, умения, знания. Качества
мужественности воспитывались путем различных
упражнений и в занятиях спортом. Знания
и умения приобретались в VI классе неорганизованно,
но мальчик планировал поступить в VII классе
в детское речное судоходство, и этот план
воплотился в жизнь. Во второй половине
подросткового возраста (VII-VIII классы)
детские формы воплощения мечты о профессии
исчезают.
Чем определеннее и устойчивее представление
подростка о будущей профессии, тем раньше
происходит дифференциация знаний на
"нужные" и "ненужные", "важные"
и "неважные"- с соответственно отводимым
на них временем. Уже у некоторых шестиклассников,
но чаще у семи- и восьмиклассников с технической
направленностью интересов и профессиональных
намерений в числе "ненужных" и "неважных"
оказываются предметы гуманитарного цикла,
зато сверх школьной программы усваиваются
физика и математика. Читается научно-популярная
и специальная литература, посещаются
кружки, создаются технические устройства.
В целом самостоятельная деятельность
приобретает характер самообразования
в совершенно определенном направлении
и с четкой целью - овладеть содержанием,
которое необходимо для собственной же
деятельности в будущем. Поэтому самостоятельные
занятия в настоящем имеют для подростка
большой личный смысл.