Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций
Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".
Гибкий
бюджет можно использовать как в
предплановом, так и в послеплановом
периоде. При планировании он помогает
выбрать оптимальный объем продаж и
производства, при анализе — оценить фактические
результаты. Формула гибкого бюджета:
Гибкий бюджет = Переменные затраты на
единицу * Количество произведенных единиц
+ Постоянные бюджетные затраты.
6.2
Нормативный метод учета затрат, системы
стандарт-кост и директ-кост
Нормативный метод учета фактических затрат (3) основан на предварительном расчете норм расхода на изделие, вид работ (услуг) или место издержек по всем или важнейшим слагаемым себестоимости. Нормативные (бюджетные) затраты включают три элемента производственных затрат: прямые материальные затраты; прямые затраты труда; общепроизводственные расходы .
Нормы прямых затрат разрабатываются на детали, узлы, полуфабрикаты, изделия, технологические операции обработки или переработки. По расходам на обслуживание производства, управление и сбыт составляют бюджетные нормативные сметы. Общая сумма фактических затрат на выпуск продукции и на единицу каждого ее вида определяется как алгебраическая сумма затрат по нормам и отклонений от норм. Отклонения определяются методом документирования или расчетным методом.
Анализ отклонений (1) — эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления. Для выполнения задач контроля прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных сами бюджетные данные следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск с помощью гибкого бюджета.
Анализ отклонений может использоваться выборочно. Многие организации столь велики, что просто невозможно рассмотреть все области деятельности в деталях. Практика, когда изучаются только области необычных продуктов или необычные результаты деятельности, называется управлением по отклонениям. По данной системе анализируются только отклонения, превышающие определенный лимит, устанавливаемый руководством.
Учет по системе «стандарт-кост» (стандарт-костинг) (4) в принципе во многом схож с учетом по нормативам расходов.
Основные различия между ними сводятся к следующим признакам:
Таким
образом, система стандарт-кост имеет
более широкую область
Дальнейшим
развитием системы стандарт-
Важной особенностью директ-костинга является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучения взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства (продаж), затратами и прибылью.
При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты - объем - прибыль», в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Этот анализ базируется на маржинальной концепции себестоимости. Основными категориями данной концепции являются постоянные и переменные затраты, маржинальный доход (маржинальная прибыль), критическая точка (безубыточности).
Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю.
При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются один или несколько параметров производственного процесса. Таким образом, данный метод формирует основную модель финансовой деятельности и позволяет менеджерам использовать результаты анализа для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.
Однако полученные сведения будут точны и полезны, если выполняются предположения (допущения), лежащие в основе этой концепции:
1)
поведение постоянных и
2)
затраты и выручка от
3)
производительность внутри
4) переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования;
5)
структура продукции не
6)
объем продаж и объем
Если
одно (или более) из данных допущений
отсутствует, применение анализа «затраты
- объем - прибыль» может привести к ошибкам.
Цель
анализа себестоимости
Таблица 2 - Классификация резервов снижения себестоимости продукции
По видам затрат | По характеру использования |
Сокращение расхода основных материалов | Совершенствование конструкции |
Сокращение
расхода вспомогательных |
Совершенствование технологии |
Сокращение расхода топлива и энергии | Обновление и модернизация оборудования |
Сокращение транспортно-заготовительных расходов | Улучшение организации труда и производства |
Уменьшение расхода заработной платы на единицу продукции | Совершенствование методов хозяйствования и управления |
Сокращение и устранение брака | Совершенствование техники и технологии |
Сокращение накладных расходов по обслуживанию и управлению производством | Совершенствование организации управления |
Резервы снижения затрат в разрезе калькуляционных статей включают:
1)
по статьям материалы, топливо,
2) в отношении
затрат по оплате труда,
3) в части снижения и ликвидации брака:
4) по каждой группе накладных расходов:
Сводный
расчет резервов снижения себестоимости
целесообразно произвести в табл. 3.
Таблица
3 - Сводный расчет резервов снижения себестоимости
продукции
Направление резервов | Сумма, руб. |
1
. Предотвращение неоправданных
перерасходов и | |
Сверхплановых отходов | 100 |
Перерасхода ТЗР | 256 |
Потерь из-за нерациональных замен материалов | 300 |
Непроизводительных выплат по заработной плате рабочих | 9000 |
Превышения должностных окладов служащих | 15000 |
Потерь от брака | 690 |
Неоправданных перерасходов и непроизводительных выплат по отдельным статьям расходов на обслуживание производства и управление им | 1250 |
Перерасхода по затратам на подготовку и освоение производства | 5600 |
То же по внепроизводственным расходам | 984 |
ИТОГО | 33 180 |
2. Переходящая экономия за счет проведения орггехмероприятий: | |
По сокращению расхода материалов | 2560 |
По снижению трудоемкости | 3000 |
ИТОГО | 5560 |
ВСЕГО | 38740 |
Все
это позволяет подойти к
6.4 Внутренняя отчетность фирмы
Отчетность представляет собой важнейший источник информации для анализа и принятия решений.
Применяемая на практике отчетность подразделяется на виды по трем основным признакам:
1) объему сведений;
2)
целям, для которых
3) периодам, охватываемым отчетностью.
Для внутреннего управления требуется внутренняя частная отчетность (1), т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельности по регионам.
Цель
составления
Цель составления внутренней отчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных должны варьироваться в зависимости от организационно-технологических и экономических особенностей, присущих конкретному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному структурному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержание, формы сроки и обязанности представления этой отчетности, а также круг ее пользователей зависят от условий хозяйствования на конкретном предприятии. Исключение составляет лишь финансовая отчетность отраслевых и географических сегментов предприятия, которая регулируется национальными и международными стандартами.
Количественное укрупнение масштабов деятельности, диверсификация ее направлений, действие конкурентной динамичной рыночной среды, когда многократно ускоряется процесс смены источников сырья и материалов, технологии производства, рынков сбыта, типов продукции, географии ее производства и реализации, ведет к резкому увеличению числа управленческих решений всех типов. Поток оперативной информации нарастает, центральный орган управления перегружается, его деятельность становится неэффективной. Отсюда необходимость децентрализации как распределения власти (полномочий) принимать решения между различными уровнями управления. Децентрализация управления требует более формализованного подхода к организационной структуре предприятия, определяющей место каждой структурной единицы (подразделения, отделения, сегмента) с точки зрения делегирования ей определенных полномочий. Таким обобщающим понятием стал «центр ответственности» (4). Бухгалтерская система, которая в рамках такой структуры обеспечивает отражение, накопление, анализ и представление информации о затратах и результатах и позволяет оценивать и контролировать результаты деятельности структурных единиц и отдельных менеджеров, называется учетом по центрам ответственности (5).
Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"