Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций

Описание

Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".

Работа состоит из  13 файлов

6. .doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      Гибкий  бюджет можно использовать как в  предплановом, так и в послеплановом  периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе — оценить фактические результаты. Формула гибкого бюджета: Гибкий бюджет = Переменные затраты на единицу * Количество произведенных единиц + Постоянные бюджетные затраты. 

      6.2 Нормативный метод учета затрат, системы стандарт-кост и директ-кост 

      Нормативный метод учета фактических затрат (3) основан на предварительном расчете норм расхода на изделие, вид работ (услуг) или место издержек по всем или важнейшим слагаемым себестоимости. Нормативные (бюджетные) затраты включают три элемента производственных затрат: прямые материальные затраты; прямые затраты труда; общепроизводственные расходы .

      Нормы прямых затрат разрабатываются на детали, узлы, полуфабрикаты, изделия, технологические операции обработки или переработки. По расходам на обслуживание производства, управление и сбыт составляют бюджетные нормативные сметы. Общая сумма фактических затрат на выпуск продукции и на единицу каждого ее вида определяется как алгебраическая сумма затрат по нормам и отклонений от норм. Отклонения определяются методом документирования или расчетным методом.

      Анализ  отклонений (1) — эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления. Для выполнения задач контроля прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных сами бюджетные данные следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск с помощью гибкого бюджета.

      Анализ  отклонений может использоваться выборочно. Многие организации столь велики, что просто невозможно рассмотреть все области деятельности в деталях. Практика, когда изучаются только области необычных продуктов или необычные результаты деятельности, называется управлением по отклонениям. По данной системе анализируются только отклонения, превышающие определенный лимит, устанавливаемый руководством.

      Учет  по системе «стандарт-кост» (стандарт-костинг) (4) в принципе во многом схож с учетом по нормативам расходов.

      Основные  различия между ними сводятся к следующим  признакам:

  • нормативный учет — система измерения фактической величины затрат при фактической загрузке, стандарт-кост — система планирования и анализа (с использованием различных факторных моделей и экономико-математических методов) различных вариантов затрат при разной загрузке производственных мощностей;
  • в системе стандарт-коста используется значительно больше норм и нормативов и выявляется больше разновидностей отклонений, чем в нормативном учете;
  • нормативный метод ориентирован на выявление отклонений по видам продукции (работ, услуг), стандарт-кост - в разрезе мест затрат;
  • нормативный учет начинается с калькулирования нормативной себестоимости носителя затрат и завершается составлением калькуляции фактической себестоимости единицы продукции; стандарт-кост не связан с калькулированием фактической себестоимости единицы продукции;
  • в нормативном учете отклонения определяются с помощью первичного документирования или рассчитываются в процессе расходования ресурсов; в стандарт-косте - расчетным путем после завершения процессов производства и сбыта;
  • стандарт-кост широко используется для оценки запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и готовой продукции на складе; нормативный метод для этих целей не применяется.

      Таким образом, система стандарт-кост имеет  более широкую область аналитического применения, чем нормативный учет затрат.

      Дальнейшим  развитием системы стандарт-коста, позволяющей измерять и анализировать полные затраты предприятия, является директ-кост (директ-костинг) (2), представляющий стандартные (нормативные) затраты на базе сокращенной себестоимости.

      Важной  особенностью директ-костинга является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучения взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства (продаж), затратами и прибылью.

      При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты - объем - прибыль», в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Этот анализ базируется на маржинальной концепции себестоимости. Основными категориями данной концепции являются постоянные и переменные затраты, маржинальный доход (маржинальная прибыль), критическая точка (безубыточности).

      Цель  анализа величин в критической  точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда  выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю.

      При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются один или  несколько параметров производственного  процесса. Таким образом, данный метод  формирует основную модель финансовой деятельности и позволяет менеджерам использовать результаты анализа для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

      Однако  полученные сведения будут точны  и полезны, если выполняются предположения (допущения), лежащие в основе этой концепции:

      1) поведение постоянных и переменных  затрат можно измерить точно;

      2) затраты и выручка от реализации  имеют линейную зависимость от  уровня производства;

      3) производительность внутри релевантного  уровня активности не меняется;

      4) переменные затраты и цены  не меняются в течение периода  планирования;

      5) структура продукции не меняется  в течение планового периода;

      6) объем продаж и объем производства  приблизительно равны.

      Если  одно (или более) из данных допущений отсутствует, применение анализа «затраты - объем - прибыль» может привести к ошибкам. 

    1.   Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
 

      Цель  анализа себестоимости продукции  в целом и отдельных ее видов, его логическое завершение заключается в том, чтобы установить контроль за факторами и причинами отклонений, а тем самым найти пути управления величиной себестоимости и рассчитать резервы ее сокращения. Резервы снижения затрат производства по видам затрат и характеру использования представлены в таблица 2. 

Таблица 2 - Классификация резервов снижения себестоимости продукции

По  видам затрат По характеру  использования
Сокращение расхода основных материалов Совершенствование конструкции
Сокращение  расхода вспомогательных материалов Совершенствование технологии
Сокращение  расхода топлива и энергии Обновление  и модернизация оборудования
Сокращение  транспортно-заготовительных расходов Улучшение организации  труда и производства
Уменьшение  расхода заработной платы на единицу  продукции Совершенствование методов хозяйствования и управления
Сокращение  и устранение брака Совершенствование техники и технологии
Сокращение  накладных расходов  по обслуживанию и управлению  производством Совершенствование организации управления
 

  Резервы снижения затрат в разрезе калькуляционных статей включают:

  1) по статьям материалы, топливо,  покупные изделия и полуфабрикаты:

  • снижение материалоемкости продукции за счет внедрения новых, более экономичных видов конструкций, применения ресурсосберегающей техники и технологии, малоотходной технологии, использования прогрессивных видов материалов, устранения потерь при переработке, хранении и транспортировке материалов, ужесточения контроля за сбережением материалов, ликвидации брака и потерь материалов;
  • увеличение конечного выхода продукции, в частности более комплексное использование материалов, применение прогрессивных форм материально-технического снабжения, внедрение научно обоснованных рациональных норм расхода материалов, поиск более выгодных поставщиков, замена дорогостоящих покупных изделий и полуфабрикатов, снижение затрат по полуфабрикатам собственного производства, улучшение потребительских качеств продукции, изменение рецептуры потребляемого сырья;
  • возможное снижение затрат за счет вторичного использования материальных ресурсов (утилизация отходов, их регенерация, восстановление, сбор, заготовка и использование отходов, в том числе для производства товаров культурно-бытового назначения);

2) в отношении  затрат по оплате труда, включаемых  в себестоимость:

  • строго целевая направленность средств на разумное увеличение дохода, приходящегося на одного работника, и правильное соотнесение средств на оплату труда, других выплат и льгот, снижение и ликвидация непроизводительных выплат, нормальное соотношение роста дохода работника и соответствующего прироста объема, повышения качества и потребительских свойств продукции;
  • выделение неоправданных сумм перерасхода, т.е. не сопровождаемого дополнительным ростом объема выпуска продукции или повышением ее качества, и непроизводительных расходов, связанных с нарушениями (оплата простоев, отклонений от технологического процесса, дополнительная оплата сверхурочных часов);
  • снижение трудоемкости продукции, рассмотрение обоснованности сдельных расценок и окладов;

3) в части снижения и ликвидации брака:

  • устранение случаев брака (подробный анализ видов и причин брака, принятие мер по предупреждению брака и возможному исправлению забракованной продукции); -
  • увеличение материальной ответственности за брак;

4) по каждой  группе накладных расходов:

  • выявление необоснованных перерасходов и возможные пути их снижения;
  • возможное предотвращение непроизводительных выплат (штрафов, пеней, неустоек, потерь и порчи).

  Сводный расчет резервов снижения себестоимости  целесообразно произвести в табл. 3. 

Таблица 3 - Сводный расчет резервов снижения себестоимости продукции 

Направление резервов Сумма, руб.
1 . Предотвращение неоправданных  перерасходов и непроизводительных  выплат за счет ликвидации:
Сверхплановых отходов 100
Перерасхода ТЗР 256
Потерь  из-за нерациональных замен материалов 300
Непроизводительных  выплат по заработной плате рабочих 9000
Превышения  должностных окладов служащих 15000
Потерь  от брака 690
Неоправданных перерасходов и непроизводительных выплат по отдельным статьям расходов на обслуживание производства и управление им 1250
Перерасхода по затратам на подготовку и освоение производства 5600
То  же по внепроизводственным расходам 984
ИТОГО 33 180
2. Переходящая экономия за счет  проведения орггехмероприятий:
По  сокращению расхода материалов 2560
По  снижению трудоемкости 3000
ИТОГО 5560
ВСЕГО 38740
 

  Все это позволяет подойти к вопросу  обоснованного планирования снижения затрат на производство и изменения  прибыли на новый планируемый период. 

      6.4 Внутренняя отчетность фирмы

               

      Отчетность  представляет собой важнейший источник информации для анализа и принятия решений.

      Применяемая на практике отчетность подразделяется на виды по трем основным признакам:

      1) объему сведений;

      2) целям, для которых составляются  отчеты;

      3) периодам, охватываемым отчетностью.

      Для внутреннего управления требуется  внутренняя частная отчетность (1), т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельности по регионам.

      Цель  составления внутрихозяйственной (внутренней) отчетности, охватывающей все предприятие  снизу доверху, — удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путем представления стоимостных и натуральных данных (показателей), позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделении предприятия (отдельные направления его деятельности), а также конкретных менеджеров.

      Цель  составления внутренней отчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных должны варьироваться в зависимости от организационно-технологических и  экономических особенностей,  присущих конкретному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному структурному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержание, формы сроки и обязанности представления этой отчетности, а также круг ее пользователей зависят от условий хозяйствования на конкретном предприятии. Исключение составляет лишь финансовая отчетность отраслевых и географических сегментов предприятия, которая регулируется национальными и международными стандартами.

      Количественное  укрупнение масштабов деятельности, диверсификация ее направлений, действие конкурентной динамичной рыночной среды, когда многократно ускоряется процесс смены источников сырья и материалов, технологии производства, рынков сбыта, типов продукции, географии ее производства и реализации, ведет к резкому увеличению числа управленческих решений всех типов. Поток оперативной информации нарастает, центральный орган управления перегружается, его деятельность становится неэффективной. Отсюда необходимость децентрализации как распределения власти (полномочий) принимать решения между различными уровнями управления. Децентрализация управления требует более формализованного подхода к организационной структуре предприятия, определяющей место каждой структурной единицы (подразделения, отделения, сегмента) с точки зрения делегирования ей определенных полномочий. Таким обобщающим понятием стал «центр ответственности» (4). Бухгалтерская система, которая в рамках такой структуры обеспечивает отражение, накопление, анализ и представление информации о затратах и результатах и позволяет оценивать и контролировать результаты деятельности структурных единиц и отдельных менеджеров, называется учетом по центрам ответственности (5).

Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"