Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ уровня качества плавленых сыров. Задачи работы:
изучение товароведной характеристики продукта;
изучение факторов, влияющих на качество плавленых сыров;
анализ требований к качеству продукции;
изучений рынка плавленых сыров Российской Федерации;
анализ уровня качества плавленых сыров реализуемых в розничной сети магазинов «Магнит»
анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности магазина «Магнит».
Введение 4
1 Товароведная характеристика плавленых сыров 7
Конъектура рынка сырной продукции в России 7
Факторы, влияющие на качество 13
Требования к качеству 25
1.4Дефекты плавленых сыров 29
Экспериментальная часть. Исследование потребительского спроса и качества плавленых сыров 36
Характеристика объектов исследования, анализ маркировки,
отбор проб 36
Методы исследования 40
2.2.1 Определение влаги в плавленых сырах 40
2.2.2 Определение содержания хлористого натрия
в плавленых сырах 41
2.2.3 Определение массовой доли жира в плавленых
сырах в пересчете на сухое вещество 42
2.3 Исследование качества плавленых сыров по органолептическим показателям 43
2.4 Исследование качества по физико-химическим показателям 44
2.5 Результаты потребительского спроса 47
3 Практическая часть. Процесс приемки, хранения и реализации
плавленых сыров в магазине «Магнит» 50
3.1 Организация приемки в магазине «Магнит» 50
3.2 Организация хранения и реализации плавленых сыров
в магазине «Магнит» 52
Заключение 55
Список литературы 57
Замечания к маркировке плавленых сыров не самые "страшные", но все же есть. Текст маркировки плавленого сыра «Янтарь» ТМ КАРАТ очень убористый и сливается в одно большое черное пятно. Шрифт текста плавленого сыра «Янтарь» ТМ ГЛАВПЛАВСЫР очень мелок и несколько строчек размыты и трудночитаемы, не обозначены углеводы. На этикетке сыра "Hoсhland" информация нанесена мелким шрифтом на золотистом фоне, ее не удобно читать. У всех плавленых сыров не обозначен материал упаковки. В остальном упаковка плавленых наливных сыров замечаний не вызвала.
2.2 Методы исследования
2.2.1 Определение влаги в плавленых сырах
Содержание влаги в плавленых сырах проводиться в соответствии с ГОСТ 3626-73 «Молоко и молочные продукты. Методы определения влаги и сухого вещества». В плавленых сырах и сырных продуктах, твороге и творожных продуктах применяется ускоренные методы определения влаги и сухого вещества. В нашем случае речь идет о применении метода определения на приборе Чижовой.
Пакет с навеской закрывают, помещают в прибор между плитами, нагретыми до требуемой температуры, и выдерживают указанное в таблице время.
Таблица 5. Зависимость требуемой температуры, время и массы навески от продукта.
Наименование продукта |
Масса пробы, г |
Температура нагревания нижней плиты прибора, °С |
Время выдержки, мин |
Творог и творожные изделия, паста |
5 |
150-152 |
5 |
Сыр после прессовани |
5 |
160-162 |
6 |
Сыр зрелый |
5 |
150-155 |
7 |
Сыр плавленый |
5 |
160-162 |
8 |
Обработка результатов.
Массовую долю влаги в продукте W , %, вычисляют по формуле
m - масса пакета с навеской до высушивания, г;
m1 - масса пакета с навеской после высушивания, г;
m0 – масса пакета, г.
Расхождение между параллельными
определениями должно быть не более
0,5%. За окончательный результат
Массовую долю сухого вещества в продукте C, вычисляют по формуле
,где
W - массовая доля влаги, %.[2]
2.2.2 Определение содержания хлористого натрия в плавленых сырах
Проведение определение содержания хлористого натрия проводится аргентометрическим методом в соответствии с ГОСТ 3627-81 «Молочные продукты. Методы определения хлористого натрия». Сущность метода заключается в титровании хлористого натрия в нейтральной среде раствором азотнокислого серебра в присутствии хромовокислого калия в качестве индикатора. Метод основан на реакции азотокислого серебра с поваренной солью с образованием осадка хлористого серебра (белого цвета):
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
Конец реакции определяют с помощью хромовокислого калия (индикатор), который реагирует с избытком азотокислого серебра, образуя хромовокислое серебро – соединение коричнево-красного цвета.
K2CrO4 + 2AgNO3 = Ag2CrO4 + 2KNO3
Содержание хлористого натрия x в процентах определяют по формуле:
V – количество 0,1 н. раствора азотокислого серебра, израсходованного на титрование, мл;
m – навеска сыра,г;
0,00585 – титр 0,1 н. раствора азотокислого серебра , выраженные по хлористому натрию.[3]
2.2.3 Определение массовой доли жира в плавленых сырах в пересчете на сухое вещество
Содержание жира в молочных продуктах определяется кислотным методом по ГОСТ 5867-90 «Молоко и молочные продукты.Методы определения жира». Метод основан на выделении жира из молока, молочного напитка, молочных и молокосодержащих продуктов, кисломолочных продуктов, сыра и сырных продуктов, масла и масляной пасты, сливочно-растительного спреда и сливочно-растительной топленой смеси, мороженого под действием концентрированной серной кислоты и изоамилового спирта с последующим центрифугированием и измерении объема выделившегося жира в градуированной части жиромера.
Массовую долю жира в сыре и сырном продукте в пересчете на сухое вещество X в процентах вычисляют по формуле(1):
Y – массовая доля жира в процентах, определяемая по формуле (2);
W – массовая доля влаги, определенная в соответствии с ГОСТ 3626.
P – результат измерения,%;
M – масса навески ,г;
11 – масса навески продукта используемые для градуировки жиромера.[6]
2.3 Исследование качества плавленых сыров по органолептическим показателям
При органолептической оценке в плавленых сырах определяют внешний вид упаковки и маркировку (таб.4), вкус и запах, консистенцию и цвет.
При определении вкуса и запаха устанавливают, нет ли отклонений от типичных для данного сыра особенностей. Вкус и запах должны быть сырными, сливочными, слегка кисловатыми или кисломолочными и в меру острым. У пастообразных сыров консистенция нежная, пластичная, мажущаяся или же кремообразная. Ломтевые сыры должны иметь в меру плотную или слегка упругую или же слегка пластичную консистенцию.
Результаты проведенного исследования сведены в таблицу 6.
Таблица 6. Исследование плавленых сыров по органолептическим показателям.
Наименование показателя |
Характеристика объектов исследования | |||
Плавленый сыр «Янтарь» (ТМ КАРАТ) |
Плавленый сыр «Янтарь» (ТМ ГЛАВПЛАВСЫР) |
Сыр плавленый «Сливочный» (ТМ Hochland) |
Сыр плавленый «Сливочный» (ТМ President), | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вкус |
Сырный, кисломолочный, в меру острый |
Сырный, в меру острый |
Сырный, кисломолочный |
Сливочный, чуть сладковатый |
Запах |
Сырный сливочный |
Сырный сливочный |
Сырный, сливочный |
Сырный, сливочный |
Консистенция |
Однородная, кремообразная |
Однородная, жидковатая |
Однородная, кремообразная |
Однородная, упругая, плотная |
Цвет |
Желтый |
Бледножелтый |
Бледножелтый |
Бледножелтый |
Органолептические характеристики объектов исследования в норме и соответствуют требованиям ГОСТ Р 52685-2006 «Сыры плавленые. Общие технические условия».
2.4 Исследование качества
по физико-химическим
Испытания по физико-химическим показателям были проведены в соответствии с ГОСТ 3626-73 «Молоко и молочные продукты. Методы определения влаги и сухого вещества», ГОСТ 3627-81 «Молочные продукты. Методы определения хлористого натрия», ГОСТ 5867-90 «Молоко и молочные продукты. Методы определения жира».
Таблица 7. Исследование качества по физико-химическим показателям плавленого сыра «Янтарь» (ТМ КАРАТ).
Наименование показателя |
Характеристика показателей | ||||
Заявленная на маркировке |
Результат полученный в ходе исследования |
По ФЗ №88 «Технический
регламент на молоко и | |||
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Массовая доля влаги, % |
- |
35,78 |
35,24 |
35, 45 |
35,0-70,0 вкл. |
Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, % |
не более 60,0 |
27,33 |
27,51 |
27,48 |
20,0 - 70,0 |
Массовая доля хлористого натрия, % |
- |
0,87 |
0,9 |
0,85 |
0,2 - 4,0 |
Таблица 8. Исследование качества по физико-химическим показателям плавленого сыра «Янтарь» (ТМ ГЛАВПЛАВСЫР).
Наименование показателя |
Характеристика показателей | ||||
Заявленная на маркировке |
Результат полученный в ходе исследования |
По ФЗ №88 «Технический
регламент на молоко и | |||
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Массовая доля влаги, % |
- |
42,85 |
43,12 |
42,97 |
35,0-70,0 вкл.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, % |
не более 60,0 |
37,34 |
37,45 |
37, 41 |
20,0 - 70,0 |
Массовая доля хлористого натрия, % |
- |
1,11 |
1,06 |
1,12 |
0,2 - 4,0 |
Таблица 9. Исследование качества по физико-химическим показателям плавленого сыра «Сливочный» (ТМ Hochland).
Наименование показателя |
Характеристика показателей | ||||
Заявленная на маркировке |
Результат полученный в ходе исследования |
По ФЗ №88 «Технический
регламент на молоко и | |||
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Массовая доля влаги, % |
- |
36,17 |
36,43 |
36, 25 |
35,0-70,0 вкл. |
Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, % |
не более 55,0 |
33,13 |
33, 27 |
33, 18 |
20,0 - 70,0 |
Массовая доля хлористого натрия, % |
- |
1,15 |
1,19 |
1, 17 |
0,2 - 4,0 |
Таблица 10. Исследование качества по физико-химическим показателям плавленого сыра «Сливочный» (ТМ President).
Наименование показателя |
Характеристика показателей | ||||
Заявленная на маркировке |
Результат полученный в ходе исследования |
По ФЗ №88 «Технический
регламент на молоко и | |||
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Массовая доля влаги, % |
- |
49,84 |
50,01 |
49,73 |
35,0-70,0 вкл. |
Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, % |
не более 45,0 |
21,39 |
21,64 |
21, 48 |
До 65,0 вкл. |
Массовая доля хлористого натрия, % |
- |
1,12 |
1,09 |
1,10 |
0,2 - 4,0 |
По данным вышеизложенных таблиц делаем выводы, что представленные к исследованию образцы соответствуют требованиям технического регламента на молоко и молочную продукцию. Все показатели в норме, следовательно, никаких претензий к производителям нет.
2.5 Результаты потребительского спроса
Потребление сыров тесно связано с уровнем доходов населения.
Так, на фоне экономического кризиса произошло падение спроса на сыры. Наибольшее падение спроса произошло в группе с низкими доходами. В группе с высокими и средними доходами потребление растет, но за счет иностранных сыров. Например, эксперты утверждают, что украинские и белорусские сыры более качественные, и хотя стоят дороже российских, но пользуются большим спросом.
Большую часть рынка (43%) занимают сыры низкой ценовой категории (до 200 руб. за кг), сюда входят такие марки, как «Пошехонский», «Голландский» и другие. Примерно одинаковый процент рынка занимают сыры среднего (200-250 руб. за кг.) и выше среднего (от 250 руб. за кг.) ценового сегмента (24% и 22% соответственно) — «Эдам», «Гауда», «Маасдам» и другие. 11% составляют сыры высокого ценового сегмента (от 280-300 руб. за кг.) такие, как «Рокфор», «Kaserei», «Champignon» и другие.