Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:04, дипломная работа
Цель дипломного проекта – проект АТП с высокой эффективностью использования производственно-технической базы, низкими трудовыми и материальными затратами, связанными с технической эксплуатацией автомобилей. В дипломном проекте выполнены следующие расчеты и разработки: технико-экономическое обоснование исходных данных, технологический расчет автотранспортного предприятия, разработка генерального плана, проектирование производственного корпуса, зоны ТР и кузнечно-рессорного участка, разработка технологического процесса выполнения крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105, разработка комплекта узлов электромеханического шестистоечного подъемника,
Введение………………………………………………………………………………………8
1 Технико-экономическое обоснование исходных данных на проектирование………....9
1.1 Технические характеристики и область применения заданного ПС .9
2 Технологический расчет автотранспортного предприятия ……………………………13
2.1 Корректирование нормативов периодичности технического обслуживания
(ТО) и трудоемкости ТО, текущего ремонта(ТР)................................................................13
2.2 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию…………16
2.3 Расчет годового объема работ по ТО и ТР и вспомогательных работ………………20
2.4 Определение численности работающих, распределение их по
производственным подразделениям ……………………………........................................23
2.4.1 Определение численности производственных рабочих……....................................23
2.4.2 Определение численности вспомогательных рабочих………..................................26
2.4.3 Определение численности водителей, инженерно-технических работников
(ИТР)и прочих служащих. …………………………………………………………………27
2.5 Расчет количества постов и поточных линий…………………………………………29
2.5.1 Расчет количества постов и поточных линий ежедневного обслуживания (ЕО)...29
2.5.2 Расчет количества постов и линий ТО и диагностирования. …..............................30
2.5.3 Расчет количества постов ТР………………………………………………………..31
2.5.4 Определение количества постов ожидания перед ТО, ТР и
диагностированием, мест хранения подвижного состава……………………………….32
2.5.5 Расчет количества постов контрольно-пропускного пункта………………….......33
2.6 Расчет площадей помещений…………………………………………………………..34
2.6.1 Расчет площадей производственных помещений (зон, участков,отделений)……34
2.6.2 Расчет площади складских помещений……………………………………………..35
2.6.3 Расчет площади бытовых и административных помещений………………………37
2.7. Организация и управление производством технического обслуживания и
текущего ремонта подвижного состава на предприятии…………………………............38
3 Проектирование производственного корпуса…………………………………………..43
4 Проектирование генерального плана автотранспортного предприятия ……………..47
4.1 Расчет площади участка под строительство и его показателей……………………..47
4.2 Описание генерального плана……………………………………….............................48
5 Проектирование производственных подразделений …………………………………..51
5.1 Разработка компоновочного решения зоны текущего ремонта……………………51
5.2 Разработка компоновочного решения кузнечно-рессорного участка.........................55
5.3 Требования охраны труда и техники безопасности в разрабатываемых производственных подразделениях …………….................................................................56
6 Технико-экономическая оценка проекта автотранспортного предприятия …………60
7 Разработка и описание технологического процесса крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105. Составление
технологической карты. Расчет уровня механизации работ……………………………..65
8 Разработка комплекта узлов технологического оборудования ……………………….75
8.1 Назначение оборудования
8.2 Описание конструкции и принципа действия. Технические характеристики..........75
8.3 Проектирование и расчет силовых механизмов и привода разрабатываемого
узла ………………………………………………………………………………………......79
8.4 Расчет наиболее нагруженных элементов на прочность……………………………..85
8.5 Правила эксплуатации, техническое обслуживание и техника безопасности
при работе на оборудовании……………………………………………………………….86
9 Охрана труда и окружающей среды…………………………………………………...90
9.1 Пожарная безопасность, санитарно-гигиенические требования, мероприятия по защите окружающей среды на проектируемом АТП ……………………………………90
9.2 Расчет сопротивления защитного заземления для электропитающей установки
с использованием искусственного заземления………………………………………........94
9.3 Расчет выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на стоянке автобусов……...97
10 Расчет технико-экономических показателей кузнечно-рессорного участка ……...104
10.1 Общие положения и исходные данные для расчета……………………………….104
10.2. Расчет капитальных вложений по кузнечно–рессорному участку ………………105
10.3. Расчет издержек производства по кузнечно-рессорному участку……………….108
10.4 Расчет экономического эффекта и других технико-экономических
показателей эффективности по кузнечно-рессорному участку……………………….115
Заключение………………………………………………………………………………...119
Список использованных источников…………………………………………………….120
Приложение………………………………………………………………………………..121
2.6.2 Расчет площади складских помещений
Площади складов рассчитываем по удельной площади на 10 ед. ПС, [1]:
FСКЛ = 0,1 ∙ Аu ∙ fУ ∙ К(с)1 ∙ К(с)2 ∙ К(с)3 ∙ К(с)4 ∙ К(с)5 , м2 (2.37)
где fУ − удельная площадь данного вида склада, на 10 ед. ПС, м2, таблица 46, [3];
К(с)1 − коэффициент корректирования в зависимости от среднесуточного пробега, [3, таблица 47];
К(с)2 − коэффициент корректирования в зависимости от кол-ва технологически совместимого ПС,[3, таблица 48];
К(с)3 − коэффициент корректирования в зависимости от типа ПС,
[3, таблица 49];
К(с)4 − коэффициент корректирования в зависимости от высоты складирования, [3, таблица 50];
К(с)5 − коэффициент корректирования в зависимости от категорий условий эксплуатации, [3, таблица 51];
Расчеты представим в виде таблицы 2.14.
Таблица 2.14 − Расчет площадей складских помещений
Наименование складских помещений, сооружений |
FУ, м2 |
К(с)1 |
К(с)2 |
К(с)3 |
К(с)4 |
К(с)5 |
FCКЛ, м2 | |
Расчет |
Прин. | |||||||
Запасных частей, деталей, эксплуатационных материалов |
4,4 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
127,1 |
127 |
Двигателей, агрегатов и узлов |
3,0 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
86,7 |
87 |
Смазочных материалов и насосной |
1,8 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
52 |
52 |
Лакокрасочных материалов |
0,6 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
17,33 |
17 |
Инструмента |
0,15 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
4,33 |
4 |
Кислорода, азота и ацетилена в баллонах |
0,2 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
5,8 |
6 |
Металла, металлолома, ценного утиля |
0,3 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
8,7 |
9 |
Автомобильных шин новых, отремонтированных и подлежащих восстановлению |
2,6 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
75,1 |
75 |
Подлежащих списанию а/м, агрегатов (открытая площадка) |
7,0 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
202,2 |
202 |
Промежуточного хранения запасных частей и материалов |
0,9 |
0,87 |
1,2 |
1,16 |
1,6 |
1,05 |
26 |
26 |
Всего: |
605 |
Общая производственная складская площадь будет равна, [1]:
FОБЩ = FЗ + FУ + FСКЛ, м2 (2.38)
FОБЩ = 9765 + 373 + 605 = 10743 м2
Определим площади вспомогательных и технических помещений.
Эти площади принимаются согласно распределению технико-экономических показателей по элементам ПТБ, как 3% и 5% соответственно от общей производственно-складской площади.
Таблица 2.15 − Расчет площадей вспомогательных и складских помещений
Наименование помещения |
% |
Площадь, м2 |
Вспомогательные помещения | ||
Участок отдела главного механика с кладовой |
60 |
193 |
Компрессорная |
40 |
129 |
Всего: |
100 |
322 |
Технические помещения | ||
Насосная мойки ПС |
20 |
107 |
Трансформаторная |
15 |
81 |
Тепловой пункт |
15 |
81 |
Электрощитовая |
10 |
54 |
Насосная станция пожаротушения |
20 |
107 |
Отдел управления производством |
10 |
54 |
Комната мастеров |
10 |
54 |
Всего: |
100 |
538 |
Определяем площадь хранения (стоянки) автомобилей, [1]:
FХР = fa ∙ Au ∙ Kп
, м2
где Kп − коэффициент плотности расстановки автомобилей,
Kп = 2,5…3.
FХР = (45 ∙ 34 + 36,25 ∙ 50 + 20,63 ∙ 58) ∙ 3 = 13617 м2
2.6.3 Расчет
площади бытовых и
Площадь административно-бытовых помещений определяем при помощи [3, таблица 52], по формуле, [1]:
РОБЩ = (РТ + РВСП +РП.У. + РЭ.С. + РП.Т. + РДОП) ∙ f ′, м2. (2.40)
где РП.У. − численность персонала управления предприятием, чел.;
РЭ.С. − численность персонала эксплуатационной службы, чел.;
РП.Т. − численность персонала производственно-технической службы, чел.;
РДОП − численность персонала не относящегося к аппарату управления, чел.;
f ′ − площадь административно-бытовых помещений от числа работающих, м2.
РОБЩ = (84 + 21 + 19 + 5 + 5 + 16) ∙ 11,4 = 1710 м2.
2.7 Организация и управление производством технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава на предприятии
Организационно-
Инженерно-техническая
служба располагает определенной производственной
базой, ресурсами и производственными
подразделениями, составляющими её
организационно-
− хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;
− постовые работы ТО и ТР, производимые непосредственно на автомобиле;
− работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправных агрегатов, узлов и деталей, выполняемые в специализированных цехах и участках;
− работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов, узлов и деталей на промежуточном и центральном складах, перегон автомобилей в производственных зонах и др.;
− работы по содержанию, реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической базы.
В состав ИТС входят три
взаимосвязанные подсистемы производства:
основное, вспомогательное и
В организационную структуру технической службы, кроме рассмотренных выше подсистем, входят производственно-технический отдел (ПТО), отдел главного механика (ОГМ), отдел материально-технического снабжения (ОМТС), отдел технического контроля (ОТК).
Рисунок 2.1 − Организационная структура инженерно-технической службы
ПТО разрабатывает планы и мероприятия по научной организации труда (НОТ), внедрению новой техники и технологии производственных процессов, организует и контролирует их выполнение, разрабатывает и проводят мероприятия по охране труда, изучает причины производственного травматизма и принимает меры по их устранению, проводит техническую учебу по подготовке кадров и повышению квалификации рабочих и инженерно-технических работников, организует изобретательскую и рационализаторскую работу на АТП и внедрение рационализаторских предложений, составляет технические нормативы, инструкции, конструирует нестандартное оборудование, приспособления, оснастку.
ОГМ обеспечивает содержание в технически исправном состоянии технологического оборудования, зданий, сооружений, энергосилового и санитарно-технического хозяйства, осуществляет монтаж, обслуживание и ремонт производственного оборудования, инструмента и контроль за правильным их использованием, а также изготовление нестандартного оборудования.
ОМТС обеспечивает бесперебойное материально-техническое снабжение АТП (запасные части, агрегаты, горючесмазочные материалы и др.), составляет заявки по материально-техническому снабжению и обеспечивает правильную организацию работы складского хозяйства.
ОТК осуществляет контроль за качеством работ, выполняемых всеми производственными подразделениями, контролирует выборочно и периодически техническое состояние подвижного состава, в том числе при его приеме и выпуске на линию, анализирует причины возникновения неисправностей ПС.
Между подсистемами и отделами существуют многосторонние связи, организованные по схеме, показанной на рисунке 2.2.
- - - - - − возможное движение; − основное движение
Схема 2.2 − Функциональная схема АТП
Линиями показан основной путь следования автобусов. Поскольку прибытие автобусов осуществляется в течение короткого периода времени, а пропускная способность зоны ЕО ограничена и не все автобусы нуждаются в уборочно-моечных работах ЕО, то часть их направляется в зону хранения, а затем, при необходимости, в зону ЕО. Автомобили, требующие ТО и ТР, направляются в зону ожидания и далее, после прохождения диагностирования, в соответствующие производственные зоны. После обслуживания и ремонта автобусы поступают в зону хранения, а с неё − на выпуск через контрольно-технический пункт (КТП). При необходимости автобусы могут быть направлены на ЕО или в зону ожидания.
Определение метода организации ТО и ТР ПС.
Методы организации производства ТО и ремонта автомобилей делятся на метод специализированных бригад, метод комплексных бригад, агрегатно-участковый метод. В нашем случае рационально использовать метод специализированных бригад.
Метод специализированных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их технологической специализации по видам технических воздействий.
Схема 2.3 − Схема организации производства ТО и ТР
Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируется определенное число рабочих необходимых специальностей. Специализация бригад по видам воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, диагностирования, ТР, ремонту агрегатов) способствует повышению производительности труда рабочих в результате применения прогрессивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры технологических операций.
При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим оборудованием и инструментом, упрощаются учет и контроль за выполнением технических воздействий.
Существенным недостатком данного метода организации производства является слабая персональная ответственность исполнителей за выполненные работы. В случае преждевременного отказа сложно проанализировать все причины, установить конкретного виновника снижения надежности, так как агрегат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Сложность анализа причин и выявления конкретных виновников низкой надежности автобусов в эксплуатации приводит к значительному увеличению числа отказов и простоям в ремонте.
Производственный процесс ТО и ТР на АТП связан с работой автобуса на линии. Выполняется от в производственных зонах (цехах, участках).
Система организации и управления производством строится на следующих принципах:
1. Четкое распределение
административных и
2. Выполнение каждого
вида технического воздействия
специализированной бригадой
3. Объединение производственных
подразделений, выполняющих
4. Централизованная подготовка
производства специальным
5. Использование средств связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники.