Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по специальности "Экономика управлением предпрятия здравоохранения".

Работа состоит из  20 файлов

Билет 10 -.doc

— 133.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Билет 3.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

БИЛЕТ 3.

1.Современные подходы к менеджменту. Разнообразие моделей менеджмента. Особенности российского менеджмента.Эфф-сть и кач-во управления опред-тся, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов. В наст время известно 13 подходов, применяются из них некоторые.1)Комплексный-  учитываются технические, экологические, экономич, организационные, соц-психологич, политич и иные аспекты менеджм-та и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.2) Интеграционный- исследование и усиление взаимосвязей: м/у отдельными подсистемами и элементами с-мы менеджм-та; м/у стадиями жизн-го цикла объекта управления; м/у уровнями управления по вертикалии и горизонтали. Термеэнтеграция — это углубление сотрудничества субъектов управления их объединения, управление взаимодействия и взаимосвязи м/у компонентами с-мы управления.3) Маркетинговый- ориентация подсистемы при решении любых задач на потребителя:повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства,НТП; применение с-мы менеджм-та.4)Функциональный- потребность рассм-ся, как совокупность ф-ций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. При этом создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, 1, требующий min  совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.5) Динамический- объект управления рассм-тся в динамическом развитии, причинноследственных связей и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за 5 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).6)Воспроизводственный-ориентирован на постоянное возобновление производства товара услуги для удовл-я потребностей рынка с меньшими по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.7) Процессный-рассматривает ф-ции управления, как взаимосвязанный процесс управления, явл-ся общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.8)Нормативный- устан-ются нормативы управления по всем подсистемам и важнейшим элементам с-мы менедж-нта: целевой подсистемой; ф-циональной подсистемой; обеспечивающих подсистем.9) Количественный- осущ-ся  переход от качественных оценок к количественным при помощи матем- статистич методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, с-мы баллов и др.10)Административный- регламентация функц-х прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджм-та в нормативных актах.11) Поведенческий- оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основная цель-повышение эффект-ти фирмы за счет повышения человеческих ресурсов.12)Ситуационный-концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией и max адаптирован к ней, т.к. сущ-ет огромное обилие факторов (во внутр и внешн среде).13)Системный-  любая с-ма (объект) рассм-ся, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе “вход” перерабатывается в “выход”. Важн. принципы: процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкой формулировки конкретных целей; необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; восхождение от абстрактного к конкретному; единство анализа и синтеза логического и исторического.Модели менеджм-та: американский, японский, европейский и др.Экономич. отношения в настоящее время, в связи с формированием мировой экономики  нейтрализуют нац-е особенности экономич поведения; экономическая деят-сть и менеджмент  становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику. Понимание того, что менеджмент – это особый аспект ф-ционирования организации, впервые было осознано в США- это явление  отражает особенности американской картины мира. США- менеджмент характ-ся жесткой организацией управления; для него в наиб степени хар-но стремление к формализации управленческих отношений.Здесь очень важно понятие о персональной ответственности работника (смог ли он лично достичь поставленных целей). Обмен профессиональными достижениями м/у США и Европой не затруднен и постоянен, след-но их менеджмент различен в незначительной степени. В европейской экономике оч важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия, что обусловливает  и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной явл-ся потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться. Но, в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности(производственной, финансовой, инновационной). Японский менедж-т- переняты «+»аспекты опыта Европы и США, в т.ч.ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента; опыт работы ценится больше образования, поэтому руководителей готовят в процессе работы; важна психология личности;практически не контролируется  эфф-сть действий отдельного работника- важной явл-ся коллективная ответственность; особое внимание уделяется  технологическим нововведениям. В РФ-  менеджмент на стадии становления, перенят опыт Японии; отличия касаются культуры – ценностей и принципов, которые лежат в основе нашего общества;специфическое поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении. Наш менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного  управления и существующего отечественного опыта на базе национально- исторических особенностей нашей культуры. Хар-ка росс.модели управления:создание новых форм организаций(финансово-промышленные группы, ассоциации, корпорации, холдинги и т.д.);концентрация производства;создание малых предприятий;увелич-е затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг;комплексная автоматизация и компьютеризация производственных процессов;повышение качества и надежности новых изделий;разработка стратегий и тактики борьбы за лидерство;опред-е приоритетных областей инвестиций;развитие кадрового потенциала;децентрализация и сокращение уровня в аппарате управления.

 

2. Оптимизация приобретения  и эксплуатации  изделий медицинской техники.

Впечати поднимаются  вопросы предельной изношенности основных фондов ГУЗ. Актуальность ?в наст. время  сущ-нно возрастает в связи с  официально объявленным курсом Пр.РФ на включение отрасли ЗО в число  основных приоритетов гос.политики, что неминуемо повлечет за собой значит-ое увеличение объемов бюджетного и внебюджет.финанс-ния. Эффективность вложения этих средств и соответствующие последствия,будут зависеть не только от степени увеличения финансир-я, но и от подходов к его использованию. Решение задачи обновления мед.тех. ГУЗ требует сегодня значительных финанс-х затрат,т.к. ранее этому не уделялось достаточного внимания.Состав используемой мед.техники ГУЗ определяется решаемыми ими клинич-ми задачами, и каждое имеющееся в учреждении мед.изделие имеет определенное целевое назначение при ds-ке или лечении соответствующего круга нозологий.Т.к. учреждения были лишены возможности своевременно обновлять требуемые им для выполнения функциональных обязанностей приборы и аппараты, сроки эксплуатации ранее закупленного МО стали увеличиваться и при нормативных сроках эксплуатации разных видов медицинской техники от 5 до 10 лет к началу 2000-х годов достигли 15-20 и более лет. Это приводит к целому ряду негативных последствий: повышенной вероят-ти причин-я вреда пациентам и персоналу, т.к. многие виды МО включают факторы опасности (иониз.излуч., высокая t и давление, пожаро- и взрывоопасность, и др.); ограничению возможности оказания эффективной МП, особенно пациентам, нуждающимся в экстренной МП; ограничению возможности постановки своевр-го и правильного Ds-а, выбора правильной тактики лечения;нарушению сан-эпид режима и соответствующих норм-законодат.актов; неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов ЗО.

Поддержание стабиль-го сост-ния любых матер-ных фондов в теч-е достаточно большого промежутка времени невозможно без регулярного вложения средств для компенсации их естеств-го износа.Нарушение этого требования в течение длит. времени ведет к существенному ухудшению состояния фондов, что и наблюдается в настоящее время. С данной (.)зр-я оптимальным следует считать наиболее быстрый из возможных путей возврата к полноценному плановому обновлению.Частные преимущества наиболее быстрого варианта обновления МО очевидны и значительны, т.к. приведут к повышению эфф-сти всех действий работников ЗО, основанных на использовании МО, которые и составляют основной объем мед.манипуляций (МО исп-ся в24 из 25типов простых мед. услуг, по которым они распределены). Но численное определение этих преимуществ во всей совокупности-объемная и сложная задача,точное  ее решение в настоящий момент не представляется возможным.Это обусловлено стремлением административных и финанс-х работников, не связанных непосредственно с лечеб-м процессом, min-ть собственные трудозатраты по планированию и реализации бюджета и облегчить контроль за его использованием. Решение этой проблемы связано с необходимостью оптимизации распределения сфер ответственности м/у участниками системы планового обновления МО. Принцип-ая важность этого ? нашла отражение, напр-р, в проекте «Мед.оборуд-ие», реализованном Пр-ством РФв 1996-2001 годах при финн. и организац-й поддержке Всемирного Банка. В число основных задач проекта входило «децентрализовать процесс принятия решений о капиталовложениях, переведя его в сферу ответственности отдельного учреждения здравоохранения».Т.о. осущ-лось max  приближение решений об использовании выделенных средств к непосредственным пользователям закупаемой продукции - лечащим врачам, а след-но и к конечной цели проекта - повышению эффективности лечения больных.

Сфера компетенции  и ответственности финансовых и  административных структур была ограничена распределением средств (выделением учреждениям-участникам проекта финансовых квот) и выполнением  заявок учреждений, выбравших в рамках этих квот наиболее актуальную для них продукцию из обширной заявочной спецификации.Учреждение могло потратить всю выделенную квоту на закупку 1 дорогостоящего прибора, либо использовать ее для приобретения десятков недорогих МИ в соотв-вии со своими клинич.потребностями. Это и обусловило высокую итоговую эфф-сть проекта, в рамках которого учреждения-участники получили тысячи единиц заказанного ими МО.

Рассмотренные вопросы м.б. реализованы в рамках как федеральных, так и региональных программ.Основные принципы их построения на примере региональной программы планового обновления МО: 1)сроки дей-я программы д.б. не менее 3-х лет(это обеспечит стабильность и уверенность участников процесса в продолжении начатых работ).Оптим-м явл-ся принятие программ и соответствующих закон.актов, не ограниченных временными рамками,т.к. плановое обновление должно проводиться в течение всего срока работы ГУЗ. 2) Объемы годового бюджет.финансир-ия д.б. достаточными для полной компенсации годового износа в текущих ценах, а при высоком начальном уровне износа превышать его для ускорения нормализации положения. 3) Должны проводиться ежегодные заявочные кампаний по всем учреждениям, участвующим в программе гос.гарантий, по всей основной номенклатуре МО, используемого при оказании МП. 4)Для устранения влияния субъективного начала и обеспечения выбора наиболее актуальной продукции д.б выделение учреждениям-участникам программы финансовых квот и составление ими квотированных заявок по годовым заявочным спецификациям (они включают номенклатуру МО, достаточную для осуществления всех мед.технологий). Обновление МО по этой номенклатуре м.б. организовано как параллельно (по всей номенклатуре ежегодно), так и последовательно, с делением номенклатуры на разделы и составлением заявочных спецификаций по разным разделам в разные годы реализации программы (при условии охвата всей номенклатуры в течение периода, не превышающего средний нормативный срок службы МО - 7 лет).

После подтверждения  объема финансирования программы на соответствующий год орган управления ЗО производит распред-е средств  м/у подведомственными учреждениями с определением каждому учреждению соответствующих финансовых квот, уточняет состав годовой заявочной спецификации в соответствии с выделенными объемами финансирования и плановые закупочные цены по каждой позиции. Спецификации с указанием плановых цен и информацией о выделенных финансовых квотах направляются в учреждения для составления плановых годовых заявок.

После обобщения  и утверждения сводная годовая  заявка является основой плана закупок  и организации соответствующих  закупочных процедур и работ по подготовке к получению закупаемого МО (подготовка помещений под монтаж, списание и демонтаж изношенного МО и др.). Финансир-ние этих работ также д.б. предусмотрено в программе, особенно в части проектно-сметных и строительно-монтажных работ по подготовке помещений к монтажу крупногабаритного МО лучевой диагностики, т.к. отсутствие такого финансирования может явиться причиной длительных задержек его ввода в эксплуатацию.  

 

3. Связь с общественностью  или «паблик рилейшнз»  и его мероприятия.PR – , впервые нач развив-ся в США, разнов-сть марк-га, закл-ся в стимулир-нии спроса на товар опред-й  фирмы путем формирования «+» общественного мнения об организации и ее продукции в целом. Изначально понятие сформир-сь в сфере бизнеса, но сейчас употр-ся и для политич-й агитации. Изучением пиара занимаются  соц. психология, логика, информатика, менеджмент и маркетинг.Из-за широты целей и действий пиара до сих пор нет четкой общепринятой его формулировки.1. PR- содействие установлению взаимопоним и доброжелат-и м/у личностью, организацией и др. людьми, группами людей или обществом в целом,  посредством распростр-ния разъяснит-го материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции».2.Это – искусство и наука достижения гармоний посредством взаимопоним-я, основанного на правде и полной информированности. Основн. Назначение PR-  достиж-е высокой обществ-й репутации фирмы (или иной организации либо частного лица, нуждающегося в PR-услугах). След.отл. PR от рекламы: хотя и оба обеспечивают процесс деловых коммуникаций, однако реклама рассказ-ет о товаре, а  PR – о фирме-производителе.  Осн.принципы построения PR: открытость информации; опора на объективные закономер-ти массового сознания, а также отношений м/у людьми, организациями, фирмами и общественностью; решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, нажима на общественность, попыток выдавать желаемое за действит-е; уважение индивид-сти, ориентация на чел-ка, его творческие возмож-сти;  привлеч-е на работу спец-стов высшей квалиф- и с max делегированием полномочий вплоть до самых низовых исполнителей.  Виды и методы PR: В завис-ти от  целей пиара и на кого он направлен: коммерческий и политич. (имидж отдельного политика, партии и страны в целом). В наши дни объектом PR-компаний стан-ся также потенц-ные инвесторы (финансовый PR), властные структуры, сотрудники фирмы; применяют и кризисный PR, когда надо ликвидировать негативные послед-я кризиса фирмы.Осн.направления PR: отнош-я  со СМИ (паблисити); с персоналом – внутренние коммуникации компании со своими сотрудниками (мотивация труда); отнош-я  с финансовым сообществом – взаимодействие с государ-ми финн.органами, с частными и корпоративными инвесторами, с фондовыми брокерами и финанс.прессой;  отнош-я с властными структурами  ( федер., регион., окружными и местн. органами власти);  отнош-я с местным населением  (спонсорство и т.д.). Важн.особенность правильно организ-го PR- не сиюминутный результат, а достиж-е долгосроч-х выгод.

Коммерч. PR  в РФ- наиб распространен в банковском и компьютерном бизнесе; нами активно перенимается опыт зарубежных компаний, кое- где уже  есть  спец-сты в этой области, а иногда и целые отделы. В 1991 создана Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), кот. орг-зует семинары, проводит конференции и иные меропр-я, помогающие отеч. Спец-там по PR повышать свой профессион. уровень.

 

4. Экономическая сущность  основного капитала

Осн. Кап. – это часть производит-го капитала, кот-й полностью и многократно  принимает участие в производстве товара, переносит свою ст-сть на новый продукт по частям, в течение ряда периодов.К осн.кап-лу отн-тся та часть авансир-го капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооруж-й, покупку машин, оборуд-я, инструмента.После реализации товара осн.кап. по частям возвращается в денежной форме предпринимателю. Осн.кап.  подвергается физическому и моральному износу.Физич.износ – постеп-я утрата основн.кап. потребительной стоимости, которая постепенно переносится на продукт, частями возвращается в виде амортизации. Моральный износ происходит из-за роста производит-сти труда и НТП, и ведет к обновлению осн.капитала до того, как он снашивается физически.Осн.капитал – это денеж.ср-ва, влож-ые в основные фонды. Осн.кап.меняет свою вещественную форму и проходит следующие стадии: 1) инвестирование (денежная форма–основные фонды)-в реальные активы (здания, сооруж-я, машины и оборуд-е и пр., а не в финансовые активы – акции, облигации и т.п.);2)производство (материально – вещественная форма), потребление в виде амортизации (процесс постепен-го перенес-я стоим-сти средств труда по мере их физ.и моральн. износа на произв.с их помощью продукт;использ-ние специальных денеж.средств–амортиз-ых отчислений, включаемых в издержки произв-ва и обращения, для простого и расширенного воспроизв-ва основных фондов;3) возмещение: начисленная амортизация превращается в денежную форму (себестоимость, выручка). За счёт этих денег происходит вновь закупка оборудования. Состав осн.кап.: 1) осн.ср-ва – часть имущ-ва, используемая в кач-ве средств труда при произв-ве продукции, выполнении работ или оказ.услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 мес или обычный операционный цикл, если он превышает 12 мес.(земельные участки, объекты природопользования, наход-ся в собств-ти фирмы;2)незавершённые долгосрочные инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборот.активов длительного пользования (свыше 1г), не предназнач-ных для продажи, за исключением долгосроч-х финанс.вложений в госуд-ые ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы др. предприятий;3)долгосрочные финансовые инвестиции – инв-ции организации в госуд.ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги др.организаций, в уставные кап-лы др. орг-ций, а также предоставленные др.орг-циям займы;4)нематериальные активы (отсутствие материально – вещественной стр-ры; возможность идентификации организацией от др.имущества;использ-ние в произв-ве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд орг-зации;использ-ние более 12 мес. или обычного операц-ного цикла, если он превышает 12 мес.;организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;способ. приносить организации экономич. выгоды (доход) в будущем;наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключит-го права у организации на результаты интеллект-ой деят-сти (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).К ним относят: патенты,авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;право патентообладателя на селекционные достижения.В составе нематер.активов учит-ся также деловая репутация организации и организационные расходы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"