Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по специальности "Экономика управлением предпрятия здравоохранения".

Работа состоит из  20 файлов

Билет 10 -.doc

— 133.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Билет 8.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

     Основные  типы экономических  оценок в здравоохранении, их характеристики

     В настоящее время в здравоохранении  используется пять основных видов экономических  оценок:

     анализ "стоимость болезни" (COI - cost of illness) - Метод изучения всех затрат, связанных  с ведением больных с определенным заболеванием как на определенном этапе (отрезке времени), так и на всех этапах оказания медицинской помощи, а также с нетрудоспособностью и преждевременной смертностью. Данный анализ не предполагает сравнения эффективности медицинских вмешательств, может применяться для изучения типичной практики ведения больных с конкретным заболеванием и используется для достижения определенных задач, таких как планирование затрат, определение тарифов для взаиморасчетов между субъектами системы здравоохранения и медицинского страхования и т.п.;

     анализ "минимизации затрат" (СМА - cost-minimization analysis) - Частный случай анализа "затраты-эффективность", при котором проводят сравнительную  оценку двух и более вмешательств, характеризующихся идентичной эффективностью и безопасностью, но разной стоимостью. Рекомендуется применять анализ минимизации затрат при сравнительном исследовании разных форм или разных условий применения одного лекарственного средства или одной медицинской технологии. При проведении таких исследований учитывают все виды медицинского обслуживания, которые относят к каждому методу лечения, и определяют затраты на них.

     Анализ  минимизации затрат рассчитывают по следующей формуле:

     СМА =DC1 – DC2 или СМА = (DC1+ IC1) – (DC2 + IC2), где

     СМА — показатель разницы затрат,

     DC1 — прямые затраты при применении 1-го метода,

     IC1 — косвенные затраты при применении 1-го метода,

     DC2 и IC2 — прямые и косвенные  затраты при применении 2-го метода.;

     анализ "затраты - эффективность" (СЕА - cost-effectiveness analysis) - Тип клинико-экономического анализа, при котором проводят сравнительную оценку результатов и затрат при двух и более вмешательствах, эффективность которых различна, а результаты измеряются в одних и тех же единицах (миллиметры ртутного столба, концентрация гемоглобина, число предотвращённых осложнений, годы сохранённой жизни и т.п.).

     Синонимы - анализ эффективности затрат; затратной  эффективности; затрат и эффективности; стоимости-эффективности.

     Обычно, Анализ эффективности затрат рассчитывают по формуле:

     СЕА= (DC+IC )/Ef, где 

     СЕА — соотношение «затраты/эффективность» (выявляет затраты, необходимые на единицу  эффективности, например, на одного вылеченного  больного),

     DC — прямые затраты,

     IC — непрямые затраты,

     Ef — эффективность лечения (относительное количество вылеченных больных).;

     анализ "затраты - полезность (утилитарность)" (CUA - cost-utility analysis) - Вариант анализа "затраты-эффективность" (эффективности затрат / CEA), при котором  результаты вмешательства оцениваются  в единицах "полезности" с точки зрения потребителя медицинской помощи (например, качество жизни / КЖ); при этом наиболее часто используется интегральный показатель "сохраненные годы качественной жизни" (QALY). Синоним - анализ полезности затрат; затраты-утилитарность.

     Анализ  полезности затрат представляет собой  тип клинического исследования по критерию эффективности затрат, который переводит  клинический исход лечения в  плоскость его полезности. Она  определяется как некая преференция (предпочтение, преимущество) пациента. Для измерения полезности затрат широко применяют критерий соотношения количества лет продленной жизни к ее качеству (Quality-Adjusted-Life-Years — QALY). Это позволяет охарактеризовать проводимое лечение путем прогнозирования особенностей и качества предстоящей жизни, которые можно ожидать в течение прогнозируемого срока выживания. Другими словами, это сопоставление количества лет жизни с уровнем ее качества на данный срок.

     При проведении исследований затраты на лечение сопоставляют с критерием  полезности (QALY). Например, исследователи могут определить, что стоимость новой технологии будет составлять 100 тыс. долларов США по отношению к критерию QALY, полученному в результате анализа. При наличии таких данных появляется возможность сравнить разные курсы лечения, опираясь на учет затрат на лечение (сбережение средств) по отношению к критерию QALY.

     Анализ  полезности затрат рассчитывают по следующим  формулам:

     CUA =((DC1 + IC1) – (DC2 + IC2))/(Ut1 – Ut2)

     или

     CUA = (DC + IС)/Ut,

     где CUA — показатель прироста затрат на единицу полезности, соотношение «затраты/полезность» (т.е. стоимость единицы полезности, например, одного года качественной жизни),

     DC1 и IC1 — прямые и косвенные  затраты при 1-м методе лечения,

     DC2 и IC2 — прямые и косвенные  затраты при 2-м методе лечения,

     Ut1 и Ut2 — утилитарность при 1-м  и 2-м методах лечения.;

     анализ "затраты - выгода (польза)" (СВА - cost-benefit analysis) - Тип клинико-экономического анализа, при котором как затраты, так и результаты представлены в  денежном выражении. Это дает возможность сравнивать экономическую эффективность различных вмешательств с результатами, выраженными в различных единицах (например, программу вакцинации против гриппа с организацией системы интенсивной неонатальной помощи для выхаживания детей, рожденных с низкой массой тела).

     Анализ "затраты-выгода" (синоним: анализ рентабельности) позволяет компенсировать один из недостатков анализа эффективности  затрат (СЕА), обусловленный невозможностью оценить общественную ценность лекарственного средства. В этом случае за единицу оценки клинических результатов, полученных с помощью любого метода лечения, принимают денежный эквивалент. Таким образом, прямые затраты на лечение можно сравнивать с денежным выражением непосредственного эффекта, полученного в результате клинического испытания. Такой способ сравнения представляется логичным, однако существуют трудности в оценке подобных результатов: как, например, представить сохраненную жизнь или дополнительные годы жизни в денежном выражении? В силу этих и многих других трудностей анализ "затраты-выгода" используют редко..

 

      Закрытые вопросы. Цель их применения в маркетинговых  исследованиях. Приемы используемые в закрытых вопросах, их суть

     Закрытые  вопросы (structured questions) заранее предполагают набор вариантов ответов и формат ответа. Закрытый вопрос может быть многовариантным, альтернативным или основанным на шкале. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию быстрое действие, Эти вопросы могут требовать однозначного ответа ("да" или "нет") или предоставлять множественный выбор. Иногда закрытый вопрос можно расширить при помощи одного открытого варианта (так называемый “полузакрытый вопрос”) на случай если исследователь не может отметить все варианты ответов (“другое”). Закрытые вопросы можно использовать также для стимулирования положительных ответов клиента, апеллируя к общепризнанным ценностям. Например:«Вы хотели бы иметь надежные гарантии?», «Качество для вас важно, не так ли?». Эти вопросы хороши в начале беседы и во всех случаях, когда необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты, чтобы спроектировать свои дальнейшие действия. «Да» или «Нет» покупателя – своеобразные переключатели усилий в соответствующем направлении.

     Такой прием полезен, когда клиент негативно  настроен, сомневается либо просто имеет недостаточно сведений для  принятия решения. Получения таким  образом согласия смягчает его установку все время говорить вам «нет» или «не знаю».

     Закрытые  вопросы – это вопросы повышенного  риска. Они накладывают на покупателя дополнительные обязательства, а он этого не любит. Поэтому их не рекомендуется  задавать на начальном и завершающем  этапе продажи, или это необходимо делать с особой осторожностью.

 

      Анализ распределения, использования прибыли

     После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в  социальную сферу (фонд социальной сферы), третья - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

     Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность  в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

     В процессе анализа необходимо изучить  динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия  и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма  самофинансирования и сумма капитальных  вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

     Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

     Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (Пч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi).

     Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия  равна произведению двух факторов: Фi = Пч . Кi. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа.

      Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли  за счет каждого фактора умножим  на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:

     

     Важной  задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

     Фонд  накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

     Фонд  социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

     В процессе анализа устанавливается  соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы  по каждой статье, изучается эффективность  мероприятий, проводимых за счет средств  этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

 

      Субъект и объект управлении. Уровни управления. Иерархия организации и  ее звенность

     Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

     В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она  решает имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления. Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют.

     Это значит, что любая организация  представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"