Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по специальности "Экономика управлением предпрятия здравоохранения".

Работа состоит из  20 файлов

Билет 10 -.doc

— 133.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Билет 9.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

9 (менеджмент) Факторы, определяющие масштаб управляемости и контроля (норма управляемости). «Высокие» и «плоские» структуры по масштабу управляемости

(экономика  здрав-я) Ключевые моменты формирования цен на ресурсы здравоохранения

( маректинг) Схема маркетингового исследования

(анализ  ФХД) Показатели рентабельности организации, двухфакторный анализ рентабельности

(менеджмент) Факторы, определяющие масштаб управляемости и контроля (норма управляемости). «Высокие» и «плоские» структуры по масштабу управляемости.

Норма управляемости (диапазон контроля) –  число работников, которыми может  эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства –  это 3-5 человек. На среднем – 10-12 человек. На низшем – до 25-30 человек. Норма  управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет а число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления. Для определения оптимального масштаба управляемости широко используется ситуационный подход, в ос-нове которого лежит анализ факторов, влияющих на определение масштаба управляемости. К учитываемым факторам относятся факторы, связанные с выполняемой работой:* схожесть работ; * территориальная удаленность работ; * сложность работ.Другая группа факторов связана с теми, кем руководят и кто руководит:• уровень подготовки подчиненных; • уровень профессионализма руководителя.Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к самому руководству и организации:* степень ясности в делегировании прав и ответственности;* степень четкости в постановке целей; * степень стабильности (частота изменений) в организации; * степень объективности в измерении результатов работы; * техника коммуникации; * иерархический уровень организации; * уровень потребности в личных контактах с подчиненными. В зависимости от состояния указанных переменных определяется оптимальный для конкретной ситуации масштаб управляемости. Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации – руководитель управления – руководитель отдела – исполнитель). Его преимущества заключаются в следующих позициях:- минимальное количество подчиненных у одного руководителя; легче осуществлять контроль;высокое качество работы; быстрый обмен информацией.У такой схемы имеются и недостатки: увеличивается число иерархических звеньев; появляется стремление вмешательства в работу подчиненных; многоуровневость делает связи громоздкими, длинными и дорогими.  Широкой специализации работ в организации соответствует высокая норма управляемости и соответствен-но «плоская» организационная структура (руководитель организации – специалисты и исполнители). Его преимущества состоят в следующих позициях:минимальное количество уровней иерархии; возможность делегирования полномочий; самостоятельность сотрудников; сравнительно короткие, не громоздкие и недорогие связи; наличие сильной и квалифицированной команды.Однако также имеется ряд существенных недостатков:максимально возможное количество подчиненных у руководителя; перегруженность руководителей в решении рутинных задач; потеря контроля над подчиненными; чрезмерно высокие требования к руководителю.Выбирать тип масштаба управляемости логически необходимо в зависимости от решаемой проблемы, хотя для этого надо доказать существование устойчивой взаимосвязи между типом и проблемой. Например, уро-вень специализации работ и размер группы прямо влияют на того или иного типа масштаба управляемости. Если группы небольшие,  то применяемый широкий масштаб управляемости помогает развивать сплочен-ность коллектива и повысить ответственность его членов за общее дело. С увеличением роста группы целе-сообразно вводить узкий масштаб управляемости.

(экономика  здрав-я)  Ключевые моменты формирования цен на ресурсы здравоохранения.

Ресурс —  условия, позволяющие с помощью  определённых преобразований получить желаемый результат.

  1. трудовые ресурсы, или труд;
  2. инвестиционные ресурсы, или капитал;
  3. природные ресурсы, или земля;
  4. сырьевые ресурсы;
  5. предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
  6. информация; специфической формой информации является технология;
  7. знания, или управленческие способности

В рамках общего социально-системного взгляда на здравоохранение  целесообразно выделить следующие основные виды взаимосвязанных ресурсов этой системы: материально-технические, экономические, политические, правовые, кадровые, организационные (в т. ч. управленческие), информационные, культурно-психологические.

Основным ресурсом в здравоохранении является труд, т.е. наличие квалифицированного медицинского персонала. В силу большой социальной значимости стоимость такого труда зависит от политики государства, которое может полностью или частично контролировать размер вознаграждения за труд, даже если это деятельность предпринимателя. Государственная политика оказывает непосредственное влияние на масштабы предпринимательской деятельности и сказывается на размерах медицинских фирм. Но для любого ресурса в здравоохранении существует своя система показателей эффективности, которая важна, как с точки зрения его собственника, так и с точки зрения его использования, т.е. предпринимателя. Например, труд характеризуется, с точки зрения собственника фактора, размером вознаграждения за труд (заработной платой или предпринимательским доходом), а с точки зрения собственника капитала или государства рассматривается производительность труда. Таким образом, в зависимости от того, какие виды затрат и какие элементы порождeнного ими эффекта сопоставляются, различают такие показатели эффективности как: производительность труда, коэффициент использования оборудования, рентабельность и т. п. С точки зрения предпринимателя эффективность может определяться степенью достижения целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках и может быть выражена через различные системы показателей, непосредственно связанных с поставленными целями и характеризующими, как желательные результаты, так и нежелательные последствия.

Общество (сообщество) предоставляет в распоряжение здравоохранения материальные, финансовые, организационные и иные ресурсы, которые здравоохранение, в свою очередь, преобразует в собственные качества и использует для осуществления ожидаемой от него деятельности. Причем, все указанные ресурсы являются социальными по своему происхождению и по форме движения. Они являются продуктом деятельности людей и групп в обществе, создаются, накапливаются и определенным образом распределяются в обществе в связи с социально обусловленной потребностью общества в собственном воспроизводстве. Эти ресурсы в совокупности определяют потенциал всей системы здравоохранения, ее отдельных организаций и работников.

Материально-технические. Они образуют инфраструктуру системы  здравоохранения и представлены, прежде всего, совокупностью капитальных ресурсов (зданий и необходимых территорий и помещений, стационарного оборудования и пр.), а также медико-технологических ресурсов. Последние выступают в виде технологий медицинской деятельности. И если капитальные ресурсы характеризуются накоплением, долгосрочностью использования, некоторой стабильностью и постепенным износом (амортизацией), то медико-технологические оказываются объектом более динамичного совершенствования и обновления.

Экономические ресурсы предопределяют во многом динамику обновления материально-технических, но не только. Экономические ресурсы могут, в силу объема и характера распределения, играть существенную роль, например, в формировании и воспроизводстве кадровых ресурсов, культурно-психологического и квалификационного потенциала системы здравоохранения.

политические  и правовые ресурсы системы здравоохранения, в числе которых:

- место ценности  здоровья и медицинской помощи  в общей концепции социальных  и гражданских прав, обязанностей  и свобод (закрепленных в конституции, действующей совокупности правовых актов, массовом сознании и культуре);

- реальное положение  системы здравоохранения в ряду  приоритетов государственной политики  на конкретном социально-историческом  этапе развития общества и  государства;

- организационно-правовой статуса системы здравоохранения и ее элементов (например, учреждений, действующих субъектов и т. п.).

Правовые ресурсы  здравоохранения оказываются особенно важными и подчас неоднозначными в ситуации глубоких законодательных  преобразований в государстве, экономике, правовой системе и в процессе реформирования самой системы здравоохранения. Правовой ресурс относится, в частности, на счет способности отдельных учреждений или специалистов сохранить свою целостность и функциональность в случае нарушения внутреннего или внешнего баланса. Подобные нарушения баланса в виде правовых коллизий или конфликтов могут возникать внутри профессионального медицинского коллектива, во взаимоотношениях медицинского учреждения или специалиста с получателями медицинской помощи.

Эффективность наличных материально-технических, экономических  и иных ресурсов здравоохранения обусловлена рядом других взаимосвязанных факторов, в частности, их размещением и доступностью для разных категорий пациентов, характеристиками персонала и функциональной организацией (в том числе управления) системы в целом и ее отдельных учреждений. Это дополнительно указывает на два вида ресурсов: организационные и кадровые.

Наконец, заслуживают  внимания и культурно-психологические  ресурсы системы здравоохранения. В широком смысле они охватывают состояние как профессиональной врачебной культуры во всех секторах и уровнях системы, так и массовой культуры здоровья и возможности ее воздействия на поведение людей в разных социальных сообществах и группах, ценностную и мотивационную сферу поведения людей в ситуациях, затрагивающих индивидуальное или общественное здоровье.

( маректинг) Схема маркетингового исследования

Маркетинговые исследования ― систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Схема  маркетингового исследования

    На I этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. . Сбор информации обходится слишком дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы ведет к непроизводительным затратам. Старинное присловие гласит: «Хорошо определенная проблема ― это уже полпути к ее решению».

Цели  эти могут быть поисковыми, т. е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть также описательными, т.е. предусматривать описание определенных явлений, например выяснить численность пользующихся авиационным транспортом или численность тех, кто слышал о компании «Аллегени». Бывают и экспериментальные цели, т.е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например о том, что снижение цен билетов на 15 долл. вызовет увеличение пассажиропотока по крайней мере на 10%.

II этап ― разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью).

План  сбора первичных  данных:

    МЕТОДЫ

    ИССЛЕДОВАНИЯ

    Наблюдение Эксперимент Опрос
    ОРУДИЯ 

    ИССЛЕДОВАНИЯ

    Анкета Механические устройства  
           
    ПЛАН  СОСТАВЛЕНИЯ ВЫБОРКИ Единица выборки Объём выборки Процедура выборки
           
    СПОСОБЫ СВЯЗИ С АУДИТОРИЕЙ Телефон Почта Личный контакт

 
 
Вторичные данные ― информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других ― целей. Это данные, включая внутренние (отчеты о прибылях и убытках, отчеты коммивояжеров, отчеты о предыдущих исследованиях) и внешние (издания государственных учреждений, периодика, книги, услуги коммерческих организаций) Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных исследователю сведений может просто не быть либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неточными, неполными или ненадежными.

    Третий  этап ― сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий При проведении экспериментов исследователям нужно внимательно следить за соответствием друг другу экспериментальных и контрольных групп, не оказывать на участников влияния своим присутствием, давать инструкции совершенно единообразным способом и следить за соблюдением всех прочих условий.

 Четвертый  этап-анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Исследователь сводит полученные данные в таблицы. На основе этих таблиц выводят или рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь в надежде получить дополнительные сведения обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решений, применяемых в системе анализа маркетинговой информации. Пятый этап ― представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"