Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по специальности "Экономика управлением предпрятия здравоохранения".

Работа состоит из  20 файлов

Билет 10 -.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

(менеджмент) Бюрократические (механистические) структуры управления организациями, их положительные и отрицательные стороны. Порядок распределения прав и ответственности в них

(экономика  здрав-я) Экономический анализ факторов, влияющих на принятие решения об оказании того или иного вида медицинской помощи

(маркетинг)  Многоуровневый маркетинг, его положительные и отрицательные стороны

(Анализ  ФХД) Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности

(менеджмент) Бюрократические (механистические) структуры управления организациями, их положительные и отрицательные стороны. Порядок распределения прав и ответственности в них.

1.Структуры  управления на многих современных  предприятиях были построены  в соответствии с принци-пами  управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии): •принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выпол-нения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы произво-дится в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура). Линейная организационная структура Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. Рис.1. Линейная структура управления Преимущества линейной структуры: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки линейной структуры: отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими; тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности; большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества. Линейно - штабная организационная структура Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (Рис.2 ). Рис.2. Линейно - штабная структура управления Достоинства линейно - штабной структуры: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления. Недостатки линейно - штабной структуры: недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденции к чрезмерной централизации управления; аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде. Вывод: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, вопло-щать идеи современной философии качества. Дивизионная структура управления Уже к концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью ), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы (Рис.3 ). Рис.3. Дивизионная структура управления. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководи-тели функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (диви-зионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускае-мой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х го-дов в форме создания производственных объединений. Преимущества дивизионной структуры: • она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудни-ков порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями; • обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной; • при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибы-ли", активно работая по повышении эффективности и качества производства; • более тесная связь производства с потребителями. Недостатки дивизионной структуры: • большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим произ-водством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более; •разобщенность штабных структур отделений от штабов компании; • основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для под-разделений и т. д. ; • дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; • в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками. Вывод: достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров. При данной структуре возможно воплотить большую часть идей современной философии качества.

(экономика  здрав-я) Экономический  анализ факторов, влияющих на принятие  решения об оказании  того или иного  вида медицинской  помощи

Виды медицинской  помощи: в соответствии с приказом от 10 мая 2007 г. N 323

1. Доврачебная

2. амбулаторно-поликлиническая (в том числе первичная медико-санитарная помощь, медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированная медицинская помощь),

3. стационарная (в том числе первичная медико-санитарная помощь, медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированная медицинская помощь),

4. скорая и скорая специализированная (санитарно-авиационная)

5. высокотехнологичная

6. санаторно-курортная медицинская помощь

Экономический анализ – это совокупность методов формирования и обработки данных о производственной и финансовой  деятельности медицинских учреждений и их подразделений, позволяющих обеспечить достоверную оценку результатов их работы, выявить пути рационализации использования средств, повышения эффективности. При этом хозяйственная деятельность оценивается под углом зрения ее соответствия требованиям экономических законов, а также задачам, стоящим перед медицинским учреждением на данном этапе.

Вместе  с тем экономический анализ –  это одна из функций управления. С этой точки зрения экономический анализ – необходимое звено в системе управления медицинским учреждением, которое обосновывает выбор оптимального варианта решения целого комплекса проблем, связанных с планированием деятельности учреждения и т.д. Поэтому экономический анализ должен завершаться принятием соответствующих управленческих решений.

Основными задачами экономического анализа являются:

• контроль и оценка плановых показателей;

• оценка эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

• определение факторов, обусловивших полученные результаты;

• выявление неиспользованных резервов и содействие повышению доходности;

• анализ эффективности управленческих решений и т.д.

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой при наличии у этих лиц и организаций лицензии на медицинскую деятельность.

Оказание  медицинской помощи финансируется  за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с  базовой программой обязательного  медицинского страхования, а также  средств бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого  гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичную помощь оказывают участковые врачи-терапевты  и педиатры, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-специалисты, а  также средний медицинский персонал в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических  и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Скорая  медицинская помощь оказывается  гражданам при состояниях, требующих  срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно и бесплатно. Оказывают скорую помощь лечебно-профилактические учреждения независимо от их территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинские работники, а также лица, обязанные ее оказывать по закону или по специальному правилу.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается  гражданам при заболеваниях, требующих  специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Специализированная  медицинская помощь в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях  оказывается за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается  за счет средств федерального бюджета  в федеральных специализированных медицинских учреждениях, медицинских  учреждениях, находящихся в ведении  субъектов РФ и муниципальных  образований

Принятие решения о необходимом виде медицинской помощи должен определять врач в зависимости от заболевания, его тяжести, течении и прогнозе!!! Не экономические категории!!

Возможно  только принятие решение о оказании между амбулаторно-поликлинической  или стационарной медицинской помощи как видами при определенных заболеваниях.  Наверно речь идёт о дневных стационарах в амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиника), позволяющих не прибегать к стационарной помощи, которая на порядок дороже. Но только при условии, что больному нет необходимости в круглосуточном наблюдении или специальном уходе!  Наверно это и есть факторы???

(маркетинг)  Многоуровневый маркетинг,  его положительные  и отрицательные  стороны

Одним из разновидностей прямого маркетинга является многоуровневый маркетинг, позволяющий потребителю не только покупать товар, но и самому стать распространителем продукции и создавать новые уровни или сети.

Товары  реализуемые с его помощью, могут  использоваться в технологии оказания медицинских услуг, но и тем, что применение продукции MLM-фирм может отрицательно повлиять на здоровье населения.

MLM представляет  собой единую систему производства  и сбыта товаров методом прямого  их предложения потребителям  посредством создания специальных  сбытовых сетей. В эту систему могут входить юридические лица, частные предприниматели, физические лица, работающие по контракту, а также потребители.

В сфере MLM практически отсутствуют традиционные, многочисленные звенья оптово-розничной  торговли. Сокращается путь движения товара от производителя к потребителю, и уменьшаются расходы фирмы на рекламу, содержание магазинов, оптовых складов, что вызывает снижение трансакционных издержек фирмы.

MLM-компании, обычно имеют структуру, когда  каждый вышестоящий уровень вовлекает  в процесс нижестоящий (Рис. 3.6.). Необходимо сказать, что это реально существующая структура дистрибьюции и продажи, в рамках которой независимые стороны контракта зарабатывают комиссионные от продажи продукта, который им передает производитель.

В MLM-компаниях имеет место так называемое спонсирование, когда дистрибьютор вовлекает в дело и обучает новичка. То есть спонсор – это структурный руководитель, при этом существует формула: “спонсор – не начальник, а советчик и помощник”.

Его возможности:

  • Человек приобретает товар;
  • Потребляет его сам;
  • Становится распространителем продукции;
  • Создает новые сбытовые уровни или сети

Достоинства:

- дополнительный  заработок (студенты, молодые матери  и пр.).

- для открытия  «своего бизнеса» не требуется  крупных вложений.

- применение  прямых продаж позволяет обеспечить  экономию на рекламе и торговых  площадях;

- сбыт, основанный  на рекламе исключительности  собственного товара, может быть  эффективнее, чем сбыт через  магазины, в которых представлен  широкий ассортимент аналогичных товаров;

- компания может  воспитать лояльных клиентов, которые  предпочитают покупать только  у знакомых им людей;

- компания может  позволить себе стимулировать  повышение объёмов продаж значительными  комиссионными выплатами дистрибьюторам.

Недостатки:

  • фиксировании цен на предлагаемую продукцию;
  • фактическое принуждение начинающих дистрибьюторов к непроизводительным расходам на начальном этапе (участие в обучающих семинарах, тренингах и других мероприятиях, приобретение учебных материалов и пр.);
  • подчёркнутый упор на расширение сети за счёт привлечения новых участников нижнего уровня, в ущерб увеличению фактических продаж;
  • поощрение (а иногда даже принудительное введение) практики закупки дистрибьюторами продукции МЛМ-компании для собственного пользования;
  • потенциальная возможность эксплуатации личных отношений в качестве канала рекрутирования новых участников сети и способа обеспечения расширения продаж;
  • использование специфических ритуалов и приёмов, имеющих целью поддержание энтузиазма обычных участников и ревностного служения своей компании.
  • деятельность компаний сетевого маркетинга зачастую проходит вне правового поля. Товар не принимается обратно и не обменивается, как это положено по закону о правах потребителя. Не возвращаются деньги за нереализованный товар, бывают случаи мошенничества
  • не дает человеку, вступающему в бизнес, никакой возможности ознакомиться с финансовой отчетностью компании Поэтому документально проверить надежность такой фирмы практически невозможно.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика управлением предпрятия здравоохранения"