Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:48, шпаргалка

Описание

Билет № 1
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение.
МЧП – самостоятельная, полисистемная, комплексная отрасль права, объединяющая нормы международного и национального права и регулирующая международные отношения.
Общепринятого определения предмета МЧП в доктрине пока нет.

Работа состоит из  35 файлов

16.docx

— 48.40 Кб (Скачать документ)

распространение информации о возможностях капиталовложений в развивающихся  странах-членах, предоставление технических  консультаций и помощи для улучшения  инвестиционных условий на территории данного участника, заключение соглашений  с перспективными с точки зрения принятия инвестиций странами, в  силу которых будут обеспечиваться в отношении гарантируемых Агентством инвестиций режимы, не менее благоприятные, чем те, которые уже предоставлены  таким государством-членом инвестициям  других агентств или государств, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования. Наряду с этим Агентство способствует мирному урегулированию споров между  инвесторами и принимающими странами. В этой части Сеульская конвенция  дополняет регулирование, содержащееся в ашингтонской конвенции, которая  предусматривает для отдельной категории инвестиционных споров —  между государством и национальными  субъектами права других государств — создание Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции  и развития. В компетенции Центра «находится разрешение правовых споров, возникающих непосредственно из отношений, связанных с инвестициями между Договаривающимся государством (или любым уполномоченным органом  Договаривающегося государства, о  котором сообщено Договаривающимся государством Центру) и лицом другого  Договаривающегося государства, при  условии наличия письменного  согласия участников о передаче такого спора для разрешения Центру. Стороны, достигшие такого согласия, не вправе отказаться от него в одностороннем  порядке» (ст. 25).

Среди современных документов международно-правового  характера, принятых в последние  годы и не столь активно освещаемых в отечественной юридической литературе, присутствует Соглашение по связанным  с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), принятое 15 апреля 1994 г. в рамках Уругвайского раунда переговоров  государств—участников ВТО, явившееся  результатом достижения договоренности между странами—экспортерами капитала об устранении препятствий на путях  осуществления инвестиций в  широких международных масштабах. Оно направлено на закрепление обязательств государств—участников по неприменению в инвестиционных отношениях мер, сковывающих  международную торговлю, а также  установление в договорном порядке  перечня подобных мер. Соглашение конструируется как средство содействия либерализации  мировой торговли, расширения потоков  иностранных инвестиций для  целей ускорения экономического роста  торговых партнеров, в том числе  развивающихся стран— членов ВТО. В  соответствии с положениями ст. 2 ТРИМС его участники приняли  на себя обязательства воздерживаться от мер, не совместимых с положениями, зафиксированными в ГАТТ-94, относящимися к принципу национального режима, запрета количественных ограничений в торговле. Например, из числа недопустимых согласно содержанию документа мер  можно назвать требование, касающееся «потребления местного компонента», т.е. закупки или использования в  процессе производства предприятием с  иностранным участием конкретных товаров  отечественного происхождения в  определенных объемах, или требование об ограничении импорта товаров  для целей производства посредством  увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия  и др. Вместе с тем Соглашение не исключает

использование государствами в  инвестиционной политике и правовом регулировании таких связанных  с торговлей инвестиционных мер, как  положения рестрикционного характера, обусловленные соображениями национальной  безопасности, здоровья населения и  т.д. (ст. 3).

Однако, поскольку участие большинства  государств мира в вышеназванных  международных договорах не является подавляющим, правовое регулирование  взаимных отношений по иностранному инвестированию осуществляется на двусторонней  основе. Ведущие страны Запада широко прибегают к использованию двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных капиталовложений в отношениях с развивающимися странами. Практика осуществления таких отношений выработала в ряде случаев достаточно известные образцы регулирования тех или иных сторон подобного рода взаимоотношений. Так, наименьшую критику с юридической точки зрения вызывает понятие «иностранные инвестиции», сконструированное в договорах Швейцарии с зарубежными государствами по рассматриваемому вопросу и характеризующееся достаточной полнотой. «Иностранные инвестиции — это любые виды активов, в том числе, однако, не исключительно: движимая и недвижимая собственность, равно как и другие вещные права, а именно закладные, право удержания имущества до уплаты долга, залоги, узуфрукты и аналогичные права; акции и другие виды долей и участия в компаниях; права требования денежного исполнения и другие права, имеющие материальную ценность; авторские права, права на промышленную собственность, ноу-хау, фирменные наименования, торговые марки и деловая репутация фирмы; производственные концессии публичного права, включая концессии на поиск и разработку полезных ископаемых».

Российская Федерация также активно  использует двусторонние инструменты  решения вопросов правового положения  иностранных инвесторов на своей территории и собственных инвесторов в зарубежных странах. Подобные соглашения имеются  у Российской Федерации как  на основе правопреемства, так и  в порядке их заключения в качестве самостоятельного субъекта международного права со многими государствами  Европы, Азии и Латинской Америки: Великобританией, США, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией, Индией  и др.

В практике международных отношений к иностранным инвестициям традиционно  применяется 2 режима — режим наибольшего  благоприятствования и национальный  режим. В соответствии со ст. 4 закона «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», ст. 2 ГК РФ, другими российскими правовыми  актами правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования  полученной от инвестиций прибыли  не может быть менее благоприятным, нежели правовой режим деятельности и использования полученной  от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Иными словами, в правовых актах  РФ закреплен национальный режим. На основе обобщения предшествующей  международно-правовой практики в  Российской Федерации разработан Типовой проект соглашения между Правительствам РФ и правительствами иностранных  государств о поощрении и взаимной  защите капиталовложений, утвержденный  Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1992 г., который имеет целью  создать примерные рамки правового  регулирования, относящегося к режиму иностранных инвестиций, устанавливаемому заключаемым международным договором  с конкретным

государством. В частности, предлагаются следующие формулировки в отношении  основ правового положения иностранных  инвесторов: «Каждая из договаривающихся сторон будет обеспечивать на своей территории капиталовложениям инвесторов другой стороны и их деятельности справедливый и равноправный  режим, исключающий применение мер  дискриминационного характера». Упомянутый  режим «не будет менее благоприятным, чем режим, который предоставляется  капиталовложениям собственных  инвесторов или инвесторов любого третьего государства». «Каждая из договаривающихся сторон оставляет за собой право  определять отрасли и сферы деятельности, в которых исключается или  ограничивается деятельность иностранных  инвесторов». При этом режим наиболее благоприятствуемой нации, предоставляемый в соответствии с договором, не будет  распространяться на преимущества, которые  договаривающаяся сторона предоставляет  или предоставит в будущем  в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом  союзе, на основе соглашения об устранении двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения и т.д. (см. об этом в разделе «Принцип наибольшего благоприятствования»).

Следовательно, предоставление национального  режима, предусматриваемое международными соглашениями Российской Федерации, заключенными с другими государствами  в области иностранных капиталовложений, не исключает введение определенных ограничений в соответствующих  сферах, формах и видах деятельности. Изъятия могут вводиться и  в целях обеспечения национальной  безопасности, общественного порядка, осуществления государственной монополии  на производство и обращение некоторых  видов товаров.

Российская Федерация, как отмечалось выше, на настоящем этапе имеет  международные соглашения о защите инвестиций с большинством ведущих  развитых стран: Австрией (от 8 февраля 1990 г.), Бельгией и Люксембургом (от 9 февраля 1989 г.), Великобританией (от 6 апреля 1989 г.), Германией (от 13 июня 1989 г.), Испанией (от 26 октября 1990 г.), Италией (от 30 ноября 1989 г.), Канадой (от 20 ноября 1989 г.), Китаем (от 21 июля 1990 г.), Нидерландами (от 5 октября 1989 г.), США (от 3 апреля 1992 г.), Финляндией (от 8 февраля 1989 г.), Францией (от 5 июля 1989 г. с учетом обмена письмами от 6 февраля 1992 г.), Швейцарией (от 1 декабря 1990 г.) и др.

В рассматриваемых международно-правовых соглашениях содержатся ключевые понятия, важные для точности и полноты  правового регулирования: «инвестор», «капиталовложения», «национальная  принадлежность иностранного юридического лица», являющегося инвестором, «режим иностранных инвестиций» и т.д. К капиталовложениям соглашения относят, как правило, имущество, здания, сооружения, оборудование, иные материальные ценности; денежные средства, акции  и другие формы участия; права  требования по денежным средствам, которые  вкладываются для создания материальных ценностей; объекты интеллектуальной  собственности — авторские права, права на изобретения, технологию, ноу-хау, промышленные образцы и товарные знаки; иные имущественные ценности, которые признаются капиталовложениями в соответствии с законодательством  страны, на территории которой они  осуществлены. В некоторых случаях  в понятие «капиталовложения» включается и право на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных  ресурсов (соглашения с ФРГ, Великобританией).

Международные договоры в данной  области специально оговаривают  формы

неприкосновенности и гарантий  защиты взаимных капиталовложений  от таких мер государства-реципиента, как, например, национализация, экспроприация, реквизиция и конфискация. В частности, они фиксируют в качестве общего подхода к регулированию обязанностей  государств-партнеров обязательство  воздерживаться от подобных действий (соглашения с Финляндией, Испанией). Вместе с тем нельзя рассматривать  в качестве содержания этого обязательства  отказ от экспроприации в принципе, поскольку соглашения допускают  возможность национализации и экспроприации, с соблюдением, однако, ряда императивных требований, в том числе и  по выплате компенсации. Важно подчеркнуть, что международно-правовые договоры содержат более подробное регулирование  соответствующих отношений, нежели это имеется во внутригосударственных  актах, скажем, России.

Вопрос о государственных гарантиях  и защите капиталовложений —  один из основополагающих в сфере  как национально-правового, так и  международно- правого регулирования  иностранных инвестиций. Наряду с  обязательством государства не прибегать  к национализации, кроме как в  исключительных случаях, к тому же только тогда, когда этого требуют общественные интересы, и обязанностью, кроме  того, выплатить при подобных обстоятельствах  «быструю, адекватную и эффективную  компенсацию», нередко в соответствующие  акты включаются положения rebus sic standibus — оговорка о неизменности обстоятельств. Например, первые акты Казахстана в  области инвестиций, принятые после  провозглашения суверенитета, — закон  от 30 ноября 1990 г. «О свободных экономических  зонах в Казахской ССР» и закон  от 7 декабря 1990 г. «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» устанавливали, что, во-первых, Казахская ССР гарантирует соблюдение прав и законных интересов граждан СССР, Казахской ССР и иностранных граждан, предприятий, объединений и организаций, действующих на территории свободной экономической зоны; во-вторых, национализация государством имущества, принадлежащего перечисленным субъектам, в общем порядке осуществляющим инвестиции или действующим на территории СЭЗ, не допускается; в-третьих, убытки, причиненные гражданам СССР, Казахской ССР и иностранным гражданам, предприятиям, объединениям и организациям в результате необоснованного вмешательства в их деятельность государственных и иных органов либо должностных лиц, подлежат возмещению этими органами. Закон Казахстана «Об иностранных инвестициях» от 19 июня 1995 г. вводит так называемую стабилизационную оговорку, устанавливая, что в случае ухудшения положения иностранного инвестора в результате изменения законодательства в течение 10 лет будет применяться регулирование, действовавшее в момент осуществления инвестиций, а по долгосрочным (свыше 10 лет) инвестиционным контрактам, заключенным с государственными органами и организациями, — до окончания срока действия договора, если последним не предусмотрено иное.

Условия стабилизационного характера  в инвестиционных отношениях могут  иметь различные формы и содержание. Помимо выражения в материально- правовых нормах, как показано выше, иногда они включены в коллизионно- правовое регулирование. Так, Римской конвенцией о праве, применимом к договорным обязательствам, предоставлены  различные возможности выбора сторонами  права на основе автономии воли. В частности, в области инвестиционных контрактов между государством и  частным инвестором предусматривается  стабилизационная — «дедушкина»  — оговорка, «замораживающая» действие  норм избранного правопорядка на момент выбора.

Кроме того, государство может согласиться  на соблюдение условий договора в  таком объеме, форме и содержании, как это было определено в момент его заключения, либо исполнять договор  невзирая на последующие изменения  в законодательстве. Однако следует  заметить, что в рамках анализа  предписаний ст. 3 Римской конвенции  подобные суждения вызывают дискуссии. В то же время метод «отложенного выбора» права допускается Конвенцией  безоговорочно. Он состоит в том, что сторонам или стороне контракта  предоставляется возможность выбора правопорядка какого-либо государства  на более поздних этапах от момента  заключения договора в зависимости  от наступления каких-либо событий, скажем, возникновения спора.

Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. стран СНГ в свою очередь  предусматривает, что в случае, если после вступления настоящей Конвенции  в силу, сторонами будут изменены законодательные нормы, касающиеся инвестиций, которые, по мнению одной или нескольких заинтересованных сторон, ухудшают условия и режим инвестиционной  деятельности, этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического суда Содружества Независимых Государств и/или иных международных судов  или международных арбитражных  судов (ст. 5).

Существенным элементом в сфере  правового регулирования, охватываемой  соглашениями, является проблема разрешения инвестиционных споров. При этом сохраняется  дифференциация межгосударственных споров (т.е. споров, возникающих между участниками  межгосударственного договора в  связи с его исполнением) и  гражданско-правовых — между инвестором и принимающим государством, между  иностранными инвесторами, а также  между национальными и иностранными участниками инвестиционной деятельности. Принципиальным положением в этой  части является предусматриваемый соглашениями порядок арбитражного (третейского) разбирательства подобного  рода разногласий.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"