Б. Национально-правовое регулирование.
Масштабы присутствия на территории
конкретной страны иностранных
юридических лиц в предпринимательских
целях в существеннейшей мере
зависят от уровня благоприятствования
в приеме зарубежного бизнеса, который
создан соответствующими правовыми предписаниями,
действующими в рассматриваемых областях
в отдельно взятом государстве, — иными
словами, конкретно от того режима, что
предоставлен иностранным гражданам и
юридическим лицам на данной территории.
Именно он определяет их правовое положение
в целом.
Национально-правовое регулирование
вложения иностранных средств в
отечественную экономику конкретной
страны может осуществляться либо пакетом
нормативных актов, либо единым комплексным
документом, специально посвященным
этому блоку отношений. Для многих
из ведущих западных стран достаточно
типично строить национально-правовое
регулирование не на специальном
законодательстве по иностранным инвестициям,
а на основе применения к таким
отношениям общих норм валютного, налогового,
антитрестовского, банковского, корпоративного
права (США, Великобритания, Франция, Япония,
ФРГ, Швейцария, Испания, Португалия и
др.).
С другой стороны, подобные акты,
рассматриваемые в качестве традиционных
инструментов регулирования, свойственных
странам Азии, Африки и Латинской
Америки, имеются не только в развивающихся
государствах, но и в некоторых
развитых странах (Новой Зеландии, Восточно-
Европейских странах, новых государствах
Балтии, Российской Федерации, других
странах СНГ, КНР, Монголии, Вьетнаме
и т.д.).
Правовое регулирование отношений
по иностранным инвестициям, как
правило, осуществляется не с помощью
коллизионного метода, а посредством
использования материально-правовых
норм. Указанные специальные акты
содержат правила, непосредственно
определяющие права и обязанности
иностранных инвесторов. В этих актах
устанавливается общий порядок
допуска иностранных предприятий
и физических лиц в национальную
экономику, а также те организационно-правовые
формы, в которых осуществляются
иностранные инвестиции, условия
функционирования иностранного капитала
в стране и т.п.
В одних случаях вводится разрешительный
порядок. В частности, законодательство
об иностранных инвестициях Кыргызстана
устанавливает, что иностранные
инвестиции в республике требуют
специального разрешения (лицензии), которое
выдается Кабинетом министров Республики
Кыргызстан не позднее чем в 30-дневный
срок со дня поступления заявки иностранного
инвестора. Регистрация иностранных
инвесторов производится Министерством
финансов республики (ст. 13 Закона об иностранных
инвестициях в Республике Кыргызстан
от 28 июня 1991 г.). Некоторые страны применяют
принцип «открытых дверей», т.е.
для иностранного капитала устанавливается
свободный доступ в страну. В третьем
варианте действуют достаточно специфичные
условия для функционирования иностранных
компаний и юридических лиц.
К последним, в частности, относится
Индия. В законодательстве этой
страны для зарубежных компании, избравших
в качестве места осуществления
бизнеса Индию, предусматривается
особый статус — «зарегистрированной
иностранной компании, имеющей в
Индии место осуществления своей
деятельности» (ст. 591—602 Закона о компаниях
1956 г.).
Правовое регулирование Китая
по иностранным инвестициям представляет
собой образец разрешительной
системы и содержит ряд актов
различной юридической силы по иерархии
органов, принимавших их, однако образующих
в определенной мере цельную
совокупность национально-правовых актов,
начиная с Конституции КНР 1982
г., в которой в общей форме провозглашается
разрешение иностранным предприятиям
и другим иностранным хозяйственным
организациям и отдельным лицам
вкладывать капиталы в Китае и
осуществлять в различных формах
экономическое сотрудничество с
китайскими хозяйствующими субъектами.
Согласно Закону КНР о предприятиях
с иностранным капиталом от 12
апреля 1986 г., а также принятым в
целях его развития и осуществления
Правилам от 28 октября 1990 г. на территории
Китая могли создаваться предприятия
со стопроцентным участием иностранного
капитала, которые, получив необходимое
разрешение на деятельность в пределах
территории КНР со стороны компетентных
государственных органов (свидетельство
об одобрении), осуществляли регистрационные
мероприятия для целей реализации производственной
(торговой) деятельности и получения
лицензии по профилю. Дата выдачи лицензии
считается датой учреждения предприятия
с иностранным капиталом (ст. 13 Правил).
Следует особо подчеркнуть, что созданные
на территории КНР в соответствии с договорами
о совместных предприятиях с китайским
и иностранным капиталом, о кооперационных
предприятиях с китайским и иностранным
участием, субъекты хозяйствования становятся
юридическими лицами китайского права
и подчиняются китайскому правопорядку
(ст. 126 Закона о договорах 1999 г.).
Законодательство Литвы, Казахстана,
Кыргызстана, Российской Федерации,
Узбекистана, Украины, Эстонии —
стран, имеющих специальные акты
в области регулирования иностранных
капиталовложений, — в той или
иной форме запрещает дискриминацию
иностранных инвесторов и устанавливает
либо национальный режим, либо режим
наибольшего благоприятствования.
Статья 4 закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»,
ст. 5 Закона Узбекистана, ст. 21 Закона Эстонии,
ст. 1 Закона Украины обеспечивают полную
правовую защиту иностранных инвестиций.
В дополнение к этому ст. 6 литовского
Закона провозглашает защиту со стороны
литовского государства не только иностранных
инвестиций, но и доходов, прав и
законных интересов иностранных
инвесторов на территории Литвы. В случаях
национализации или реквизиции иностранному
инвестору выплачивается компенсация
(ст. 21 Эстонского закона, ст. 25 Закона Казахстана,
ст. 3 Украинского закона, ст. 11 Закона
Узбекистана, ст. 8 Закона РФ).
Новейший российский акт в
рассматриваемой области содержит
развернутые положения в области
гарантий в отношений иностранных
инвесторов при осуществлении ими
капиталовложений на территории РФ:
гарантии правовой защиты деятельности
(ст. 5), гарантии использования иностранным
инвестором различных форм осуществления
инвестиций на территории РФ (ст. 6),
гарантии перехода прав и обязанностей
иностранного инвестора другому
лицу (ст. 7), гарантия компенсации при
национализации и реквизиции имущества
иностранного инвестора или коммерческой
организации с иностранными инвестициями
(ст. 8), гарантия от неблагоприятного изменения
для иностранного инвестора и
коммерческой организации с
иностранными инвестициями законодательства
РФ (ст. 9), гарантия использования на
территории РФ и перевода за ее пределы
доходов, прибыли и других правомерно
полученных денежных сумм (ст. 11), гарантия
права иностранного инвестора на
беспрепятственный вывоз за пределы
РФ имущества и информации в документальной
форме или в форме записи на
электронных носителях, которые
были первоначально ввезены на территорию
РФ в качестве иностранной инвестиции
(ст. 12), гарантия права иностранного
инвестора на приобретение ценных бумаг
(ст. 13), гарантия участия иностранного
инвестора в приватизации (ст. 14),
гарантия предоставления иностранному
инвестору права на земельные
участки, другие природные ресурсы,
здания, сооружения и иное недвижимое
имущество (ст. 15), гарантия обеспечения
надлежащего разрешения спора, возникшего
в связи с осуществлением инвестиций
и предпринимательской деятельности
на территории РФ иностранным инвестором
(ст. 10). Среди перечисленных гарантий
важнейшее место занимает содержание
ст. 7 Федерального закона 1999 г. как новелла
российского права, впервые получившая
закрепление. В частности, в ней
устанавливается, что если иностранное
государство или уполномоченный
им государственный орган производит
платеж в пользу иностранного инвестора
по гарантии (договору страхования), предоставленной
последнему в отношении инвестиций,
осуществленных им на территории Российской
Федерации, и к этому иностранному
государству переходят права (уступаются
требования) иностранного инвестора
на указанные инвестиции, то в Российской
Федерации такой переход прав (уступка
требования) признается правомерным.
Обходя молчанием вопрос о национализации
и реквизиции, Закон об иностранных
инвестициях в Республике Кыргызстан
от 28 июня 1991 г. и Закон о концессиях
и иностранных концессионных
предприятиях в Республике Кыргызстан
от 6 марта 1992 г. предусматривают в
качестве гарантий иностранных
инвесторов и концессинеров полную
компенсацию их убытков,
включая недополученную прибыль, возмещаемых
в том числе и за счет казны.
Закон Литвы применительно к
аналогичным обстоятельствам вводит
такую меру обеспечения государственных
интересов в области регулирования
иностранных капиталовложений, как
приостановление инвестиционной
деятельности. Согласно его ст. 11 инвестиционная
деятельность, будь то деятельность совместного
предприятия или предприятия
с иностранным капиталом, может
быть приостановлена литовским правительством,
если она: а) противоречит законам Литвы;
б) не отвечает экономическим требованиям;
в) не соответствует уставу предприятия.
Важнейшими мерами общего характера
по стимулированию или ограничению
иностранного капитала со стороны принимающих
государств являются следующие: государственный
контроль за допуском и осуществлением
деятельности в особых областях производства
и секторах экономики, в частности,
добычи полезных ископаемых и разработки
недр; недопущение или ограничение
допуска иностранных юридических
лиц в стратегические отрасли
народного хозяйства либо снятие или
сокращение каких-либо запретов на допуск;
регулирование с помощью поощрительного
либо ограничивающего нормирования
перевода прибылей за границу, реинвестирования
средств в национальную экономику
принимающего государства, налогообложения;
установление экспортно-импортного контроля
и др.
- Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. наследования в зарубежных странах.
В международном частном праве
едва ли можно найти еще такую
же область, которая обладала бы столь
устойчивым «международным» характером
и длительной историей, как
право наследования. О том, насколько
велика роль данного института вообще,
свидетельствуют слова Рудольфа
Иеринга, который отмечал, что «право
наследования есть условие всего
прогресса человеческого общества
в аспекте истории цивилизации».
В наиболее ранних дошедших до нас
памятниках материальной культуры,
относящихся к МЧП, получили закрепление
именно правила, регулирующие наследственные
отношения. Так, договор князя Олега
с греками 911 г. применительно к
русским, находящимся на службе в
Греции у греческого царя, предусматривал:
«Если кто из них умрет, не завещав
своего имущества, а своих родственников
у него в Греции не будет, то пусть
возвратят все его имущество
ближайшим родственникам на Руси.
Если же он составит завещание, то пусть
тот, кому он написал распоряжение наследовать
имущество, — устанавливал далее
договор, — возьмет имущество
и наследует в нем».
В силу того обстоятельства, что данный
вид отношений как никакой другой
испытывает на себе влияние исторических,
этнических, религиозных и других
факторов, нормы, регламентирующие право
наследования в различныхгосударствах,
принципиально разнятся, и поэтому
унификация материально- правовых предписаний
в данной сфере не только существенно
затруднена, но и вообще вряд ли возможна.
Подобные различия касаются основополагающих
факторов: круга лиц, могущих претендовать
на наследование по закону, формы завещательного
распоряжения, прав и обязанностей
наследополучателей и т.д.
Однако унификация коллизионных норм
в рассматриваемой сфере МЧП
представлялась актуальной еще
в конце XIX — начале XX в., поэтому
одними из первых международных соглашений,
попытавшихся закрепить единообразное
регулирование международных частно—правовых
отношений, стали именно конвенции, посвященные
вопросам наследственного права. В частности,
в 1900 г. на Гаагской конференции были
сделаны конкретные шаги по разработке
конвенции о порядке разрешения коллизий
в области наследования, основным принципом
которой провозглашалось единство наследования
на основе привязки к национальному закону
наследодателя (что было подтверждено
и позднее, на конференциях 1904, 1925, 1928 гг.),
применяемого как к движимому, так и недвижимому
имуществу. И хотя конвенция так и не вступила
в силу, сам факт ее создания говорит о
многом.
На смену феодальному отрицанию
наследования после иностранца (фр.
droit d'aubaine), в результате чего все
имущество, принадлежащее иностранцу,
после его смерти захватывалось
местным феодалом, вместе с буржуазными
революциями пришли окончательная
отмена droit d'aubaine и уравнивание в
правах иностранных наследодателей
с отечественными гражданами (подданными).
Развитие коллизионного наследственного
права в течение веков сводится,
в сущности, к борьбе трех коллизионных
начал: личного закона (гражданства
или закона местожительства), закона
места составления акта (завещания)
и закона местонахождения вещи. Для
наследственных отношений чрезвычайно
важное значение имеет разделение вещей
на движимые и недвижимые. Известное
разграничение подходов к коллизионному
регулированию на основе принципа местонахождения
вещи применительно к недвижимостям
и личного закона — в отношении
движимого имущества, характерное
для вещно-правовых отношений, сказывается
и в наследственном праве. На основе
такого разграничения можно провести
соответствующую классификацию
существующих в мире систем разрешения
конфликтов законов в области
регулирования наследственных отношений.