Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:48, шпаргалка
Билет № 1
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение.
МЧП – самостоятельная, полисистемная, комплексная отрасль права, объединяющая нормы международного и национального права и регулирующая международные отношения.
Общепринятого определения предмета МЧП в доктрине пока нет.
При перевозке пассажиров и багажа (включая автотранспортные средства) применяется КОТИФ — СИВ 1980 г. СИВ различает личный вред, причиненный пассажиру (смерть или увечье), и повреждения багажа (автомобиля). В случае смерти лица или увечья железная дорога несет строгую ответственность, если только не докажет, что данные события наступили вследствие несчастного случая: а) который не связан с эксплуатацией железнодорожного транспорта и функционированием железной дороги и который невозможно было избежать или предотвратить; или б) который полностью или частично вызван виной самого пассажира; либо в) который причинен действиями третьих лиц, не могущими быть предотвращенными или преодоленными железной дорогой. За повреждения или утрату зарегистрированного багажа, а также просрочку в доставке, причиненные перевозчиком, железная дорога несет ответственность во всех случаях, если не докажет, что данный вред возник вследствие одной из нижеперечисленных причин: 1) вины самого пассажира; 2) указаний, данных пассажиром; 3) характера багажа; 4) обстоятельств непреодолимой силы; 5) особых рисков, связанных с ненадлежащей или отсутствующей упаковкой, 6) особыми свойствами багажа; 7) перевозкой в составе зарегистрированного багажа неразрешенных предметов (ст. 3, 4, 5 и 35 (2) и (3) КОТИФ - СИВ).
Конвенция содержит несколько коллизионных норм, отсылающих регулирование к праву страны отправления груза, страны назначения и страны следования. Закрепленная в ее ст. 54 коллизионная норма, применяемая при отсутствии специальных положений, понимается большинством исследователей как отсылающая к закону суда.
Предел ответственности
ответственность по повреждению багажа ограничивается двукратным размером обычно принятых сумм.
Право заявления требований к
железной дороге утрачивает силу,
если лицо в течение трех месяцев
не уведомляет перевозчика о случаях
смерти или причинения увечья пассажиру.
При повреждении, утрате или несвоевременной
доставке багажа требования должны быть
заявлены в таком же порядке, что
и по СИМ. Аналогичным образом, как
и в КОТИФ — СИМ, в рассматриваемом
соглашении определяется его сфера
действия и квалификация перевозки;
для применения СИВ необходимо, чтобы
перевозка железнодорожным
В КОТИФ участвуют около 40 государств
Европы, Азии и некоторые страны
Северной Африки. Россия (ранее
СССР) в Бернских конвенциях (КОТИФ
— СИМ, КОТИФ — СИВ) не участвует.
Тем не менее категории, требования,
критерии, инструкции и т.п., предусмотренные
ими, применялись и продолжают использоваться
в России и других странах, не участвующих
в данных актах (см., например, Транспортный
устав железных дорог Российской
Федерации от 8 января 1998 г.). Кроме
того, в ряде случаев действующие
для РФ международные договоры в
области международного грузового
и пассажирского сообщения
В целях недопущения правового
вакуума СССР и отдельные страны
Европы (кроме Югославии, которая
имеет в этой области
Провозная плата взимается с
грузовладельцев согласно внутренним
тарифам дорог страны отправления
и назначения, при следовании транзитом
— в соответствии с согласованными
транзитными тарифами. Применяются
ставки Международного транзитного
тарифа (МТТ), размеры которых установлены
в швейцарских франках. В Соглашении
определены сроки доставки груза. Ответственность
перевозчика наступает
Иски к железным дорогам предъявляются в суде с предварительным сообщением претензии перевозчику. Для заявления претензий действует девятимесячный срок, по требованиям о несвоевременной доставке — двухмесячный. Претензии должны быть рассмотрены в течение 180 дней, на которые приостанавливается срок исковой давности.
Соглашение содержит коллизионные нормы, отсылающие регулирование к праву страны отправления, страны назначения и страны следования. В качестве общей нормы, которой, как указывают специалисты, необходимо руководствоваться при пробельности регулирования СМГС, должно трактоваться правило, отсылающее к законам дороги следования груза и
предписывающее применять
Ответственность железных дорог за
несохранность и
Ввиду того что многие государства
не участвуют в Бернской
Большой удельный вес в международно-правовых документах с названными и иными странами занимают, как было отмечено выше, организационные соглашения, к тому же двустороннего характера. Среди многосторонних документов следует назвать Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 г., Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров от 12 марта 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава от 9 сентября 1994 г.
Международные перевозки автомобильным транспортом. В области автомобильных перевозок и вообще функционирования автомобильного транспорта в международном масштабе крайне важно наличие единообразных правил и норм, определяющих правила дорожного движения, оформления путевых и сопроводительных документов, осуществления таможенных процедур, унифицированных требований к условиям и пределам гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т.д.
В некоторых из обозначенных областей действуют международные договоры, в ряде из которых участвует Российская Федерация. В 1949 г. были
разработаны Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках, пересмотренные в 1968 г. В рамках Европейской Экономической Комиссии ООН в Женеве разработано и открыто для подписания Европейское соглашение о международных автомагистралях от 15 ноября 1975 г., устанавливающее международную сеть дорог «Е» и предусматривающее в этой связи новые дорожные знаки международных дорог «Е». В 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки (карнеты) МДП («международная дорожная перевозка», сокращенно TIR — от фр. «transport international routier). В 1975 г. в Женеве принята новая редакция Конвенции, вступившая в силу в 1978 г. (Конвенция МДП). СССР (затем Россия) — участники Конвенции ТИР. Она предусматривает, что в стране отправления груза составляется особый таможенный документ — карнета МДП, наличие которой освобождает груз от таможенного досмотра в странах следования (не больше четырех), а также оплаты ввозных и вывозных пошлин.
Аналогично тому, как это имеет место в железнодорожной перевозке, для автомобильной перевозки грузов и перевозки пассажиров и багажа соответственно существуют два различных международных соглашения: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (сокращенно ЦМР, лат. аббревиатура — CMR), подписанная в Женеве 19 мая 1956 г., к которой СССР присоединился в 1983 г. (вступила для него в силу с 1 августа 1986 г.). В отечественной литературе эта Конвенция часто именуется сокращенно — КДПГ. Она продолжает свое действие и для Российской Федерации.
Вторым соглашением является Конвенция о договорах международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (ЦВР, лат. аббревиатура — CVR) от 1 марта 1973 г., также заключенная в Женеве. Этот документ посвящен в основном определению ответственности перевозчика. Конвенция не получила, однако, необходимого международного одобрения, не вступила в силу и вряд ли когда-либо будет действовать. В подобных обстоятельствах договоры международной перевозки пассажиров и багажа во многих европейских странах регулируются их национальным правом, а также законом, избранным в силу коллизионных норм Римской конвенции 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам.
Конвенция же о договорах международной
перевозки грузов, напротив, собрала
весьма широкий круг участников. Дополненная
Протоколом от 5 июля 1978 г. в части
изменения единицы измерения
материальной ответственности
перевозчика и перехода с золотого
франка на СДР, она предусматривает
детальное регулирование, касающееся
требований, вытекающих из исполнения
договора грузовой перевозки
В принципе обстоятельства, позволяющие перевозчику освободить себя от
ответственности за указанные упущения
в исполнении перевозки, идентичны
тем, которые поименованы в
В рамках СЭВ в свое время в
Берлине было подписано Соглашение
об общих условиях выполнения международных
пассажирских перевозок автобусами
от 5 декабря 1970 г. «Международной перевозкой»,
определяет оно, считается такая
перевозка пассажиров автобусами, которая
осуществляется хотя бы через одну
государственную границу; международной
перевозкой считается также
проезд автобуса порожняком перед или
после выполнения международной перевозки
(§ 1). На основе Общих условий международные
перевозки могут выполняться
только перевозчиками с