Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год. Налогоплательщики-работодатели в течение года уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Адвокаты и предпри¬ниматели перечисляют авансовые платежи на основании уведомле¬ний налоговых органов к трем срокам — 15 июля, 15 октября теку¬щего и 15 января следующего года.
Уплата как
самого налога, так и авансовых
платежей по нему осуществляется отдельными
платежными поручениями в федераль¬ный
бюджет, Фонд социального страхования
РФ, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования.
В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз производителем подакцизного товара и перекла¬дываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негатив¬ное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакциз¬ных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили и т. п.) и товары, пользующиеся по¬вышенным спросом, но не дорогие в производстве (спиртные и та¬бачные изделия, бензин и т. п.).
Экономическая
роль акциза заключается в
Главой 22 НК РФ были введены две группы предметов налого¬обложения акцизами — подакцизные товары и подакцизное мине¬ральное сырье. В дальнейшем минеральное сырье было исключено из предмета налогообложения акцизами1 в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых. Перечень подакцизных товаров включает спиртосодержащую продукцию, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, моторное масло, автомобильный бензин, ди¬зельное топливо и прямогонный бензин.
Перечень подакцизных товаров, ставки акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены в Налоговом кодексе РФ2.
Действующие ставки акцизов являются специфическими, устанав¬ливаемые в твердых суммах к единице измерения подакцизного то¬вара. Так, для бензина автомобильного применяются специфические ставки к одной тонне веса, а к алкогольной продукции — к одному литру объема.
Объектами акцизов
являются факты реализации (передачи)
нало¬гоплательщиком
В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения двойного налогообложения акциз не взимается либо возвращается (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства подакциз¬ных товаров за пределы государств — участников СНГ.
Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются в зависимости от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают акциз производители этилового спирта и ликероводочных изделий.
В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка акцизными марками и специальными региональными марками табака и табачных изделий, алкогольной продукции, как производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на ее таможен¬ную территорию.
В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным нало¬гам, но они ежегодно зачисляются в региональные бюджеты в разме¬рах от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на территории субъек¬тов Федерации'1.
Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.
Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.
Подобно тому как
в законодательном акте определение
налога дается с целью ограничить
несанкционированное
Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система».
Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:
принципы налогообложения;
порядок установления и введения налогов;
система налогов;
порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;
права и обязанности участников налоговых отношений;
формы и методы налогового контроля;
ответственность участников налоговых отношений;
способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.
Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.
Система налогов — плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, обусловливающие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение.
В мировой практике выделяют четыре базисные модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов1.
Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физи¬ческих лиц. доля косвенных налогов незначительна. В СИЛА, напри¬мер, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюдже¬та. Платежи населения превышают налоги с предприятий.
Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.
Еврокоптиненталъная модель отличается высокой долей отчисле¬ний на социальное страхование, а также значительной долей косвен¬ных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз мень¬ше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступ¬лений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Ана¬логичны показатели и других стран, ориентированных на эту мо¬дель, — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в усло¬виях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изо¬щренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населе¬ния в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.
Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.
Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применя¬ется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюд¬жета от отдельного вида или группы налогов.
В России используется смешанная модель системы налогов. Осо¬бенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц.
Структура прямых
налогов зависит от отношений
собственности и
Неразвитостью сферы социального страхования объяснялась ма¬лая доля взносов от социального страхования.
Экономическое единство системы налогов — непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом мас¬штабе. При разработке системы налогов должно учитываться влия¬ние налогообложения на экономику страны в целом.
Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влия¬ние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному на¬циональному продукту. Иными словами, налоговое бремя показыва¬ет, какая часть произведенного обществом продукта перераспределя¬ется через бюджетные механизмы. Без этого показателя «невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налого¬вые льготы, не имеет нрава переступать»2.
Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показывает, что если у налогоплательщика изымается более 40—50% доходов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налого¬обложения, сужения налоговой базы.
Этот показатель ориентирован на среднестатистического налого¬плательщика. Реальное налоговое давление на конкретного налого¬плательщика может существенно различаться. Так, в России уровень налоговых изъятий за годы налоговой реформы не превышал 33% ВВП, однако реальное налоговое давление на предприятия (особенно законопослушные) в значительной степени выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой''.
Основой
правового статуса
Установленные
законами права налогоплательщиков
имеют целью поддержание
Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, категорий и т. п. Законодательством об определенных налогах эти права и обязанности конкретизируются, уточняется их содержание применительно к отдельным группам и категориям налогоплательщиков.
В широком смысле права плательщиков налогов и сборов — это права на реализацию в законодательстве основных (конституционных) принципов налогообложения. Права налогоплательщиков соблюдаются, если законодательство принимается и исполняется с учетом принципов равного налогового бремени, равноправия, соразмерности и др.
Однако под правами налогоплательщиков понимают также конкретные правила их взаимоотношений с налоговыми органами, имеющие целью гарантировать соблюдение гражданских, экономических, социальных прав и интересов граждан в налоговых отношениях. Если конституционные принципы налогообложения и сборов применяются, как правило, опосредованно, то нормы, закрепляющие права налогоплательщиков, действуют непосредственно, прямо. Они являются выражением общих принципов в их повседневном виде.
Права налогоплательщиков — это гарантии правильной, точной реализации налогового законодательства. Поэтому в ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту. Так, во Франции, Канаде, США приняты декларации прав налогоплательщиков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрывающие важнейшие правила взаимоотношений плательщиков налогов и налоговых органов1.
Можно выделить следующие основные права налогоплательщиков:
право на информацию;
право на вежливое и уважительное отношение;
право на беспристрастное применение закона;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"