Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Российской Федерации; правовой статус участников налоговых
правоотношений; общие правила исполнения обязанности по
уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей
по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи на
логовой декларации; основы налогового контроля; виды и со
ставы налоговых правонарушений и меры ответственности за
их совершение; процедуры обжалования актов налоговых орга
нов и
действий (бездействия) их должностных
лиц.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Выделяют различные виды налогов в зависимости от основания, заложенного в их сравнении.
Персональные и пообъектные налоги
Выделяют персональные (personal) и пообъектные (in rem) нало¬ги. При этом налоги относятся к той или иной группе в зависимо¬сти от того, какой из ключевых элементов юридического состава на¬лога — субъект или объект — имеет доминирующее значение.
Персональные налоги основаны на принципе учета фактической платежеспособности конкретного субъекта обложения. Юридическая конструкция этих налогов предполагает, что размер и порядок налого¬обложения зависят в первую очередь от характеристик плательщика (налоговый резидент или нерезидент; национальное лицо или ино¬странное и др.). При этом статус субъекта налогообложения определя¬ется на основе критериев, не связанных с объектом налога. Типичным примером такого налога является налог на доходы физических лиц. Для определения условий взимания этого налога прежде всего необ¬ходимо установить статус получателя дохода. Так, любые доходы не¬резидентов облагаются в Российской Федерации налогом по ставке 30%, в то время как с доходов налоговых резидентов страны налог уплачивается, как правило, по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).
Если определяющая роль в установлении условий налогообложения отводится объекту налога, то такой налог следует отнести ко второй группе. В этом случае статус плательщика налога находится в прямой связи с объектом налога, персональные характеристики и иные крите¬рии, не соотносимые с объектом, не имеют определяющего значения.
К этой группе относятся налоги, облагающие собственность или владение (имущественные налоги), а также налоги, объектом кото¬рых служат юридически значимые действия: приобретение или реа¬лизация имущества, работ, услуг. Так, при обложении налогом соб¬ственности главенствующее значение имеет состав имущества, а не характеристики собственника. Последние могут иметь значение для установления особенностей процедуры уплаты налога, факультатив¬ных элементов юридического состава налога (льготы).
Прямые и косвенные налоги
Если деление
налогов на персональные и пообъектные
имеет большой юридический
В основе этого деления лежит учение о распределении налогово¬го бремени. Прямыми называют те налоги, юридический субъект ко¬торых предположительно несет и экономическое бремя налогообло¬жения. В отношении косвенных налогов изначально предполагается, что бремя их будет фактически переложено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо — носителя налога.
Выделяют различные виды налогов в зависимости от основания, заложенного в их сравнение.
Налоги подоходно-
Подоходно-поимущественные налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действи¬тельно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогопла¬тельщика.
Реальными налогами облагается не действительный, а предпо¬лагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в дан¬ных экономических условиях от того или иного предмета налого¬обложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т. п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущест¬во, отсюда и их название (геа! (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от иму¬щества либо вида деятельности, или проконтролировать правиль¬ность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установ¬ление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налого¬обложения.
Примером реального налога является единый налог на вме¬ненный доход. Этим налогом облагается потенциально возмож¬ный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необ¬ходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факто¬ров, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независи¬мых оценок и т. и. Плательщиками налога являются, как прави¬ло, субъекты малого и среднего бизнеса — физические и юридиче¬ские лица, ведущие предпринимательскую деятельность но оказа¬нию услуг, при оплате которых преимущественно используются наличные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного дохода устанавливается законодательными ак¬тами субъектов Федерации с учетом методик, рекомендуемых Правительством РФ.
Раскладочные и количественные налоги
Раскладочные, (репартиционные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли ис¬ходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить коро¬ля из плена, построить крепостную стену и т. п. Суммы расхода рас¬пределялись между налогоплательщиками — на каждого приходилась определенная сумма налога.
В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора на благоустройство территории и другие цели вполне может быть определен по раскладочной системе исходя из конкрет¬ной потребности и числа жителей.
При установлении
количественных (долевых, квотативных)
нало¬гов, в противоположность
Закрепленные и регулирующие налоги
Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник кон¬кретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерально¬го бюджета Российской Федерации (ст. 50 БК РФ). Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, но которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или местные бюд¬жеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут устанавливаться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (ст. 48 БК РФ). В качестве регулирующих федеральных на¬логов, например, используются акцизы, налог на добавленную стои¬мость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утвержде¬нии федерального бюджета на конкретный год.
Субъекты Федерации, принимая законы о своих бюджетах, опре¬деляют, поступления каких региональных налогов и в каких пропор¬циях будут зачисляться в местные бюджеты.
Государственные и местные налоги
По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов выделяют государственные (феде¬ральные и региональные) и местные налоги.
Установление
и введение федеральных налогов
проводится реше¬нием высшего
Региональными признаются налоги, которые вводятся на тер¬ритории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Федерации свободны в определе¬нии условий взимания региональных налогов. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ, т. е. на федеральном уровне (п. 3 ч. I ст. 12 НК РФ).
Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными пра¬вовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муници¬пальных образований. В виде исключения из этого правила в горо¬дах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные на¬логи устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федера¬ции.
Устанавливая местный налог, соответствующий представительный орган вправе определить те же элементы юридического состава нало¬га, что перечислены выше для региональных налогов. Ряд сущест¬венных элементов состава местных налогов также устанавливает фе¬деральный законодатель (п. 4 ст. 12 ч. I НК РФ).
Поступления от региональных налогов могут распределяться ме¬жду бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Мест¬ные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.
Общие и целевые налоги
Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь кон¬кретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать под¬чинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов дохо¬дов. Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целе¬сообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирова¬ния конкретных расходов бюджета.
Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с боль¬шей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, на¬лог с владельцев автотранспортных средств в Москве имел целевую на¬правленность - на реконструкцию кольцевой автодороги.
Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному государственному органу1.
В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных дохо¬дов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость про¬ведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой на¬лог на восстановление минерально-сырьевой базы.
Регулярные и разовые налоги
Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с оп¬ределенной периодичностью в течение всего времени владения иму¬ществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельно¬сти, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально.
Уплата разовых
налогов связывается с
Существуют и
другие основания деления налогов
на виды.
В соответствии
с Законом РФ «О государственной
пошлине» от 31 декабря 1995 г., с изменениями
от 20 августа 1996 г. и 19 июля 1997 г., под
государственной пошлиной по-нимается
установленный настоящим
Закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового ко-декса Российской Федерации» от 31 июля 1998 года не отменил Закон Российской Федера-ции «О государственной пошлине», но в то же время он содержал указание о том, что из-данные до введения в действие части первой Налогового кодекса федеральные законы и иные нормативные акты «действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса»3.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"