Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций
Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.
- рыночная цена акции на данный момент;
- ожидаемая дивидендная доходность текущего года.
Формула (13) легко выводится из формулы (12) следующим образом:
= + g
Таким образом, если Вы покупаете акции по цене и предполагаете, что через год по акции будут выплачены дивиденды , а в будущем они будут расти с постоянной скоростью , то ожидаемая норма прибыли составит 13,4 %, то есть
Модель постоянного роста преимущественно применяется для зрелых компаний со стабильной историей роста. Предполагаемые темпы роста варьируются от одной компании к другой, но для большинства зрелых компаний обычно можно считать, что рост дивидендов в будущем продолжится примерно с той же скоростью, что и рост номинального валового внутреннего продукта.
В мировой практике разработаны различные варианты дивидендной политики. В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия они определены как методики дивидендных выплат.
Таблица 5 – Методики дивидендных выплат
Методика |
Основной принцип |
Преимущества |
Недостатки |
Методика постоянного
процентного распределе-ния |
Доля прибыли, направляемой на выплату дивидендов, остаётся постоянной независимо от программ |
Простота |
При уменьшении суммы прибыли снижается дивиденд на акцию, что приводит к падению курса |
Методика фиксированных дивидендных выплат |
Дивиденд на акцию остаётся постоянным вне зависимости от динамики курса акций |
Простота; сглаживание колебаний курсовой стоимости акций |
Если прибыль сильно снижается, выплата фиксированных дивидендов подрывает ликвидность компании |
Методика выплаты |
Стабильно выплачивается фиксированная сумма дивидендов на акцию; кроме того в зависимости от успешности работы компании может дополнительно выплачиваться премия |
Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций |
“Экстра”-дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым и перестаёт играть должную роль в поддержании курса акций |
Продолжение таблицы 5 | |||
Методика выплаты дивидендов акциями |
Вместо денежного дивиденда акц |
Облегчается решение
ликвидных проблем при вся нераспределённая прибыль
поступает на развитие, появляется
большая свобода маневра |
Акционеров устроит получение акций только в том случае, если эти акции достаточно ликвидны, чтобы в любой момент без потерь превратиться в наличные. Но ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнёт продавать акции, что негативно скажется на их курсе. |
Рост собственного капитала компании может быть обеспечен не только за счёт собственного накопленного, но и за счёт привлечённого капитала.
Размещая на рынке акции, собственники компании, во-первых, привлекают дополнительные финансовые ресурсы на неопределённый срок, во-вторых, разделяют свой предпринимательский риск с другими инвесторами.
Мы уже отмечали, что хотя отправную точку любого бизнеса составляет собственный капитал (только посредством использования собственного капитала граждане могут создать компанию и организовать её первоначальную работу), использование заёмного капитала (например, банковского) позволяет существенно повысить прибыль и, соответственно, рентабельность собственного капитала компании. И в производстве, и в торговле объём заёмных средств, как правило, значительно превышает объём собственного капитала. В связи с этим управление заёмным капиталом является одной из важнейших функций финансового менеджмента.
Вопрос 6. Управление заёмным капиталом. Финансовый рычаг и эффект
финансового рычага. Пороговый нетто-результат, пороговая ставка
процентов и пороговый объём заимствования
Управление заёмным капиталом представляет собой целенаправленный процесс его формирования из различных источников в соответствии с потребностями в заёмном капитале, обеспечения его эффективного использования и своевременного расчёта с кредиторами.
Основными целями привлечения заёмных средств компаниями являются:
а) пополнение необходимого объёма постоянной части оборотных активов;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
в) формирование недостающего объёма инвестиционных ресурсов (для реализа –
ции проектов компании в долгосрочном периоде);
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников;
д) другие временные нужды.
Максимальный объём
а) предельным эффектом финансового левериджа. Коэффициент финансового
левериджа (коэффициент
общей сумме используемого
будет максимальным. С учётом суммы собственного капитала в предстоящем
периоде и рассчитанного
предельный объём заёмных
использование собственного капитала;
б) обеспечение достаточной финансовой устойчивости компании.
С учётом этих двух условий устанавливается лимит использования заёмных средств в хозяйственной деятельности компании.
Потребность в краткосрочном кредите - это текущие финансовые потребности (ТФП)
компании, которые могут быть определены по следующей зависимости:
(14)
Финансовому менеджеру необходимо стремиться к тому, чтобы текущие финансовые потребности, определяемые по формуле (14), были отрицательными, то есть их нужно превратить в источник финансирования. Текущие финансовые потребности или, в сокращённом виде, ТФП можно исчислять в рублях, в процентах к обороту (объёму продаж, выручке от реализации), а также во времени относительно оборота, то есть
Если результат, определённый по формуле (15), равен, например, 50 %, то это означает, что нехватка оборотных средств предприятия эквивалентна половине его годового оборота; 180 дней в году предприятие работает только на то, чтобы покрыть свои ТФП.
Текущий дефицит оборотных средств
по хозяйственным операциям
(16)
Управление заемным капиталом является неотъемлемой частью единой стратегии финансирования. Поэтому принятие решения о заимствованиях, их объеме, может приниматься не сразу, а в ходе моделирования финансовой ситуации с учетом возможного привлечения собственных источников. В ходе такого моделирования могут быть получены выводы о нецелесообразности заимствования на условиях, предложенных кредитором, или о поиске инвестора, кредитора, схемы финансирования, условия которых соответствовали бы возможностям предприятия.
Принимая решения в области финансирования следует учитывать эффект финансового рычага. Выше об этом говорилось довольно основательно. Но сейчас мы посмотрим на него несколько с другой позиции, с приведением дополнительных сопутствующих формул.
Эффект финансового рычага - это изменение рентабельности собственного капитала, получаемое за счет использования займов и кредитов. Его формула для случая, когда проценты полностью включаются в расходы для целей налогообложения, имеет вид:
ЭФР = (1 – НП) * (ЭРА – СП) * ЗК / СК,
где НП – ставка налога на прибыль в долях;
ЭРА – экономическая рентабельность активов;
СП – средняя ставка процентов по займам и кредитам;
ЗК и СК – заемный и собственный капитал;
Экономическая рентабельность активов показывает доходность бизнеса без учета издержек, связанных с привлечением заемного капитала, и рассчитывается по формуле:
где НР – нетто-результат (эксплуатации инвестиций Стоянова Е.С.), т.е. прибыль до вычета
процентов по займам и кредита и налога на прибыль;
А – активы или совокупный капитал предприятия.
Ставка процентов по займам и кредитам определяется как средняя за анализируемый период по формуле:
где å% - сумма процентов по всем займам за анализируемый период;
Величину (ЭРА - СП) в формуле (17) называют, как Вы уже знаете, дифференциалом финансового рычага, а соотношение ЗК / СК - плечом финансового рычага.
Если дифференциал положителен, то привлечение займов приведет к росту рентабельности собственного капитала и наоборот.
Чем больше плечо финансового рычага, тем сильнее положительное или отрицательное воздействие займов на финансовые результаты и эффективность бизнеса.
Для финансового рычага можно определить силу его воздействия, то есть
СВФР = 1 + Проценты за кредит / Налогооблагаемая прибыль (20)
СВФР показывает, на сколько процентов при использовании займов вырастет чистая прибыль и рентабельность собственного капитала, если рост нетто-результата составит 1 %.
В теории управления финансами оптимальной считается такая политика привлечения заемных средств, когда ЭФР = 50 ¸ 60 % от ЭРА, однако специально поддерживать такое соотношение на практике довольно трудно. С практической точки зрения более значимым является моделирование эффективности предприятия с учетом так называемых пороговых показателей:
Пороговый нетто-результат – это значение прибыли до вычета процентов по займам и налога, при котором рентабельность собственного капитала одинакова как с использованием займов, так и без них. Это может произойти только, когда ЭФР = 0, то есть если ЭРА = СП или ЗК = 0.
Пороговый нетто-результат находится по формуле:
Применение ПНР состоит в следующем:
Пороговая ставка процентов равна экономической рентабельности активов (ПСП = ЭРА). При такой ставке брать кредит рискованно и не следует.
Поскольку дополнительное заимствование может произойти на более жестких условиях, то средняя ставка процентов может меняться с каждым новым займом. Поэтому важно контролировать и объем заимствования, при превышении которого займы приведут к снижению рентабельности собственного капитала.
Пороговым является такой объем заимствования, средняя процентная ставка по которому равна экономической рентабельности активов.
С этапами, входящими в процесс управления заёмным капиталом, Вам рекомендум познакомиться самостоятельно. Мы же сейчас решили сделать важные дополнения, которые помогут Вам в дальнейшей учёбе и будущей работе. Речь идёт о видах левериджа (по-другому, о видах рычагов), которые сейчас будут представлены путём перекомпоновки и детализации статей бухгалтерского отчёта формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках», то есть в следующем виде (см. ниже рис.5).
На рис.5 приведена схема и сделаны пояснения. Надеемся, что Вы проанализировав рис.5, пойметё значение операционного и финансового левериджа. Мы же сейчас отметим, что этот рисунок очень важен с позиции стратегического планирования. Обращаем Ваше внимание на условно-постоянные расходы производственного и финансового характера, которые в значительной степени определяют конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Выбор более или менее капиталоёмких направлений деятельности определяет уровень операционного левериджа; выбор оптимальной структуры источников средств связан с финансовым левериджем.