Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 14:06, дипломная работа
Основной целью данного исследования является выявление конкурентоспособных возможностей молодой фирмы, только что вышедшей на рынок бухгалтерских услуг.
Задачи исследования:
Изучение конкурентных возможностей организации при выходе на рынок;
Определить основные методы оценки факторов конкурентных преимуществ организации.
Выявить конкурентные возможности «АК ГЛАВБУХ» на рынке бухгалтерских услуг;
Услуги могут оказываться работниками различной квалификации. К услугам, требующим высокой квалификации исполнителя, потребитель услуги проявляет большую избирательность при выборе.
Услуга отличается от товара и в то же время является товаром, так как имеет свою цену или ценность. Для услуги в сфере нематериального производства, к которым можно отнести бухгалтерские, присущи следующие характеристики:
Конкурентоспособный
персонал организации это только
часть конкурентоспособности
Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность фирмы определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества организации в свою очередь делят на внешние и внутренние. Конкурентное преимущество называется внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой, товаром или услугой, которое создает ценность для изготовителя, позволяющая добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп[25]:
Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара или услуги, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Конкурентное преимущество называется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества – это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами.
Внутренний и внешний типы конкурентного преимущества, имеющие разное происхождение и различную природу, часто оказываются несовместимыми, поскольку требуют существенно различающихся навыков и культуры. Используя два вопроса, касающихся различных аспектов конкурентного преимущества: рыночная сила (как наша максимальная цена продаж,, принимаемая рынком, соотносится с ценой приоритетного конкурента?), производительность (наши издержки на единицу продукции (услуги) выше или ниже, чем у приоритетного конкурента) можно наглядно представить оба аспекта конкурентного преимущества.
Существуют различные методики определения конкурентоспособности организации. М.Портер определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. Существует пять факторов, которые, по его мнению, в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность организации:
Также в своем исследовании М.Портер показал существование трех основных стратегий бизнеса, следуя которым, предприятия пытаются добиться конкурентных преимуществ:
Добиться конкурентных преимуществ можно, решая одновременно как минимум три задачи:
Внутренние и внешние конкурентные преимущества часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры. Если на горизонтальной оси отложить цену, а на вертикальной издержки производства в процентах по сравнению с аналогичными значениями для приоритетного конкурента, то можно определить границу безубыточности, провальную зону и идеальную зону.
В зависимости от наличия ресурсов, тех или иных конкурентных преимуществ фирма может выбрать для себя одну их стратегий. При этом главным является то, чтобы стратегия фирмы находилась правее (ниже) границы безубыточности.
Анализ
сильных и слабых сторон, появляющихся
возможностей и угроз объединяет
SWOT-анализ (от англ. Strengths-weaknesses-
В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятие на рынке по следующему принципу:
Естественно, для организаций, не производящей какие-либо товары или продукцию, а оказывающей услуги, данный анализ по некоторым параметрам не подходит.
Можно сравнить SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны – это активы предприятия в конкурентной борьбе, а слабые стороны пассивны[4].
Данная
методика оценки конкурентоспособности
предприятия не дает интегрального
показателя конкурентоспособности
и как следствие затруднительно
произвести сравнение конкурентных
преимуществ организаций.
Методика оценки конкурентоспособности организации «4Р», в отличие от ранее рассмотренной, позволяет дать количественную оценку, как по отдельным факторам, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. Всем факторам конкурентоспособности присваивается количественная оценка, например, от 1 до 5 баллов. Приложение 3.
Недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются факторы конкурентоспособности экспертами. При их оценке может сказываться их личные симпатии к продукту или услуге, их самочувствие, положение дел на работе и в семье, и т.д.
Примерно
такими же недостатками обладает и
метод оценки конкурентоспособности
путем составления
Ж.Ж.Ламбен
дает следующее определение
Указанное превосходство является относительным, определяемое по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или сегменте рынка.
Одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности фирмы является реакция конкурентов. Ж.Ж.Ламбен предлагает вести анализ по трем факторам: цена, реклама, качество (точнее – снижение цены, усилие рекламного давления и повышение качества). На основе этих факторов он предлагает строить матрицу эластичности конкурентной реакции. На основе данной матрицы сравниваются конкурирующие марки или фирмы. Сама матрица конкурентных реакций является удобным инструментом предвидения поведения конкурентов.