Оценка конкурентных возможностей организации (на примере ООО «Аутсорсинговая Компания ГЛАВБУХ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 14:06, дипломная работа

Описание

Основной целью данного исследования является выявление конкурентоспособных возможностей молодой фирмы, только что вышедшей на рынок бухгалтерских услуг.

Задачи исследования:

Изучение конкурентных возможностей организации при выходе на рынок;
Определить основные методы оценки факторов конкурентных преимуществ организации.
Выявить конкурентные возможности «АК ГЛАВБУХ» на рынке бухгалтерских услуг;

Работа состоит из  11 файлов

Аннотация.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом!!!.doc

— 579.50 Кб (Скачать документ)

     Однако  любая копия всегда хуже оригинала. На определенном этапе прямое заимствование передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме. Перед руководством таких компаний возникает вопрос' если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно "дорастают" до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей, а не "плетутся у них в хвосте".

     Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:

    • в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
    • такие компании действительно становятся маркетингом ориентированными. Производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы "поддерживается изнутри". На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;
    • в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период — подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;
    • любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.

     Вместе  с тем есть компании, для которых и этого оказывается недостаточно. Так, авиакомпания, обслуживающая местные авиалинии, стремится к максимальной гибкости и оперативности в организации обслуживания пассажиров. Вероятно, для своих нужд она выберет другой тип авиалайнера, чем крупная авиакомпания, обслуживающая всю территорию страны. Это не означает, что она получит сравнительные преимущества перед мелкой авиафирмой, которая использует то же самое оборудование. В данном случае успех будет зависеть уже от того, насколько эффективно каждая из компаний использует одну и ту же технику, от того, какими сравнительными преимуществами обладает не только производственная система предприятия, но и ее система управления.

     Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле Компании третьего уровня конкурентоспособности исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей Другие функции управления и производственные системы совершенствуются постоянно в соответствии с требованиями маркетинга. Это может быть и организация более экономичного и быстроперестраивающегося аппарата управления, и более высокая оперативность и гибкость в принятии решения, и лучшая мотивация работников Эффективность производственных систем определяется не столько внутренними факторами (управленческими и в большей степени такими, как разнообразие и изощренность инструментария маркетинга, оптимальное производственное планирование или комплексное управление качеством, ориентированное на высокоиндивидуализированные и в высшей степени подвижные нужды и запросы потребителей), сколько внешними управленческими факторами (качеством организации и эффективностью системы управления).

     Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. Все меньше маркетинговой работы сосредотачивается в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координируют усилия других служб.

     Вот такие предприятия и называются предприятиями с производством мирового класса, производством постиндустриальной эры.  

    Для оценки конкурентоспособности организации  сначала необходимо провести комплексную  диагностику ее состояния с применением  научных подходов.

    Цель  диагностики – установление стратегических и тактических факторов повышения  конкурентоспособности выпускаемых товаров, оказываемых услуг и организации.

    Этапы проведения комплексной диагностики  состояния организации предлагается привязывать к структуре системы управления организацией.

  1. Анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления.
  2. Анализ компонентов выхода системы, т.е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (swot-анализ).
  3. Анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов.
  4. Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли.
  5. Анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города),оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию.
  6. Анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации.
  7. Анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т.е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации.
  8. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии («процесс» в системе).
  9. Анализ качества управляемой подсистемы управления в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров и услуг, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению.
  10. Анализ качества управляющей подсистемы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений.
  11. Анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон.
  12. Анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом.
  13. Анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства.
  14. Анализ устойчивости функционирования организации.
  15. Установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.

    В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблемы достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Подходы к оценке конкурентоспособности различных объектов не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга на первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функции управления (временной аспект) разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации изготовителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

    В развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний[11]. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер. Недостатки подходов и методик оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей в следующем:

  1. Апробированные в мировой практике подходы и методы оценки конкурентоспособности организаций-производителей не отражают применения и воздействия на них научных подходов к управлению (менеджменту), прежде всего системного, комплексного, воспроизводственного, нормативного и др. Так, каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного - двух. Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой – стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий – эффективность использования потенциала. Четвертый – эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый – усилия в области повышения качества товаров и услуг  и т.д. Как будто перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно.
  2. Развитым странам по сравнению с Россией значительно легче, так как: они легко могут использовать научно-производственный и ресурсный потенциал других стран (прежде всего Россию); могут держать секретные патенты и ноу-хау, чтобы быть монополистами в данной сфере; у них отлажены рыночные механизмы (прежде всего законодательная основа, инфраструктура), которые «автоматически» выбросят за борт некачественные товары; кроме стратегического маркетинга и менеджмента в вузах развитых стран изучают методы прогнозирования, исследования операций, математической статистики и другие, а в России за последние 10 лет значительно ослабло внимание к проблеме повышения качества управленческого решения.
  3. С методической точки зрения неправомерно определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют друг с другом. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависимы от конкурентоспособности товаров и услуг организации (при условии добросовестной ее оценки). Возникает вопрос: почему в переводной учебной и научной литературе описывается такой подход? Видимо, западным фирмам выгодно скрывать от конкурентов свои ноу-хау в области экономики и менеджмента.

    По  методике оценки конкурентоспособности организации предлагается:

  1. Уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
  2. Отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;
  3. Отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
  4. прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на пять лет.

    Конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в статистике и динамике. В статистике она определяется с учетом весомости товаров, услуг и рынков, на которых они реализуются:

                 n

    Корг=SaibjxKij®1,

                 I=1

    где ai – удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i=1,2,…,n); bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для развитых стран значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран – 0,7, для внутреннего рынка – 0,5; Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

    Удельный  вес i-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:

    Ai=Vi/V,

где Vi – объем продаж i-го товара за анализируемый период, млн. ден. ед.;V – общий объем продаж организации за тот же период, млн. ден. ед.

    пример  конкурентоспособности организации  по исходным данным, приведенным в  таблице 8.

    В примере для упрощения принято, что каждый товар представлен  только на одном рынке. На практике такая ситуация встречается редко, особенно с товаром А: такие товары обычно присутствуют на разных рынках. 

    Исходные  данные для оценки конкурентоспособности  организации-производителя

    Таблица 8

Показатели Товары  организации
А Б В Г
1. рынок,  на котором представлен товар Развитые страны Остальные страны Внутренний  рынок Внутренний  рынок
2. показатель  значимости рынка 1,0 0,7 0,5 0,5
3. уровень  конкурентоспособности товара на  данном рынке 0,95 1,05 1,10 0,97
4. объем  продаж товара на данном рынке 60 210 730 80
5. удельный  вес товара на данном рынке 0,056 0,194 0,676 0,074

Индивидуальный план.doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Отзыв по практике.doc

— 22.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Титульный лист.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приложения.doc

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный материал.doc

— 79.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Рецензия.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Оценка конкурентных возможностей организации (на примере ООО «Аутсорсинговая Компания ГЛАВБУХ»)