Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:30, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Основная цель дипломной работы заключается в теоретическом изучении динамики и структуры ссудного портфеля коммерческого банка, проведения анализа активов, пассивов АО «АТФБанк».
Задачами исследования являются:
- исследование проблемы совершенствования методического обеспечения процесса кредитования и проанализировать существующие методики оценки и управления кредитным риском, организация процесса кредитования;
- анализ совокупных активов, ссудного портфеля, займов физических и юридических лиц банковского сектора;
- анализ качества кредитного портфеля АО «АТФБанк»
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ………………………………………………………………….
8
1.1 Сущность и особенности кредитных рисков как экономической категории……………………………………………………………………
8
1.2 Риск-менеджмент - механизм управления кредитными рисками... 17
2 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ В АО «АТФ Банк»………………………………………………………………...
27
2.1 Анализ системы управления и минимизации кредитных рисков … 27
2.2 Сравнительный анализ методик, применяемых банковской системой для оценки кредитного риска…………………………………..
42
2.3 Процесс управления прямыми кредитными рисками и методы их снижения…………………………………………………………………….
46
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ…………………………...
59
3.1 Комплексный риск-менеджмент в банке и современная система управления рисками………………………………………………………..
60
3.2 Перспективы и пути совершенствования риск-менеджмента в коммерческом банке………………………………………………………..
63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 71
- иерархичность строения (подчиненность одних элементов системы другим);
- структуризацию (система должна иметь четкую структуру, основным критерием которой является единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей);
- эффективность;
- регламентированность (все процессы, протекающие в системе, должны быть жестко регламентированы);
- приоритетность (четкое понимание приоритетов при управлении кредитным риском);
- согласованность (функционирование элементов системы должно быть согласовано на уровне их взаимодействия и стратегии организации);
- информированность (процесс управления кредитным риском должен сопровождаться наличием объективной, достоверной и актуальной информации).
На подразделение риск-менеджмента возлагается тактическое управление, под которым мы понимаем конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Так, на подразделение риск-менеджмента, помимо реализации стратегии банка посредством тактических решений, ложится разработка внутренней нормативной базы. Адекватность тактических решений по организации взаимодействия структурных подразделений в процессе управления рисками и внутренней нормативной базы современным реалиям банковской отрасли является одной из главных предпосылок успешного функционирования кредитной организации.
Принятие рисков должно быть продуманным и взвешенным, поэтому управление кредитными рисками является основным содержанием работы банка в создании новых кредитных продуктов, осуществлении кредитных операций и охвате всех стадий кредитного процесса - от анализа кредитной заявки потенциального заемщика, до погашения принятых им на себя обязательств и рассмотрения возможности возобновления кредитования.
Управление кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом и требует правильной организации службы управления рисками, высокой квалификации и профессиональной интуиции сотрудников банка, в обязанности которых входит управление кредитными рисками.
На степень кредитного риска влияют факторы, определяющие качество работы самого банка в части организации кредитного процесса:
Организованная на должном уровне работа кредитных подразделений банка в значительной мере снизит риск кредитных операций.
В связи с этим рассмотрим организационную структуру управления кредитными рисками отечественных банков. Основным принципом построения организационной системы управления кредитными рисками банков второго уровня Казахстана является принцип разграничения полномочий между организационными уровнями, т.е. отделение функций управления от функций продаж, что позволяет банку избежать конфликта интересов. Именно с учетом этого принципа сформирована организационная структура риск–менеджмента банка, которая подчиняется непосредственно руководству банка и Совету Директоров.
Совет Директоров осуществляет общее руководство по управлению кредитными рисками, утверждает Политику управления кредитными рисками, положения и процедуры по оценке, измерению, ранжированию и мониторингу кредитных рисков и рассматривает предоставляемую структурными подразделениями информацию и отчетность по имеющимся кредитным рискам и вопросам управления ими.
Правление осуществляет руководство текущей деятельностью Банка по управлению кредитными рисками, рассматривает и одобряет Политику управления кредитными рисками, ее Положения и Процедуры, утверждает процедуры и методологии внутреннего кредитного анализа, рейтинговой оценки и др. На основе предоставляемой структурными подразделениями информации и отчетности Правление осуществляет мониторинг подверженности банка и его дочерних организаций кредитному риску по балансовым и внебалансовым операциям и определяет степень его влияния на финансовое положение банка.
Комитет по управлению активами и обязательствами (АЛКО) осуществляет управление портфельными кредитными рисками, анализирует представляемую ответственными структурными подразделениями информацию по кредитным рискам и утверждает лимиты на эмитенты ценных бумаг финансовых организаций и банки-контрагенты, а также на портфельные кредитные риски.
Кредитные комитеты Головного офиса и филиалов оценивают кредитные риски и принимают решения по их приемлемости и вопросам управления рисками в рамках своих полномочий.
Комитет по аудиту проводит работу по совершенствованию организации и повышению эффективности работы системы внутреннего контроля и внутреннего аудита банка в рамках реализации Политики внутреннего контроля и Политики управления рисками.
С целью построения эффективной системы управления рисками в банке образованы Департамент анализа и управления рисками и Департамент кредитных рисков, а также в филиалах введены должности кредитных риск–менеджеров, которые находятся в непосредственном подчинении Департамента кредитных рисков.
Департамент анализа и управления рисками является ответственным подразделением по управлению финансовыми и операционными рисками, портфельными рисками в части рисков по межбанковским операциям и операциям с ценными бумагами финансовых организаций. Проводит макроэкономический анализ и прогнозирование, оценку и измерение рисков, разработку предложений по лимитам на кредитные риски портфелей и мониторинг их соблюдения, а также выполняет другие функции в соответствии с Положением о Департаменте.
Департамент кредитных рисков является ответственным подразделением за организацию, координацию и регулирование работы по управлению рисками в кредитном процессе, построение эффективной системы кредитного риск-менеджмента, анализ и мониторинг кредитной деятельности банка и его дочерних организаций. Принимает адекватные меры по недопущению ухудшения качества кредитного портфеля, организует и координирует работу по возврату проблемных кредитов и мониторингу предоставленных займов, проверке кредитных операций, совершенных дочерними организациями, а также выполняет другие функции в соответствии с Положением о Департаменте.
На уровне филиалов управление кредитными рисками возложено на кредитных риск-менеджеров, принимающих непосредственное участие в кредитном процессе филиала. В обязанности кредитных риск-менеджеров входит оценка кредитных рисков в ходе рассмотрения заявок и мониторинга предоставленных займов, подготовка заключений по рискам, присвоение кредитных рейтингов, мониторинг кредитной деятельности филиала, контроль за соблюдением установленных лимитов кредитования, действующих Политик и Процедур, а также исполнение других функций и задач, определенных Положением о кредитном риск-менеджере филиала.
Реализация решений в области управления кредитными рисками возложена на Департамент корпоративных финансов, Департамент малого и среднего бизнеса, Департамент развития бизнеса, кредитные подразделения филиалов и другие структурные подразделения, участвующие в кредитном процессе.
Функции по формированию кредитных досье исполняет Мидл-Офис – Управление кредитного администрирования (по кредитам Головного офиса), подчиняющееся непосредственно Заместителю Председателя Банка, курирующему кредитную деятельность и аналогичные подразделения в филиалах (по займам, предоставляемым филиалами).
Контроль над соблюдением структурными подразделениями банка Политики управления кредитными рисками возлагается на Департамент кредитных рисков и Внутренний аудит банка. Аудит проводится на регулярной основе для периодической оценки систем контроля и подтверждения того, что персонал на всех уровнях при выполнении своих обязанностей придерживается установленных руководством правил. При анализе достоверности полученных данных следует принимать во внимания следующее:
- объём проведенного внутреннего контроля;
- приемлемость использованной при внутреннем контроле методологии и документации;
- степень независимости и профессиональные характеристики внутренних аудиторов;
-содержательность и достоверность предоставленного отчёта по результатам аудита;
- сущность проведенных при внутреннем аудите процедур;
- конечные выводы внутренних аудиторов.
Стратегия банка по управлению кредитными рисками отражает его толерантность (терпимость) к риску. Оптимальное сочетание возможных рисков и доходности банка является одной из задач риск-менеджмента коммерческого банка.
Стратегия банка по вопросам управления кредитными рисками является составной частью утвержденного Советом Директоров Стратегического плана развития банка, одной из основных задач которого является поддержание оптимального качества активов и эффективное управление рисками, а также, выстраивание и укрепление системы кредитного риск-менеджмента, внедрение института кредитных риск-менеджеров в филиалах.
Система слежения за рисками, позволяет руководству банка контролировать действия сотрудников, получивших полномочия на самостоятельное ведение операций. При оценке данной системы необходимо, прежде всего, обратить внимание на её направленность, на выявление и мониторинг кредитных, рыночных, операционных рисков и рисков ликвидности. Среди основных моментов анализа слежения за рисками выделим следующие направления:
- все ли риски контролируются должным образом;
- получает ли вышестоящее руководство достоверную информацию о текущем уровне риска деловых операций банка в количественном выражении;
- своевременно ли передается информация о рисках на уровень руководства, принимающего решения;
- правильно ли определены пределы допустимого риска и отвечают ли они природе и всем осуществляющих банком операций.
Действенным методом кредитного риск-менеджмента служит метод делегирования полномочий и распределения зон ответственности.
Процесс делегирования полномочий и распределения ответственности целесообразно осуществлять на трех уровнях: коллегиальные органы, подразделение риск-менеджмента, структурные подразделения. Ответственность коллегиальных органов заключается в определении (утверждении) политики управления кредитным риском и фиксации уровня толерантности банка к риску, которые должны доводиться соответствующим подразделениям для выполнения. Толерантность банка к кредитному риску имеет большое значение для формирования и успешной реализации его стратегии. Для эффективности стратегии она должна быть совместима с толерантностью к риску, на которую рассчитывают акционеры и которая принимается Правлением. Для обеспечения соблюдения принятых уровней толерантности к риску они должны доводиться соответствующим подразделениям и быть частью культуры банка. Уровни толерантности к риску, которые подлежат анализу (этап оценки), доводятся подразделениям, которые принимают риски от имени банка в виде лимитов и ограничений. Толерантность к риску, которая имеет только качественные характеристики, доводится в виде правил, стандартов поведения и т. п. Доведение уровней толерантности к риску структурным подразделениям банка недостаточно для обеспечения удержания рисков в допустимых границах. Также важным является информирование руководства и Правления Банка про существенные отклонения от принятых политик по управлению рисками и установленных ограничений. Кроме того, необходимо, чтобы в случае несоблюдения политик и/или превышения лимитов употреблялись соответствующие управленческие меры.
Структурные подразделения должны нести ответственность за управление кредитным риском, согласно установленным уровням толерантности к риску, а также за результаты (как позитивные, так и негативные) от принятия этого риска. Такая ответственность должна существовать независимо от существования подразделения, которое выполняет функции риск-менеджмента. Целью введения меры ответственности является обеспечение понимания менеджерами, принимающими управленческие решения, рисков, которые они принимают в связи с этими решениями; внедрение указанного понимания в процесс принятия решений для достижения приемлемой нормы прибыли с учетом рисков; а также наличие ответственности за связанные с этими решениями прибыли и убытки. Наличие в банке специального подразделения, которое занимается управлением рисками, не является поводом для освобождения структурных подразделений от ответственности за менеджмент кредитным риском, который ими генерируется, ибо именно эти подразделения способны эффективно идентифицировать и оценивать риски, связанные со своей деятельностью.
Управление кредитными рисками — это не одномоментное, одноразовое мероприятие. Под воздействием внешних и внутренних факторов открытые рисковые кредитные позиции отклоняются от заданных траекторий, создавая угрозы для банка. Противостоять этому призван метод комплексного мониторинга кредитных рисков.
Все правила и процедуры, на основе которых кредитный риск идентифицируется, измеряется и контролируется, должны быть отражены в документации, которая должна быть доступной для уполномоченного персонала в соответствии с системой управления. Также финансовые институты должны создавать и поддерживать систему администрирования кредитных портфелей. Это является необходимым условием обеспечения безопасности и финансовой устойчивости предприятия. Система администрирования включает в себя:
- сбор на постоянной основе необходимой информации о контрагентах;
- ведение кредитной документации; юридическое сопровождение сделки;
- осуществление контактов с заемщиками; предоставление информации во внутрифирменные управленческие информационные системы;
- контроль выполнения условий кредитных договоров, состояния обеспечения и т. д.
Природа банковской деятельности такова, что наличие четко определенных планов взаимодействия различных уровней руководства, строгое разграничение полномочий и обязанностей является необходимым условием успешного функционирования коммерческих банков. Изучение и анализ организационной банковской структуры позволяет выявить конструктивные недостатки в работе и оценить его эффективность с точки зрения контроля руководства за состоянием дел в коммерческом банке.
Информация о работе Управление кредитными рисками на материалах АО «АТФБанк»