Проблема
человека в философии
и науке
- 1.
Эволюция философских
представлений о
человеке.
- 2.
Проблема антропосоциогенеза.
- 3.
Единство биологического
и социального в человеке.
- 4.
Понятие личности.
Философская
антропология
- Под
философской антропологией понимается
учение о человеческом бытии,
человеке как носителе сознания
и субъекте творческой преобразующей
деятельности.
- Основные
вопросы философской
антропологии:
- В чем
сущность человека?
- Каково
происхождение человека как социального
существа?
- Под влиянием
каких факторов человек формируется как
личность?
- Как соотносятся
между собой личность и общество? Какова
степень свободы личности в обществе?
- В чем
смысл человеческого существования?
Философская
антропология
- Решение
вопросов философской антропологии
затруднительно. Трудность заключается
в том, что определение человека
невозможно осуществить обычными
методами. Человек слишком сложное
существо, чтобы его можно было
изучать при помощи тех же
методов, при помощи которых изучаются
природные явления. Единственный
возможный путь анализа проблемы
человека – это описание тех
ситуаций, в которых живет и
действует человек.
Проблема
человека в античной
философии
- В соответствии
с принципом космоцентризма человек
рассматривается как часть единой
природы (космоса).
- Человек
и космос рассматриваются по аналогии:
человек – микрокосм; природа –
макрокосм. Человек при этом выступает
как малая модель космоса: все, что есть
в человеке, содержится и в космосе, а все,
что есть в космосе, содержится и в человеке.
- Человек
рассматривается как гармоничное единство
души и тела; духовные и материальные ценности
для человека рассматриваются как одинаково
значимые.
Проблема
человека в средневековой
философии
- В соответствии
с принципами теоцентризма и
креационизма человек рассматривается
как творение Бога.
- В иерархии
созданных Богом творений человек занимает
особое место:
- с одной
стороны – он создан по образу и подобию
Бога, является отражением абсолютной
божественной личности, а поэтому является
наиболее совершенным творением, по своей
значимости находится выше всех природных
объектов (человек – единственное земное
существо, наделенное бессмертной разумной
душой и свободной волей);
- с другой
стороны – он рассматривается как безнадежно
испорченное грехом, ничтожное по сравнению
с Богом и зависимое от Бога существо.
- Душа в
человеке рассматривается как более важная
и значимая часть по сравнению с телом.
Главная цель человека – стремление к
тому, чтобы заслужить божественную благодать
и вечное спасение; материальные ценности
– второстепенны.
Проблема
человека в философии
Возрождения
- В соответствии
с принципами антропоцентризма
и гуманизма человек рассматривается
как активное, творческое существо,
обладающее правом и обязанностью
совершенствовать мир и самого
себя. Утверждалась мысль о том,
что место человека в мире
обусловлено не грехом и спасением,
а исключительно его достоинством.
- Идея
свободы воли человеческой
личности - признание способности человека
к самосовершенствованию, свидетельством
чего является созданный человеком мир
культуры, который дополняет и завершает
сотворенное Богом. В данной связи человек
как бы уподобляется Богу.
Проблема
человека в философии
Нового времени
- В соответствии
с принципом рационализма человек
рассматривается в первую очередь
как разумное существо, которое,
благодаря своей разумности, воплощенной
главным образом в науке, достигает
рационального господства над
миром.
- Главная
цель человеческой жизни – познание. Познание
является условием разумного преобразования
человеком природы, общества и самого
себя.
Проблема
человека в неклассической
философии
- Натуралистический
подход (философия жизни, фрейдизм):
Человек рассматривается как элемент
природы, подчиненный единым с нею законам
функционирования и не имеющий в своих
характеристиках ничего такого, что невозможно
было бы в других природных образованиях.
Сущность человека определяется его объективными
факторами – сферой биологического, бессознательного.
- Социологический
подход (марксизм, структурализм): Человек
рассматривается как совокупность социальных
отношений, которые создают его и обуславливают
его сущность. Природа человека изменяется
в связи с изменением общества («каково
общество, таков и человек»).
- Экзистенциальный
подход (экзистенциализм, феноменология):
Существование каждого отдельного человека
уникально и неповторимо. У человека нет
никакой определенной сущности. Каждый
человек в процессе деятельности сам создает
свою сущность, отличную от сущности других
людей.
Проблема
антропогенеза и
антропосоциогенеза
- Антропогенез
- процесс происхождения и развития человека
как особого биологического вида.
- Антропосоциогенез
- процесс происхождения и развития человека
как социального существа.
Проблема
антропогенеза
- Креационистский
подход рассматривает человека как
творение Бога. В этом своем качестве он
выступает как несовершенное отображение
совершенной божественной личности.
- Уфологический
подход отстаивает идею неземного, космического
происхождения человека.
- Натурально-эволюционный
подход трактует происхождение человека
как объективно-закономерный результат
природной и социальной эволюции.
Проблема
антропосоциогенеза
Основные
концепции:
- Трудовая
- Игровая
- Психоаналитическая
- Семиотическая
Трудовая
концепция (Ф.Энгельс)
- Источником
формирования человека как социального
существа является труд. Труд
как целенаправленная деятельность
по преобразованию природы с
помощью орудий труда становится
сущностной характеристикой человека.
Развитие орудий труда и тем
самым увеличение потребляемого
продукта последовательно привели
к переходу от первобытного
стада к к обществу, основанному
на социальных связях. Отношения,
складывающиеся в процессе труда
и в результате присвоения
и распределения продуктов труда,
лежали в основе первых норм
морали и первых форм социальной
организации. передача от поколения
к поколению орудий стала первым
фактором человеческой культуры.
Необходимость достаточно сложной
коммуникации в процессе труда,
обмена информацией приводит
к развитию языка и речи.
Игровая
концепция (Й.Хёйзинга)
- Источником
формирования человека как социального
существа является игра. Игра рассматривается
как форма свободной творческой активности
в отличие от труда и повседневности, подчиненных
требованиям практической целесообразности.
В игре человек временно может реализовать
свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы,
даруемое игрой, достаточно условно. Игра,
освобождая от повседневных забот, вместе
с тем подчиняет человека своей стихии.
Обязательными признаками игры выступают
особые правила и пространство, в пределах
которого действуют эти правила. Все формы
человеческого общества и культуры возникают
в результате игры (например, религиозные
культы – игра-представление, война –
игра-состязание и т.д.).
Психоаналитическая
концепция (З. Фрейд):
- Источником
формирования человека как социального
существа является механизм сублимации,
т.е. превращение бессознательных
агрессивных психических инстинктов
человека в созидательную деятельность.
Все формы общества и культуры
возникают в результате возникновения
у людей коллективных психологических
комплексов (вина, стыд), которые приводят
к формированию определенных
норм, правил и способов поведения
и деятельности.
Семиотическая
концепция (К. Леви-Стросс)
- Источником
формирования человека как социального
существа является язык. Язык
выступает универсальным посредником
между миром и человеком, где
элементы языка (знаки) одновременно
обозначают и замещают реальные
предметы. Человек воспринимает
действительность только при
помощи языка. Человек становится
субъектом той или иной культуры,
лишь овладев языком. Возникновение
различных форм культуры и
общества стало возможным в
результате формирования речи.
Соотношение
биологического и
социального в
человеке
- 3 подхода
к решению проблемы:
- Биологизаторский:
Абсолютизация биологической стороны
в природе человека. Между человеком и
животными только количественные различия.
Поведение и деятельность человека определяются
преимущественно его биологической природой.
- Социологизаторский:
Абсолютизация социальной стороны в человеке.
Поведение и деятельность человека целиком
и полностью определяется внешней общественной
средой.
- Биосоциальный:
Подчеркивается существенная роль как
биологического, так и социального существования
человека и Человек обладает двойной качественной
определенностью.
Взаимосвязь
биологического и
социального в
человеке
Ущербность
биологической природы человека
является стимулом для развития
соответствующего уровня социальности.
Существуют
биологические основы социальности
человека: большой период детства,
склонность к подражанию, любопытству,
проявлению эмоций.
ВЗАИМОСВЯЗЬ
БИОЛОГИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО
С развитием
социальности (науки, медицины, образования)
появляется возможность улучшения
биологической природы человека.
Человек обретает
свою человеческую сущность только
в пределах общества.
СОЦИАЛЬНОЕ
Природные
свойства человека, а также его
темперамент, задатки передаются
по наследству посредством генетического
механизма.
Человек, как
часть природы, подчинен действию
естественных законов природы.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ
Индивид,
индивидуальность, личность
- Индивид
– это человек как единичное природное
существо, представитель вида Нomo sapiens.
- Индивидуальность
– это человек, характеризуемый со стороны
своих значимых отличий от других людей.
Индивидуальность проявляется в неповторимых
чертах темперамента,
- Личность
– это человек в совокупности его
социальных качеств. Личность рассматривается
как человек, ставший продуктом общественного
развития и в то же время как субъект, сознательно
направляющий ход развития событий.
Структура
личности
(социологический подход)
- 1)
совокупность отношений
с внешним миром:
-
социальные статусы (положение, занимаемое
людьми в обществе);
-
социальные роли (устойчивые формы деятельности
людей, например, работник, руководитель,
студент и т.д.);
- 2) внутренние
отношения людей к окружающему
миру, в значительной степени определяющие
характер взаимодействия с обществом
(мировоззрение, самосознание).
Структура
личности
(психологический подход)
- -
темперамент (характеристика индивида
со стороны динамических особенностей
его нервной системы: скорости, интенсивности,
темпа, ритма психических процессов и
состояний);
- -
характер (совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности,
складывающаяся и проявляющаяся в деятельности
и общении);
- -
способности
(индивидуально-психологические особенности
личности, являющиеся условием успешного
выполнения той или иной продуктивной
деятельности);
- -
направленность (устойчивая система
мотивов поведения и деятельности: интересы,
убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);
- -
самосознание
(система представлений индивида о самом
себе, формируемая им в процессе деятельности
и общения и обнаруживающая себя в самооценке,
самоанализе, самоконтроле, в чувстве
самоуважения, уровне притязаний).