Философия
17-18 вв.
- 1.
Условия формирования и основные
черты философии Нового времени.
- 2. Направление
эмпиризма в философии нового времени.
- 3. Направление
рационализма в философии Нового времени.
- 4. Философия
Просвещения.
Исторические
рамки эпохи Нового
времени
- В истории
Европы Новое время – эпоха,
охватывающая 16 – начало 20 вв.
- Началом
эпохи Нового времени считаются события
рубежа 15-16 вв., определившие конец эпохи
Средневековья:
- Начало
развития капиталистической мануфактурной
промышленности;
- Начало
книгопечатания;
- Великие
географические открытия;
- Начало
Реформации.
- Эпоха
Нового времени распадается на
два периода:
- Раннее
Новое время (16-18 вв.);
- Новое
время 19 – начала 20 вв.
Основные
социокультурные
черты эпохи раннего
Нового времени
- Раннее
Новое время – эпоха в истории
европейского общества 16-18 вв. Начало
данной эпохи (16 в.) хронологически
пересекается с эпохой Возрождения.
- Определяющими
чертами в развитии общества в данный
период стали:
- - бурный
рост капиталистической мануфактурной
промышленности;
- - быстрое
развитие товарно-денежных отношений
и торгово-финансового капитала;
- - постепенное
разрушение сословной структуры общества;
укрепление социальных позиций буржуазии;
- - кризис
абсолютных монархий в наиболее экономически
развитых странах; буржуазные революции
в Нидерландах и Англии;
- - постепенное
ослабление влияния религиозных институтов
на общественную жизнь.
Научная
революция 17 в.
- Предпосылки:
- Развитие
капиталистической промышленности требовало
постоянного совершенствования и изобретения
новых технических систем и технологических
процессов и вовлечения в практико-производственную
сферу разнообразных природных материалов
с целью их преобразования. Для этого необходимы
были значительные знания о закономерностях
природных явлений и процессов.
- В рамках
натурфилософии Возрождения создавались
элементы опытно-экспериментального исследования
природы.
Научная
революция 17 в.
- В 17 в.
происходит бурное развитие опытно-экспериментального
исследования природы. Оно отделяется
от абстрактно-созерцательного и
мистического познания, от натурфилософии.
- Опытно-экспериментальное
исследование природы соединяется с математическим
описанием.
- Происходит
соединение опытно-экспериментального
и теоретического познания природы на
математической основе.
- Результатом
становится формирование в 17в.
науки, главным образом, научного естествознания,
проявлением чего выступает ряд крупных
научных открытий (Г.Галилей, И.Кеплер,
Б.Паскаль, И.Ньютон и др.).
- Главным
достижением естествознания 17 в. становится
создание классической механики, которая
рассматривается как универсальный образец
научной теории.
Формирование
идеала науки в 17-18
вв.
- В 17-18 вв.
сложилось представление о том,
что наука должна отвечать
ряду требований:
- - объективность
(знание о объекте исследования зависит
только от объекта познания; исключение
из познавательного процесса любых субъективных
привнесений);
- - ориентация
на практическое использование научного
знания;
- - связь
эмпирического и теоретического знания
о реальности;
- - проверка
гипотез и теорий на практике;
- - ориентация
на количественное, аналитическое постижение
реальности.
Особенности
философии Нового
времени
- Под
философией Нового времени понимается
совокупность философских учений,
сформировавшихся и развивавшихся
в 17 – начале 18 вв. под влиянием
произошедшей научной революции.
- Основная
проблема философии Нового времени –
проблема научного познания:
- Каковы
предпосылки познавательного процесса?
- В каких
формах осуществляется научное познание?
- Какие
методы наиболее эффективны в процессе
научного познания?
- Какова
критерии истинности научных знаний?
Основные
принципы философии
Нового времени
- Рационализм
- Наукоцентризм
- Механицизм
- Метафизичность
Рационализм
- Разум
рассматривается в качестве основания
мира, условия его единства и
упорядоченности, что выражается
в действии неизменных и универсальных
разумных законов природы.
- Основной
характеристикой человека также является
разум. Он выступает предпосылкой объективного
познания человеком мира.
- Необходимость
реконструкции структуры познающего мышления,
выявления его основополагающих принципов
и объяснения основных познавательных
возможностей.
- Уверенность
в возможности безграничного познания
человеком мира, достижения абсолютно
истинного и завершенного знания о мире.
Наукоцентризм
- Провозглашение
научных знаний главным фактором
воплощения рациональных оснований
в человеческой жизни, источником
рационального господства человека
над миром и осуществления
его возможностей.
- Наука
рассматривается как специфический вид
деятельности, система знаний и общественный
институт, направленный на решение социально
значимых задач.
Механицизм
- Законы
механики рассматриваются в качестве
универсальных законов природы:
- весь
мир представляется как совокупность
неделимых и неизменных материальных
частиц, движущихся в абсолютном пространстве
и времени благодаря силам притяжения,
которые определяют жесткую причинно-следственную
обусловленность природных явлений и
процессов.
- Все явления
и процессы, происходящие в природной,
социальной и духовной реальности объясняются
на основе механических законов.
Метафизичность
- Все
объекты материальной реальности
рассматриваются как стабильные,
неизменные образования, лишенные
внутренней связи и развития.
- Изменения,
происходящие в мире, имеют преимущественно
количественный характер.
- В качестве
оснований материального мира выступают
атомы – мельчайшие материальные частицы,
которые являются неделимыми и неизменными,
взаимодействующими между собой лишь
в результате действия механических законов.
Основные
направления философии
Нового времени
в решении проблемы
научного познания
в
качестве источника знания и
критерия его истинности рассматривается
научно организованный опыт.
- Рационализм
- Его сущность:
в
качестве источника знания и
критерия его истинности рассматривается
рационально-теоретическое мышление.
Философия
эмпиризма
- Основные
представители:
- Фрэнсис
Бэкон (1561-1626)
- Томас
Гоббс (1588-1679)
- Джон Локк
(1632-1704)
Эмпиризм
- Первичный
источник всякого знания –
чувственный опыт индивида, в
котором формируются знания о
единичных объектах, их свойствах,
отношениях и характеристиках.
- Основной
метод достижения истинного научного
знания – индукция, т.е., движение познания
от единичного к общему.
- Основанием
индукции выступает анализ – разделение
совокупностей объектов на составные
части с целью их всестороннего изучения.
- Началом
формирования научного знания является
фиксация единичных фактов и причинно-следственных
связей между ними.
- Следующим
шагом научного познания выступает обобщение
отдельных фактов и отношений между ними
и формирование на основе абстрагирования
от данных фактов общих понятий, идей и
теорий, в которых воплощается истинное
научное знание.
- Методология
эмпиризма ориентировалась прежде всего
на развитие естествознания.
Философия
рационализма
- Основные
представители:
- Рене Декарт
(1596-1650)
- Бенедикт
Спиноза (1632-1677)
- Готфрид
Лейбниц (1646-1714)
Рационализм
- Первичный
источник всякого знания –
рационально-теоретическое мышление.
- В человеческом
разуме до всякого опыта (априорно)
содержатся основные общие понятия и идеи,
истинность которых обусловлена самоочевидностью.
- Основной
метод достижения истинного научного
знания – дедукция, т.е., движение познания
от общего к единичному.
- Основанием
дедукции является принятие в качестве
основы знания самоочевидных положений
(аксиом). Из них путем рационально-логических
процедур происходит формирование всей
системы научных знаний.
- Методология
рационализма ориентировалась прежде
всего на развитие математических наук.
Рационалистический
дедуктивный метод
Р.Декарта
- Состоит
из четырех правил:
- 1) принимать
за истинное то, что самоочевидно, воспринимается
ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.
- 2) каждую
сложную вещь следует делить на простые
составляющие, доходя до самоочевидных
вещей (правило анализа).
- 3) в познании
необходимо идти от простых, элементарных
вещей к более сложным (правило синтеза).
- 4) необходима
полнота перечисления, систематизации
как познанного, так и познаваемого, чтобы
быть уверенным в том, что ничто не пропущено.
Просвещение
- Под
Просвещением понимается специфический
период в истории раннего Нового
времени, относящийся к 18 в.
- Специфика
эпохи Просвещения состоит в обострении
противоречий в различных сферах социокультурной
жизни между элементами нового индустриально-капиталистического
общества и пережитками средневекового
общества. Данные противоречия отразились
в следующем:
- Кризис
феодальных отношений, сословного устройства
общества, государственности монархического
типа.
- Мероприятия,
проводимые в различных государствах,
направленные на частичное сглаживание
противоречий, постепенную модернизацию
общественной жизни.
Завершением
эпохи Просвещения становится
Великая Французская революция
конца 18 в., направленная на радикальную
модернизацию социума.
Культура
Просвещения
- Основная
идея культуры Просвещения –
переустройство всей жизни общества
на основе абстрактно сконструированных
принципов разума.
- Основанием
данной идеи являлся принцип рационализма.
Разумным провозглашалось все то, что
соответствует новому индустриально-капиталистическому
обществу. Элементы средневековых форм
общественной жизни и мышления объявлялись
результатом заблуждений.
- Просвещение
предусматривало распространение рациональных
научных знаний о мире, человеке и обществе
путем образования и воспитания с целью
научить людей правильно пользоваться
разумом и избавиться от заблуждений,
что должно стать залогом общественного
процветания.