Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Скачать документ)

Философия 17-18 вв. 

  • 1.  Условия формирования и основные  черты философии Нового времени.
  • 2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
  • 3. Направление рационализма в философии Нового времени.
  • 4. Философия Просвещения.

Исторические  рамки эпохи Нового  времени 

  • В истории  Европы Новое время – эпоха, охватывающая 16 – начало 20 вв.
  • Началом эпохи Нового времени считаются события рубежа 15-16 вв., определившие конец эпохи Средневековья:
  • Начало развития капиталистической мануфактурной промышленности;
  • Начало книгопечатания;
  • Великие географические открытия;
  • Начало Реформации.
 
  • Эпоха  Нового времени распадается на  два периода:
  • Раннее Новое время (16-18 вв.);
  • Новое время 19 – начала 20 вв.

Основные  социокультурные  черты эпохи раннего  Нового времени 

  • Раннее  Новое время – эпоха в истории  европейского общества 16-18 вв. Начало  данной эпохи (16 в.) хронологически  пересекается с эпохой Возрождения.
  • Определяющими чертами в развитии общества в данный период стали:
  • - бурный рост капиталистической мануфактурной промышленности;
  • - быстрое развитие товарно-денежных отношений и торгово-финансового капитала;
  • - постепенное разрушение сословной структуры общества; укрепление социальных позиций буржуазии;
  • - кризис абсолютных монархий в наиболее экономически развитых странах; буржуазные революции в Нидерландах и Англии;
  • - постепенное ослабление влияния религиозных институтов на общественную жизнь.

Научная  революция 17 в. 

  • Предпосылки:
  • Развитие капиталистической промышленности требовало постоянного совершенствования и изобретения новых технических систем и технологических процессов и вовлечения в практико-производственную сферу разнообразных природных материалов с целью их преобразования. Для этого необходимы были значительные знания о закономерностях природных явлений и процессов.
  • В рамках натурфилософии Возрождения создавались элементы опытно-экспериментального исследования природы.

Научная  революция 17 в. 

  • В 17 в. происходит бурное развитие опытно-экспериментального  исследования природы. Оно отделяется  от абстрактно-созерцательного и  мистического познания, от натурфилософии.
  • Опытно-экспериментальное исследование природы соединяется с математическим описанием.
  • Происходит соединение опытно-экспериментального и теоретического познания природы на математической основе.
 
  • Результатом  становится формирование в 17в. науки, главным образом, научного естествознания, проявлением чего выступает ряд крупных научных открытий (Г.Галилей, И.Кеплер, Б.Паскаль, И.Ньютон и др.).
  • Главным достижением естествознания 17 в. становится создание классической механики, которая рассматривается как универсальный образец научной теории.

Формирование  идеала науки в 17-18 вв. 

  • В 17-18 вв. сложилось представление о том, что наука должна отвечать  ряду требований:
  • - объективность (знание о объекте исследования зависит только от объекта познания; исключение из познавательного процесса любых субъективных привнесений);
  • - ориентация на практическое использование научного знания;
  • - связь эмпирического и теоретического знания о реальности;
  • - проверка гипотез и теорий на практике;
  • - ориентация на количественное, аналитическое постижение реальности.

Особенности  философии Нового  времени 

  • Под  философией Нового времени понимается  совокупность философских учений, сформировавшихся и развивавшихся  в 17 – начале 18 вв. под влиянием  произошедшей научной революции.
  • Основная проблема философии Нового времени – проблема научного познания:
  • Каковы предпосылки познавательного процесса?
  • В каких формах осуществляется научное познание?
  • Какие методы наиболее эффективны в процессе научного познания?
  • Какова критерии истинности научных знаний?

Основные  принципы философии  Нового времени 

  • Рационализм
  • Наукоцентризм
  • Механицизм
  • Метафизичность

Рационализм  

  • Разум  рассматривается в качестве основания  мира, условия его единства и  упорядоченности, что выражается  в действии неизменных и универсальных  разумных законов природы.
  • Основной характеристикой человека также является разум. Он выступает предпосылкой объективного познания человеком мира.
  • Необходимость реконструкции структуры познающего мышления, выявления его основополагающих принципов и объяснения основных познавательных возможностей.
  • Уверенность в возможности безграничного познания человеком мира, достижения абсолютно истинного и завершенного знания о мире.

Наукоцентризм 

  • Провозглашение  научных знаний главным фактором  воплощения рациональных оснований  в человеческой жизни, источником  рационального господства человека  над миром и осуществления  его возможностей.
  • Наука рассматривается как специфический вид деятельности, система знаний и общественный институт, направленный на решение социально значимых задач.

Механицизм 

  • Законы  механики рассматриваются в качестве  универсальных законов природы:
  • весь мир представляется как совокупность неделимых и неизменных материальных частиц, движущихся в абсолютном пространстве и времени благодаря силам притяжения, которые определяют жесткую причинно-следственную обусловленность природных явлений и процессов.
  • Все явления и процессы, происходящие в природной, социальной и духовной реальности объясняются на основе механических законов. 

Метафизичность 

  • Все  объекты материальной реальности  рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные  внутренней связи и развития.
  • Изменения, происходящие в мире, имеют преимущественно количественный характер.
  • В качестве оснований материального мира выступают атомы – мельчайшие материальные частицы, которые являются неделимыми и неизменными, взаимодействующими между собой лишь в результате действия механических законов.

Основные  направления философии  Нового времени  в решении проблемы  научного познания 

  • Эмпиризм
  • Его сущность:

    в  качестве источника знания и  критерия его истинности рассматривается  научно организованный опыт. 
 

  • Рационализм
  • Его сущность:

    в  качестве источника знания и  критерия его истинности рассматривается  рационально-теоретическое мышление.

Философия  эмпиризма 

  • Основные  представители:
  • Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
  • Томас Гоббс (1588-1679)
  • Джон Локк (1632-1704)

Эмпиризм 

  • Первичный  источник всякого знания –  чувственный опыт индивида, в  котором формируются знания о  единичных объектах, их свойствах, отношениях и характеристиках.
  • Основной метод достижения истинного научного знания – индукция, т.е., движение познания от единичного к общему.
  • Основанием индукции выступает анализ – разделение совокупностей объектов на составные части с целью их всестороннего изучения.
  • Началом формирования научного знания является фиксация единичных фактов и причинно-следственных связей между ними.
  • Следующим шагом научного познания выступает обобщение отдельных фактов и отношений между ними и формирование на основе абстрагирования от данных фактов общих понятий, идей и теорий, в которых воплощается истинное научное знание.
  • Методология эмпиризма ориентировалась прежде всего на развитие естествознания.

Философия  рационализма 

  • Основные  представители:
  • Рене Декарт (1596-1650)
  • Бенедикт Спиноза (1632-1677)
  • Готфрид Лейбниц (1646-1714)

Рационализм 

  • Первичный  источник всякого знания –  рационально-теоретическое мышление.
  • В человеческом разуме до всякого опыта (априорно) содержатся основные общие понятия и идеи, истинность которых обусловлена самоочевидностью.
  • Основной метод достижения истинного научного знания – дедукция, т.е., движение познания от общего к единичному.
  • Основанием дедукции является принятие в качестве основы знания самоочевидных положений (аксиом). Из них путем рационально-логических процедур происходит формирование всей системы научных знаний.
  • Методология рационализма ориентировалась прежде всего на развитие математических наук.

Рационалистический  дедуктивный метод  Р.Декарта 

  • Состоит  из четырех правил:
  • 1) принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.
  • 2) каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).
  • 3) в познании необходимо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).
  • 4) необходима полнота перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.

Просвещение 

  • Под  Просвещением понимается специфический  период в истории раннего Нового  времени, относящийся к 18 в.
  • Специфика эпохи Просвещения состоит в обострении противоречий в различных сферах социокультурной жизни между элементами нового индустриально-капиталистического общества и пережитками средневекового общества. Данные противоречия отразились в следующем:
  • Кризис феодальных отношений, сословного устройства общества, государственности монархического типа.
  • Мероприятия, проводимые в различных государствах, направленные на частичное сглаживание противоречий, постепенную модернизацию общественной жизни.
 

    Завершением  эпохи Просвещения становится  Великая Французская революция  конца 18 в., направленная на радикальную  модернизацию социума.

Культура  Просвещения 

  • Основная  идея культуры Просвещения –  переустройство всей жизни общества  на основе абстрактно сконструированных  принципов разума.
  • Основанием данной идеи являлся принцип рационализма. Разумным провозглашалось все то, что соответствует новому индустриально-капиталистическому обществу. Элементы средневековых форм общественной жизни и мышления объявлялись результатом заблуждений.
  • Просвещение предусматривало распространение рациональных научных знаний о мире, человеке и обществе путем образования и воспитания с целью научить людей правильно пользоваться разумом и избавиться от заблуждений, что должно стать залогом общественного процветания.

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"