Неклассическая
философия
- 1.
Социокультурные условия формирования
и основные черты неклассической
философии.
- 2. Исторические
формы позитивизма.
- 3. Особенности
социальной философии марксизма.
- 4. Философское
учение экзистенциализма.
- 5. Современная
религиозная философия.
Понятие
неклассической философии
- Под
неклассической философией понимается
совокупность разнообразных философских
школ, течений и концепций, возникших в
период с середины ХIХ в. до наших дней.
- Эта философия
развивается под знаком полемики с
классической философской
традицией, под которой понимаются
учения, возникшие со времен античности
и до середины XIX в. и предложившие европейской
культуре образец философской теории.
- Полемика
с классической философской традицией
происходит в различном диапазоне: от
полного отрицания классических философских
ценностей до их переосмысления применительно
к новым условиям.
Социокультурные
условия формирования
неклассической философии
- Ускоренное
развитие экономики, в особенности
промышленности; быстрый научно-технический
прогресс; урбанизация. Социальные
последствия научно-технического
прогресса являлись неоднозначными.
- С одной
стороны, происходит существенное улучшение
качества жизни, повышение уровня потребления
населением товаров и услуг, увеличение
коммуникативных возможностей человечества
– все это порождает оптимистическую
идею о безграничных возможностях общественного
прогресса на путях развития науки и техники.
- С другой
стороны, происходят разрушительные войны
с использованием оружия массового уничтожения,
возникают глобальные социальные проблемы
(роста вооружений, экологическая, демографическая,
продовольственная и др.), социальное расслоение
в обществе – все это порождает пессимистическую
идею о отрицательном воздействии научно-технического
прогресса на социальную жизнь.
Роль
науки в формировании
неклассической философии
- Вторая
половина 19 - начало 20 вв. отмечены бурным
развитием науки: открытие радиоактивности,
делимости атома, формирование теории
относительности и т.д. В результате
произошедших открытий в корне
изменяется научная картина мира.
Все это, с
одной стороны, порождает уверенность
в широких возможностях научного
познания, с другой, наводит на
мысль об относительности, исторической
обусловленности всех научных
знаний.
Базовые
ориентации классической
и неклассической
философии
- Рационализм
– установка, согласно которой разум рассматривается
как сущностная характеристика всего
мира.
- Рационализация
человека – установка, согласно которой
разум рассматривается как определяющая
черта человека.
- Гносеологизация
отношений человека
и мира. – отношения человека и мира
рассматриваются исключительно как познавательные
отношения субъекта и объекта, где субъект
выступал абсолютной точкой отсчета,
- Ограничение
принципа рационализма.
- Дерационализация
человека.
- Рассмотрение
отношений человека и мира в широком спектре.
Ограничение
принципа рационализма
- Рационалистические
теоретические схемы не имеют
ничего общего с подлинной
реальностью, для которой характерны
дискретность, неоднородность и
противоречивость. В мире присутствуют
как разумное, так и неразумное.
Мир – весьма сложная реальность,
которая содержит различные возможности
описания и объяснения.
Дерационализация
человека
- Разум
не является определяющей сущностной
характеристикой человека. Сущность
и способ существования человека
в мире обусловлены не разумом,
а категорией жизни как совокупности
разнообразных и многозначных
форм его бытия. Человек рождается
в мир не для того, чтобы
познавать, а чтобы жить. Человек
рассматривается не только как
существо рационально-познающее, а
как существо переживающее, сомневающееся,
чувствующее, практически преобразующее
природу и общество.
Переосмысление
отношений человека
и мира
Рассмотрение
отношений человека и мира
в качестве исключительно познавательных
отношений противостоящих друг
другу субъекта и объекта не
оправдано. Мир и человек едины,
их нельзя разделить и противопоставить
друг другу. Человек находится
не вне мира, а внутри его, и
поэтому его отношение к миру
определено спецификой положения
человека в мире. Отношение человека
к миру определяется не только
познавательными, но также практическими
и ценностными формами
- Философия
из способа мышления мира в категориях
разума она превращается в способ понимания
действительности.
Плюрализм
неклассической философии
- Цель
философии – постижение смысла
и значения присутствия человека
в мире. А поскольку это присутствие
многозначно и разнообразно, то
и философия представляет собой
сочетание самых разных школ
и течений, которые настолько
отличаются друг от друга, что
общим для них является только
критическое отношение к философской
классике.
Основные
направления неклассической
философии
- 1) иррационалистическая
традиция; особенность – крайне
критической отношение к классическому
рационализму (А.Шопенгауэр, С.
Кьеркегор, философия жизни);
- 2) социально-критическая
программа; особенность – ориентация
на объяснение и изменение общества (марксизм,
неомарксизм);
- 3) аналитическая
программа; особенность – ориентация
на философско-методологический анализ
науки (позитивизм, аналитическая философия,
структурализм, прагматизм);
- 4) экзистенциально-антропологическая
программа; особенность – ориентация
на осмысление специфики бытия человека
и места человека в мире (феноменология,
экзистенциализм, герменевтика, философия
психоанализа).
Исторические
формы позитивизма
- Классический
позитивизм
- Эмпириокритицизм
- Неопозитивизм
- Постпозитивизм
Классический
позитивизм (середина
– вторая половина 19
в.)
- Основные
представители:
- Огюст
Конт
- Герберт
Спенсер
-
критика традиционных философских
проблем (о сущности мира в
целом); объявление их бессмысленными,
поскольку они не способны
сформировать достоверное знание;
-
провозглашение достоверными лишь
тех знаний, которые основаны
на опыте (позитивные знания)
и которые формируются в рамках
науки;
-
подчинение воображения наблюдению
– установка дающая приоритет
в формировании научных теорий
идеям, имеющим опытное происхождение;
-
задача философии – классификация
знаний отдельных позитивных
наук, выявление общих для всех
наук законов.
Эмпириокритицизм
(конец 19 – начало 20
вв.
- Основные
представители:
- Эрнст
Мах
- Рихард
Авенариус
- Основные
идеи:
- Принцип
координации субъекта и объекта познания
(результаты научного познания обусловлены
не только спецификой объекта, но и особенностями
средств и методов, используемых субъектом
познания).
- Принцип
экономии мышления (научное знание должно
лишь описывать факты и избегать терминов,
не имеющих соответствий в опыте, типа
«закон», «причина» и т.д.).
Неопозитивизм
(20-50-е гг. 20 в.)
- Основные
представители:
- Бертран
Расел
- Людвиг
Витгенштейн
- Мориц
Шлик
- Основные
идеи:
- Философия
рассматривается как средство анализа
языка науки, отделения научных положений
от ненаучных.
- Все научные
знания имеют эмпирическое происхождение,
за исключением положений логики и математики,
которые являются результатом условного
соглашения ученых.
- Основной
метод анализа научного знания выражен
в принципе верификации:
- научный смысл
имеют только те предложения,
которые прямо или косвенно
допускают их сведение к высказываниям,
фиксирующим непосредственный чувственный
опыт индивида или протокольные
записи ученого (протокольные
предложения).
Постпозитивизм (вторая
половина 20 в.)
- Основные
представители:
- Карл Поппер
- Томас
Кун
- Основные
идеи:
- Принцип
относительности, историчности всех научных
знаний.
- Приоритет
анализа динамики научного знания, а не
его структуры.
- Рассмотрение
науки в качестве сложной системы, неразрывно
связанной со всей совокупностью социокультурных
факторов.
- Реабилитация
философско-мировоззренческой проблематики
в качестве важного элемента построения
научной картины мира.
Марксизм
- Время
возникновения – вторая половина
19 в.
- Основоположники:
- Карл Маркс
(1818-1883)
- Фридрих
Энгельс (1820-1895)
- Основная
направленность философии – ориентация
на анализ социальной реальности
и перспектив ее переустройства.
Основные
принципы марксистской
философии
- Материалистическое понимание истории – социально-философский принцип, согласно которому материальные условия человеческой жизнедеятельности определяют мышление людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции.
- Ведущей сферой жизни общества является материальное производство, которое обусловливает специфику социальной, политической и духовной подсистем общества.
- История человеческого общества представляет собой процесс постепенного прохождения различными сообществами ряда этапов, специфика каждого из которых определяется тем или иным способом производства.