Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Неклассическая  философия 

  • 1.  Социокультурные условия формирования  и основные черты неклассической  философии.
  • 2. Исторические формы позитивизма.
  • 3. Особенности социальной философии марксизма.
  • 4. Философское учение экзистенциализма.
  • 5. Современная религиозная философия.

Понятие  неклассической философии 

  • Под  неклассической философией понимается совокупность разнообразных философских школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до наших дней.
  • Эта философия развивается под знаком полемики с классической философской традицией, под которой понимаются учения, возникшие со времен античности и до середины XIX в. и предложившие европейской культуре образец философской теории.
  • Полемика с классической философской традицией происходит в различном диапазоне: от полного отрицания классических философских ценностей до их переосмысления применительно к новым условиям.

Социокультурные  условия формирования  неклассической философии 

  • Ускоренное  развитие экономики, в особенности  промышленности; быстрый научно-технический  прогресс; урбанизация. Социальные  последствия научно-технического  прогресса являлись неоднозначными.
  • С одной стороны, происходит существенное улучшение качества жизни, повышение уровня потребления населением товаров и услуг, увеличение коммуникативных возможностей человечества – все это порождает оптимистическую идею о безграничных возможностях общественного прогресса на путях развития науки и техники.
  • С другой стороны, происходят разрушительные войны с использованием оружия массового уничтожения, возникают глобальные социальные проблемы (роста вооружений, экологическая, демографическая, продовольственная и др.), социальное расслоение в обществе – все это порождает пессимистическую идею о отрицательном воздействии научно-технического прогресса на социальную жизнь.

Роль  науки в формировании  неклассической философии 

  • Вторая  половина 19 - начало 20 вв. отмечены бурным  развитием науки: открытие радиоактивности, делимости атома, формирование теории  относительности и т.д. В результате  произошедших открытий в корне  изменяется научная картина мира.

Все это, с  одной стороны, порождает уверенность  в широких возможностях научного  познания, с другой, наводит на  мысль об относительности, исторической  обусловленности всех научных  знаний.

Базовые  ориентации классической  и неклассической  философии 

  • Рационализм  – установка, согласно которой разум рассматривается как сущностная характеристика всего мира.
  • Рационализация человека – установка, согласно которой разум рассматривается как определяющая черта человека.
  • Гносеологизация отношений человека и мира. – отношения человека и мира рассматриваются исключительно как познавательные отношения субъекта и объекта, где субъект выступал абсолютной точкой отсчета,
 
  • Ограничение  принципа рационализма.
  • Дерационализация человека.
  • Рассмотрение отношений человека и мира в широком спектре.

Ограничение  принципа рационализма 

  • Рационалистические  теоретические схемы не имеют  ничего общего с подлинной  реальностью, для которой характерны  дискретность, неоднородность и  противоречивость. В мире присутствуют  как разумное, так и неразумное. Мир – весьма сложная реальность, которая содержит различные возможности  описания и объяснения.

Дерационализация  человека 

  • Разум  не является определяющей сущностной  характеристикой человека. Сущность  и способ существования человека  в мире обусловлены не разумом, а категорией жизни как совокупности  разнообразных и многозначных  форм его бытия. Человек рождается  в мир не для того, чтобы  познавать, а чтобы жить. Человек  рассматривается не только как  существо рационально-познающее, а  как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее  природу и общество.

Переосмысление  отношений человека  и мира 

    Рассмотрение  отношений человека и мира  в качестве исключительно познавательных  отношений противостоящих друг  другу субъекта и объекта не  оправдано. Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить  друг другу. Человек находится  не вне мира, а внутри его, и  поэтому его отношение к миру  определено спецификой положения  человека в мире. Отношение человека  к миру определяется не только  познавательными, но также практическими  и ценностными формами

  • Философия из способа мышления мира в категориях разума она превращается в способ понимания действительности.

Плюрализм  неклассической философии 

  • Цель  философии – постижение смысла  и значения присутствия человека  в мире. А поскольку это присутствие  многозначно и разнообразно, то  и философия представляет собой  сочетание самых разных школ  и течений, которые настолько  отличаются друг от друга, что  общим для них является только  критическое отношение к философской  классике.

Основные  направления неклассической  философии 

  • 1) иррационалистическая  традиция; особенность – крайне  критической отношение к классическому  рационализму (А.Шопенгауэр, С.  Кьеркегор, философия жизни);
  • 2) социально-критическая программа; особенность – ориентация на объяснение и изменение общества (марксизм, неомарксизм);
  • 3) аналитическая программа; особенность – ориентация на философско-методологический анализ науки (позитивизм, аналитическая философия, структурализм, прагматизм);
  • 4) экзистенциально-антропологическая программа; особенность – ориентация на осмысление специфики бытия человека и места человека в мире (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия психоанализа).

Исторические  формы позитивизма 

  • Классический  позитивизм
  • Эмпириокритицизм
  • Неопозитивизм
  • Постпозитивизм

Классический  позитивизм (середина  – вторая половина 19 в.) 

  • Основные  представители:
  • Огюст Конт
  • Герберт Спенсер
 
  • Основные  идеи:

    -  критика традиционных философских  проблем (о сущности мира в  целом); объявление их бессмысленными,  поскольку они не способны  сформировать достоверное знание;

    -  провозглашение достоверными лишь  тех знаний, которые основаны  на опыте (позитивные знания)  и которые формируются в рамках  науки;

    -  подчинение воображения наблюдению  – установка дающая приоритет  в формировании научных теорий  идеям, имеющим опытное происхождение;

    -  задача философии – классификация  знаний отдельных позитивных  наук, выявление общих для всех  наук законов.

Эмпириокритицизм (конец 19 – начало 20 вв. 

  • Основные  представители:
  • Эрнст Мах
  • Рихард Авенариус
 
  • Основные  идеи:
  • Принцип координации субъекта и объекта познания (результаты научного познания обусловлены не только спецификой объекта, но и особенностями средств и методов, используемых субъектом познания).
  • Принцип экономии мышления (научное знание должно лишь описывать факты и избегать терминов, не имеющих соответствий в опыте, типа «закон», «причина» и т.д.).

Неопозитивизм (20-50-е гг. 20 в.) 

  • Основные  представители:
  • Бертран Расел
  • Людвиг Витгенштейн
  • Мориц Шлик
 
  • Основные  идеи:
  • Философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных.
  • Все научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики, которые являются результатом условного соглашения ученых.
  • Основной метод анализа научного знания выражен в принципе верификации:

                      научный смысл  имеют только те предложения,  которые прямо или косвенно  допускают их сведение к высказываниям,  фиксирующим непосредственный чувственный  опыт индивида или протокольные  записи ученого (протокольные  предложения). 

Постпозитивизм (вторая половина 20 в.) 

  • Основные  представители:
  • Карл Поппер
  • Томас Кун
 
  • Основные  идеи:
  • Принцип относительности, историчности всех научных знаний.
  • Приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры.
  • Рассмотрение науки в качестве сложной системы, неразрывно связанной со всей совокупностью социокультурных факторов.
  • Реабилитация философско-мировоззренческой проблематики в качестве важного элемента построения научной картины мира.

Марксизм 

  • Время  возникновения – вторая половина 19 в.
 
  • Основоположники:
  • Карл Маркс (1818-1883)
  • Фридрих Энгельс (1820-1895)
 
  • Основная  направленность философии – ориентация  на анализ социальной реальности  и перспектив ее переустройства.

Основные  принципы марксистской  философии 

  • Материалистическое понимание истории социально-философский принцип, согласно которому материальные условия человеческой жизнедеятельности определяют мышление людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции.
 
  • Ведущей сферой жизни общества является материальное производство, которое обусловливает специфику социальной, политической и духовной подсистем общества.
  • История человеческого общества представляет собой процесс постепенного прохождения различными сообществами ряда этапов, специфика каждого из которых определяется тем или иным способом производства.

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"