Философская
мысль Беларуси
Периодизация
философской мысли
Беларуси
- 1)
11-15 вв. – средневековый период.
- 2) 16 –
первая половина 17 вв. – период Возрождения
и Реформации.
- 3) Вторая
половина 17 – первая половина 18 вв. – период
Контрреформации.
- 4) Вторая
половина 18 – начало 19 вв. – период Просвещения.
- 5) 20-50-е
гг. 19 в. – период романтизма.
- 5) Вторая
половина 19 – начало 20 вв. – период формирования
национально ориентированной белорусской
философии.
- 6) 1920-1980-я
г. – период господства марксистско-ленинской
философии.
- 7) С 1990-х
гг. – современный период.
Средневековый
период (11-15 вв.)
- В данный
период происходит формирование
элементов философской мысли
на территории Беларуси (раннефеодальные
княжества – Полоцкое, Туровское,
Смоленское, с середины 13 в. – Великое
княжество Литовское).
- Данный
процесс происходил путем усвоения в интеллектуальной
культуре земель современной Беларуси
греко-византийской патристики в результате
принятия христианства из Византии.
Особенности
философской мысли
средневекового периода
- Сущностью
философской мысли выступает
идея «мудрости» в качестве
гармонического единства знаний,
приобретенных в различных сферах
действительности и помогающих
человеку в выработке собственной
жизненной позиции. Это обусловило
несистемность философских знаний,
приближение философии к обобщенному
жизненному опыту.
- По форме
философская мысль выступает как заимствование
византийской философии и ее основных
ориентаций.
- Центральной
является проблема человека и его взаимоотношений
с Богом; поэтому в рамках философской
мысли преобладают вопросы этического
и социально-политического характера.
Основные
представители философской
мысли средневекового
периода
- Климент
Смолятич
- Кирило
Туровский
Период
Возрождения и
Реформации (16 в.)
- В данный
период земли Беларуси являлись
центральным ядром Великого
княжества Литовского. В 1569 г. ВКЛ соединяется
с Польским Королевством в федеративное
государство – Речь
Посполитую.
- Философская
мысль данного периода развивается под
влиянием прежде всего идей западноевропейской
философии.
- Определяющее
влияние на особенности философской мысли
данного периода имели идеи Возрождения
и Реформации (религиозного движения
16 в., направленного на радикальную трансформацию
традиционной церкви, в результате чего
возник ряд протестантских и иных постреформационных
конфессий).
Особенности
философской мысли
периода Возрождения
и Реформации
- Неотделимость
философии от других форм интеллектуальной
культуры;
- Использование
философских идей в религиозной полемике
между различными конфессиями;
- Тесная
связь ренессансных и реформационных
идей;
- Преобладание
в рамках философской мысли проблем антропологии
и социальной философии (вопросы преемственности
моральных ценностей, счастья, соотношения
индивидуального и всеобщего блага, идеального
государства);
- Утверждение
идей гражданской и политической свободы
в рамках шляхетского государства;
- Обоснование
принципа религиозной толерантности.
Основные
представители философской
мысли периода
Возрождения и
Реформации
Философская
мысль Возрождения:
- Франциск
Скорина
- Михалон
Литвин
- Станислав
Кашуцкий
Философская
мысль Реформации:
- Андрей
Волан
- Сымон
Будны
- Мартин
Чеховиц
Период
Контрреформации (17
– первая половина 18
вв.)
- Земли
Беларуси на протяжении данного
периода входят в состав ВКЛ
и Речи Посполитой.
- На развитие
философской мысли данного периода определяющее
влияние оказало усиление доминирующих
позиций католической церкви в результате
движения Контрреформации (общеевропейского
религиозного движения, направленного
на восстановление позиций католической
церкви в общественной и культурной жизни,
утраченных в результате Реформации).
- В контрреформационном
движении ведущую роль сыграли иезуиты
и другие католические монашеские ордена.
По их инициативе в ВКЛ возникает сеть
средних учебных заведений, а также высшее
учебное заведение – Виленская иезуитская
академия (с 1579 г.), в которых осуществлялось
систематическое преподавание философии.
- По образцу
католических учебных заведений возникли
униатские и православные учебные заведения
аналогичного типа.
Особенности
философской мысли
периода Контрреформации
- Формирование
академической философии, определяющим
направлением которой становится
неосхоластика;
- Тесная
связь с религиозно-конфессиональной
идеологией;
- Влияние
идеологии сарматизма, в основе которой
находится обоснование особого статуса
шляхты в качестве господствующего сословия
в общественной системе, ее специфического
мировоззрения и образа жизни.
Неосхоластика
- Под
неосхоластикой понимается философская
система, сформировавшаяся во второй
половине 16 – первой половине 18 вв.
на основе переосмысления средневековой
схоластики в качестве интеллектуальной
реакции на идеи Возрождения
и Реформации.
- Необходимость
полемики с гуманистической философией
обусловила в то же время включение некоторых
ее идей в систему неосхоластики.
- Для неосхоластики
характерна тенденция к систематичности.
Вся философия разделялась на:
- - теоретическую
(логика, физика, метафизика)
- - практическую
(этика, экономика, политика).
- В рамках
Виленской академии сформировалась особая
виленская школа неосхоластики. Для нее
характерны приоритетное внимание к проблемам
логики и теории познания, с одной стороны,
и к проблемам этики и социальной философии,
с другой.
Основные
представители виленской
неохоластики
- Мартин
Смиглецкий
- Альберт
Коялович
- Матей
Казимир Сарбевский
- Лука Залусский
Период
Просвещения (вторая
половина 18 – начало 19
вв.)
- В данный
период Речь Посполитая претерпевает
политический кризис. Попытки реформирования
ее социально-политической системы
не имели успеха и в конце
18 в. данное государство прекратило
свое существование (разделы 1772, 1793,
1795 гг.). Вся территория Беларуси
оказалась под властью Российской
империи.
- Центром
развития философских идей остается Виленская
академия, которая с 1773г. Выводится из-под
руководства иезуитов и приобретает светский
характер (с 1773 г. – Главная школа ВКЛ,
с 1796 г. – Главная Виленская школа, с 1803
г. – Виленский университет). В 1812 г. создается
Полоцкая иезуитская академия, в которой
также велось систематическое преподавание
философии.
- Определяющее
влияние на развитие философской мысли
данного периода имели идеи Просвещения.
Особенности
философии Просвещения
в Беларуси
- Просветительская
философия на землях Беларуси
имела в значительной степени
характер заимствования основных
тем и идей западноевропейского
Просвещения;
- Компромиссность
и умеренность в критике социальной действительности
и традиционного религиозного мировоззрения;
- Выделение
на первый план в системе философского
знания вопросов логики и теории познания,
методологии естествознания, а также социальной
философии;
- Обоснование
в социальной философии идей физиократизма
– учения, согласно которому все явления
социальной и духовной реальности объясняются
на основе неизменных естественных законов
природы.
Основные
представители просветительской
философии в Беларуси
Направление,
связанное с логикой и теорией
познания:
- Казимир
Нарбут
- Ян Снядэцкий
- Аниол
Довгирд
Физиократизм:
- Иероним
Стройновский
- Иоахим
Хрептович
Период
романтизма (20-50-е
гг. 19 в.)
- В данный
период территория Беларуси находится
в составе Российской империи.
- В результате
проводимой царскими властями политики
в 20-30-е гг. 19 в. были закрыты Полоцкая иезуитская
академия и Виленский университет – на
территории Беларуси не осталось высших
учебных заведений, происходит разрыв
традиции систематического исследования
философских проблем.
- В данный
период определяющее влияние на философскую
мысль Беларуси имеют идеи романтизма,
а также немецкой классической философии
(кантианство, гегельянство).
Особенности
философской мысли
романтизма
- Под
романтизмом понимается общеевропейское
культурное течение первой половины 19
в., возникшее в качестве реакции на кризис
идей Просвещения.
- В основании
философии романтизма находится антропологический
поворот – переориентация философской
мысли на проблему человека; при этом человек
рассматривается не только как рациональное
существо, а как сложный многоуровневый
феномен.
- В рамках
философской мысли приоритетное значение
приобретают такие проблемы, как сущность
человеческой личности, смысл человеческой
истории, предназначение отдельных народов
в истории.
Основные
представители философской
мысли периода
романтизма
- Юзеф
Войцех Голуховский
- Флориан
Бохвиц
- Адам Мицкевич
Период
формирования национально
ориентированной
белорусской философии (вторая
половниа 19 – начало 20
вв.).
- В данный
период территория Беларуси находится
в составе Российской империи
до ее распада в 1917 г. В 1918-1919 гг.
происходят первые попытки создания
белорусской государственности: Белорусская
Народная Республика, Белорусская
Советская Социалистическая Республика.
- На территории
Беларуси отсутствуют высшие учебные
заведения и систематическое исследование
философских проблем.
- Философские
идеи отражаются прежде всего в рамках
различных направлений общественно-политической
мысли (западноруссизм, либерализм, политический
радикализм).
Формирование
национальной белорусской
философской мысли
- Данный
процесс происходит в рамках
идеологии белорусский национальных
организаций, белорусской литературе,
периодической печати («Наша нива»
и др.) в конце 19 – начале 20 вв.
Основные
идеи:
- Обоснование
самостоятельности белорусской нации,
ее языка и культуры;
- Концепция
белорусов как плебейской нации с неполной
социальной структурой;
- Утверждение
о необходимости формирования национальной
интеллектуальной элиты, которая должна
стать источником пробуждения в народе
национального духа.
Основные
представители белорусской
национальной философии
конца 19 – начала 20
вв.
- Франтишек
Богушевич
- Вацлав
Ластовский
- Игнат
Абдиралович
Период
господства марксистско-ленинской
философии (1920-1980-я
гг.)
- Территория
Беларуси входит в состав СССР
(в 20-30-е гг. 20 в. Западная Беларусь
находилась в составе Польши).
- В данный
период возникает сеть высших учебных
заведений, а также Институт Философии
Академии наук на территории Беларуси,
где проводятся систематические исследования
в области философии.
- Официальным
направлением философской мысли становится
марксизм-ленинизм – учение, основанное
на догматической интерпретации философии
марксизма для обоснования созданной
в СССР общественной системы.