Сознание
как предмет философского
анализа
- 1.
Проблема сознания
и способы ее
решения в истории
философии.
- 2.
Проблема генезиса сознания.
- 3.
Структура и функции
сознания.
- 4.
Социокультурная природа
сознания.
Понятие
сознания
Сознание
является отличительной сущностной характеристикой
человека, основой его духовности и рациональности,
что отличает человека от всех других
живых существ.
Сознание:
- выражает
способность человека к познанию;
- выступает
средством организации человеческой деятельности
и регуляции межчеловеческих отношений;
- является
средством обмена опытом и передачи его
от поколения к поколению;
- объединяет
творческие возможности человека;
- обеспечивает
ценностные ориентации;
- является
средством коммуникации.
- Таким
образом, сознание
– это высшая, присущая
только человеку и связанная
с речью функция мозга,
обеспечивающая познание
и осмысление действительности
и регуляцию жизнедеятельности
людей.
Основные
подходы к пониманию
сознания в классической
философии
Субстанциональный
подход:
- Сознание
рассматривается как сверхчеловеческая,
надмировая сущность - субстанция
(Логос в античной философии; Бог; абсолютная
идея Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех
форм земного бытия. Человеческое сознание
– это лишь частица или продукт надмирового
сознания. Ценность человеческого сознания
определяется степенью причастности
к этой духовной субстанции.
Функциональный
подход:
- Формируется
в 17-18 веке (направление эмпиризма). Сознание
рассматривается в качестве особой функции
мозга. Отличие сознания от других функций
мозга здесь усматривается в том, что благодаря
ему человек способен приобретать знания
о себе и природе. Но при этом сознание
рассматривается как чисто материальный
объект, поскольку мозг вырабатывает мысли
и чувства также, как печень вырабатывает
желчь и т.п.
Основные
подходы к пониманию
сознания в классической
философии
- Социокультурный
- Экзистенциально-феноменологический
- Психоаналитический
Социокультурный
подход к пониманию
сознания
- Формируется
в рамках таких
направлений как
марксизм, структурализм
и т.д. Согласно данному подходу:
- сознание
- продукт общественно-исторического развития,
вне общества оно не возникает и не может
существовать;
- сознание
– это функция высокоорганизованной
материи, а, значит, возникновению и развитию
сознания должно предшествовать формирование
высокоорганизованного мозга;
- сознание
как идеальное отражение материального
мира не существует без языка как материальной
формы своего выражения;
- формирование
и развитие сознания предполагает с необходимостью
включенность человека в социальную практику.
Экзистенциально-феноменологический
подход к пониманию
сознания
- Формируется
в рамках таких
направлений как
экзистенциализм, феноменология
и т.д. Согласно данному подходу:
- утверждается
принципиальная самостоятельность сознания
человека в отношении и к природно-материальному
миру и к обществу;
- центральной
характеристикой индивидуального сознания
объявляется интенциональность, т.е.
направленность сознания на объект (предмет,
явление, процесс) посредством различных
способов (восприятие, представление,
оценка и т.д.);
- посредством
интенциональности сознание выступает
как поток образования различных смыслов
тех или иных объектов, результатом чего
становится формирование мировоззрения
и жизненного опыта человека.
Психоаналитический
подход к пониманию
сознания
- Формируется
в рамках такого
направления как
философия психоанализа. Согласно
данному подходу:
- формирование
и функционирование сознания обусловлено
скрытыми факторами психической организации
человека, которые определяют мышление
и поведение человека (бессознательное).
- бессознательное
не является непосредственно частью сознания
и его содержание преимущественно недоступно
для сознания; однако, путем различных
неявных механизмов оно определяет сознательную
деятельность человека.
Природные
предпосылки формирования
сознания. Сознание
и отражение.
- Природным
основанием появления сознания
стало свойство отражения, представленное
в различных формах на уровнях
неживой, живой и социальной материи.
- Отражение
– это способность одной материальной
системы в процессе взаимодействия воспроизводить
внутри себя некоторые особенности другой
материальной системы и при этом сохранять
свою целостность.
- Отражение
присуще всей материи и проявляется в
разнообразных формах, которые зависят
от уровня ее структурной организации.
Формы
отражения в неживой
и живой природе
- В неживой
природе отражение представляет
собой свойство вещей воспроизводить
под воздействием других вещей
такие следы, отпечатки или реакции,
структура которых соответствует
каким-либо сторонам воздействующих
на них вещей (след на песке,
зеркальное отражение и т.д.) Эта
форма отражения отличается относительной
простотой и пассивным характером.
- Формы
отражения в живой природе:
- Раздражимость
– способность организма к простейшим
специфическим реакциям в ответ на действие
определенных внешних факторов.
- Чувствительность
– способность организма иметь ощущения,
отражающие отдельные свойства предметов,
воздействующих на него.
- Психика
– способность создавать чувственные
образы внешней действительности в форме
восприятий и представлений.
Психика
и сознание
- Психика
является биологической предпосылкой
формирования сознания.
- Психика
основана на видовых, генетически закрепленных
программах жизнедеятельности (инстинктах)
и на индивидуальном опыте адаптации к
внешней среде (совокупности условных
и безусловных рефлексов). В русле психического
отражения центральную роль выполняет
головной мозг, который управляет деятельностью
внутренних и внешних органов в соответствии
с обстановкой в окружающей среде. Комплекс
условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной
памяти, способствует формированию в мозгу
в конкретной ситуации биологической
цели как идеального предвосхищения результата
деятельности организма.
Сознание
отличается от психики следующими
признаками:
- абстрактно-логическое
мышление;
- целеполагание;
- самосознание;
- связь
с языком.
Социальные
факторы формирования
сознания
- предметно-практическая
трудовая деятельность на основе
систематического изготовления
и применения орудий труда;
- коллективный
образ жизни;
- возникновение
и развитие языка как средства коммуникации
и передачи опыта.
Сознание
и язык
- Сознание
человека органически связано
с языком как способом своего существования.
В сравнении со звуковой и жестовой способностью
животных передавать информацию отличительная
особенность языка проявляется в том,
что обработка знаков (например, скорость
чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется,
а приобретается в процессе социализации
человека. Как способ существования сознания
речь находится с ним в сложной функциональной
взаимосвязи. Они не существуют друг без
друга: сознание отражает действительность,
а язык обозначает и выражает существенное
в этом отражении. В языке сочетается идеальная
основа (информация) и способ ее передачи
посредством материального
носителя.
- Основные
функции языка:
- экспрессивная
(средство выражения мыслей);
- когнитивная
(средство познания);
- коммуникативная
(средство общения между людьми);
- кумулятивная
(средство накопления и сохранения знаний).
Структура
сознания
- Интеллект
- способность к мышлению и познанию на
основе понятий, суждений и умозаключений,
выражающихся в речи.
- Чувства
и эмоции - способность к отражению
внутренних состояний человека, его отношения
к внешнему миру, к другим людям и к самому
себе.
- Воля
– способность к регуляции человеческой
жизнедеятельности.
- Внимание
– способность к концентрации на каком-либо
объекте.
- Память
– способность к сохранению и воспроизведению
жизненного опыта человека, это средство
воспроизводства прошлого в современности
и прогнозирования на этой основе будущего.
- Существенная
роль в деятельности сознания
принадлежит бессознательному.
Эта сфера неосознанных и неосмысленных
переживаний, которая во многом определяет
деятельность сознания и влияет на поведение
человека.
Основные
свойства сознания
- идеальность
(отсутствие материальных признаков);
- интенциональность
(направленность на предметы окружающего
мира);
Функции
сознания
- Познавательная
функция проявляется в способности
человеческого сознания добывать, накапливать
и сохранять знания о мире и самом себе.
- Целевая
функция отражает способность сознания
формулировать цели и разрабатывать планы
деятельности человека в природной и социальной
среде.
- Регулятивная
функция позволяет регулировать и контролировать
разнообразные отношения между людьми,
а также между людьми и внешним миром.
- Креативная
функция отражает способность сознания
человека определять ценности и ценностные
ориентации существования и творчески
преобразовывать условия своего бытия.
Социокультурная
природа сознания
- Сознание
сформировалось благодаря труду.
Труд – это, прежде всего, процесс
отношений между людьми, связанных
с изготовлением и применением
средств деятельности, организацией
и регулированием деятельности
и распределением результатов
ее.
- Коллективный
труд предполагает сотрудничество людей,
а также разделение трудовых действий
между его участниками, что делает необходимым
осмысление связи своих действий с действиями
других членов коллектива. Отсюда в психике
формируется способность к целеполаганию.
- Коллективный
труд требует определенных форм регуляции
деятельности, вследствие чего в психике
возникают представления о нормах, начинает
формироваться воля.
- В процессе
труда возникает потребность в передаче
информации о предметах и действиях с
ними последующим поколениям, что реализовалось,
в конечном итоге, на основе развития языка.
- Сознание
выступает основой творческой деятельности
человека в соответствии с определенными
в ту или иную историческую эпоху общественными
установками.