Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Сознание  как предмет философского  анализа 

  • 1.  Проблема сознания  и способы ее  решения в истории  философии.
  • 2. Проблема генезиса сознания.
  • 3. Структура и функции сознания.
  • 4. Социокультурная природа сознания.

Понятие  сознания 

Сознание  является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности и рациональности, что отличает человека от всех других живых существ.

Сознание:

  • выражает способность человека к познанию;
  • выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений;
  • является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению;
  • объединяет творческие возможности человека;
  • обеспечивает ценностные ориентации;
  • является средством коммуникации.
 
  • Таким  образом, сознание – это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей.

Основные  подходы к пониманию  сознания в классической  философии 

Субстанциональный  подход:

  • Сознание рассматривается как сверхчеловеческая, надмировая сущность - субстанция (Логос в античной философии; Бог; абсолютная идея Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание – это лишь частица или продукт надмирового сознания. Ценность человеческого сознания определяется степенью причастности к этой духовной субстанции.
 

Функциональный  подход:

  • Формируется в 17-18 веке (направление эмпиризма). Сознание рассматривается в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга здесь усматривается в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о себе и природе. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства также, как печень вырабатывает желчь и т.п.

Основные  подходы к пониманию  сознания в классической  философии 

  • Социокультурный 
  • Экзистенциально-феноменологический
  • Психоаналитический

Социокультурный  подход к пониманию  сознания 

  • Формируется  в рамках таких  направлений как  марксизм, структурализм  и т.д. Согласно данному подходу:
  • сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать;
  • сознание – это функция высокоорганизованной материи, а, значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга;
  • сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения;
  • формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.

Экзистенциально-феноменологический  подход к пониманию  сознания 

  • Формируется  в рамках таких  направлений как  экзистенциализм, феноменология  и т.д. Согласно данному подходу:
  • утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении и к природно-материальному миру и к обществу;
  • центральной характеристикой индивидуального сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.);
  • посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.

Психоаналитический  подход к пониманию  сознания 

  • Формируется  в рамках такого  направления как  философия психоанализа. Согласно данному подходу:
  • формирование и функционирование сознания обусловлено скрытыми факторами психической организации человека, которые определяют мышление и поведение человека (бессознательное).
  • бессознательное не является непосредственно частью сознания и его содержание преимущественно недоступно для сознания; однако, путем различных неявных механизмов оно определяет сознательную деятельность человека.

Природные  предпосылки формирования  сознания. Сознание  и отражение. 

  • Природным  основанием появления сознания  стало свойство отражения, представленное  в различных формах на уровнях  неживой, живой и социальной материи.
  • Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность.
  • Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации.

Формы  отражения в неживой  и живой природе 

  • В неживой  природе отражение представляет  собой свойство вещей воспроизводить  под воздействием других вещей  такие следы, отпечатки или реакции, структура которых соответствует  каким-либо сторонам воздействующих  на них вещей (след на песке, зеркальное отражение и т.д.) Эта  форма отражения отличается относительной  простотой и пассивным характером.
 
  • Формы  отражения в живой природе:
  • Раздражимость – способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных внешних факторов.
  • Чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на него.
  • Психика – способность создавать чувственные образы внешней действительности в форме восприятий и представлений.

Психика  и сознание 

  • Психика  является биологической предпосылкой  формирования сознания.
  • Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма.

Сознание  отличается от психики следующими  признаками:

  • абстрактно-логическое мышление;
  • целеполагание;
  • самосознание;
  • связь с языком.

Социальные  факторы формирования  сознания 

  • предметно-практическая  трудовая деятельность на основе  систематического изготовления  и применения орудий труда;
  • коллективный образ жизни;
  • возникновение и развитие языка как средства коммуникации и передачи опыта.

Сознание  и язык 

  • Сознание  человека органически связано  с языком как способом своего существования. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя.
  • Основные функции языка:
  • экспрессивная (средство выражения мыслей);
  • когнитивная (средство познания);
  • коммуникативная (средство общения между людьми);
  • кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).

Структура  сознания 

  • Интеллект - способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.
  • Чувства и эмоции - способность к отражению внутренних состояний человека, его отношения к внешнему миру, к другим людям и к самому себе.
  • Воля – способность к регуляции человеческой жизнедеятельности.
  • Внимание – способность к концентрации на каком-либо объекте.
  • Память – способность к сохранению и воспроизведению жизненного опыта человека, это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего.
 
  • Существенная  роль в деятельности сознания  принадлежит бессознательному. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний, которая во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека.

Основные  свойства сознания 

  • идеальность (отсутствие материальных признаков);
  • интенциональность (направленность на предметы окружающего мира);

Функции  сознания 

  • Познавательная  функция проявляется в способности человеческого сознания добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе.
  • Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде.
  • Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром.
  • Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

Социокультурная  природа сознания 

  • Сознание  сформировалось благодаря труду. Труд – это, прежде всего, процесс  отношений между людьми, связанных  с изготовлением и применением  средств деятельности, организацией  и регулированием деятельности  и распределением результатов  ее.
  • Коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике  формируется способность к целеполаганию.
  • Коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля.
  • В процессе труда возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.
  • Сознание выступает основой творческой деятельности человека в соответствии с определенными в ту или иную историческую эпоху общественными установками.

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"