Познание
как предмет философского
анализа
- 1.
Проблема познания
в истории философии.
- 2.
Проблема субъекта и
объекта познания.
- 3.
Структура познавательного
процесса.
- 4.
Проблема истины в философии.
Гносеология
- Гносеология
– раздел философии, в рамках которого
осуществляется исследование проблемы
познания.
- Основные
проблемы гносеологии:
- - проблема
познаваемости мира;
- - проблема
соотношения субъекта и объекта познания;
- - проблема
взаимоотношения чувственного и рационального
в процессе познания;
- - проблема
истины и ее критериев.
Понятие
познания
- Познание
– это социально-исторический процесс
организованной духовной деятельности
человека, направленной на отображение
и осмысление объективной реальности
в форме знаний.
Основные
формы познавательной
деятельности
- Духовно-практическая
форма:
- воплощается
в обыденном познании или здравом смысле;
- - характерны
нечеткая выделенность предмета и средств
познавательных действий, ситуативность,
целевая подчиненность, наглядная образность.
- Духовно-теоретическая
форма:
- воплощается
в научном, философском, религиозном, политическом,
правовом познании;
- - характерны
четкая выделенность предмета и средств
познавательных действий, использование
абстрактных понятий, направленность
на постижение сущности объектов.
Проблема
познаваемости мира
- Гносеологический
оптимизм
- Гносеологический
пессимизм
Гносеологический
оптимизм
- Признается
принципиальная познаваемость мира,
наличие у человека необходимых
и достаточных для этого способностей
и средств
- утверждается,
что полученные в процессе познания знания
адекватно отображают свойства объектов
внешнего мира.
Гносеологический
пессимизм
- Скептицизм
- Идея относительности знаний о мире,
сомнение в возможности получения абсолютно
достоверного знания. Мир, скорее всего,
не познаваем, чем познаваем.
Критицизм
- Познавательные возможности человека
носят ограниченный характер. С целью
контроля необходимо устанавливать границы
или пределы познающему разуму, выйдя
за которые тот не способен производить достоверные знания.
- Агностицизм
- Идея невозможности познания мира
в его объективных характеристиках. Мир,
каким он является на самом деле, не познаваем.
Проблема
соотношения субъекта
и объекта познания
- Субъект
познания –
это наделенный сознанием и познавательными
способностями человек, осуществляющий
процесс познания.
- Объект
познания - это фрагмент реальности,
на который направлена познавательная
деятельность субъекта. Иначе говоря,
объектом познания является все то, что
не принадлежит субъекту и противостоит
ему в познании.
- Познание,
таким образом, выступает как особое отношение
между субъектом и объектом. В гносеологии
рассматривается вопрос: Каков характер
этого отношения?
Проблема
субъекта и объекта
познания в классической
философии
- Объектный
подход
- Субъектный
подход
Объектный
подход (философия 17-18
вв.)
- Главная
роль в процессе познания отводится
объекту, а само познание понимается
как процесс отражения объекта
в сознании субъекта.
- Под субъектом
познания подразумевается отдельный человек
как биологический индивид, познавательные
способности которого имеют естественное
происхождение. Будучи природным существом,
субъект взаимодействует с объектами
по чисто физическим законам, его роль
сводится, главным образом, к созерцанию
познаваемых предметов.
- Объект
познания активно воздействует на субъект
и вызывает в нем чувственные образы. Эти
чувственные данные обрабатываются, анализируются
субъектом с помощью разума – таким образом
обнаруживается сущность вещи, законы
ее бытия.
Субъектный
подход (немецкая
классическая философия)
- Главная
роль в процессе познания отводится
субъекту, а само познание выступает
как процесс конструирования
объекта в сознании субъекта.
- Объект
познания является результатом творческой
активно-конструктивной деятельности
сознания субъекта; характеристики познаваемого
объекта зависят от способов познания.
- Субъект
познания – это не биологический индивид,
а чистый разум, обусловленный априорными
формами чувственности и рассудка, которые
только и делают возможным сам процесс
познания.
Проблема
субъекта и объекта
познания в неклассической
философии
- Формируется
деятельностный подход. Его основные
принципы:
- - Определяющим
моментом в отношении субъекта и объекта
выступает творческая активная деятельность
человека, направленная на изменение объекта
познания с целью раскрытия его сущности.
Иными словами, мы знаем предметы лишь
такими, какими их раскрывает наша деятельность.
- - Субъект
познания всегда социально обусловлен.
Любой человек, познающий мир, является
частью какой-либо социальной общности.
Человек только тогда и в такой степени
становится субъектом познания, когда
и в какой степени он усваивает традиции,
нормы и ценности общества в процессе
социализации.
- - Познавательная
деятельность субъекта направляется и
организуется под влиянием индивидуальных
и общественных потребностей, интересов,
целей, мировоззрения, в рамках которых
действует субъект. Они в свою очередь
определяют выбор объекта познания, ориентируют
субъекта на изучение конкретных свойств
предмета, обусловливают применение тех
или иных средств и методов познания.
- - Все компоненты
познавательного отношения (субъект, его
деятельность, объект) динамичны, изменяются
с развитием общества.
Структура
познавательного
процесса
- Чувственное
познание:
- осуществляется
при помощи органов чувств человека в
наглядно-образной форме;
- направлено
на предметы, непосредственно данные в
повседневном опыте;
- отражает
признаки предметов в их случайном проявлении.
- Рациональное
познание:
- осуществляется
при помощи абстрактного мышления в понятийной
форме;
- направлено
на предметы, которые не всегда даны в
повседневном опыте;
- направлено
на выявление внутренней структуры объекта,
его связей и механизмов изменения.
Формы
чувственного познания
- Ощущение
– это способность психики фиксировать
отдельные признаки предметов, или субъективный
образ отдельных сторон и признаков предмета,
возникающий в процессе непосредственного
воздействия этого предмета на органы
чувств (воспроизведение конфигурации,
взаимного расположения предметов, их
окраски, звуков, запахов).
- Восприятие
– это целостный образ предмета, непосредственно
данного субъекту в процессе познания.
Структурно восприятие – это синтез разнообразных
ощущений.
- Представление
– это чувственный образ ранее воспринятого
предмета, который содержится в сознании
благодаря памяти.
Формы
рационального познания
- Понятие
– это форма мышления, в которой отражаются
существенные признаки предмета или группы
предметов, которые фиксируются языковыми
средствами при помощи определений.
- Суждение
- это форма мышления, в которой что-либо
утверждается или отрицается относительно
какого-либо предмета.
- Умозаключение
– это форма мышления, в которой на основе
нескольких суждений, называемых посылками,
делается заключение, содержащее новое
знание.
Взаимосвязь
чувственного и
рационального познания
- Чувственное
и рациональное – это два
элемента единого процесса познания,
взаимодополняющие друг друга. Связь
чувственного и рационального
имеет характер взаимообусловленности.
- Рациональное
формируется на основе чувственного, зависит
от него.
- Чувственное
предопределено рациональным, зависит
от языковых конструкций, структур социальной
практики, норм и ценностей, принятых обществом
на той или иной стадии его развития.
Иррациональное
познание
Под
иррациональным познанием понимается
способность постижения истины путем
прямого ее усмотрения без обоснования
с помощью доказательств, когда отдельные
звенья процесса мышления проносятся
в сознании более или менее бессознательно,
а предельно ясно осознается только итог
мысли – истина.
Выражением
иррационального познания является
интуиция - явление внезапного достаточно
полного и отчетливого постижения искомого
результата при неосознанности путей,
ведущих к этому результату.
- Подсознательный
характер интуитивного мышления не означает
его отрыва от осознанного мышления:
- -
интуитивное мышление совершает свою
работу над проблемой не раньше и не позже
того, когда над проблему решает осознанное
мышление;
- -
решения, полученные на интуитивном уровне,
дают ответ именно на наиболее трудные
задачи, стоящие перед осознанным мышлением,
дают конструкциям осознанного мышления
именно то, чего им не достает.
Творчество
- Высшей
формой познания
является творчество.
- Творчество
— это процесс человеческой деятельности,
направленный на создание качественно
новых материальных и духовных ценностей.
Проблема
истины в философии
- Сущность
познания заключается в том, что
оно является отображением внешнего
мира, а знания, как результаты
этого отображения, выступают в
качестве идеальных образов соответствующих
объектов. Вот почему основным
вопросом теории познания является
вопрос о том, как относятся
наши знания к объективному
миру. В этом вопросе – суть
проблемы истины.
Проблема
истины в классической
философии
- В классической
философии была разработана и
получила утверждение классическая
концепция истины. Впервые она была
сформулирована Аристотелем.
- Ее сущность:
- знания
являются истинными только тогда, когда
они соответствуют предметам и их признакам,
существующим вне и независимо от сознания,
- Эта концепция
основывается на следующих положениях:
- - признание
объекта, независимого от субъекта и состояний
его сознания;
- - признание
возможности выявить однозначное соответствие
между знанием и действительностью;
- - наличие
надежного критерия, с помощью которого
можно установить это соответствие либо
отсутствие его.