Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Скачать документ)

Познание  как предмет философского  анализа 

  • 1.  Проблема познания  в истории философии.
  • 2. Проблема субъекта и объекта познания.
  • 3. Структура познавательного процесса.
  • 4. Проблема истины в философии.

Гносеология 

  • Гносеология – раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы познания.
  • Основные проблемы гносеологии:
  • - проблема познаваемости мира;
  • - проблема соотношения субъекта и объекта познания;
  • - проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания;
  • - проблема истины и ее критериев.

Понятие  познания 

  • Познаниеэто социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Основные  формы познавательной  деятельности 

  • Духовно-практическая  форма:
  • воплощается в обыденном познании или здравом смысле;
  • - характерны нечеткая выделенность предмета и средств познавательных действий, ситуативность, целевая подчиненность, наглядная образность.
 
  • Духовно-теоретическая  форма:
  • воплощается в научном, философском, религиозном, политическом, правовом познании;
  • - характерны четкая выделенность предмета и средств познавательных действий, использование абстрактных понятий, направленность на постижение сущности объектов.

Проблема  познаваемости мира 

  • Гносеологический  оптимизм
  • Гносеологический пессимизм

Гносеологический  оптимизм 

  • Признается  принципиальная познаваемость мира, наличие у человека необходимых  и достаточных для этого способностей  и средств
  • утверждается, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира.

Гносеологический  пессимизм 

  • Скептицизм - Идея относительности знаний о мире,  сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. Мир, скорее всего, не познаваем, чем познаваем.
 

    Критицизм - Познавательные возможности человека носят ограниченный характер. С целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познающему разуму, выйдя за которые тот  не способен производить достоверные знания. 

  • Агностицизм - Идея  невозможности познания мира в его объективных характеристиках. Мир, каким он является на самом деле, не познаваем.

Проблема  соотношения субъекта  и объекта познания 

  • Субъект  познания –  это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания.
  • Объект познания - это фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Иначе говоря, объектом познания является все то, что не принадлежит субъекту и противостоит ему в познании.
  • Познание, таким образом, выступает как особое отношение между субъектом и объектом. В гносеологии рассматривается вопрос: Каков характер этого отношения?

Проблема  субъекта и объекта  познания в классической  философии 

  • Объектный  подход
  • Субъектный подход

Объектный  подход (философия 17-18 вв.) 

  • Главная  роль в процессе познания отводится  объекту, а само познание понимается  как процесс отражения объекта  в сознании субъекта.
  • Под субъектом познания подразумевается отдельный человек как биологический индивид, познавательные способности которого имеют естественное происхождение. Будучи природным существом, субъект взаимодействует с объектами по чисто физическим законам, его роль сводится, главным образом, к созерцанию познаваемых предметов.
  • Объект познания активно воздействует на субъект и вызывает в нем чувственные образы. Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъектом с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия.

Субъектный  подход (немецкая  классическая философия)  

  • Главная  роль в процессе познания отводится  субъекту, а само познание выступает  как процесс конструирования  объекта в сознании субъекта.
  • Объект познания является результатом творческой активно-конструктивной деятельности сознания субъекта; характеристики познаваемого объекта зависят от способов познания.
  • Субъект познания – это не биологический индивид, а чистый разум, обусловленный априорными формами чувственности и рассудка, которые только и делают возможным сам процесс познания.

Проблема  субъекта и объекта  познания в неклассической  философии 

  • Формируется  деятельностный подход. Его основные принципы:
  • - Определяющим моментом в отношении субъекта и объекта выступает творческая активная деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности. Иными словами, мы знаем предметы лишь такими, какими их раскрывает наша деятельность.
  • - Субъект познания всегда социально обусловлен. Любой человек, познающий мир, является частью какой-либо социальной общности. Человек только тогда и в такой степени становится субъектом познания, когда и в какой степени он усваивает традиции, нормы и ценности общества в процессе социализации.
  • - Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, интересов, целей, мировоззрения, в рамках которых действует субъект. Они в свою очередь определяют выбор объекта познания, ориентируют субъекта на изучение конкретных свойств предмета, обусловливают применение тех или иных средств и методов познания.
  • - Все компоненты познавательного отношения (субъект, его деятельность, объект) динамичны, изменяются с развитием общества.

Структура  познавательного  процесса 

  • Чувственное  познание:
  • осуществляется при помощи органов чувств человека в наглядно-образной форме;
  • направлено на предметы, непосредственно данные в повседневном опыте;
  • отражает признаки предметов в их случайном проявлении.
 
  • Рациональное  познание:
  • осуществляется при помощи абстрактного мышления в понятийной форме;
  • направлено на предметы, которые не всегда даны в повседневном опыте;
  • направлено на выявление внутренней структуры объекта, его связей и механизмов изменения.

Формы  чувственного познания 

  • Ощущение – это способность психики фиксировать отдельные признаки предметов, или субъективный образ отдельных сторон и признаков предмета, возникающий в процессе непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств (воспроизведение конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, звуков, запахов).
  • Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данного субъекту в процессе познания. Структурно восприятие – это синтез разнообразных ощущений.
  • Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти.

Формы  рационального познания 

  • Понятие  – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или группы предметов, которые фиксируются языковыми средствами при помощи определений. 
  • Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета.
  • Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается заключение, содержащее новое знание.

Взаимосвязь  чувственного и  рационального познания 

  • Чувственное  и рациональное – это два  элемента единого процесса познания, взаимодополняющие друг друга. Связь  чувственного и рационального  имеет характер взаимообусловленности.
  • Рациональное формируется на основе чувственного, зависит от него.
  • Чувственное предопределено рациональным, зависит от языковых конструкций, структур социальной практики, норм и ценностей, принятых обществом на той или иной стадии его развития.

Иррациональное  познание 

    Под  иррациональным познанием понимается способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина.

    Выражением  иррационального познания является  интуиция - явление внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности путей, ведущих к этому результату.

  • Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления:
  • - интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблему решает осознанное мышление;
  • - решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям осознанного мышления именно то, чего им не достает.

Творчество 

  • Высшей  формой познания  является творчество.
  • Творчество — это процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

Проблема  истины в философии 

  • Сущность  познания заключается в том, что  оно является отображением внешнего  мира, а знания, как результаты  этого отображения, выступают в  качестве идеальных образов соответствующих  объектов. Вот почему основным  вопросом теории познания является  вопрос о том, как относятся  наши знания к объективному  миру. В этом вопросе – суть  проблемы истины.

Проблема  истины в классической  философии 

  • В классической  философии была разработана и  получила утверждение классическая концепция истины. Впервые она была сформулирована Аристотелем.
  • Ее сущность:
  • знания являются истинными только тогда, когда они соответствуют предметам и их признакам, существующим вне и независимо от сознания,
  • Эта концепция основывается на следующих положениях:
  • - признание объекта, независимого от субъекта и состояний его сознания;
  • - признание возможности выявить однозначное соответствие между знанием и действительностью;
  • - наличие надежного критерия, с помощью которого можно установить это соответствие либо отсутствие его.

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"