Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Наука  и ее социокультурный  статус 

  • 1.  Понятие науки  и ее основные  функции.
  • 2. Специфика и структура научного познания.
  • 3. Формы научного знания.
  • 4. Методы научного познания.

Понятие  науки 

  • Наука  – сфера социально организованной познавательной деятельности, в которой осуществляется рационально-понятийное освоение действительности, фиксируемое в системе предметного, объективного знания.
  • В качестве самостоятельной формы духовной культуры общества наука выделяется в результате интеллектуальной революции 17 в.

Понятие  науки 

  • В настоящее  время в философии и методологии  науки закрепилось представление  о науке как о явлении общественной  жизни, специфика которого подчеркивается  указанием на его основные  аспекты:
  • наука как специфическая деятельность;
  • наука как система знания;
  • наука как социальный институт;
  • наука как производительная сила;
  • наука как форма общественного сознания.

Наука  как специфическая  деятельность 

  • это  система познавательных действий, направленных на производство  и теоретическую систематизацию  объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности  и самом познании.
  • Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
  • Объект научной деятельности – совокупность особых сконструированных идеализированных объектов, которые не даны в повседневном опыте.
  • Субъект научной деятельности – совокупность людей, обладающих особой профессиональной подготовкой; для этого создается особая система подготовки, которая предполагает освоение субъектом большого массива знаний, умений, навыков и методов.

Структура  научной деятельности 

  • В структурном  плане наука как специфическая  деятельность организована, прежде  всего, по дисциплинарному принципу.
  • Наиболее масштабно можно выделить три основные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания:
  • 1) естественные – науки о природе;
  • 2) гуманитарные – науки об обществе и человеке;
  • 3) технические – науки об искусственных объектах.
  • В рамках представлений о науке как специфической деятельности выделяют два основных типа научных исследований:
  • - фундаментальные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);
  • - прикладные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, используемого непосредственно для решения практических задач).

Наука  как система знаний 

  • Совокупность  систематизированных и обоснованных  сведений о природной, социальной  и духовной реальности.
  • Структура научного знания также организована прежде всего по дисциплинарному принципу, т.е., за счет выделения отдельных научных дисциплин в зависимости от объекта и субъекта исследования.

Наука  как социальный  институт 

  • Сообщество  занятых научной деятельностью  людей, организованное в системе  научных учреждений, объединенных  определенными принципами и нормами  профессиональной коммуникации, а  также формами взаимосвязи с  конкретно-историческим типом общества.
  • Как социальный институт наука сформировалась в Новое время.
  • В настоящее время в структуре науки как социального института выделяют три сектора:
  • 1) академический (преобладают фундаментальные исследования);
  • 2) вузовский (фундаментальные + прикладные);
  • 3) отраслевой (преобладают прикладные исследования).

Наука  как производительная  сила 

  • В настоящее  время наука является важнейшей  составляющей производительных  сил общества и фактором их  развития на пути разработки  и использования новых технологий, предметов труда и продуктов  предметно-практической деятельности.
  • Технологии на основе науки, в настоящее время обеспечивают производство свыше 90% общественного продукта.

Наука  как форма общественного  сознания 

  • Наука  выступает отражением реальности  в рационально упорядоченных  и систематизированных формах  знания.
  • Ведущее значение в этом плане имеют фундаментальные науки, где периодически возникают и решаются мировоззренческие вопросы.
  • Важную роль имеет выработанный в науке стиль мышления как наиболее системный и обоснованный.

Основные  социальные функции  науки 

  • - культурно-мировоззренческая (наука оказывает важнейшее влияние на формирование мировоззрения и ценностно-культурных ориентаций общества; она во многом определяет характер предметных представлений о мире и месте в нем человека);
  • - функция непосредственной производительной силы (использование науки для функционирования производства и управления им);
  • - функция социальной силы (использование науки для регулирования процессов социального развития (социально-экономические программы));
  • - образовательная (воспроизводство научного знания в системах образования и трансляции социального опыта).

Динамика  науки 

  • Выделяют  два вида динамики науки:
  • - экстенсивный (постепенное накопление новых данных, фактов, методов и т.д. в рамках устоявшихся господствующих теорий и концепций);
  • - интенсивный (пересмотр старых и формирование новых теорий и концепций).
  • В осмыслении закономерностей развития науки в рамках философии науки существуют два основных подхода:
  • - интернализм (развитие науки представляется как история научных идей, управляемая внутренне присущими ей закономерностями);
  • - экстернализм (развитие науки определяется внешними социальными факторами).

Специфика  научного познания 

  • 1) Направленность  в идеале исключительно на  производство знания, нередко  вне конкретных представлений  о возможных сферах и способах  его последующего применения. 
  • 2) В основе познавательных действий лежит четкая выделенность их предмета. Наука в отличие от других типов познания нацелена на предметное и объективное изучение действительности (исследование объектов как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития – снятие личностных и ценностных моментов).
  • 3) Прогностичность – направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира.

Специфика  научного познания 

  • 4) Научное  познание предполагает использование  специализированного инструментария:  специальные материальные средства  (реактивы, экспериментальные установки,  контрольные приборы и т.д.),  средства обработки информации  и связи, транспортные средства,  энергетические установки и т.д.
  • 5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.).
  • 6) Специализированный язык. По сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.
  • 7) Результаты познавательных действий, организованных в форме научного познания, должны соответствовать ряду требований: объективности, воспроизводимости, контролируемости путей получения, обоснованности, системности.

Структура  научного познания 

  • Выделяют  три основных уровня:
  • Эмпирический
  • Теоретический
  • Метатеоретический

Специфика  эмпирического познания 

  • Эмпирическое  исследование направлено в своей  основе на изучение явлений  и связей между ними (установление  самого факта существования познаваемого  объекта, его наблюдаемых свойств  и связей с другими объектами, интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т.д.).
  • На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, а как бы проступают через явления.
  • Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).

Специфика  теоретического познания 

  • На  уровне теоретического познания  происходит выделение сущностных  связей объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет  собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.
  • В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных идеальных объектов, в которых интересующие исследователя явления и процессы представлены в чистом виде путем исключения реальных условий их существования (например, материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические объекты).

Специфика  метатеоретического  познания 

  • Все  многообразие знаний объединено  в целостность. Это обеспечивается  не только взаимосвязью между  метатеоретических оснований науки (научная картина мира, идеалы  и нормы научного исследования, философские основания науки). Метатеоретические  основания науки выступают системообразующим  блоком научного познания.
  • Функции метатеоретических оснований науки:
  • - определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;
  • - систематизация имеющихся научных знаний;
  • - обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

Формы  эмпирического знания 

  • Данные  наблюдения - отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в соответствии с характером общей направленности научного исследования, его целей и задач. Информация о данных наблюдения фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме. В данных наблюдения наряду с объективной информацией содержится значительный пласт субъективной информации, зависящий от состояния наблюдателя и приборов (поэтому данные наблюдений могут давать как случайные, так и систематические ошибки).
  • Эмпирический факт – форма научного знания, предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:
  • - нахождение в данных наблюдения устойчивого содержания;
  • - необходимость истолкования выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.

Формы  теоретического знания 

  • Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения.
  • Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.
  • Теория – форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных объектов и их отношений.
  • В рамках теории выделяют три основных элемента:
  • - теоретическая идеальная модель (идеальные объекты и связи между ними);
  • - набор понятий, в которых выражается содержание элементов (материальная точка, атом, электрон и т.д.);
  • - законы, выражающие связи элементов теоретической идеальной модели и сформулированные в знаковой форме.

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"