Наука
и ее социокультурный
статус
- 1.
Понятие науки
и ее основные
функции.
- 2.
Специфика и структура
научного познания.
- 3.
Формы научного знания.
- 4.
Методы научного познания.
Понятие
науки
- Наука
– сфера социально организованной
познавательной деятельности, в которой
осуществляется рационально-понятийное
освоение действительности, фиксируемое
в системе предметного, объективного знания.
- В качестве
самостоятельной формы духовной культуры
общества наука выделяется в результате
интеллектуальной революции 17 в.
Понятие
науки
- В настоящее
время в философии и методологии
науки закрепилось представление
о науке как о явлении общественной
жизни, специфика которого подчеркивается
указанием на его основные
аспекты:
- наука
как специфическая деятельность;
- наука
как система знания;
- наука
как социальный институт;
- наука
как производительная сила;
- наука
как форма общественного сознания.
Наука
как специфическая
деятельность
- это
система познавательных действий,
направленных на производство
и теоретическую систематизацию
объективных знаний о природной,
социальной и духовной реальности
и самом познании.
- Специфика
научной деятельности определяется через
специфику ее субъекта, объекта и средств.
- Объект
научной деятельности – совокупность
особых сконструированных идеализированных
объектов, которые не даны в повседневном
опыте.
- Субъект
научной деятельности – совокупность
людей, обладающих особой профессиональной
подготовкой; для этого создается особая
система подготовки, которая предполагает
освоение субъектом большого массива
знаний, умений, навыков и методов.
Структура
научной деятельности
- В структурном
плане наука как специфическая
деятельность организована, прежде
всего, по дисциплинарному принципу.
- Наиболее
масштабно можно выделить три основные
единицы измерения науки как деятельности
по производству и теоретической систематизации
знания:
- 1) естественные
– науки о природе;
- 2) гуманитарные
– науки об обществе и человеке;
- 3) технические
– науки об искусственных объектах.
- В рамках
представлений о науке как специфической
деятельности выделяют два
основных типа научных
исследований:
- - фундаментальные
(исследования, ориентированные на приращение
предметного знания, фиксируемого в форме
наиболее общих представлений и законов);
- - прикладные
(исследования, ориентированные на приращение
предметного знания, используемого непосредственно
для решения практических задач).
Наука
как система знаний
- Совокупность
систематизированных и обоснованных
сведений о природной, социальной
и духовной реальности.
- Структура
научного знания также организована прежде
всего по дисциплинарному принципу, т.е.,
за счет выделения отдельных научных дисциплин
в зависимости от объекта и субъекта исследования.
Наука
как социальный
институт
- Сообщество
занятых научной деятельностью
людей, организованное в системе
научных учреждений, объединенных
определенными принципами и нормами
профессиональной коммуникации, а
также формами взаимосвязи с
конкретно-историческим типом общества.
- Как социальный
институт наука сформировалась в Новое
время.
- В настоящее
время в структуре науки как социального
института выделяют три сектора:
- 1) академический
(преобладают фундаментальные исследования);
- 2) вузовский
(фундаментальные + прикладные);
- 3) отраслевой
(преобладают прикладные исследования).
Наука
как производительная
сила
- В настоящее
время наука является важнейшей
составляющей производительных
сил общества и фактором их
развития на пути разработки
и использования новых технологий,
предметов труда и продуктов
предметно-практической деятельности.
- Технологии
на основе науки, в настоящее время обеспечивают
производство свыше 90% общественного продукта.
Наука
как форма общественного
сознания
- Наука
выступает отражением реальности
в рационально упорядоченных
и систематизированных формах
знания.
- Ведущее
значение в этом плане имеют фундаментальные
науки, где периодически возникают и решаются
мировоззренческие вопросы.
- Важную
роль имеет выработанный в науке стиль
мышления как наиболее системный и обоснованный.
Основные
социальные функции
науки
- - культурно-мировоззренческая
(наука оказывает важнейшее влияние на
формирование мировоззрения и ценностно-культурных
ориентаций общества; она во многом определяет
характер предметных представлений о
мире и месте в нем человека);
- - функция
непосредственной производительной силы
(использование науки для функционирования
производства и управления им);
- - функция
социальной силы (использование науки
для регулирования процессов социального
развития (социально-экономические программы));
- - образовательная
(воспроизводство научного знания в системах
образования и трансляции социального
опыта).
Динамика
науки
- Выделяют
два вида динамики науки:
- - экстенсивный
(постепенное накопление новых данных,
фактов, методов и т.д. в рамках устоявшихся
господствующих теорий и концепций);
- - интенсивный
(пересмотр старых и формирование новых
теорий и концепций).
- В осмыслении
закономерностей развития науки в рамках
философии науки существуют два основных
подхода:
- - интернализм
(развитие науки представляется как история
научных идей, управляемая внутренне присущими
ей закономерностями);
- - экстернализм
(развитие науки определяется внешними
социальными факторами).
Специфика
научного познания
- 1) Направленность
в идеале исключительно на
производство знания, нередко
вне конкретных представлений
о возможных сферах и способах
его последующего применения.
- 2) В основе
познавательных действий лежит четкая
выделенность их предмета. Наука в
отличие от других типов познания нацелена
на предметное и объективное изучение
действительности (исследование объектов
как подчиняющихся объективным законам
функционирования и развития – снятие
личностных и ценностных моментов).
- 3) Прогностичность
– направленность на предсказание будущих
событий, состояний и свойств исследуемых
объектов. Наука стремится к тому, чтобы
создать задел знаний для будущих форм
практического освоения мира.
Специфика
научного познания
- 4) Научное
познание предполагает использование
специализированного инструментария:
специальные материальные средства
(реактивы, экспериментальные установки,
контрольные приборы и т.д.),
средства обработки информации
и связи, транспортные средства,
энергетические установки и т.д.
- 5) Научное
познание регламентируется определенной
совокупностью методов и других видов
нормативного знания (принципов, идеалов,
норм и т.д.).
- 6) Специализированный
язык. По сравнению с языком повседневного
общения для него характерны более высокая
степень однозначности слов и выражений,
большая компактность, точность и системность
правил.
- 7) Результаты
познавательных действий, организованных
в форме научного познания, должны соответствовать
ряду требований: объективности, воспроизводимости,
контролируемости путей получения, обоснованности,
системности.
Структура
научного познания
- Выделяют
три основных уровня:
- Эмпирический
- Теоретический
- Метатеоретический
Специфика
эмпирического познания
- Эмпирическое
исследование направлено в своей
основе на изучение явлений
и связей между ними (установление
самого факта существования познаваемого
объекта, его наблюдаемых свойств
и связей с другими объектами,
интенсивности выявленных свойств,
их видимой динамики и т.д.).
- На уровне
эмпирического познания сущностные связи
не выделяются еще в чистом виде, а как
бы проступают через явления.
- Эмпирическое
исследование базируется на непосредственном
практическом взаимодействии исследователя
с изучаемым объектом. К средствам эмпирического
исследования относятся средства наблюдения,
измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные
установки, специальное оборудование
и помещения и т.д.).
Специфика
теоретического познания
- На
уровне теоретического познания
происходит выделение сущностных
связей объекта в чистом виде.
Сущность объекта представляет
собой взаимодействие ряда законов,
которым подчиняется данный объект.
- В теоретическом
исследовании отсутствует непосредственное
практическое взаимодействие с объектами;
объект изучается опосредованно. Это достигается
путем представления предмета исследования
в виде системы абстрактных идеальных
объектов, в которых интересующие
исследователя явления и процессы представлены
в чистом виде путем исключения реальных
условий их существования (например, материальная
точка в механике, абсолютно твердое тело
в физике, идеальный газ в термодинамике,
почти все математические объекты).
Специфика
метатеоретического
познания
- Все
многообразие знаний объединено
в целостность. Это обеспечивается
не только взаимосвязью между
метатеоретических оснований науки
(научная картина мира, идеалы
и нормы научного исследования,
философские основания науки). Метатеоретические
основания науки выступают системообразующим
блоком научного познания.
- Функции
метатеоретических
оснований науки:
- - определение
стратегии научного поиска в определенную
историческую эпоху с учетом господствующего
типа научной рациональности;
- - систематизация
имеющихся научных знаний;
- - обеспечение
включения научных знаний в культуру соответствующей
исторической эпохи.
Формы
эмпирического знания
- Данные
наблюдения - отражают само наличие
исследуемых объектов, их свойства, типы
отношений с другими объектами в соответствии
с характером общей направленности научного
исследования, его целей и задач. Информация
о данных наблюдения фиксируется в форме
протоколов наблюдения в языковой форме.
В данных наблюдения наряду с объективной
информацией содержится значительный
пласт субъективной информации, зависящий
от состояния наблюдателя и приборов (поэтому
данные наблюдений могут давать как случайные,
так и систематические ошибки).
- Эмпирический
факт – форма научного знания, предусматривающая
констатацию достоверной, объективной
информации. Переход от данных наблюдения
к эмпирическому факту предполагает следующие
операции:
- - нахождение
в данных наблюдения устойчивого содержания;
- - необходимость
истолкования выявляемого в наблюдениях
устойчивого содержания. В процессе такого
истолкования широко используются ранее
полученные теоретические знания.
Формы
теоретического знания
- Проблема
– форма теоретического знания, содержанием
которой является противоречивая ситуация
в сфере научного познания, требующая
решения.
- Гипотеза
– форма теоретического знания, содержащая
научное предположение о существенных
характеристиках и глубинных необходимых
связях изучаемых явлений и процессов.
- Теория
– форма научного знания, содержащая обобщающие
абстрактные конструкты и набор понятий
и законов, которые воспроизводят объект
в виде определенным образом структурированной
совокупности идеализированных объектов
и их отношений.
- В рамках
теории выделяют три основных элемента:
- - теоретическая
идеальная модель (идеальные объекты и
связи между ними);
- - набор
понятий, в которых выражается содержание
элементов (материальная точка, атом,
электрон и т.д.);
- - законы,
выражающие связи элементов теоретической
идеальной модели и сформулированные
в знаковой форме.