Философия
Возрождения
- 1.
Характерные черты эпохи
Возрождения и их отражение
в философской мысли.
- 2.
Гуманизм и антропоцентризм
философии эпохи Возрождения.
- 3.
Натурфилософия Возрождения.
- 4.
Социальная философия
Возрождения.
Основные
социокультурные
черты эпохи Возрождения
- Возрождение
- эпоха в истории европейского общества
14-16 вв., представляющая собой переходный
этап от эпохи Средневековья к эпохе раннего
Нового времени.
- Определяющими
изменениями в
жизни общества
стали:
- начало
формирования капиталистической промышленности;
- накопление
торгового и ростовщического капитала;
- великие
географические открытия;
- прогрессирующее
развитие городов;
- формирование
централизованных национальных государств;
- конфессиональный
раскол европейского общества в результате
Реформации;
- постепенный
распад сословной структуры общества,
формирование новой прослойки предприимчивых
людей.
Культура
Возрождения
- Культура
Возрождения зародилась в Италии.
- В разных
странах культура Возрождения развивается
различными темпами. Наивысшая точка развития
культуры Ренессанса приходится на XVI
век, когда Ренессанс распространяется
на другие страны Европы.
Отличительные
черты культуры
Возрождения
- Индивидуализм
– культурно-мировоззренческий принцип,
согласно которому человеческая индивидуальность
провозглашается высшей ценностью;
- Гуманитаризм
– провозглашение гуманитарных знаний
основой теоретического мировоззрения;
- Культ
античности - античная культура стала
предметом внимательного изучения, преклонения
и подражания;
- Критицизм
в отношении средневекового
наследия – Средние века провозглашались
«провалом», «темными веками» в истории
Европы; особенно жестко критиковались
авторы и учения, признанные средневековой
схоластикой;
- Стремление
к синтезу достижений
античной и христианской
культуры.
Основные
черты философии
Возрождения
Антропоцентризм
- Индивид,
личность ставится в центр
теоретических построений. Сквозь
призму личности рассматриваются
все философские темы и вопросы.
- Изменяется
понимание соотношения Бога и человека.
Если философия эпохи Средневековья утверждала,
что на первом месте всегда должен стоять
Бог и лишь затем человек, то философия
Возрождения выдвигает на первый план
человека, а затем говорит о Боге .
- Человек
— сотрудник Бога в творческой деятельности.
Бог — творец всего сущего, человек —
творец культуры .
Гуманизм
- Происхождение
термина связано с понятием studia
humanitatis — «гуманитарные студии».
С 14 в. под ними понимался комплекс
учебных дисциплин, в который
входили грамматика, риторика, поэзия,
история, этика. Преподавателей этих
дисциплин стали называть гуманистами.
Их изучение издавна строилось
на знакомстве с античными
авторами. Однако гуманисты Возрождения
увидели в «гуманитарных студиях»
не просто некоторые дисциплины,
занятые изучением человека, а
средство его воспитания и
развития. Осознав особое значение
гуманитарных знаний, философия
Возрождения особо акцентировала
значение античного наследия
для воспитания человечности.
- Под «человеческим»
гуманисты стали понимать совокупность
качеств (humanitas), требующих специальной
тренировки по их формированию. Главное
среди них – способность к творчеству.
Основные
этапы философии
Возрождения
- Гуманистический
(в Италии – 14 – первая половина
15 вв.) – Ориентация на осмысление
проблемы человека, рассматриваемого
в первую очередь в качестве
творческой индивидуальности.
- Неоплатонический
(вторая половина 15 – первая треть 16 вв.)
– Ориентация на создание комплексных
философских систем, включающих в себя
целостный анализ мира и человека на основании
философии неоплатонизма.
- Натурфилософский
(середина 16 – начало 17 вв.) - Ориентация
на рационально-логическое постижение
природы с использованием элементов естествознания.
Гуманистический
этап философии
Возрождения
- В Италии
гуманизм достигает расцвета
в 14 – первой половине 15 вв.
- В других
странах Европы гуманизм распространяется
в 16 в.
Основные
представители:
В Италии:
Данте Алигьери, Франческо Петрарка.
В других
странах Европы: Эразм Роттердамский,
Мишель Монтень
Гуманистический
этап философии
Возрождения
Основные
идеи и специфические черты:
- Идея
достоинства личности - признание за
человеком права и обязанности совершенствовать
мир и самого себя с помощью разума и в
соответствии с его принципами. Разрушался
традиционный образ человека как существа
греховного и зависимого от Бога и утверждалась
мысль о том, что место человека в мире
обусловлено не грехом и спасением, а исключительно
его достоинством.
- Идея
свободы воли человеческой
личности - признание способности человека
к самосовершенствованию, свидетельством
чего является созданный человеком мир
культуры, который дополняет и завершает
сотворенное Богом. В данной связи человек
как бы уподобляется Богу.
- Возрождение
этических учений античности: эпикуреизма,
стоицизма, скептицизма и их синтез с обновленной
христианской этикой.
- Критика
схоластики как бесполезного знания.
Неоплатонический
этап философии
Возрождения
- Данный
этап был вызван к жизни
критикой философских оснований
схоластического аристотелизма. В
качестве оппозиции ему возрастает
интерес к идеям неоплатонизма.
- В 1459 г.
во Флоренции по инициативе местного правителя
Козимо Медичи была основана Платоновская
Академия.
- Ренессансный
неоплатонизм явился по существу первой
попыткой создания целостной философской
системы, противостоящей схоластике.
- Основные
представители ренессансного неоплатонизма:
Марсилио Фичино, Николай
Кузанский.
Неоплатонический
этап философии
Возрождения
- Главная
философская проблема - проблема
взаимоотношений Бога и мира.
Признавая Бога в качестве
творца мира, происходит отход
от средневекового принципа теоцентризма.
- Основной
онтологический принцип – мистический
пантеизм.
- Сущность
мистического пантеизма: Бог рассматривается
по аналогии с Единым неоплатонизма. Бог
- это абсолютное бытие. Мир не противостоит
Богу, а присутствует в нем. Бог - это свет,
который пронзает весь мир и каждую вещь
в нем и придает всему смысл и значение,
порождает гармонию.
Натурфилософия
Возрождения
- Натурфилософия
– постижение природы на основе
абстрактно-понятийного мышления
в форме рассуждений.
- Натурфилософия
Возрождения заключает в себе предпосылки
формирования научного освоения мира.
- Ее отличительной
особенностью является синкретизм – единство
различных, зачастую противоречащих друг
другу, способов освоения природы, таких
как:
- абстрактно-логическое
размышление о природе;
- мистическое
проникновение в тайны природы (естественная
магия, астрология, алхимия);
- элементы
опытно-экспериментального исследования
природы.
Натурфилософия
Возрождения
- Основной
принцип – натуралистический
пантеизм.
- Его сущность
– фактическое отождествление Бога с
природой. Бог – активная и движущая форма
природы, неотделимая от нее.
Основные
представители натурфилософии
Возрождения
- Николай
Коперник
- Бернардино
Телезио
- Джордано
Бруно
- Галилео
Галилей
Коперниковский
переворот
- Земля
не составляет неподвижного центра
видимого мира, а вращается вокруг
своей оси.
- Земля
обращается вокруг Солнца, находящегося
в центре мира.
- Солнечная
система окаймлена цепью неподвижных
звезд
- Петли,
описываемые планетами среди звезд, —
следствие того, что мы наблюдаем их не
из центра, вокруг которого они действительно
обращаются, т.е. не с Солнца, а с Земли.
Натурфилософские
идеи Д. Бруно
- Отождествление
Бога и природы: природа - это Бог
в вещах.
- Бог –
универсальная, бесконечная субстанция
мира, источник всякого движения и существования.
- Однако
Бог и природа неотделимы друг от друга:
Бог – активная и движущая форма, природа
– материя единого целого.
- Следовательно,
Вселенная, как и Бог, бесконечна в пространстве
и времени.
- Вселенная
одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные
тела обладают конечной величиной, численность
их бесконечна.
- У Вселенной,
поскольку она бесконечна, нет центра,
или можно сказать, что центр Вселенной
везде.
Социальная
философия Возрождения
- Интерес
к проблеме человека в философии
Возрождения становится причиной
и интереса к исследованию
общества, состоящего из людей.
- Сложился
ряд направлений в социальной философии
Возрождения:
- Политический
реализм
- Христианский
гуманизм
- Утопический
социализм
Политический
реализм
- Основной
представитель – Никола Макиавелли
(1469-1527).
- Его основной
труд – «Государь».
- Политика
- наука о соотношении социальных сил
и интересов в обществе. Задача политической
науки состоит том, чтобы, исследовав данное
соотношение, объяснить реальное, действительное
положение вещей в обществе в конкретной
ситуации.
- В политической
жизни общества главной ценностью провозглашается
государственный интерес, реализация
которого должна опираться на любые средства,
наиболее подходящие в конкретной ситуации.
- В связи
с этим формулируется идея «нового государя»
– абсолютного властелина. Такой правитель
должен придерживаться принципа твердой
власти, соединять в себе черты льва и
лисицы, символизирующих собой насилие
и хитрость, принуждение и коварство. При
этом важно казаться добродетельным, дабы
не утратить расположения и доверия подданных.