Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Философия  Возрождения 

  • 1.  Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философской мысли.
  • 2. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
  • 3. Натурфилософия Возрождения.
  • 4. Социальная философия Возрождения.
 
 
 
 

Основные  социокультурные  черты эпохи Возрождения 

  • Возрождение - эпоха в истории европейского общества 14-16 вв., представляющая собой переходный этап от эпохи Средневековья к эпохе раннего Нового времени.
 
  • Определяющими  изменениями в  жизни общества  стали:
  • начало формирования капиталистической промышленности;
  • накопление торгового и ростовщического капитала;
  • великие географические открытия;
  • прогрессирующее развитие городов;
  • формирование централизованных национальных государств;
  • конфессиональный раскол европейского общества в результате Реформации;
  • постепенный распад сословной структуры общества, формирование новой прослойки предприимчивых людей.
 
 
 
 

Культура  Возрождения 

  • Культура  Возрождения зародилась в Италии.
  • В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.
 
 
 
 

Отличительные  черты культуры  Возрождения 

  • Индивидуализм  – культурно-мировоззренческий принцип, согласно которому человеческая индивидуальность провозглашается высшей ценностью;
  • Гуманитаризм – провозглашение гуманитарных знаний основой теоретического мировоззрения;
  • Культ античности - античная культура стала предметом внимательного изучения, преклонения и подражания;
  • Критицизм в отношении средневекового наследия – Средние века провозглашались «провалом», «темными веками» в истории Европы; особенно жестко критиковались авторы и учения, признанные средневековой схоластикой;
  • Стремление к синтезу достижений античной и христианской культуры.
 
 
 
 

Основные  черты философии  Возрождения 

  • Антропоцентризм 
  • Гуманизм
 
 
 
 

Антропоцентризм 

  • Индивид, личность ставится в центр  теоретических построений. Сквозь  призму личности рассматриваются  все философские темы и вопросы.
  • Изменяется понимание соотношения Бога и человека. Если философия эпохи Средневековья утверждала, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то философия Возрождения выдвигает на первый план человека, а затем говорит о Боге .
  • Человек — сотрудник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец культуры .
 
 
 
 

Гуманизм 

  • Происхождение  термина связано с понятием studia humanitatis — «гуманитарные студии». С 14 в. под ними понимался комплекс  учебных дисциплин, в который  входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих  дисциплин стали называть гуманистами. Их изучение издавна строилось  на знакомстве с античными  авторами. Однако гуманисты Возрождения  увидели в «гуманитарных студиях»  не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а  средство его воспитания и  развития. Осознав особое значение  гуманитарных знаний, философия  Возрождения особо акцентировала  значение античного наследия  для воспитания человечности.
  • Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Главное среди них – способность к творчеству.
 
 
 
 

Основные  этапы философии  Возрождения 

  • Гуманистический (в Италии – 14 – первая половина 15 вв.) – Ориентация на осмысление  проблемы человека, рассматриваемого  в первую очередь в качестве  творческой индивидуальности.
  • Неоплатонический (вторая половина 15 – первая треть 16 вв.) – Ориентация на создание комплексных философских систем, включающих в себя целостный анализ мира и человека на основании философии неоплатонизма.
  • Натурфилософский (середина 16 – начало 17 вв.) - Ориентация на рационально-логическое постижение природы с использованием элементов естествознания.
 
 
 
 

Гуманистический  этап философии  Возрождения 

  • В Италии  гуманизм достигает расцвета  в 14 – первой половине 15 вв.
  • В других странах Европы гуманизм распространяется в 16 в.

Основные  представители:

В Италии: Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

В других  странах Европы: Эразм Роттердамский, Мишель Монтень

 
 
 
 

Гуманистический  этап философии  Возрождения 

Основные  идеи и специфические черты:

  • Идея достоинства личности - признание за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью разума и в соответствии с его принципами. Разрушался традиционный образ человека как существа греховного и зависимого от Бога и утверждалась мысль о том, что место человека в мире обусловлено не грехом и спасением, а исключительно его достоинством.
  • Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.
  • Возрождение этических учений античности: эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и их синтез с обновленной христианской этикой.
  • Критика схоластики как бесполезного знания.
 
 
 
 

Неоплатонический  этап философии  Возрождения 

  • Данный  этап был вызван к жизни  критикой философских оснований  схоластического аристотелизма. В  качестве оппозиции ему возрастает  интерес к идеям неоплатонизма.
  • В 1459 г. во Флоренции по инициативе местного правителя Козимо Медичи была основана Платоновская Академия.
  • Ренессансный неоплатонизм явился по существу первой попыткой создания целостной философской системы, противостоящей схоластике.
  • Основные представители ренессансного неоплатонизма: Марсилио Фичино, Николай Кузанский.
 
 
 
 

Неоплатонический  этап философии  Возрождения 

  • Главная  философская проблема - проблема  взаимоотношений Бога и мира. Признавая Бога в качестве  творца мира, происходит отход  от средневекового принципа теоцентризма.
  • Основной онтологический принцип – мистический пантеизм.
  • Сущность мистического пантеизма: Бог рассматривается по аналогии с Единым неоплатонизма. Бог - это абсолютное бытие. Мир не противостоит Богу, а присутствует в нем. Бог - это свет, который пронзает весь мир и каждую вещь в нем и придает всему смысл и значение, порождает гармонию.
 
 
 
 

Натурфилософия  Возрождения 

  • Натурфилософия  – постижение природы на основе  абстрактно-понятийного мышления  в форме рассуждений.
  • Натурфилософия Возрождения заключает в себе предпосылки формирования научного освоения мира.
  • Ее отличительной особенностью является синкретизм – единство различных, зачастую противоречащих друг другу, способов освоения природы, таких как:
  • абстрактно-логическое размышление о природе;
  • мистическое проникновение в тайны природы (естественная магия, астрология, алхимия);
  • элементы опытно-экспериментального исследования природы.
 
 
 
 

Натурфилософия  Возрождения 

  • Основной  принцип – натуралистический пантеизм.
  • Его сущность – фактическое отождествление Бога с природой. Бог – активная и движущая форма природы, неотделимая от нее.
 
 
 
 

Основные  представители натурфилософии  Возрождения 

  • Николай  Коперник
  • Бернардино Телезио
  • Джордано Бруно
  • Галилео Галилей
 
 
 
 

Коперниковский  переворот 

  • Земля  не составляет неподвижного центра  видимого мира, а вращается вокруг  своей оси.
  • Земля обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
  • Солнечная система окаймлена цепью неподвижных звезд
  • Петли, описываемые планетами среди звезд, — следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т.е. не с Солнца, а с Земли.
 
 
 
 

Натурфилософские  идеи Д. Бруно 

  • Отождествление  Бога и природы: природа - это Бог  в вещах.
  • Бог – универсальная, бесконечная субстанция мира, источник всякого движения и существования.
  • Однако Бог и природа неотделимы друг от друга: Бог – активная и движущая форма, природа – материя единого целого.
  • Следовательно, Вселенная, как и Бог, бесконечна в пространстве и времени.
  • Вселенная одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна.
  • У Вселенной, поскольку она бесконечна, нет центра, или можно сказать, что центр Вселенной везде.
 
 
 
 

Социальная  философия Возрождения 

  • Интерес  к проблеме человека в философии  Возрождения становится причиной  и интереса к исследованию  общества, состоящего из людей.
  • Сложился ряд направлений в социальной философии Возрождения:
    • Политический реализм
    • Христианский гуманизм
    • Утопический социализм
 
 
 
 

Политический  реализм 

  • Основной  представитель – Никола Макиавелли (1469-1527).
  • Его основной труд – «Государь».
  • Политика - наука о соотношении социальных сил и интересов в обществе. Задача политической науки состоит том, чтобы, исследовав данное соотношение, объяснить реальное, действительное положение вещей в обществе в конкретной ситуации.
  • В политической жизни общества главной ценностью провозглашается государственный интерес, реализация которого должна опираться на любые средства, наиболее подходящие в конкретной ситуации.
  • В связи с этим формулируется идея «нового государя» – абсолютного властелина. Такой правитель должен придерживаться принципа твердой власти, соединять в себе черты льва и лисицы, символизирующих собой насилие и хитрость, принуждение и коварство. При этом важно казаться добродетельным, дабы не утратить расположения и доверия подданных. 

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"