Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций
Описание
Философия 17-18 вв. 1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени. 2. Направление эмпиризма в философии нового времени. 3. Направление рационализма в философии Нового времени. 4. Философия Просвещения.
330 год
- перенос столицы из Рима
в Константинополь.
395 год
– раздел Римской империи на Восточную
и Западную.
410 год
– разграбление Рима варварами.
476 год
– падение Западной Римской империи.
Специфика
средневековой философии
Отличительной
особенностью средневековой философии,
которая проходит через всю
историю этого периода, является
ее связь с религией
во всем спектре взаимоотношений. При
чем имеется в виду религия, основанная
на принципах монотеизма и богооткровения
(христианство, иудаизм, ислам).
Монотеизм
– религия, признающая существование
единого Бога – творца и управителя Вселенной.
Богооткровение
– принцип, согласно которому единственным
источником знаний о Боге (сверхъестественном)
является Слово Божие, закрепленное в
священных текстах.
Хронологические
рамки средневековой
философии
1-14
вв. – период, когда философия
находилась в тесной взаимосвязи
с религией, основанной на принципах
монотеизма и богооткровения.
Первоначально христианство формируется среди беднейших слоевнаселения Иудеи в 1 в. н.э., а затем быстро распространяется во всей Римской империи. Изначально христианство представляло собой движение протестапротив господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества.
Постепенно христианство проникает в различные социальные слои населения. С 4 в. оно становится господствующей религией Римской империи, а затем в большинстве европейских государств Средневековья. В результате христианская церковь превращается в идеологическую надстройку в рамках доминирующей культуры общества.
С 4 в. происходит формирование единой христианской догматики и культа, для обоснования которых используются некоторые философские идеи.
Источники
средневековой философии
Священные
тексты (Священное Писание и Священное
Предание) – рассматриваются как
основной источник формирования
философских идей и как наиболее
надежное основание достоверных
знаний (содержит в себе абсолютную
истину).
Идеи античной
философии – рассматриваются как вспомогательный
источник формирования философских идей
Средневековья. Античные философы предлагали
как правильные, так и неправильные идеи.
Поэтому необходимо выбрать наиболее
ценные идеи античной философии и использовать
их для обоснования христианского мировоззрения.
В Средневековье
получила распространение формула: «Философия
– служанка богословия».
Основные
принципы средневековой
философии
Теоцентризм
–понимание мира, в котором источником
и причиной всего сущего выступает Бог
как центр мироздания, активное и творящее
его начало. Служение Богу – основа нравственности,
подражание Богу и уподобление ему – высшая
цель. Все существующее соотносится с
божественным совершенством и благодаря
этому занимает свое место в мире.
Креационизм
– принцип, в соответствии с которым Бог
из ничего сотворил живую и неживую природу,
временную и пребывающую в постоянном
изменении.
Провиденциализм
– принцип, в соответствии с которым все
явления, процессы и события, происходящие
в мире предопределены Богом.
Ревеляционизм
– принцип, согласно которому источником
всех знаний и самым надежным способом
познания является Священное Писание,
в котором воплощено божественное откровение.
Периодизация
средневековой философии
Патристика
(2-8 вв.)
Период
формирования христианского теоретического
мировоззрения при использовании наследия
античной философии
Схоластика
9-14 вв.)
Период
преобладания философского обоснования
и комментирования теоретического мировоззрения,
сформированного в период патристики
Патристика
(2-8 вв.)
Термин
происходит от латинского слова
«pater» - «отец».
Патристика
означает учение «отцов церкви».
«Отцами
церкви» именуются знаменитые богословы
и организаторы христианской церкви, авторитет
которых сыграл важную роль в становлении
христианской догматики, формировании
канона Священного Писания и иерархической
организации церкви. Данные деятели одновременно
обосновывали и философские основания
христианского мировоззрения.
Важную
роль в формировании патристики сыграли
Вселенские соборы христианской церкви
4-8 вв., на которых была разработана система
религиозной догматики, ставшая фундаментальным
источником патристики.
Философским
основанием патристики являются античные
философские учения, в особенности неоплатонизм.
Основные
направления и
представители патристики
Латинская
патристика
Августин
Аврелий
Северин
Боэций
Греко-византийская
патриситка
Григорий
Богослов
Григорий
Нисский
Иоанн Дамаскин
Основные
философские проблемы
патристики
Проблема
сущности Бога и соотношения
Бога и мира
Проблема
специфики познания
Проблема
человека и его сущности
Проблема
сущности общества и исторического процесса
Проблема
сущности Бога
и соотношения
Бога и мира
Бог
есть высшее бытие, где пребывают
все вечные и неизменные идеи, определяющие
мировой порядок. Он имеет три равноценные
лица – Отец, Сын, Святой дух, объединенные
единой божественной сущностью и волей.
Идеи – творения Бога, содержащиеся в
божественном разуме. Творение мира происходит
из ничего благодаря божественной воле
на основе содержащихся в божественном
разуме идей.
Бог есть
безусловное благо и красота.
Теодицея
– идея оправдания Бога перед лицом мирового
зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие,
ничто. Следовательно, оно не является
творением Бога.
Проблема
специфики познания
Чувственное
и рациональное познание способны
давать только неполное и приблизительное
знание.
«Верю,
чтобы понимать» - религиозная вера
рассматривается как высшая способность
и универсальная методологическая установка
познания. Путь познания есть восхождение
разума, ведомого верой, к Богу.
Соотношение
веры и разума трактуется следующим образом:
«Вера вопрошает, разум
обнаруживает» - Вера обладает высшим
авторитетом, она показывает путь к знанию,
задает его предмет.
Проблема
человека и его
сущности
Человек
занимает в мире особое место.
Он – особое творение Бога,
соединяющее в себе материальную
природу, бессмертную разумную душу
и свободную волю. Сущность души
проявляется в способности к
восприятию божественного озарения,
а также в волевом факторе.
Однако
в результате грехопадения человек утратил
способность направлять свою волю к добру
и осужден на гибель. Только Бог актом
своей воли дарует человеку благодать
спасения за веру, которая дается Богом
только для избранных. Собственными усилиями
добиться спасения человек не может.
Важнейшей
моральной добродетелью и целью человеческой
жизни провозглашается любовь к Богу.
Главное внимание уделено «внутреннему
человеку», полностью обращенному к
Богу и открывающему ему душу.
Проблема
сущности общества
и исторического
процесса
Линейное
понимание развития человеческого
общества:
Его суть:
История
сравнивается со стрелой. История имеет
свое начало - сотворение мира и свой конец
– Страшный Суд, а также свою цель – победу
божественного предопределения. Божественное
предопределение обусловило наличие двух
царств в человеческом обществе: Божьего
и земного. Земное царство – совокупность
грешников, руководимых собственными
эгоистическими инстинктами и использующих
войны и насилие. Град Божий – это совокупность
людей, живущих согласно божественным
заповедям. Выражением Града Божьего является
церковь
Вся история
человечества – это борьба двух градов.
Град земной подвергает гонениям Град
Божий. Однако божественное предопределение
ведет к окончательной победе Града Божия,
которое наступит в результате конца мира
и Страшного суда.
Схоластика
(9-14 вв.)
Термин
происходит от латинского слова
«schola» - «школа».
Схоластика
тесно связана со становлением профессионального
преподавания философии в первых европейских
университетах.
Главной
задачей схоластики являлось наиболее
точное толкование авторитетных философских
текстов (в первую очередь периода патристики),
которые сами по себе считались неоспоримыми.
Схоластика – комментаторская философская
культура.
Философским
основанием схоластики выступают философские
идеи античности, в первую очередь аристотелизм.
Основные
этапы развития
схоластики
1) ранняя
схоластика (преобладание идей
Августина Аврелия и христианизированного
неоплатонизма); основные представители:
Иоанн Скот Эриугена, Ансельм
Кентерберийский.
2) классическая
схоластика (складывается преобладание
идей христианизированного аристотелизма);
основные представители: Фома Аквинский,
Пьер Абеляр.
3) критическая
схоластика (на основании христианизированного
аристотелизма формируется тенденции
к размежеванию сфер философии и богословия);
основные представители: Иоанн Дунс Скотт,
Уильям Оккам.