Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Средневековая  философия 

  • Условия  формирования и основные черты  средневековой философии.
  • Философские проблемы философской патристики.
  • Философские проблемы средневековой схоластики.

    Исторические события, вызвавшие гибель Античности и положившие начало эпохи Средневековья 

  • 330 год  - перенос столицы из Рима  в Константинополь.
  • 395 год – раздел Римской империи на Восточную и Западную.
  • 410 год – разграбление Рима варварами.
  • 476 год – падение Западной Римской империи.

Специфика  средневековой философии 

  • Отличительной  особенностью средневековой философии, которая проходит через всю  историю этого периода, является  ее связь с религией во всем спектре взаимоотношений. При чем имеется в виду религия, основанная на принципах монотеизма и богооткровения (христианство, иудаизм, ислам).
  • Монотеизм – религия, признающая существование единого Бога – творца и управителя Вселенной.
  • Богооткровение – принцип, согласно которому единственным источником знаний о Боге (сверхъестественном) является Слово Божие, закрепленное в священных текстах.

Хронологические  рамки средневековой  философии 

  • 1-14  вв. – период, когда философия  находилась в тесной взаимосвязи  с религией, основанной на принципах  монотеизма и богооткровения. 

Христианство как фактор формирования европейской философии эпохи Средневековья 
 

  • Первоначально христианство формируется среди беднейших слоев населения Иудеи в 1 в. н.э., а затем быстро распространяется во всей Римской империи. Изначально христианство представляло собой движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества.
 
  • Постепенно христианство проникает в различные социальные слои населения. С 4 в. оно становится господствующей религией Римской империи, а затем в большинстве европейских государств Средневековья. В результате христианская церковь превращается в идеологическую надстройку в рамках доминирующей культуры общества.
  • С 4 в. происходит формирование единой христианской догматики и культа, для обоснования которых используются некоторые философские идеи.

Источники  средневековой философии 

  • Священные  тексты (Священное Писание и Священное  Предание) – рассматриваются как  основной источник формирования  философских идей и как наиболее  надежное основание достоверных  знаний (содержит в себе абсолютную  истину).
  • Идеи античной философии – рассматриваются как вспомогательный источник формирования философских идей Средневековья. Античные философы предлагали как правильные, так и неправильные идеи. Поэтому необходимо выбрать наиболее ценные идеи античной философии и использовать их для обоснования христианского мировоззрения.
  • В Средневековье получила распространение формула: «Философия – служанка богословия».

Основные  принципы средневековой  философии 

  • Теоцентризм –понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало. Служение Богу – основа нравственности, подражание Богу и уподобление ему – высшая цель. Все существующее соотносится с божественным совершенством и благодаря этому занимает свое место в мире.
  • Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, временную и пребывающую в постоянном изменении.
  • Провиденциализм – принцип, в соответствии с которым все явления, процессы и события, происходящие в мире предопределены Богом.
  • Ревеляционизм – принцип, согласно которому источником всех знаний и самым надежным способом познания является Священное Писание, в котором воплощено божественное откровение.

Периодизация  средневековой философии 

  • Патристика (2-8 вв.)
  • Период формирования христианского теоретического мировоззрения при использовании наследия античной философии
 
  • Схоластика 9-14 вв.)
  • Период преобладания философского обоснования и комментирования теоретического мировоззрения, сформированного в период патристики

Патристика (2-8 вв.) 

  • Термин  происходит от латинского слова  «pater» - «отец».
  • Патристика означает учение «отцов церкви».
  • «Отцами церкви» именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви, авторитет которых сыграл важную роль в становлении христианской догматики, формировании канона Священного Писания и иерархической организации церкви. Данные деятели одновременно обосновывали и философские основания христианского мировоззрения.
  • Важную роль в формировании патристики сыграли Вселенские соборы христианской церкви 4-8 вв., на которых была разработана система религиозной догматики, ставшая фундаментальным источником патристики.
  • Философским основанием патристики являются античные философские учения, в особенности неоплатонизм.

Основные  направления и  представители патристики 

Латинская  патристика

  • Августин Аврелий
  • Северин Боэций
 
 

Греко-византийская  патриситка

Григорий  Богослов

Григорий  Нисский

Иоанн Дамаскин

Основные  философские проблемы  патристики 

  • Проблема  сущности Бога и соотношения  Бога и мира
  • Проблема специфики познания
  • Проблема человека и его сущности
  • Проблема сущности общества и исторического процесса

Проблема  сущности Бога  и соотношения  Бога и мира 

  • Бог  есть высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи, определяющие мировой порядок. Он имеет три равноценные лица – Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей. Идеи – творения Бога, содержащиеся в божественном разуме. Творение мира происходит из ничего благодаря божественной воле на основе содержащихся в божественном разуме идей.
  • Бог есть безусловное благо и красота.
  • Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Следовательно, оно не является творением Бога.

Проблема  специфики познания 

  • Чувственное  и рациональное познание способны  давать только неполное и приблизительное  знание.
  • «Верю, чтобы понимать» - религиозная вера рассматривается как высшая способность и универсальная методологическая установка познания. Путь познания есть восхождение разума, ведомого верой, к Богу.
  • Соотношение веры и разума трактуется следующим образом: «Вера вопрошает, разум обнаруживает» - Вера обладает высшим авторитетом, она показывает путь к знанию, задает его предмет.

Проблема  человека и его  сущности 

  • Человек  занимает в мире особое место. Он – особое творение Бога, соединяющее в себе материальную  природу, бессмертную разумную душу  и свободную волю. Сущность души  проявляется в способности к  восприятию божественного озарения, а также в волевом факторе.
  • Однако в результате грехопадения человек утратил способность направлять свою волю к добру и осужден на гибель. Только Бог актом своей воли дарует человеку благодать спасения за веру, которая дается Богом только для избранных. Собственными усилиями добиться спасения человек не может.
  • Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу. Главное внимание уделено «внутреннему человеку», полностью обращенному к Богу и открывающему ему душу.

Проблема  сущности общества  и исторического  процесса 

  • Линейное  понимание развития человеческого  общества:

Его суть:

  • История сравнивается со стрелой. История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд, а также свою цель – победу божественного предопределения.  Божественное предопределение обусловило наличие двух царств в человеческом обществе: Божьего и земного. Земное царство – совокупность грешников, руководимых собственными эгоистическими инстинктами и использующих войны и насилие. Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям. Выражением Града Божьего является церковь
  • Вся история человечества – это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий. Однако божественное предопределение ведет к окончательной победе Града Божия, которое наступит в результате конца мира и Страшного суда.

Схоластика (9-14 вв.) 

  • Термин  происходит от латинского слова  «schola» - «школа».
  • Схоластика тесно связана со становлением профессионального преподавания философии в первых европейских университетах.
  • Главной задачей схоластики являлось наиболее точное толкование авторитетных философских текстов (в первую очередь периода патристики), которые сами по себе считались неоспоримыми. Схоластика – комментаторская философская культура.
  • Философским основанием схоластики выступают философские идеи античности, в первую очередь аристотелизм.

Основные  этапы развития  схоластики 

  • 1) ранняя  схоластика (преобладание идей  Августина Аврелия и христианизированного  неоплатонизма); основные представители:  Иоанн Скот Эриугена, Ансельм  Кентерберийский.
  • 2) классическая схоластика (складывается преобладание идей христианизированного аристотелизма); основные представители: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.
  • 3) критическая схоластика (на основании христианизированного аристотелизма формируется тенденции к размежеванию сфер философии и богословия); основные представители: Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам.

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"