Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Философские  аспекты культуры  и техники 

  • 1.  Философия культуры.
  • 2. Философия техники.
  • 3. Социальные последствия научно-технического прогресса и их осмысление в философской мысли.

Понятие  культуры 

  • Понятие  культуры включает в себя:
  • - специфический способ организации деятельности, а также совокупность продуктов материального и духовного труда человека;
  • - определенные качества и способности личности, полученные в процессе воспитания и образования;
  • - совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений.
 
  • Отсюда  следует, что культура – это созданный людьми мир специфически человеческой жизнедеятельности, а также средства и способы ее осуществления, в которых воплощаются цели, идеалы, нормы и ценности общества.

Основные  подходы к изучению  культуры в философской  мысли 

  • Натуралистический: культура рассматривается как система механизмов и институтов, обеспечивающих адаптацию людей к внешнему миру в соответствии с требованиями и потребностями их “естественной” природы.
  • Аксиологический: культура рассматривается как единство материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Ценности рассматриваются как важнейший системообразующий фактор культуры, определяющий ее строение, целостность, основные функции и свойства.
  • Деятельностный: Культура определяется как результат практической деятельности людей. Эти результаты материализуются в тех или иных предметах или ценностях. В процессе деятельности человек входит в сферу культуры.
  • Семиотический: Культура понимается как совокупность знаков, которые служат ориентирами в жизни и деятельности человека. Основанием и системообразующим механизмом культуры является язык.

Структура  культуры 

  • Критериев  типологии культур может быть  много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; этническая особенность; принадлежность  к историческому типу общества; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории  и др.  

Типология  культуры 

  • связь  с религией (культуры религиозные  и светские);
  • региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); наряду с ними выделяют общечеловеческую культуру;
  • регионально-этническая принадлежность (белорусская, французская);
  • принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
  • социально-классовая принадлежность (рабочая, буржуазная, культура среднего класса и др.);
  • сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
  • связь с территорией (сельская и городская культура);
  • специализация (обыденная и специализированная культура);
  • уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура);
  • субкультура и контркультура. 

Материальная  и духовная культура 

  • Материальная  культура включает деятельность, направленную на производство и воспроизводство ценностей, способных удовлетворять материальные потребности людей, а также результаты, способы осуществления и регуляции этой деятельности: здания и сооружения, технологии производства и манипулирования материальными объектами, устойчивые связи между людьми, формы, способы и средства регулирования отношений между ними.
  • Духовная культура представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Базисными элементами духовной культуры являются знания, умения, навыки, традиции, обычаи, нравы, законы, ценности, которые вместе образуют нормативную систему культуры. Эта система осуществляет регуляцию поведения человека, она показывает, что, как и в каких ситуациях ему надлежит делать.

Функции  культуры 

  • 1)  Аксиологическая функция отражает способность культуры нарабатывать и предлагать человеку систему ценностей и ценностных ориентаций, которые, будучи освоены человеком, наполняют его жизнь значением и смыслом.
  • 2) Адаптационная функция проявляется в том, что культура посредством разнообразных норм и образцов поведения помогает человеку приспособиться к изменчивой природной и социальной среде и приспособить эту среду к своим потребностям и интересам.
  • 3) Нормативная функция отображает способность культуры создавать идеалы и нормы, которые формируют стандарты поведения и влияют на образ жизни и способы деятельности.
  • 4) Функция социализации проявляется в том, что усвоение культурных ценностей в процессе обучения и воспитания формирует у индивида социальные черты, которые соединяют его с обществом и придают личности способность к ответственной и социально значимой деятельности.

Функции  культуры 

  • 5)  Интегративная функция проявляется в способности культуры объединять людей на основе единых ценностей и норм, которые одновременно и отличают одни сообщества от других, придавая им культурную специфику.
  • 6) Знаково-символическая функция связана со способностью культуры выступать в качестве знаков, в которых сохраняется смысл и значение культурных ценностей.
  • 7) Коммуникативная функция культуры отражает ее способность выступать средством общения между людьми, обмена опытом и знаниями, передачи, приема и осмысления информации.
  • 8) Деятельностно-творческая функция отражает активную, творчески-конструктивную природу культуры, ее способность стимулировать активную деятельность людей с помощью накопленного социального опыта.

Понятие  техники 

  • Техника это система материальных и нематериальных средств практической деятельности, созданных человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей человека.
  • Под техникой необходимо понимать:
  • - совокупность технических объектов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
  • - совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
  • - совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Виды  техники 

  • Различают  пассивную и активную технику.
  • Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (дороги, каналы, мосты, трубопроводы и т.д.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), одним словом то, что принято называть инфраструктурой производства.
  • Активная техника – это орудия труда (физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.

Основные  функции техники 

  • Во-первых, основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности.
  • Во-вторых, техника является составной частью производительных сил общества, и в определенном смысле служит показателем уровня его развития – в результате технической деятельности человек создает «вторую» искусственную природу, формирование которой происходит целенаправленно в соответствии с потребностями, интересами и целями людей.
  • В-третьих, техника включает в себя результаты научного познания. Развитие техники поэтому предполагает развитие науки.

Основные  исторические этапы  в развитии техники 

  • По  характеру развития  активной техники, а также по роли  человека в технологическом  процессе выделяют  три этапа:
  • 1) преобладание орудий и механизмов ручного труда (человек является основой технологического процесса, а техника дополнением);
  • 2) преобладание машинного труда (основой технологического процесса является машина, а человек лишь дополняет ее как технологический элемент);
  • 3) преобладание автоматизированного труда (человек высвобождается из технологической цепи, он перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, а только контролирует и регулирует деятельность технических устройств).

Техника  как объект социально-философского  осмысления 

  • Начиная  с античности вплоть до 19 в. в  философской мысли техника отождествлялась  с практическим искусством, ремеслом. Считалось, что техника имитирует  природу и действует аналогично  естественным процессам. Утверждалось, что ремесленники занимаются  лишь копированием природных  образцов и не создают чего-то  принципиально нового. В соответствии  с подобными установками статус  ремесленников в античном обществе  не был высок.
  • В 19 в. в результате промышленной революции в западном обществе происходит резкое изменение статуса техники:
  • - техника переходит из ремесленного занятия в профессиональную инженерную культуру, основанную на достижениях естествознания, и становится мощным фактором общественного развития;
  • - техника приобретает строго рациональный характер, основывается на точном логико-математическом и физическом мышлении;
  • - происходит подготовка технических специалистов по специальным научным методикам; повышается их статус как элиты, призванной обеспечить должное качество жизни.

Философия  техники 

  • Изменение  статуса техники в западном  обществе приводит к тому, что  со второй половины 19 в. значительно  усиливается интерес к проблемам  техники в философской мысли.
  • Возникает особое направление – философия техники.
  • Начало данному направлению было положено в трудах немецкой инженерной школы конца 19 – начала 20 вв. (И. Беккман, Э. Капп, А. Ридлер и др.). В рамках данной школы была обоснована органопроективная концепция техники, согласно которой технические объекты представляют собой естественное продолжение органов человека.
  • Предметом философии техники становится также статус инженеров в обществе. На рубеже 19-20 вв. в рамках философии техники возникает идея технократии, согласно которой любая социальная система способна достичь процветания в результате установления господствующего положения в экономической и политической системе общества технических специалистов.

Философия  техники 20 в. 

  • Основные  направления:
  • Сциентисткое: Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы "наука-техника", проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания.
  • Социологическое: Исследуется влияние техники на развитие общества. В рамках направления можно выделить три основных подхода:
    • Техницизм – влияние техники на общество оценивается позитивно;
    • Антитехницизм – влияние техники на общество оценивается преимущественно негативно;
    • Синтетический подход – техника рассматривается нейтрально с ценностной точки зрения; результаты использования техники зависят от того, кто и как использует технику.
  • Антропологическое: Исследуется влияние технической среды на способ существования человека.

Революции  в технике. Научно-техническая  революция 

  • Развитие  техники как элемента производительных  сил включает в себя несколько  качественных переходов: неолитическая  революция, промышленная революция 18-19 вв., научно-техническая революция.
  • Научно-техническая революция – процесс интеграции науки и техники при опережающем развитии науки по отношению к технике и технологии. Этот процесс превратил науку в непосредственную производительную силу и стал ведущим фактором экономического и социального прогресса для ряда стран. Начало НТР относят к 1950-1960-м гг. и выделяют в ней два этапа:
  • 1) 1960-1970-е гг.: создание автоматизированных производственных процессов и самоуправляемой техники на их основе.
  • 2) С 1980-х гг.: быстрое развитие информационных технологий.

Информация о работе Лекции по "Философии"