Философия
природы
- 1.
Понятие природы.
Природа как объект
философского познания.
- 2.
Природа как объект
научного познания.
- 3.
Взаимоотношение человека
и природы.
- 4.
Современный экологический
кризис и его осмысление
в философии.
Понятие
природы
- В широком
смысле природа –
это все разнообразие
форм бытия, объективная
реальность, отличительной
чертой которой является
существование вне сознания
и независимо от него. Различные аспекты
и элементы этой реальности выступают
объектом естественнонаучного познания.
- В узком
смысле природа –
это совокупность естественных
условий существования
человека и общества. В этом качестве
природа выступает как объект философского
познания. Поскольку главной проблемой
философии является человек, поэтому природу
она рассматривает исключительно с позиций
человека, его интересов и потребностей.
Основные
подходы к пониманию
сущности природы
в истории философии
Понимание
сущности природы
в античной философии
Основанием
понимания природы выступает
принцип космоцентризма, в соответствии
с которым природа рассматривается
как вечный, неизменный и самодостаточный
космос.
- В основе
природы находится внутренний разумный
закон – Логос, благодаря которому природа
функционирует как упорядоченная целостность.
Действию Логоса подчинено все, что есть
в мире – минералы, растения, животные,
люди, боги (все это части единой природы).
- Природа
выступает как идеал, эталон порядка, гармонии
и симметрии. Каждый элемент природы занимает
строго определенное для него место.
- Человек
неотделим от природы, является ее частью.
Поскольку человек наделен разумом, главной
его целью является познание разумных
оснований природы путем абстрактного
мышления для того, чтобы жить в гармонии
с природой.
Понимание
сущности природы
в средневековой
философии
Основанием
понимания природы является принцип
креационизма, согласно которому
вся природа была создана Богом
из ничего и в определенный
момент времени также перестанет
существовать.
- Природа
сама по себе как материальный мир – это
ничто, неопределенная пассивная масса.
Качественное и количественное разнообразие
природных предметов, явлений и процессов
стало возможным только благодаря творческой
деятельности Бога, который является причиной
и условием всего существующего.
- Природа
в целом выступает как несовершенное отражение
совершенства Бога. Природа организована
иерархически – разные типы объектов
представляют собой различные степени
совершенства (наименее совершенны неодушевленные
предметы, затем растения, животные, высшая
степень – человек).
- Человек
выделяется из природы как наиболее совершенное
творение Бога. Познание природы считается
второстепенным делом в сравнении со стремлением
к спасению души.
Понимание
сущности природы
в философии Возрождения
- Основанием
в понимании природы является
принцип пантеизма, в соответствии
с которым природа отождествляется
с Богом. Бог рассматривается
как активное начало в природе,
ее душа, форма, то, что придает
всей совокупности природных
объектов целостность и упорядоченность.
Бог неотделим от природы («природа
есть Бог в вещах»).
- Поэтому
природе придается божественный характер.
Она рассматривается как образец порядка
и гармонии.
- Вместе
с тем человек рассматривается как высшее
творение и высшая ценность в системе
мироздания, достоинство которого определяется
творческой, активной деятельностью.
- Познание
природы в соответствии с принципом пантеизма
в чем-то уподобляется по значимости познанию
Бога. Природа рассматривается как книга,
содержащая зашифрованные знаки. Цель
человека – разгадать эти знаки для того,
чтобы подчинить себе силы природы. В качестве
средств познания природы рассматривались
различные способы: абстрактно-теоретические,
опытно-экспериментальные, мистико-религиозные.
Понимание
сущности природы
в философии Нового
времени
- Основанием
в понимании природы выступает
принцип рационализма, в соответствии
с которым природа выступает
как совокупность взаимодействующих
между собой материальных объектов,
подчиненных действию неизменных
и устойчивых законов природы.
- В качестве
универсальных законов природы объявляются
законы механики. Поэтому вся природа
понимается как огромный механизм, подлежащий
точному описанию и измерению.
- Человек
как рациональное существо рассматривается
в качестве хозяина природы. Его цель –
познание природы с целью достижения господства
над нею, что позволит человеку наиболее
оптимально удовлетворять свои основные
практические потребности.
- Основное
средство человека для достижения господства
над природой – научное естествознание,
основанное на опытно-экспериментальном
исследовании природы. На ее основании
создается техника, способствующая тому,
чтобы природа служила человеку.
Понимание
сущности природы
в современной
философии
Технократический
подход:
- Сохраняются
в основном установки философии Нового
времени.
- «Максимум
природных благ для большего числа людей
на более длительный период»
Коэволюционный
подход:
- Природа
и общество рассматриваются как две взаимосвязанные
системы; изменения в одной из них с неизбежностью
приводят к изменениям в другой.
- В своем
развитии общество должно учитывать интересы
природы для собственной безопасности.
Современные
подходы противопоставления
природы и культуры
- Человек
в процессе труда может действовать
лишь так, как действует сама
природа, т.е. может изменить лишь
форму веществ.
- Природа
постоянно присутствует во всех творениях
рук человеческих. Природа есть нечто
более высокое, на что человек должен равняться.
- Культура
является источником всех человеческих
бед.
- Природа
несовершенна и обладает рядом
принципиальных изъянов.
- Культура
есть усовершенствованная природа, в ней
ликвидируются недостатки или ущербность
природы. Созданная человечеством искусственная
среда во много раз продуктивнее естественной
среды.
- Природа
сама предопределила развитие культуры.
Природа
как среда обитания
человека. Ее структура
Естественная
среда:
- Геосфера
- вся поверхность Земли, необитаемая или
пригодная для обитания человека.
- Космосфера
- околоземное космическое пространство,
исследуемое человеком.
Искусственная
среда (вторая природа):
- Техносфера
- совокупность всех объектов, созданных
человеком в процессе практической деятельности.
- Ноосфера
- сфера разумной деятельности человека
общепланетарного масштаба.
Типы
отношения человека
к природе
- Практическое
отношение - природа выступает в качестве
естественных условий существования,
средства деятельности человека, материала
для производства. Здесь преобладает прагматически-утилитарный
интерес, а природа рассматривается как
источник потребления.
- Познавательное
отношение - природа выступает как объект
научного исследования. В этом отношении
реализуются познавательные интересы,
но диктуются они, как правило, практическими
потребностями людей и определяются ими.
Средством реализации познавательного
отношения к природе являются конкретные
естественные науки.
- Ценностное
отношение - природа
оценивается с позиций добра и красоты.
При этом природа может рассматриваться
и как сфера совершенства, идеал гармонии
и образец для подражания, и как сфера
низменного, неразумного, несовершенного.
Этапы
взаимодействия природы
и общества
- Архаический
- Аграрный
- Индустриальный
- Постиндустриальный
Архаический
этап взаимодействия
природы и общества
- Практическое
отношение: Основные виды хозяйственной
деятельности людей – охота, собирательство
и рыболовство. Люди ничего практически
не производят, а только присваивают продукты
природы в готовом виде при помощи примитивных
орудий труда. Степень воздействия общества
на природу минимальна.
- Познавательное
отношение: Люди не отделяют себя от
природы. Природные явления объясняются
на основании мифологии и магии.
- Ценностное
отношение: Природа воспринимается
как человеческий дом. Она одухотворяется
и рассматривается по аналогии с человеком.
Аграрный
этап взаимодействия
природы и общества
- Практическое
отношение: Формируется производящее
хозяйство. Его основные формы - земледелие
и животноводство. Складываются ремесла,
торговля, появляются города. Характерны
сравнительно медленное развитие основных
видов и форм деятельности, использование
в качестве источников энергии мускульной
силы животных и человека, воды и ветра.
Способы деятельности и ее результаты
не оказывали в целом значительного влияния
на природный баланс.
- Познавательное
отношение: В процессе многолетней сельскохозяйственной
практики люди усваивают периодически
повторяющиеся в природе явления и циклы,
придают им сакральный характер, что отражено
в народном календаре.
- Ценностное
отношение: Природа, в особенности земля,
рассматривается как подательница всех
благ для людей; характерно ее почитание,
бережное отношение к природе.
Индустриальный
этап взаимодействия
природы и общества
- Практическое
отношение: Ведущей сферой общественного
производства становится промышленность,
машинное производство. Воздействие человека
на природу приобретает здесь технический
характер и размеры, разрушительные для
окружающей среды. В ходе хозяйственной
деятельности людей существенно изменяется
природный баланс и возникает экологический
кризис.
- Познавательное
отношение: Природа выступает прежде
всего как объект естественнонаучного
познания. Научное познание природы необходимо
для ее практического использования.
- Ценностное
отношение: Природа рассматривается
как среда обитания и деятельности человека,
необходимая для удовлетворения разнообразных
человеческих потребностей.
Постиндустриальный
этап взаимодействия
природы и общества
- Практическое
отношение: Превращение научно-технической
деятельности в ведущую сферу общественного
производства. Прослеживается не только
тенденция возрастания масштабов потребления
природных ресурсов, но и стремление к
их воссозданию в необходимых размерах.
- Познавательное
отношение: Природа продолжает выступать
в качестве объекта естественнонаучного
познания. Наряду с тенденцией к познанию
природы для ее практического использования
прослеживается тенденция к изобретению
возможности воссоздания природных ресурсов.
- Ценностное
отношение: Не имеет однозначного характера.
Сосуществуют технократическое и коэволюционное
понимание природы.
Экология
- Термин
«экология» впервые предложен
в 1866 году Э.Геккелем.
Первоначально он означал науку об отношениях
растительных и животных организмов (и
образуемых ими сообществ) между собой
и окружающей средой. С 70-х годов 20 века
это понятие приобретает социальный аспект.
С этого времени экологию нередко определяют
следующим образом:
- - как системное
понимание окружающей среды;
- - как науку
о социальных механизмах взаимодействия
общества с окружающей средой;
- - как прямое
и побочное влияние производственной
деятельности на состояние и свойства
окружающей среды и т.п.
- Следовательно,
экологию можно
определить как науку,
изучающую закономерности
взаимодействия человека,
общества с окружающей
средой, а также практические
проблемы её охраны.