Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Философия  природы 

  • 1.  Понятие природы.  Природа как объект  философского познания.
  • 2. Природа как объект научного познания.
  • 3. Взаимоотношение человека и природы.
  • 4. Современный экологический кризис и его осмысление в философии.

Понятие  природы 

  • В широком  смысле природа – это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, отличительной чертой которой является существование вне сознания и независимо от него. Различные аспекты и элементы этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания.
  • В  узком смысле природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. В этом качестве природа выступает как объект философского познания. Поскольку главной проблемой философии является человек, поэтому природу она рассматривает исключительно с позиций человека, его интересов и потребностей.

Основные  подходы к пониманию  сущности природы  в истории философии

Понимание  сущности природы  в античной философии 

    Основанием  понимания природы выступает  принцип космоцентризма, в соответствии  с которым природа рассматривается  как вечный, неизменный и самодостаточный  космос.

  • В основе природы находится внутренний разумный закон – Логос, благодаря которому природа функционирует как упорядоченная целостность. Действию Логоса подчинено все, что есть в мире – минералы, растения, животные, люди, боги (все это части единой природы).
  • Природа выступает как идеал, эталон порядка, гармонии и симметрии. Каждый элемент природы занимает строго определенное для него место.
  • Человек неотделим от природы, является ее частью. Поскольку человек наделен разумом, главной его целью является познание разумных оснований природы путем абстрактного мышления для того, чтобы жить в гармонии с природой.

Понимание  сущности природы  в средневековой  философии 

    Основанием  понимания природы является принцип  креационизма, согласно которому  вся природа была создана Богом  из ничего и в определенный  момент времени также перестанет  существовать.

  • Природа сама по себе как материальный мир – это ничто, неопределенная пассивная масса. Качественное и количественное разнообразие природных предметов, явлений и процессов стало возможным только благодаря творческой деятельности Бога, который является причиной и условием всего существующего.
  • Природа в целом выступает как несовершенное отражение совершенства Бога. Природа организована иерархически – разные типы объектов представляют собой различные степени совершенства (наименее совершенны неодушевленные предметы, затем растения, животные, высшая степень – человек).
  • Человек выделяется из природы как наиболее совершенное творение Бога. Познание природы считается второстепенным делом в сравнении со стремлением к спасению души.

Понимание  сущности природы  в философии Возрождения 

  • Основанием  в понимании природы является  принцип пантеизма, в соответствии  с которым природа отождествляется  с Богом. Бог рассматривается  как активное начало в природе, ее душа, форма, то, что придает  всей совокупности природных  объектов целостность и упорядоченность. Бог неотделим от природы («природа  есть Бог в вещах»).
  • Поэтому природе придается божественный характер. Она рассматривается как образец порядка и гармонии.
  • Вместе с тем человек рассматривается как высшее творение и высшая ценность в системе мироздания, достоинство которого определяется творческой, активной деятельностью.
  • Познание природы в соответствии с принципом пантеизма в чем-то уподобляется по значимости познанию Бога. Природа рассматривается как книга, содержащая зашифрованные знаки. Цель человека – разгадать эти знаки для того, чтобы подчинить себе силы природы. В качестве средств познания природы рассматривались различные способы: абстрактно-теоретические, опытно-экспериментальные, мистико-религиозные.

Понимание  сущности природы  в философии Нового  времени 

  • Основанием  в понимании природы выступает  принцип рационализма, в соответствии  с которым природа выступает  как совокупность взаимодействующих  между собой материальных объектов, подчиненных действию неизменных  и устойчивых законов природы.
  • В качестве универсальных законов природы объявляются законы механики. Поэтому вся природа понимается как огромный механизм, подлежащий точному описанию и измерению.
  • Человек как рациональное существо рассматривается в качестве хозяина природы. Его цель – познание природы с целью достижения господства над нею, что позволит человеку наиболее оптимально удовлетворять свои основные практические потребности.
  • Основное средство человека для достижения господства над природой – научное естествознание, основанное на опытно-экспериментальном исследовании природы. На ее основании создается техника, способствующая тому, чтобы природа служила человеку.

Понимание  сущности природы  в современной  философии 

Технократический  подход:

  • Сохраняются в основном установки философии Нового времени.
  • «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период»
 

Коэволюционный  подход:

  • Природа и общество рассматриваются как две взаимосвязанные системы; изменения в одной из них с неизбежностью приводят к изменениям в другой.
  • В своем развитии общество должно учитывать интересы природы для собственной безопасности.

Современные  подходы противопоставления  природы и культуры 

  • Человек  в процессе труда может действовать  лишь так, как действует сама  природа, т.е. может изменить лишь  форму веществ.
  • Природа постоянно присутствует во всех творениях рук человеческих. Природа есть нечто более высокое, на что человек должен равняться.
  • Культура является источником всех человеческих бед.
 
  • Природа  несовершенна и обладает рядом  принципиальных изъянов.
  • Культура есть усовершенствованная природа, в ней ликвидируются недостатки или ущербность природы. Созданная человечеством искусственная среда во много раз продуктивнее естественной среды.
  • Природа сама предопределила развитие культуры.

Природа  как среда обитания  человека. Ее структура 

Естественная  среда:

  • Геосфера - вся поверхность Земли, необитаемая или пригодная для обитания человека.
  • Космосфера - околоземное космическое пространство, исследуемое человеком.
 

Искусственная  среда (вторая природа):

  • Техносфера - совокупность всех объектов, созданных человеком в процессе практической деятельности.
  • Ноосфера - сфера разумной деятельности человека общепланетарного масштаба.

Типы  отношения человека  к природе 

  • Практическое  отношение - природа выступает в качестве естественных условий существования, средства деятельности человека, материала для производства. Здесь преобладает прагматически-утилитарный интерес, а природа рассматривается как источник потребления.
  • Познавательное отношение - природа выступает как объект научного исследования. В этом отношении реализуются познавательные интересы, но диктуются они, как правило, практическими потребностями людей и определяются ими. Средством реализации познавательного отношения к природе являются конкретные естественные науки.
  • Ценностное отношение - природа оценивается с позиций добра и красоты. При этом природа может рассматриваться и как сфера совершенства, идеал гармонии и образец для подражания, и как сфера низменного, неразумного, несовершенного.

Этапы  взаимодействия природы  и общества 

  • Архаический
  • Аграрный
  • Индустриальный
  • Постиндустриальный

Архаический  этап взаимодействия  природы и общества  

  • Практическое  отношение: Основные виды хозяйственной деятельности людей – охота, собирательство и рыболовство. Люди ничего практически не производят, а только присваивают продукты природы в готовом виде при помощи примитивных орудий труда. Степень воздействия общества на природу минимальна.
  • Познавательное отношение: Люди не отделяют себя от природы. Природные явления объясняются на основании мифологии и магии.
  • Ценностное отношение: Природа воспринимается как человеческий дом. Она одухотворяется и рассматривается по аналогии с человеком.

Аграрный  этап взаимодействия  природы и общества 

  • Практическое  отношение: Формируется производящее хозяйство. Его основные формы - земледелие и животноводство. Складываются ремесла, торговля, появляются города. Характерны сравнительно медленное развитие основных видов и форм деятельности, использование в качестве источников энергии мускульной силы животных и человека, воды и ветра. Способы деятельности и ее результаты не оказывали в целом значительного влияния на природный баланс.
  • Познавательное отношение: В процессе многолетней сельскохозяйственной практики люди усваивают периодически повторяющиеся в природе явления и циклы, придают им сакральный характер, что отражено в народном календаре.
  • Ценностное отношение: Природа, в особенности земля, рассматривается как подательница всех благ для людей; характерно ее почитание, бережное отношение к природе.

Индустриальный  этап взаимодействия  природы и общества 

  • Практическое  отношение: Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Воздействие человека на природу приобретает здесь технический характер и размеры, разрушительные для окружающей среды. В ходе хозяйственной деятельности людей существенно изменяется природный баланс и возникает экологический кризис.
  • Познавательное отношение: Природа выступает прежде всего как объект естественнонаучного познания. Научное познание природы необходимо для ее практического использования.
  • Ценностное отношение: Природа рассматривается как среда обитания и деятельности человека, необходимая для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

Постиндустриальный  этап взаимодействия  природы и общества 

  • Практическое  отношение: Превращение научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. Прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах.
  • Познавательное отношение: Природа продолжает выступать в качестве объекта естественнонаучного познания. Наряду с тенденцией к познанию природы для ее практического использования прослеживается тенденция к изобретению возможности воссоздания природных ресурсов.
  • Ценностное отношение: Не имеет однозначного характера. Сосуществуют технократическое и коэволюционное понимание природы.

Экология 

  • Термин  «экология» впервые предложен  в 1866 году Э.Геккелем. Первоначально он означал науку об отношениях растительных и животных организмов (и  образуемых ими сообществ) между собой и окружающей средой. С 70-х годов 20 века это понятие приобретает социальный аспект. С этого времени экологию нередко определяют следующим образом:
  • - как системное понимание окружающей среды;
  • - как науку о социальных механизмах взаимодействия общества с окружающей средой;
  • - как прямое и побочное влияние производственной деятельности на состояние и свойства окружающей среды и т.п.
  • Следовательно, экологию можно определить как науку, изучающую закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны.

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"