НЕМЕЦКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.
Особенности немецкой
классической философии.
2. Философия Канта.
3. Философия Гегеля.
4. Философия Фейербаха.
Немецкая
классическая философия.
Хронологические
рамки
- Под
немецкой классической философией
понимается оригинальное философское
движение, которое сформировалось
и развивалось в Германии в
конце 18 – первой половине 19 вв.
Социокультурные
предпосылки немецкой
классической философии
- Великая
Французская революция конца 18 в.
и последовавшие за ней события
– их осмысление приводит к
переоценке роли разума в социальной
жизни и утверждению о неоднозначности
общественного прогресса.
- Промышленная
революция в странах Европы в конце 18 –
первой половине 19 вв. – способствует
сохранению представлений о рациональном
и прогрессивном развитии общества.
- Развитие
науки в конце 18 – начале 19 вв.: выделение
из естествознания отдельных дисциплин
– химии, биологии, геологии, в рамках
которых постепенно формируется идея
качественного преобразования форм природной
реальности – результатом становится
переоценка принципов механицизма и метафизичности.
Особенности
германского общества
в конце 18 – первой
половине 19 вв.
- В данный
период Германия представляла
собой ряд мелких самостоятельных
государств, в большинстве из
которых господствовали феодальные
порядки и абсолютистские монархические
режимы.
- В экономическом
отношении Германия отставала от наиболее
развитых стран Европы того времени.
- В этих
условиях интеллектуальная элита не имела
возможности реализовать свою активность
в социально-политической жизни; сферой
приложения ее усилий становятся философия
и литература, которые в рассматриваемый
период достигают расцвета.
Связь
немецкой классической
философии и философии
Просвещения
- На
рубеже 18-19 вв. просветительская философия
претерпевает кризис. В европейской
интеллектуальной культуре преобладают
идеи романтизма, в рамках которого
осуществляется радикальная критика
просветительского рационализма.
- Немецкая
классическая философия также формируется
в качестве реакции на кризис идей Просвещения.
Однако ее отношение к ней имеет неоднозначный
характер.
Отношение
немецкой классической
философии к идеям
Просвещения
- С одной
стороны, имеет место критика
крайнего рационализма: идей о
возможности безграничного познания
человеком мира, о возможности
переустройства всей жизни общества
на принципах разума, о прямолинейном
характере общественного прогресса,
а также полного отрицания
просветителями культурно-исторического
наследия предыдущих эпох.
- С другой
стороны, сохраняется и совершенствуется
на качественно новой основе рационалистическая
направленность философии.
- Непосредственным
источником немецкой классической
философии становится немецкое
Просвещения конца 18в.
Основная
черта немецкой
классической философии
- Идеализм
– мировоззренческая позиция, предусматривающая
определяющее отношение мышления
к бытию.
Основные
достижения немецкой
классической философии
- обоснование
целостной концепции развития
всей природной, социальной и
духовной реальности;
- обоснование
активной, творческой природы мышления;
- введение
принципа историзма в исследование социально-культурной
сферы.
Основные
представители немецкой
классической философии
- Иммануил
Кант (1724-1804)
- Иоганн
Фихте (1762-1814)
- Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Фридрих
Шеллинг (1775-1854)
- Людвиг
Фейербах (1804-1872)
Иммануил
Кант
- Философское
творчество разделяется на два
периода:
- Докритический
(до 1770 г.) – сторонник идей естественнонаучного
материализма. В центре его интересов
были проблемы космологии, механики и
физической географии.
- Критический
(после 1770 г.) – создание оригинальной
«критической» философии.
«Критическая»
философия И.Канта
«Критика
чистого разума» (1781)
«Критика
практического разума» (1788)
«Критика
способности суждения» (1790)
Что же
здесь имеется в виду под
словом «критика»? До сих пор,
поясняет И.Кант, философы исследовали
мир с помощью разума, но не
исследовали сам разум как инструмент
познания и деятельности. Поэтому всю
прежнюю философию Кант называет догматической,
слепо верящей в способности разума, хотя
эти способности никто не проверял. Критическая
философия ставит своей задачей проведение
данной проверки.
Основные
философские вопросы:
Что я могу
знать?
Что я должен
делать?
На что
я могу надеяться?
И.
Кант. Учение о
познании
- Познание
– отношение субъекта и объекта.
- Познающий
субъект имеет уровневую систему:
- чувственность
- рассудок
- разум
- Познаваемый
объект имеет две стороны:
- явление
(внешние стороны, признаки объекта, воспринимаемые
в чувственном опыте);
- вещь в
себе (сущность объекта).
И.
Кант. Учение о
априорных формах
познания
- В процессе
познавательной деятельности на
уровнях чувственности и рассудка
познающего субъекта существуют
априорные формы – особые формы деятельности
сознания, которые являются предшествующими
всякому опыту и независящими от него
и выступающие средствами упорядочивания
чувственного опыта в сознании.
- Априорные
формы чувственности – пространство
и время.
- Априорные
формы рассудка – категории.
- Априорные
формы синтеза чувственного опыта и понятий
рассудка.
- Благодаря
наличию в сознании априорных
форм становится возможным обобщение
и систематизация опыта, формирование
общих понятий, суждений, научных
теорий и законов.
«Коперниковский
переворот» И.Канта
в философии
- Сознание
познающего субъекта – не пассивная
субстанция, а активное, творчески-конструктивное
образование.
- Достоверность
научных знаний обусловлена наличием
в сознании априорных форм.
- Таким
образом, познающий субъект не открывает
законы природы, а диктует сконструированные
в собственном сознании законы природе.
- Познавательные
возможности ограничены исследованием
явлений (пределами опыта). Познающее сознание
действует как машина, которая обрабатывает
данные чувственного опыта, придает им
форму представлений и суждений. Достоверное
познание того, что не дано в опыте, невозможно.
И.Кант.
Критика «чистого
разума»
- Разум
– высший уровень познавательной деятельности
субъекта. На данном уровне сознание пытается
проникнуть в мир вещей
в себе, т.е. познать сущность объектов,
не данных в опыте.
- В результате
формируются идеи
чистого разума – Бог, Вселенная,
душа, которые никоим образом не связаны
с чувственным опытом и являются чисто
воображаемыми.
- Возникновение
данных идей связано исключительно с потребностью
мышления в создании завершенных конструкций
(идея души – попытка охватить всю сферу
внутреннего опыта, идея Вселенной - попытка
охватить всю сферу внешнего опыта, идея
Бога – попытка найти основание всякого
опыта вообще).
- Покинув
границы опыта, разум попадает в область
неразрешимых противоречий, а его суждения
необходимо становятся иллюзорными. Рациональная
наука, основанная на чистых идеях разума,
невозможна.
- Однако
идеи чистого разума выполняют
высшую регулятивную
роль в познании: они
указывают направление,
в котором должен двигаться
рассудок.
Этика
И. Канта
- Всеобщим
основанием нравственности является
априорный закон, содержащийся в
моральном сознании человека, называемый
категорическим императивом
практического разума: «.... поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству
в своем лице, и в лице всякого другого
так же, как к цели, и никогда не относился
бы к нему только как к средству».
- Категорический
императив не содержит в себе конкретных
предписаний, а указывает общее направление
определения моральной ценности любого
из возможных поступков.
- Ценность
морального действия определяется не
его результатом, а волей в его совершении
в соответствии с априорным нравственным
законом, выражающемся в виде долга.
- Человек
не способен рационально преобразовать
все общество, однако, он способен совершить
индивидуальный нравственный выбор.
Георг
Гегель
«Феноменология
духа» (1807);
«Энциклопедия
философских наук» (1817):
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»
Главная задача
философии – создание целостной
концепции, которая призвана
объяснить функционирование всех
сфер реальности на основе
некоторого фундаментального принципа.
Тождество
бытия и мышления
- Первоосновой
мира является бесконечное мировое
духовное начало – Абсолютная
Идея.
- Абсолютная
Идея пребывает в состоянии постоянного
развития, имеет активный, деятельный
характер. Ее деятельность заключается
в самопознании.
- Самопознание
Абсолютной идеи проходит путем реализации
следующих процедур:
-
опредмечивание – процедура,
в результате которой идея
получает внешнее выражение в
форме предмета;
-
распредмечивание – процедура
перевода предмета в форму
идеи путем ее познания.
- Таким
образом, весь природный, социальный и
духовный мир представляет собой опредмеченные
и распредмеченные проявления Абсолютной
Идеи. Следовательно, мышление и бытие
– это две формы Абсолютной Идеи. Законы
бытия совпадают с законами мышления.
Диалектический
метод Г. Гегеля
- Сущность
Абсолютной Идеи составляет беспрерывное
изменение, преобразование и развитие.
Соответственно, весь природный, социальный
и духовный мир представлен
в виде процесса.
- Развитие
осуществляется как процесс последовательного
развертывания системы категорий, которые
одновременно являются формами бытия
и мышления одновременно.
- Источником
развития является противоречие, содержащееся
в каждой форме как бытия, так и мышления.
- Развитие
выступает не как прямолинейный, а как
скачкообразный, спиралевидный процесс.
Схема
диалектического
метода Г.Гегеля