Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Скачать документ)

НЕМЕЦКАЯ  КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 
 

    1.  Особенности немецкой  классической философии. 
2. Философия Канта. 
3. Философия Гегеля. 
4. Философия Фейербаха.

Немецкая  классическая философия. Хронологические  рамки 

  • Под  немецкой классической философией  понимается оригинальное философское  движение, которое сформировалось  и развивалось в Германии в  конце 18 – первой половине 19 вв.

Социокультурные  предпосылки немецкой  классической философии 

  • Великая  Французская революция конца 18 в. и последовавшие за ней события  – их осмысление приводит к  переоценке роли разума в социальной  жизни и утверждению о неоднозначности  общественного прогресса.
  • Промышленная революция в странах Европы в конце 18 – первой половине 19 вв. – способствует сохранению представлений о рациональном и прогрессивном развитии общества. 
  • Развитие науки в конце 18 – начале 19 вв.: выделение из естествознания отдельных дисциплин – химии, биологии, геологии, в рамках которых постепенно формируется идея качественного преобразования форм природной реальности – результатом становится переоценка принципов механицизма и метафизичности.

Особенности  германского общества  в конце 18 – первой  половине 19 вв. 

  • В данный  период Германия представляла  собой ряд мелких самостоятельных  государств, в большинстве из  которых господствовали феодальные  порядки и абсолютистские монархические  режимы.
  • В экономическом отношении Германия отставала от наиболее развитых стран Европы того времени.
  • В этих условиях интеллектуальная элита не имела возможности реализовать свою активность в социально-политической жизни; сферой приложения ее усилий становятся философия и литература, которые в рассматриваемый период достигают расцвета.

Связь  немецкой классической  философии и философии  Просвещения 

  • На  рубеже 18-19 вв. просветительская философия  претерпевает кризис. В европейской  интеллектуальной культуре преобладают  идеи романтизма, в рамках которого  осуществляется радикальная критика  просветительского рационализма.
  • Немецкая классическая философия также формируется в качестве реакции на кризис идей Просвещения. Однако ее отношение к ней имеет неоднозначный характер.

Отношение  немецкой классической  философии к идеям  Просвещения 

  • С одной  стороны, имеет место критика  крайнего рационализма: идей о  возможности безграничного познания  человеком мира, о возможности  переустройства всей жизни общества  на принципах разума, о прямолинейном  характере общественного прогресса, а также полного отрицания  просветителями культурно-исторического  наследия предыдущих эпох.
  • С другой стороны, сохраняется и совершенствуется на качественно новой основе рационалистическая направленность философии.
 
  • Непосредственным  источником немецкой классической  философии становится немецкое  Просвещения конца 18в.

Основная  черта немецкой  классической философии 

  • Идеализм  – мировоззренческая позиция, предусматривающая  определяющее отношение мышления  к бытию.

Основные  достижения немецкой  классической философии 

  • обоснование  целостной концепции развития  всей природной, социальной и  духовной реальности;
  • обоснование активной, творческой природы мышления;
  • введение принципа историзма в исследование социально-культурной сферы.

Основные  представители немецкой  классической философии 

  • Иммануил  Кант (1724-1804)
  • Иоганн Фихте (1762-1814)
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
  • Фридрих Шеллинг (1775-1854)
  • Людвиг Фейербах (1804-1872)

Иммануил  Кант 

  • Философское  творчество разделяется на два  периода:
  • Докритический (до 1770 г.) – сторонник идей естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики и физической географии.
  • Критический (после 1770 г.) – создание оригинальной «критической» философии.

«Критическая»  философия И.Канта 

  • Основные  произведения:

«Критика  чистого разума» (1781)

«Критика  практического разума» (1788)

«Критика  способности суждения» (1790) 

Что же  здесь имеется в виду под  словом «критика»? До сих пор, поясняет И.Кант, философы исследовали  мир с помощью разума, но не  исследовали сам разум как инструмент познания и деятельности. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности никто не проверял. Критическая философия ставит своей задачей проведение данной проверки. 

Основные  философские вопросы:

Что я могу  знать?

Что я должен  делать?

На что  я могу надеяться?

И. Кант. Учение о  познании 

  • Познание  – отношение субъекта и объекта.
 
  • Познающий  субъект имеет уровневую систему:

- чувственность

- рассудок

- разум 

  • Познаваемый  объект имеет две стороны:
  • явление (внешние стороны, признаки объекта, воспринимаемые в чувственном опыте);
  • вещь в себе (сущность объекта).

И. Кант. Учение о  априорных формах  познания 

  • В процессе  познавательной деятельности на  уровнях чувственности и рассудка  познающего субъекта существуют  априорные формы – особые формы деятельности сознания, которые являются предшествующими всякому опыту и независящими от него и выступающие средствами упорядочивания чувственного опыта в сознании.
 
  • Априорные  формы чувственности – пространство  и время.
  • Априорные формы рассудка – категории.
  • Априорные формы синтеза чувственного опыта и понятий рассудка.
 
  • Благодаря  наличию в сознании априорных  форм становится возможным обобщение  и систематизация опыта, формирование  общих понятий, суждений, научных  теорий и законов.

«Коперниковский  переворот» И.Канта  в философии 

  • Сознание  познающего субъекта – не пассивная  субстанция, а активное, творчески-конструктивное  образование.
  • Достоверность научных знаний обусловлена наличием в сознании априорных форм.
  • Таким образом, познающий субъект не открывает законы природы, а диктует сконструированные в собственном сознании законы природе.
  • Познавательные возможности ограничены исследованием явлений (пределами опыта). Познающее сознание действует как машина, которая обрабатывает данные чувственного опыта, придает им форму представлений и суждений. Достоверное познание того, что не дано в опыте, невозможно.

И.Кант. Критика «чистого  разума» 

  • Разум – высший уровень познавательной деятельности субъекта. На данном уровне сознание пытается проникнуть в мир вещей в себе, т.е. познать сущность объектов, не данных в опыте.
  • В результате формируются идеи чистого разума – Бог, Вселенная, душа, которые никоим образом не связаны с чувственным опытом и являются чисто воображаемыми.
  • Возникновение данных идей связано исключительно с потребностью мышления в создании завершенных конструкций (идея души – попытка охватить всю сферу внутреннего опыта, идея Вселенной - попытка охватить всю сферу внешнего опыта, идея Бога – попытка найти основание всякого опыта вообще).
  • Покинув границы опыта, разум попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными. Рациональная наука, основанная на чистых идеях разума, невозможна.
  • Однако идеи чистого разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

Этика  И. Канта 

  • Всеобщим  основанием нравственности является  априорный закон, содержащийся в  моральном сознании человека, называемый  категорическим императивом практического разума: «.... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
  • Категорический императив не содержит в себе конкретных предписаний, а указывает общее направление определения моральной ценности любого из возможных поступков.
  • Ценность морального действия определяется не его результатом, а волей в его совершении в соответствии с априорным нравственным законом, выражающемся в виде долга.
  • Человек не способен рационально преобразовать все общество, однако, он способен совершить индивидуальный нравственный выбор.

Георг  Гегель 

  • Основные  труды:

«Феноменология  духа» (1807);

«Энциклопедия  философских наук» (1817):

          «Наука логики»

          «Философия природы»

          «Философия духа» 

Главная задача  философии – создание целостной  концепции,  которая призвана  объяснить функционирование всех  сфер реальности на основе  некоторого фундаментального принципа.

Тождество  бытия и мышления 

  • Первоосновой  мира является бесконечное мировое  духовное начало – Абсолютная  Идея.
  • Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании.
  • Самопознание Абсолютной идеи проходит путем реализации следующих процедур:

    -  опредмечивание – процедура,  в результате которой идея  получает внешнее выражение в  форме предмета;

    -  распредмечивание – процедура  перевода предмета в форму  идеи путем ее познания.

  • Таким образом, весь природный, социальный и духовный мир представляет собой опредмеченные и распредмеченные проявления Абсолютной Идеи. Следовательно, мышление и бытие – это две формы Абсолютной Идеи. Законы бытия совпадают с законами мышления.

Диалектический  метод Г. Гегеля 

  • Сущность  Абсолютной Идеи составляет беспрерывное  изменение, преобразование и развитие. Соответственно, весь природный, социальный  и духовный мир представлен  в виде процесса.
  • Развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления одновременно.
  • Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления.
  • Развитие выступает не как прямолинейный, а как скачкообразный, спиралевидный процесс.

Схема  диалектического  метода Г.Гегеля 

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"