Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. Сферу административного права составляют отношения, связанные с деятельностью министерств,
комитетов и других органов исполнительной власти по регулированию и координации в отраслях экономики, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между
подведомственными
организациями бюджетных
мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансовых органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.
Связь финансового
права с муниципальным
Финансовое право
находится в тесной связи с
гражданским правом, поскольку в
его предмет среди
органы, в том числе финансовые, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств
вступают и в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.).
Для таких отношений
характерно равенство, экономическая
обособленность сторон, и в предмет
финансово-правового
Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения
создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т.п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций.
Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права наиболее близкое.
Выяснение особенностей финансового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает
правильному применению юридических мер воздействия в необходимых случаях.
(ФП, Химичева 2004
г.)
Важнейший источник финансового права - Конституция Россий-
ской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Нормы конституционного
права,
гарантирующие свободу
щенной законом деятельности, обеспечивающие право частной собст-
венности, являются фундаментальными основополагающими принципа-
ми, определяющими,
в частности и природу
ний. Не менее важно запрещение экономической деятельности, направ-
ленной
на монополизацию и
Нормы
конституционного права закрепляют
обязательность уплаты установленных
налогов и сборов, принципы организации
обращения финансов, систему принятия
законов, связанных с бюджетным финансированием
и т.д. Особое внимание в конституционном
праве уделено бюджетной деятельности,
системе разработки и принятия бюджета.
В конституциях национально-государственных
образований и уставах административно-
Источником финансового права является Гражданский кодекс РФ
(ГК РФ). Кодекс содержит нормы права, определяющие такие категории
как "юридическое лицо", "физическое лицо", хозяйственные товарищества
и т.п. Без соответствующих дефиниций кодекса в принципе не возможно
осуществление правового регулирования, в том числе и регулирования фи-
нансовых правоотношений. Кроме того, кодекс прямо регулирует правоот-
ношения между субъектами финансового права - предпринимателями и го-
сударственными органами. Это относится в частности к статьям, опреде-
ляющим права
сторон при заключении государственного
контракта (ст.ст. 17–65, 525–534).
Нормы финансового права содержит Уголовный кодекс РФ, всту-
пивший в силу с 01.01.97 г., это в частности ст. 172, трактующая о незакон-
ной банковской деятельности, ст. 176, устанавливающая ответственность за
незаконное
получение кредита и другие.
Среди
источников российского финансового
права – Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях,
вступивший в силу с 1 июля 2002 года (с
изменениями и дополнениями), в частности
его статьи, связанные с валютным регулированием,
нарушением государственной дисциплины
цен и другие.
6. Конституционно-правовое регулирование финансовых правоотношений.
В правовой системе Российской Федерации основополагающее место занимает Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступившая в силу после публикации 25 декабря 1993 г. Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Конституционное регулирование экономических отношений может рассматриваться как юридическая форма выражения экономических противоречий, в частности между публично-территориальными образованиями разного уровня, между публично-правовыми и хозяйствующими субъектами, между хозяйствующими субъектами и народом, а также между самими хозяйствующими субъектами, выступающими одновременно и носителями политического интереса.
В механизме
правового регулирования
Во-первых, наиболее значимые публичные финансовые отношения имеют прямое закрепление в Конституции РФ и регулируются посредством реализации механизма прямого действия ее норм. Воздействие конституционного права на финансовое осуществляется на всех стадиях механизма правового регулирования публичных имущественных отношений и различными способами. Влияние Конституции РФ на финансовое право начинает проявляться со стадии законотворчества и затем отчетливо прослеживается на правоприменительной и правореализационной стадиях.
Во-вторых, конституционное влияние на финансовое право проявляется в том, что финансовое законодательство регулирует соответствующий круг общественных отношений в строгом соответствии с положениями Конституции РФ и под конституционным контролем. Ряд конституционных норм и принципов воспроизводят нормы финансового права и, с другой стороны, нормы финансового законодательства в необходимых случаях воспроизводят конституционные положения. Например, положения о денежной единице Российской Федерации и эмиссионных полномочиях Центрального банка РФ детально регламентируются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; нормы НК РФ, устанавливающие налоговую обязанность и регламентирующие процедуры ее исполнения, основаны на ст. 57 Конституции РФ, закрепляющей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Возможность судебного конституционного контроля основана на том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые появились такие понятия, как финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, свободное перемещение финансовых средств, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, добровольность государственных займов и т. д. Эти понятия являются основой финансового права и в силу своей значимости обозначены в Конституции РФ.
Втретьих, положения Конституции РФ могут быть одним
из способов
преодоления конкуренции
Конституционные основы финансовой деятельности подразделяются на политикоправовые, экономикоправовые и организационноправовые.
Политикоправовые принципы финансовой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), утверждения того, что Российская Федерация есть демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами финансовой деятельности в России следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.
Экономико-правовые основы финансовых отношений базируются на принципах единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ, и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ финансовой деятельности государства, ибо эти постулаты рассматриваются одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России.
Организационно-правовые принципы финансовой деятельности, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—133). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфере: ч. 5 ст. 101 — образование палатами Федерального Собрания РФ Счетной палаты РФ; ч. 3 ст. 104 — обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; ст. 106 — обязательность рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ч. 1 ст. 114 — компетенция Правительства РФ по разработке и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"