Лекции по "Пиару"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:38, курс лекций

Описание

Общечеловеческий процесс развития показал, что мирное и созидательное развитие государства возможно только при условии полноценного обмена информацией между всеми членами и структурами общества. Государственное управление гораздо эффективнее в условиях демократии. Последняя как бы предполагает всеобщее активное участие широких слоев населения в общественной жизни. Социальная напряженность возникает в основном из-за того, что управляющая элита демонстративно не интересуется или игнорирует нужды и мнение народа.

Работа состоит из  1 файл

лекции по пиару.doc

— 724.00 Кб (Скачать документ)

Политическими причинами возникновения отрасли СО служат:

    • необходимость каждого цивилизованного государства создавать и поддерживать свой благоприятный имидж и взаимопонимание не только на международной арене, но и среди населения собственной страны;
    • борьба политических партий, движений и их лидеров за усиление своего влияния в обществе.

 Идеологической причиной возникновения СО является стремление тех или иных организационных структур оказывать влияние на целевые общественные группы, чтобы внедрять в их сознание свои взгляды и убеждения.

Социальными причинами возникновения СО можно назвать:

1) потребность как  отдельных личностей, так и  различных групп населения одной страны, региона обмениваться информацией, чтобы повышать эффективность взаимопонимания и взаимодействия (СО при этом удовлетворяют указанную потребность как среди неформальных, так и среди официальных структур общества);

2) признание мировым сообществом необходимости укреплять международную безопасность и сотрудничество на базе взаимного информирования и контактов. Данная функция СО резко возросла в связи с развитием процессов глобализации — люди все больше осознают свое общечеловеческое единство.

 

2.

Развитие паблик рилейшнз имеет достаточно длинную историю. Если попытаться её проанализировать, то можно выделить четыре основные модели PR-деятельности, через которые прошли связи с общественностью в своей исторической эволюции:

Этап 1. Манипуляция, пропаганда, паблисити. (характерна для этапов от протоPR до «галантного века», а также для тоталитарных и авторитарных государств наших дней)‏.

Характерные черты: 

- Любые средства используются для привлечения внимания общественности, давления на нее;

  • Отношения строятся по принципу «Потребитель – жертва»;
  • Правдивость и объективность информации не обязательные условия информирования, этические аспекты игнорируются;
  • Главным проводником выступает СМИ.

Этап 2. Информирование общественности, общественная осведомленность. Все это может быть приравнено к понятию «журналистика» (возникает параллельно с «государственной журналистикой», развивается  по мере конкуренции в корпоративных изданиях в период промышленного переворота XIX века, имеет развитие в период индустриального общества)‏

Характерные черты:

  • Регулярная работа со СМИ с целью распространения информации;
  • Информация точна, правдива, только позитивна (негативнее факты и события замалчиваются);
  • Исследования обратной связи не предполагаются;
  • Технология «журналист на фирме».

Этап 3. Двусторонняя асимметричная коммуникация (возникает в начале  XX века, у её истоков стоят А. Ли, Э. Бернайз, А. Пейдж)‏

Характерные черты:

  • Использование исследовательских методов (для определения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, поэтому – «двусторонность», диалог);
  • Результат асимметричен - выигрывает только организация, а не общественность;
  • ПР носят прагматичный характер, т.к. цель организации – получение выгоды.

Этап 4.Двусторонняя симметричная коммуникация (появляется в ситуации регулируемого бизнеса)‏

Характерные черты:

  • Полное осознание субъектом ПР-деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и организации;
  • PR-деятельность направлена на достижение взаимной пользы фирмы и общественности («СИММЕТРИЧНОСТЬ»);
  • Проведение переговоров, заключение договоров, разрешение конфликтов, ведущих к изменению взглядов на организацию;
  • Переход от журналистских и рекламных функций ПР-специалистов к консультативным и исследовательским;
  • Закономерность выражающаяся в прямом влиянии PR-технологий на экономические показатели и социальные аспекты («нематериальные активы»)‏;
  • Идеологичность (идеальная модель):
    1. Механизм взаимодействия организации и среды – партнерство;
    2. Клиент, потребитель, покупатель – партнеры по бизнесу.

 

3.

Глубоко разобраться в сути современной системы связей с общественностью, понять ее принципы и социальные функции практически невозможно, не совершив экскурса в историю становления паблик рилейшнз на американском континенте. Основы этой профессии зарождались тут одновременно с борьбой американских патриотов за независимость и установлением республиканских демократических форм правления в отличие от европейских, монархических.

Хотя профессия паблик рилейшнз как особая и отдельная  от других в те времена еще не сформировалась, однако тактика и  приемы этого ремесла стихийно, но неуклонно развивались. Лидеры борцов Америки за независимость не упускали ни единого случая, чтобы подхлестнуть наступательные действия, заручившись поддержкой своих новых политических планов со стороны общественности.

Американские патриоты использовали малейшую возможность, чтобы интерпретировать то или иное событие в свою пользу. Так, например, 6 декабря 1773 года, переодевшись индейцами, группа американцев-патриотов проникла на британское судно, стоявшее в Бостонской бухте, и сбросила в море груз с чаем. Событие, названное "Бостонским чаепитием", было сфабриковано с целью привлечения внимания общественности, главным образом для того, чтобы повлиять на эмоции публики. Это, вероятно, первый в истории Америки классический пример организации псевдособытия и использования принципа пресс-посредничества в связях с общественностью.

Среди главных организаторов  подобных событий и их целенаправленного  освещения прессой был Самуэль Адамс - один из вождей американской революции. Интуиция подсказывала ему, что именно пресса может стать мощнейшим оружием зарождающейся нации. Адамс неустанно работал над тем, чтобы пробудить, а со временем и определенным образом сориентировать общественное мнение. Он исходил из того, что большинство населения руководствуется скорее чувствами, чем разумом, и что общественное мнение - это результат потока событий и того, как их понимают и интерпретируют люди, активно занимающиеся политикой.  
          Стоит подчеркнуть, что, несмотря на отдельные факты искусственного нагнетания эмоций, вокруг некоторых событий, основоположниками принципов, которыми и сегодня пользуются в сфере паблик рилейшнз, являются. Целый ряд творческих находок и приемов Самуэля Адамса и его соратников по мобилизации общественного мнения вошли в арсенал современных паблик рилейшнз. А именно: 
         * необходимость создания организации, способной возглавить кампанию и сплотить людей (такими организациями были бостонская группа "Сыновья свободы", основанная в 1766 году; "Корреспондентские комитеты", зародившиеся в Бостоне в 1775 году);

* использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие (например, "Древо свободы");

* использование лозунгов, преподносящих сложные проблемы  в виде простых, легко запоминающихся  стереотипов (к примеру, лозунг: "Свобода или смерть"); 
       * организация событий, привлекающих внимание общественности, провоцирующих дискуссии и тем самым структурирующих общественное мнение (например, упомянутое уже "Бостонское чаепитие");

* опережение оппонента  в интерпретации происшедшего, чтобы  изложенная первичная оценка события была воспринята как единственно правильная ("Бостонская бойня");

* необходимость постоянного  и непрерывного использования  в ходе кампании всех возможных каналов влияния на общественное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.

Следующим важным этапом в развитии инструментария паблик рилейшнз в США стал период создания американской конституции. Борьба вокруг нее, как известно, развернулась между федералистами и их противниками. Она велась на страницах прессы в виде статей, памфлетов и произведений других литературных жанров с целью убедить публику в необходимости ратификации конституции. Американские политические лидеры Александр Гамильтон, Джеймс Медисон и Джон Джей, взяв общий псевдоним Паблиус, писали и рассылали в ведущие редакции газет пламенные воззвания в поддержку конституции. Все эти письма (а их было 85) впоследствии были изданы как единый документ под названием "Письма федералиста". Они и в наше время используются для интерпретации положений американской конституции.

Раскрывая содержание этих пропагандистских усилий основателей американской демократии как одного из примеров наиболее удачных связей с общественностью, американский историк Аллан Нэвинс писал: "Достижение общенационального одобрения конституции явилось, по сути, делом паблик рилейшнз, и Гамильтон, с его острым инстинктивным пониманием ситуации, заботясь о конституции, учитывал молчаливую покорность мыслящих людей; поэтому он и делился с ними своими мыслями... Раз необходимость в конституции встала перед страной, быстрота, с которой незамедлительно начал действовать Гамильтон, явилась прекрасной иллюстрацией хороших связей с общественностью. Он отдавал себе отчет в том, что если в мыслях людей образуется вакуум, его заполняют невежество и глупые мысли. Нельзя терять время, предоставляя точные факты и обоснованные идеи". (Nevins Allan. The Constitution Makers and the Public, 1785-1790. - N.Y.: Foundation for Public Relations and Education, 1962.-P. 10).

Развитие эмпирической практики связей с общественностью  и становление паблик рилейшнз как профессии особого размаха достигли в США в ХIХ ст. Здесь они достигают определенности, приобретая относительную самостоятельность и свойственные им специфические черты.

Непосредственным предшественником паблик рилейшнз в их современном понимании считается развитие пресс-посредничества, олицетворением которого выступал пресс-агент. Наиболее известным представителями этого вида деятельности в первой половине минувшего столетия был Амос Кендалл. Его имя оказалось связанным с определенными вехами в становлении паблик рилейшнз как самостоятельного общественного явления.

В конце 20-х - начале 30-х  годов XIX века президентом США избрали  Э.Джексона - обычного человека, выходца  из народа. Но обстоятельства сложились  так, что недостаточно опытному в вопросах политики, социальной теории и коммуникации Э.Джексону оказалось не под силу самостоятельно оформлять свои идеи и разъяснять смысл собственных политических действий. Президенту был необходим специалист, который бы соответствующим образом выполнял эту работу, помогая ему подавать себя Конгрессу и всей общественности в определенной "упаковке".

Джексон успешно работал  на своем высоком посту благодаря  умелому влиянию на общественность, осуществляемому им по подсказке "кухонного  кабинета" во главе с А. Кендаллом, в прошлом - журналистом по специальности. В качестве ближайшего помощника президента Кендалл был для него и витриной, и советником, и фактическим составителем речей, и публицистом. По советам "кухонного кабинета" готовились разнообразные акции влияния на общественное мнение. Почерк Кендалла - талантливого коммуникатора, знатока общественного мнения - можно было заметить и во время избирательной кампании Джексона, и в стратегии его уже как президента США.

Собственно Амос Кендалл  стал первым в истории становления паблик рилейшнз пресс-секретарем президента. Правда, в штате Белого дома в те времена такая должность не предусматривалось. Официально ему приходилось занимать кресло четвертого аудитора Министерства финансов. Мы подчеркиваем это обстоятельство с единой целью - показать, что в первой четверти XIX ст. профессия пиэрмена (а пресс-секретарство - одна из составных частей этой специальности) еще не институционализировалась официально.

Начиная с середины прошлого столетия, железнодорожные компании вместе с предпринимательскими организациями, призывавшими осваивать новые земли, широко использовали паблисити и рекламу, убеждая людей продвигаться далее на Запад. Пресс-агенты организовывали пропагандистские кампании, советуя строителям железных дорог не просто прокладывать колею на запад, но и раскрыть перед населением необозримые перспективы предпринимательской деятельности на новом месте. Они давали такие советы, которые и теперь широко используются пиэрменами: "Мы должны трубить так громко, насколько позволяют данные нам полномочия". С тех пор и до конца XIX века, пока вся Америка не была целиком освоена, паблисити, развернутое пресс-агентами, выступало основной силой, подталкивающей людей к новым землям и к новой жизни.

Таким образом, в 30-х годах XIX века в Соединенных Штатах Америки получила формальное признание профессия специалиста по связям с общественностью, олицетворявшаяся тогда фигурой пресс-агента. Наряду с этим следует отметить, что, уделяя должное внимание деятельности пресс-агентов того периода, американские историки паблик рилейшнз считают технику их работы примитивной и грубой. Поле деятельности пресс-агента ограничивалось определенной местностью, а сами его действия отличались краткосрочностью. Он зачастую стремился добиться моментального результата для каждого отдельного акта своего хозяина, не стремясь к тому, чтобы создавать ему устойчивую репутацию.

Более широкие возможности для конструирования профессии пиэрмена и укрепления фундамента современной системы паблик рилейшнз в США появились в конце XIX - в начале XX столетия.

 

4.

Первая самостоятельная  американская фирма по оказанию специальных услуг клиентам открылась в Бостоне в 1900 году под названием "Паблисити-бюро". Организованная бывшими журналистами и возглавляемая Дж. Михаэлсом, она имела целью "оказывать пресс-агентские услуги как можно большему числу клиентов за соответствующее вознаграждение". Общенациональную известность это бюро приобрело в 1906 году, когда к нему обратились железнодорожные компании с предложением организовать отпор введению жестких правил на железнодорожном транспорте, инициированному в Конгрессе США президентом Теодором Рузвельтом. Бюро выполняло этот заказ тайно, никак не рекламируя связей с железнодорожным транспортом. Оно эффективно использовало методы сбора фактов, создания паблисити, установления личных контактов для насыщения общенациональной прессы, особенно еженедельных изданий, материалами в поддержку железных дорог. Правда, проведенная в прессе кампания, не принесла желаемых результатов, однако удалось добиться того, что руководство железных дорог решилось на переоценку своей деятельности в области связей с общественностью и со временем создало свой собственный отдел паблик рилейшнз.

Информация о работе Лекции по "Пиару"